Час мужества пробил на наших часах сочинение

Обновлено: 03.07.2024

История создания

Так вот, начатый еще в 41-м сборник “Ветер войны” пополнился тогда стихотворением, ставшим, без всякого преувеличения культовым. Можно с полной уверенностью сказать, что после его издания, русский солдат нес свое тяжелое бремя ни только за любимых людей, родной дом, но еще и “великое русское слово”, высоко превознесенное Ахматовой в “Мужестве”.

“Такой судьбы не было еще ни у одного поколения” — писала когда-то Анна Ахматова в своих мемуарах. Очевидно, что гений поэтессы не мог опуститься до меланхоличных размышлений о паритете своего поколения над подрастающим. Она имела на это весьма веские причины, в первую очередь, в лице собственного опыта. Люди, знающие историю, понимают, что современники Ахматовой пережили вовсе не то, что отражено в современных учебниках. Они переживали не войну, или революцию. Каждый из них, без всякого преувеличения, переживал личный апокалипсис, при котором только что возведенные воздушные замки рушились в перманентно деформирующемся мире, где мечты переправляются в сталь, а идеи перемалывают людей на полях сражений. Были ли том мире, где вся добродетель и красота закованы в бетон животной необходимости выжить и отомстить, истинные продолжатели идей духовности, бескорыстия и честности?

Жанр, направление, размер

Безусловно, стихотворение, написанное в духе акмеизма, не может блистать сложными символами, сакральными мотивами, однако сама сила произносимых Ахматовой слов, их актуальность и обоснованность видятся читателю некими моральными догмами с колоссальной рациональной мотивировкой в виде войны.

Композиция

  1. Первая часть выступает в качестве риторического обращения Ахматовой к своим современникам. Ахматова ни к чему не побуждает: и без того ясно, что должен делать русский человек, когда в его дом ломится враг. Важно то, как и с какими мотивировками гражданин должен подходить к защите Родины. “Мы знаем, что ныне лежит на весах”, пишет поэтесса, но что каждый ее современник представлял свою дом, своих родных, свое счастье, в борьбе за которое “мужество нас не покинет”
  2. Побудив читателя вспомнить о личных ценностях, вторую часть стихотворения Ахматова посвящает главному сокровищу каждого русского человека — его родному языку. Здесь поэтесса уже риторически обращается к символическому образу русской речи: “Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово”.
  3. В дистихе Ахматова дает от лица соотечественников обещание сохранить русскую речь: “Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим и от плена спасем”. Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.
  1. Мужество. Освещая тему мужества, Ахматова приводит пример образцовой самоотверженности, которому должен следовать русский человек в борьбе за свободное и честное русское счастье.
  2. Патриотизм. Тема патриотизма не могла обойти стороной творчество Ахматовой военного периода. Поэтесса уверена в том, что русский человек — не тот трус, которого испугает факт того, что даже стихотворец не отрицает возможности ужасной смерти под “мертвыми пулями”. Она понимает, что дух патриотизма в русском человеке неисчерпаем, как бы тяжело ни было нести его бремя как внутри страны, так и сражаясь с внешним врагом.
  3. Русская культура. Одной из главных ценностей, за которые стоит идти в окопы, автор считает русскую речь — великий носитель национальной культуры.

Проблемы

  1. Проблема долга. Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
  2. Проблема приоритета ценностей. Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.

Основная идея

Средства выразительности

  1. “мы знаем, что ныне лежит на весах” — метафора. Ахматова решает начать излияние своих чувств с античного символа справедливости — весов. Что лежит на их чашах — дело субъективное, неизменно одно: одна из сторон непременно склонится и приведет человека либо к чести, либо к бесчестию.
  2. “час мужества пробил на наших часах” — аллитерация, метафора. Повторяющиеся звуки глухие звуки, в особенности “ч” и “ш” напоминают внимательному читателю звук часового механизма и бегающей по циферблату стрелки. Говоря о наших часах, Ахматова подразумевает нечто критическое и подсознательное, живущее в каждом человеке, направляющее его на правильный моральный путь: на этот раз набатом пробил час мужества, за который гражданину, исполненному чувством долга, необходимо растратить себя во благо Родины.
  3. “мужество нас не покинет” — метафора. Ахматова обобщает чувство, присущее в общем понимании только мужчинам до масштаба общества. Все одинаково болеют за судьбу родину, все одинаково дорожать своим счастьем, в сердце каждого зреет ярая ненависть к общему врагу, лишившему каждого личного счастья.
  4. “мертвые пули” — эпитет. Этим эпитетом Ахматов показывает бессмысленную природу пуль, пронзающих ее соотечественников, пули, несущие в себе убийство рад убийства, избранного врагом за идеологию, рассматриваемого нами как верх бесчеловечности.
  5. “великое русское слово” — риторическое обращение, перифраза. Обращаясь в меланхолическом порыве к “русскому слову”, Ахматова задела самый чувствительный нерв русской народности — вопрос его языковой идентичности, сплотивший его однажды, заложивший в него ничем неизмеримую гордость и тягу к справедливой жизни, в отстаивании которой и состоит долг русского человека.
  6. “свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем” — градация. Ахматова представляет нам перевернутую градацию: хорошо бы для начала спасти свой нравственный ориентир из плена, прежде чем передать его внукам, на плечи которых ляжет задача сохранить его “свободным и чистым”. Но, стихосложение — дело тонкое, как вы уже заметили. Главное, что задача выполнена — до читателя в красках донесены альтруистические интенции Ахматовского поколения на сохранение родного языка.

Автор: Иван Лейтман

Автор: Самый Зелёный · Published 15.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 05.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 18.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Наверное, в мире нет другого такого народа, который бы пережил столько же войн, сколько пришлось испытать русскому. Но, несмотря на это, мы свободны, свободен наш язык. Благодаря тому, что наши люди проявляли мужество во всех столкновениях и распрях, что происходили в разные периоды российской истории, на русском языке говорят миллионы людей. Именно тому самому мужеству и посвящено стихотворение Анны Андреевны Ахматовой — великой русской поэтессе 20 века, вместе со всей страной пережившей самое большое горе того столетия.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Поэтесса пишет четырёхстопным амфибрахием, благодаря этому размеру стихотворение читается небыстро, при этом внимание акцентируется практически на каждом слове. Этим опять же подчёркивается значимость грядущих событий. Таким образом, человек, прочитавший эти строки, воодушевляется, настраивается на борьбу. Думаю, они на самом деле послужили хорошей моральной поддержкой для многих людей огромной страны в те тяжёлые военные годы.

Аллитерационный ряд звуков [м], [н], [р] делает стихотворение, можно сказать, громким, с помощью этого оно звучит торжественно, отрывисто, создаётся явное ощущение того, что эти воодушевляющие слова адресованы всей стране, каждому её жителю.

Данное произведение величайшей русской поэтессы, я думаю, явно поспособствовало тому, что у всего нашего народа поднялся боевой дух в годы войны. Анна Андреевна Ахматова – настоящий патриот нашей родины, что она подтвердила своим стихотворением, своей истинной любовью к родной речи.

История создания

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Средства выразительности

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

Вы сейчас читаете стих Мужество, поэта Ахматова Анна Андреевна

Краткий анализ

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Рифма, ритм и строки

История создания

Акмеистика Ахматовой

В литературе Ахматова известна как поэт-акмеист. Это литературное направление в модерне, участники которого уверены, что творчество – особый вид искусства, где мастером выступает поэт, используя для работы слово. В отличие от мистиков и символистов, акмеисты считали, что поэзии можно научиться, если постоянно тренироваться.

Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.

Проблемы

  1. Проблема долга
    . Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
  2. Проблема приоритета ценностей
    . Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.

Средства выразительности

Основная идея

С болью эвакуации

В 1941 году поэтесса пишет:

Человечество еще не знало войны такого великого смысла.

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение делится на три строфы. В первой поэтесса призывает читателей к тому, чтобы оставаться сильными в тяжелом для всего народа положении, не опускать руки и не отчаиваться. Пробил час мужества и отваги, наступило время, чтобы показать, каким может быть русский человек перед лицом опасности. Эти слова многого стоят, особенно если учесть момент, что нападение на Советский Союз было внезапным.


Во второй строфе Ахматова акцентирует внимание на русском языке, на том, как важно уберечь его от врага. Но здесь еще и констатация факта:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений.

Вот так в одной строфе в тексте стихотворения переплетаются желание Ахматовой уберечь язык и отвага русского народа. Эти вещи взаимодополняют друг друга, ведь только у настоящего человека хватит сил в условиях войны заботиться не только о своей жизни, но и о культурном наследии, носителем которого он является.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

  1. Лирический герой затрагивает конкретную тему в общественной жизни страны — начало войны.
  2. Большую роль в стихотворении играет патриотический пафос, описание дальнейшей судьбы Родины в зависимости от поведения народа.
  3. Призыв к исполнению гражданского долга.
  4. В стихах виден не столько художественный размах, сколько общий смысл, вкладываемый Ахматовой, рассуждение о событиях, которые отразятся на человеке.
  5. Лирический герой выражает общий настрой русского народа на пороге главного трагического события XX века — Великой Отечественной войны.

Нельзя не отметить, как в этом случае творчество Ахматовой перекликается с творениями Марины Цветаевой, предпочитавшей называть себя именно поэтом. Цветаева посвящала свои строки революции и Гражданской войне. В ее стихотворениях также виден высокий патриотический пафос.

Вывод

И хранить мы его должны не только для себя, ныне живущих, но и для будущих поколений. И не только в память о жертвах Великой Отечественной, но и обо всех поколениях наших предков. Ведь язык создавался не одно и не два столетия.

Народ жив, пока жива его культура, пока есть люди, для которых она родная. Давайте ценить это сокровище — нашу культуру!

Что такое настоящий патриотизм

Сегодня многие с сарказмом смотрят на патриотизм, часто путая его с раболепием к власти. Патриотические порывы нередко являются синонимом аплодисментов властной верхушке, бытовой же патриотизм чаще обращён к наполнению холодильника и собственному возвышению путём унижения другого. В годы Великой Отечественной войны тоже хватало такого, но основой были искренние порывы, когда патриотам становились за землю русскую, а не за царя-батюшку или тех, кто пришёл ему на смену. Безусловно, одним из настоящих патриотов земли русской была Анна Ахматова.

Сердцу хочется кричать

Это не просто стих, а настоящая клятва. Обещание всех и каждого бороться до последнего. Всего три строфы, но этого оказалось более чем достаточно, чтобы выразить все то, от чего сердцу хотелось кричать. Незримая поддержка, едва блеснувшая надежда и уверенность в мужестве соотечественников. Наши современники будут видеть в этом стихотворении сильную рифму и отличный слог. Но те, кто жил во времена Второй мировой, смотрят на произведение Ахматовой как на пушечный залп, прозвучавший в сторону врага, ведь словом можно вдохновить на подвиги. Благодаря им мы сегодня и живем спокойно.

Ахматова как поэт-акмеист

Тема и идея стихотворения

Основная тема стихотворения — это Великая Отечественная война. Ахматова реализует эту тему по-своему. Главное, что требуется людям, так считает Ахматова, — мужество. Анализ стиха показывает, как всего в нескольких строках поэтесса смогла выразить мысль о том, что враги претендуют на разрушение русской культуры, на порабощение русских людей. Она делает это, называя самую важную для русского человека вещь — русский язык, самобытный и неповторимый.

Размер, рифма, риторика и строфика

В стихотворении используется лексический повтор, автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе). Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество. Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.

Это стихотворение — обещание, клятва, данная Родине. Оно проникнуто публицистическим пафосом, относится к патриотической лирике.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова…

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

А. Ахматова, создавая образ “час мужества”, основыва­лась на тютчевском призыве, обращенном ко всем смертным:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен…

Как бой ни жесток…

Читайте также: