Красота в архитектуре сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Понятие красоты в Античности было гораздо шире, чем в наше время. Понятие это включало не только статуи, картины, но и добродетели человека, его по­ступки, мысли — то есть не только эстетическую красоту в прямом смысле, но и красоту внутреннюю, нравственную. Так, например, греческий философ Сократ, не блиставший внешней красотой (что мы знаем по изобра­жениям, дошедшим до нас), обладал, по мнению греков, высшей красотой, в которой главными были внутренние, духовные и моральные, качества. И только позд­няя Античность выделяет красоту в более узком современном смысле, красоту действительно видимых вещей.

В этой лекции мы поговорим, во-первых, о разных видах искусства, которые должны были соответствовать этим критериям оценки красоты, а во-вторых — о том, что такое для греков и римлян кра­сивое человеческое тело.

Что такое архитектурный ордер? Ну, прежде всего это некий порядок. Ордер — это правильное соотношение вертикальных и горизонтальных частей любой постройки, любого здания, то есть правильное соотношение несущих и несо­мых частей. Если опоры — неважно, стены это или колонны — будут тоньше, чем положено, или будут расположены не так, как положено, по­стройка рух­нет, потому что верхняя часть своей тяжестью задавит несущие части. Вот, собственно говоря, ордер — это и есть правильное, математически выверенное соотношение.

За единицу расчета должна браться мельчайшая деталь. Такой мель­чайшей деталью при строительстве храма является, судя по всему, диаметр колонны внизу. То, что человек видел в первую очередь. Нижний диаметр колонны также служил мерой для вычисления, например, пролетов между колоннами, поскольку, если колонны расставлены слишком близко или сли­шком широко, восприятие человека, который смотрит на эту постройку, иска­жается, и храм выглядит непропорционально.

Так что устойчивость — не единственное, что принимали в расчет греческие архитекторы. Конечно, важна была и сама по себе красота, то есть эффект, который здание могло произвести на зрителя.

При создании скульптуры или архитектурного сооружения греки обязательно учитывали оптическое восприятие. В архитектуре это приводит к тому, что ли­нии искривлены, колонны не параллельны: они немного накло­нены к центру. Крайние колонны всегда были чуть шире, чем остальные, потому что крайние колонны оказываются более освещенными, чем внутрен­ние, и эта освещен­ность искажает их реальные размеры. Для этого же греки делали небольшое утолщение посередине колонны: с одной стороны, оно предохраняло колонну от разрушения, потому что нагрузка несомых каменных частей была доста­точно серьезной, но в то же время оно создавало ощущение стройности и пря­мо­ты колонны.

Выработанные греками стандарты будут влиять на мировую архи­тектуру на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Конечно, эти каноны возникли не сразу.

Понятно, что для того, чтобы достичь совершенства, выработать каноны, про­порции, греческое искусство должно пройти период. Примером таких попыток могут служить храмы, которые находятся на юге Италии, в горо­де Пестум — это бывшая греческая колония, которая называлась Посей­донией. Там сохранились три храма разной степени сохранности, которые демонстри­руют еще несовершенный порядок соотношения колонн и несомых частей, несо­вершенный ордер: они кажутся немного толстоватыми, пузаты­ми и при­земистыми. И в качестве примера уже совершенной греческой архите­ктуры мы можем привести Парфенон на афинском Акрополе, главный храм Афин, посвященный главной богине — покровительнице города, Афине. В Парфе­ноне колонны выше и стройнее, чем в архаических храмах, высота колонны пример­но равна пяти с половиной диаметрам.

Собор Василия Блаженного один из величайших архитектурных памятников.

В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий и их предназначение было разнообразно, начиная от зданий жилого типа и военных сооружений до религиозных зданий. И далеко не каждому из них суждено в будущем было стать архитектурным памятником. Для этого мыло носить художественную ценность , надо иметь историю, что будет передаваться от одного поколения - другому, надо иметь национальную ценность.

Архитектурным памятником может считаться отдельное здание, например, Графская пристань в г. Севастополь (на территории полуострова Крым) иди ряд строений, например египетские пирамиды. Название улицы тоже может носить исторический характер, например, Невский проспект в Санкт-Петербурге или Арбат в Москве.

При всем множестве архитектурных памятников невозможно не упомянуть об организации , которая занимается сохранность исторических наследий ЮНЕСКО, спасибо этим людям, благодаря которым и наши дети будут иметь возможность увидеть эти сооружения, хоть и жизни мало, чтобы объездить их все.

Собор Василия Блаженного в самом сердце нашей страны, на "Красной площади" в г.Москва. Он был возведен в 15 веке в честь взятия Казани при правлении самого Ивана Грозного. На слуху легенда, где тот приказал выколоть глаза зодчему, который создал этот ансамбль, чтобы тот не смог создать ничего подобного нигде.

Собор Василия Блаженного - это ансамбль из 8ми церквей с общим фундаментом и галереей. Десятками разных красок и других материалов исполнены узоры на лицевых стенах облицованных красным, белым и другими кирпичами . Позолота издалека цепляет и притягивает взгляды. Невозможно оказаться на " Красной площади " и не заметить эту величественную красоту.

Десять куполов дарят нашему взгляду ,своей разнообразной формой и рельефом" самые сильные эмоции. Иконы и причудливые колонны - лишь малая часть всей красоты.

Основание фундамента это неправильный прямоугольник. Все его церкви не похожи друг на друга, посетить хочется каждую. Четыре из них маленькие, они расположились по бокам, остальные тянуться к центру. В центре возвышается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы . Из-за вытянутых к небу линий, которыми очертаны все архитектурные линии ,создается впечатление , что все здесь легко, воздушно и светло.

Внутри храм изумляет красотой икон, великолепием мозаик, старинные колонны с узорами и росписью , восхитительная резьба на иконостасе не позволит оторвать от него взгляд.

Осознание значение слова "великолепие " дарит нам этот восхитительный архитектурный памятник. Этим зрелищем надо восхищаться воочию.

2 вариант

Обычно в разных странах в разные времена строятся разные здания. Здания могут быть разными по разным признакам. Например, здания могут быть разными по размеру. Здания могут быть разными по высоте. Здания могут быть сделаны из разных строительных материалов. Здания могут быть разной формы. Здания могут быть разного цвета. Здания могут иметь разное назначение для своего использования. Искусство воздвигать здания называется архитектурой. Архитектура бывает разной. В архитектуре бывают разные стили. Внешний вид и другие характеристики здания обычно зависят от стиля, в котором строится это здание. В зависимости от архитектурного стиля здания могут иметь разные архитектурные элементы.

Есть здания, которые считаются достаточно распространенными. Такие здания обычно строятся в большом количестве. Например, к зданиям, которые считаются достаточно распространенными, обычно относят жилые помещения для большинства населения страны. Обычно такие здания строятся примерно одинаково. Например, сегодня обычно строятся многоэтажные квартирные дома. Такие многоэтажные квартирные дома обычно имеют форму параллелепипеда. Таких зданий достаточно много. Такие здания обычно имеют балконы. Есть здания, которые строятся для помещения в них разных учреждений. Сегодня такие здания обычно тоже считаются достаточно распространенными.

Есть здания, которые относят к известным архитектурным произведениям. Такие здания обычно построены достаточно давно. Обычно считается, что здания, которые относят к известным архитектурным произведениям, имеют историческую ценность. Такие здания обычно построены в определенном архитектурном стиле. Обычно считается, что архитектурные стили, к которым принадлежат здания, которые относят к известным архитектурным произведениям, уже сегодня не используются при строительстве. Обычно считается, что изучение архитектурного стиля определенной исторической эпохи помогает изучать культуру этой исторической эпохи. Архитектурные произведения, которые построены в определенном архитектурном стиле, обычно характеризуются определенными чертами, имеют определенные архитектурные признаки. К таким определенным архитектурным признакам обычно относят разные элементы архитектуры. Можно привести примеры таких элементов архитектуры, которые обычно считаются характерными для определенного архитектурного стиля. Например, это окна определенной формы, башни определенной формы.

Также читают:

Картинка к сочинению Архитектурный памятник

Популярные сегодня темы

В цикл произведений Максима Горького На Руси входит произведение Страсти-мордасти, который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы

Владимир Семёнович Высоцкий появился на свет 25 января 1938 года в городе Москва. А ушел из жизни молодой автор всего лишь в 42 года. Все коллеги и знакомые называли Высоцкого несомненно талантливым человеком

Что такое смелость? Это способность человека преодолевать свой страх в случае возникновения какой-либо опасности. Часто смелость путают с бесстрашием, однако, это не одно и то же

Основные понятия архитектуры и дизайна. Учет экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса при создании архитектурных произведений. Три начала архитектуры: прочность, польза и красота. Проблема красоты и пользы в дизайне.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.03.2012
Размер файла 24,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат по эстетике на тему:

Красота и польза в архитектуре и дизайне

Главное отличие архитектуры от других искусств в том, что это чрезвычайно дорогое искусство, с которым лишь недавно начал и в этом состязаться кинематограф. Когда две с половиной тысячи лет назад в Афинах были построены Пропилеи, современники особо изумлялись не только изяществу самого сооружения, но и тому, что на те деньги, что были истрачены на его возведение и отделку, можно было бы наладить серьезную военную экспедицию. Историки аккуратно подсчитали, что французы потратили на возведение и отделку огромных и прекрасных готических соборов чуть не половину всего национального продукта нескольких столетий. Подражая Версальскому ансамблю короля Людовика XV, разорялись государи германских княжеств. Императрица Елизавета Петровна истратила на отделку Зимнего дворца в Петербурге добрую треть бюджета России за десяток лет.

Архитектура - дорогое искусство, однако история доказала, что нет более выгодного капиталовложения, чем создание архитектурного шедевра. Подсчитано, что за последние 30 лет около 300 миллионов человек побывали в Афинах, в Риме или Венеции только затем, чтобы "посмотреть на старые камни". А так как подобных "камней" множество, то приезжают не на день и не на два, вкладывая в экономику Италии или Греции, Египта и Мексики, Сирии и Алжира столь значимые суммы, что от них на добрую половину зависит благосостояние этих стран.

Архитектура всегда сильнее, чем иные искусства, вплетена в неустанное состязание честолюбивых устремлений сильных мира сего, а значит и в саму экономическую жизнь обществ и государств. За счет такой включенности, формально лишенная своей музы, она занимает законное место в свите старшей среди муз - музы истории Клио.

Я ставлю перед собой цель изучить красоту и пользу в архитектуре и дизайне. И ознакомится с историей этих понятий и правил.

1. Основные понятия архитектуры и дизайна

1.1 Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Архитектура - область деятельности, задачей которой является создание искусственной среды (пространственной), в которой протекают все жизненные процессы общества и отдельных людей - труд, быт, культура, общение, отдых и пр.

Так же в современном понимании архитектура - дизайн зданий, сооружений и их комплексов, а так же планировка населенных мест и разработка малых архитектурных форм - фонтанов, ограждений, беседок и др

Архитектура составляет необходимую часть средств производства (промышленная архитектура - здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская архитектура - жилые дома, общественные здания и др.). Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектура (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.). Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектура, - градостроительство.

Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в архитектуре, необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, архитектура не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи.

В классовом обществе произведения архитектуре создавались, как правило, с учётом экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью архитектуры стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы архитектуры во многом определяются высокими темпами социального и технического прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения архитектуры должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений.

Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

И таким образом очень важным средством практического решения функцией, и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции.

В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия. Что же касается традиционных форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как символическое выражение определенного эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей.

Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового строительства. В соответствии с потребностями общества архитектура изменяет существующую среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художественных образов, отражающих действительность. Принципы реалистического искусства получают в архитектуре особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, архитектура не изображает нечто, существующее вне её. Художественная правда архитектуры вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности примененных материальных средств. Оценка эстетических качеств архитектуры всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для которых она предназначена.

1.2 Дизайн

Дизайн (от англ. design -- проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

В нашей стране термин "дизайн" появился недавно. До этого проектирование вещей назвалось "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование. Это слово породило и производные понятия: “дизайнер" художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета и др. Российские ученые рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. Ценность каждой вещи в двух началах - пользе и красоте. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.

Дизайн возник в начале 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под Дизайном понимают лишь одну из его областей -- проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы -- функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово "Дизайн" применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как "Дизайн вещи", "Дизайн автомобиля"), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества. В этом смысле говорят о первобытном Дизайне, о Дизайне 18 в. и т.п.

Для обозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином "Д.", существуют и др.: "художественное конструирование" (в русском), "Formgebung" и "Formgestaltung" (в немецком), "wzornictwo przemyslowe" (в польском) и т.д. Но в 1959 на первой генеральной ассамблее ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, Международный совет организаций индустриального Д.), членом которого является и СССР, в качестве основного международного термина был всё же принят термин "industrial design" (в профессиональном сокращении -- "design"), как наиболее ёмкий по своей смысловой структуре.

2. Красота и польза в архитектуре и дизайне

2.1 Красота и польза в архитектуре

красота польза архитектура дизайн

2.2 Красота и польза в дизайне

Красота и польза именно эти понятия являются основой всей архитектуры, как античной, так и современной. Для дизайна интерьера, который находится в неразрывной связи с архитектурой, они также имеют решающее значение.

О красоте и пользе в дизайне я покажу это на примере интерьера, так будет более доступней и яснее.

Первоначально для создания любого предмета или интерьера нужна причина, назначение. Современное слово для обозначения этого понятия - функция.

Жилой интерьер создается для того, чтобы в нем жить - спать, есть, отдыхать, общаться, растить детей и прочее. Интерьер офиса создается для того, чтобы работать. Интерьер кафе, ресторана - для принятия пищи. Это и есть функция помещения. И эта функция является собственно целью и причиной создания интерьера, поэтому помещение должно максимально отвечать своей функции.

Для создания максимально удобного, функционального и полезного пространства используются нормы эргономики. В бытовом понимании они сводятся к размерам основных предметов обихода и расстояний между ними, в которых человек может свободно действовать, перемещаться, реализую функцию помещения. Например, высота сидения стула или табурета, удобная для среднестатистического человека, составляет 45-50 см, а высота письменного стола - 75 см. Это означает, что стул или стол станет неудобным, если его размер будет сильно отличаться от этой цифры. Нормы эргономики могут довольно существенно отличаться в зависимости от географического положения. Например, в скандинавских странах рост среднестатистического человека значительно выше, чем в азиатских. Соответственно и размеры предметов, удобных скандинаву и азиату могут сильно различаться. Кроме того, важно помнить, что эти нормы не являются чем-то жестким, неизменным. Они предназначены для того, чтобы оптимизировать человеческую деятельность, помочь понять, как человеку будет максимально удобно, не проверяя все эмпирическим путем.

И еще одним правилом проектирования интерьера является красота, декоративность, гармоничность внешнего вида. Значение этого критерия, как правило, переоценивается, ведь первое, что человек замечает, входя в помещение - это именно внешний вид помещения, а не его удобство или безопасность. Это и породило повсеместное в современном мире легкое отношение к профессии дизайнера. Человек видит помещение или его изображение, это в первую очередь цвета и материалы, их гармоничное сочетание. И ему кажется, что создать такой интерьер проще простого, что любой обладающий хорошим вкусом человек на это способен. Внутреннее же наполнение интерьера, состоящее из его пользы и прочности, остается для него незамеченным.

Зачастую также людям свойственно делать свой выбор, руководствуясь в первую очередь внешним видом вещи, или даже только внешним видом. Как часто можно услышать, особенно из уст женщины - ой, какая прелесть, я это хочу. Но, наверное, каждому в жизни довелось купить красивую, но неудобную пару обуви и оценить, насколько в повседневной жизни польза и прочность превалируют над красотой.

Если речь идет о покупки промышленно произведенной вещи, то особенно беспокоиться не стоит. Любая вещь промышленного производства уже является более или менее прочной и полезной, это основа промышленного дизайна. Безусловно, степень функциональности и качества вещи сильно зависит от производителя.

Но при проектировании среды обитания человека, а особенно жилого пространства, ни в коем случае нельзя приносить пользу в жертву красоте. Это не значит, что в интерьере следует отказаться полностью от декора и проектировать только скучные утилитарные вещи практичных серых расцветок. Но декоративность не должна превалировать над функциональностью и конструктивной устойчивостью. Ни одна скульптура, даже самая красивая, не должна мешать свободному передвижению в помещении. Ни один светильник, как бы сильно он вам не нравился, не должен ослеплять. Ни один предмет в помещении не должен доставлять неудобство или представлять опасность.

Однако пренебрегать красотой тоже нельзя. Декор является важной составляющей дизайна, он оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность. Декор - это то, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.

Таким образом, это древние правила, примененные правильно, помогут сделать любой интерьер радующим глаз и душу, приносящим расслабление уму и телу, независимо от того, в каком стиле вы хотите его оформить. Правила древнеримского архитектора помогут создать то, что сегодня так высоко цениться - уютный и красивый дом.

Заключение

Еще в первом веке до нашей эры древнеримский архитектор Витрувий сформулировал эти простые правила, выраженные всего тремя словами - польза, прочность, красота. Именно эти три понятия являются основой всей архитектуры, как античной, так и современной. Для дизайна интерьера, который находится в неразрывной связи с архитектурой, они также имеют решающее значение.

Список используемой литературы

[1] Е. А. Грегорян "ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

[2] Кантор К. М., Красота и польза, [М., 1967];

[3] Глазычев В. Л., О дизайне, М., 1970; серия "Проблемы материально-художественной культуры",




ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
___________________________________________


АРХИТЕКТУРА

Архитектура, начиная с примитивных построек и обустройства пещер в первобытном обществе, может рассматриваться как вкупе с первобытными же, или какими иными ремеслами, так и без них. Однако стоит заметить, что столовые приборы и мебель даже в начале ХХ века и далее часто несли на себе типично архитектурные детали и орнаменты, известные нам еще с доантичных времен. Мир всегда представлял собой некое единство, отличия диктовали скорее природные условия и технологические возможности человека-труженика в той или иной части земного шара.

Неверно было бы считать, что китайская джонка сколько-нибудь уступала в технологичности и оригинальности конструкции испанским каравеллам или голландским флейтам. Джонка – это и рыбачья лодка, и боевой корабль
с пушечным вооружением, а корабли вообще – это тоже порой замечательные образцы архитектурных сооружений, пригодные кстати и для плаванья, и для жилья, и для вырабатывания адреналина в крови, и воплощения мечты в душах юных и не очень юных искателей приключений на свою задницу, так что если кто-то скажет типа: что-то
у меня опять жо. зачесалась -– не верьте ему, он хотел сказать, что мечта не дает ему спокойно лежать на диване в толстых носках и читать газеты.

Когда ярые патриоты земли русской заводят разговор о милых их сердцу русских избах, то помните, что сами они едва ли согласятся жить в курной избе без парового отопления, электричества и, разумеется, русской печки размером в три кубических сажени, и сушить на ней настоящие русские грибки – это ж само собой… в результате, если отбросить их досужие рассуждения, то в сухом остатке одни грибки и останутся.

Не слушайте умников, которые с пеной на губах доказывают вам, что украинцы, дескать, тёмный народ, не то что мы – настоящие россы, у них даже полов в хатах нет! Так уж и нет? Да, полы зачастую из глины, но глина и не самый худший строительный материл, а где взять леса, если кругом степь и даже печи топить приходится то кизяком, то соломой?
И не забывайте пожалуйста про очень красивые плетеные дорожки и коврики на полах этих самых хат, про сверкающие белой известью стены и чудные соломенные кровли, – а соломы, конечно, хватает, земля-то – ну, чистый чернозем! Да, фундамент не нужен, не нужны и подвалы, потому что земля не промерзает на метр и даже глубже, как это происходит на Русском Севере и в Сибири.

Однажды, проходя насквозь двор на ул. Чайковского я остановился и обомлел –
предо мной стоял миниатюрный готический собор – родной брат соборов в Кельне
или Реймсе, ухоженный и сверкающий своей красотой. Кому и зачем он вдруг здесь
понадобился? А понадобился он людям любящим и умеющим ценить прекрасное.
(Дом барона Кельха).


Читайте также: