Сочинение солнце плещется в соцветиях черемухи

Обновлено: 05.07.2024

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.

15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.

Автор показывает и другого героя — Лёню, который готов рисковать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.

Сохранить искусство для потомков — наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

15.3 Искусство — это все самое прекрасное, что создано руками и разу-мом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворённое гениями, сохранённое и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы не менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.

Сохранить искусство для потомков — наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

2. Ребята ушли со двора

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие — помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает своё отношение к героине, подчёркивая её привлекательность. В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и — плашмя, животом — падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя — Гоши.

Свой выбор, каким бы трудным он ни был, мы должны совершать по совести. При этом следует помнить, что за каждый поступок придётся отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

15.3 Каждый человек, в той или иной мере, имеет понятие о таких чувствах, как стыд, жалость,

сопереживание. Эти чисто человеческие чувства, нравственные понятия, наличие которых собственно и отличают человека от животного, имеют смысл и существуют только в обществе себе подобных, в человеческом обществе. Эти нравственные понятия и есть собственно душа человека. В своём тексте Э. Ю. Шим поднимает в том числе и важную проблему ответственности за нравственный выбор. Верочка сумела подчинить себе Гошу, теперь делает с ним всё, что считает нужным. Отрадно, что Гоша в опасный момент сумел всё-таки принять собственное решение:

Пока жив человек, он будет находиться в постоянной борьбе. Как поступить: пойти на сделку с совестью или совершить поступок, достойный настоящего человека? Свой выбор, каким бы трудным он ни был, мы должны совершать по совести. При этом следует помнить, что за каждый поступок придётся отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

Толя осени не любил.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. М. Шанского.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши

рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

15.1 Известный филолог Н. М. Шанский говорил: «На примере сложно-подчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной

который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов) также является сложноподчиненным с последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление.

Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.

15.2 Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.

Герой текста Анатолия Алексина любит свою маму, он не хотел, чтобы мама сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. А когда увидел её через окно, понял, насколько она его любит, поэтому ему захотелось ответить взаимностью. Именно об этом финальные строчки текста.

Когда мама собиралась провожать Толю в школу, он отказался, а мама покорно положила вещи в шкаф, потому что поняла своего ребёнка, потому что она дорожит его чувствами (предложения номер 7 — 11).

Толя бежал в школу, часто оглядываясь, чтобы мама не шла вслед за ним. Но показательным при этом является предложение номер 14 (На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу): маму герой узнаёт сразу - это говорит о том, что мальчик любит её, поэтому смог узнать на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!

Материнская любовь - это безопасность, покой, доверие, забота, но нельзя забывать, что в заботе и доверии нуждаются и наши мамы. Давайте почаще вспоминать об этом.

15.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.

Герой текста Анатолия Алексина любит свою маму, он не хотел, чтобы мама сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. А когда увидел её через окно, понял, насколько она его любит, поэтому ему захотелось ответить взаимностью. Мальчик любит маму, поэтому смог узнать на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!

Любовь матери к своему ребёнку является бескорыстной, исцеляющей и охраняющей, потому что мама любит не за что-то, а просто так, потому что она мама. Малое, что мы можем дать взамен, это отплатить ей своей любовью.

4.Мы с мамой переехали в этот дом недавно.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. М. Шанского.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Основной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27—30, является своего рода выводом из монолога о детстве автора, который представлен предложениями 1—27.

Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.

Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее.

15.3 Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с

кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек.

Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту.

Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.


Задания Д C2 № 536

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. И. Постниковой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (ЗО)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34) И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


Задания Д2 № 519

1) Потому что они знали её уже десять лет, которые она работала в школе.

2) Потому что она написала о них статью в газету.

3) Потому что дети любили её за то, что она принимала искреннее участие в каждой ребячьей судьбе.

4) Потому что она была молодой, пылкой и самонадеянной.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задания Д A2 № 520

1) хорошо режущее или колющее

2) отличающееся остроумием

4) сильно ощущаемое

Правильный ответ указан под номером 4.

15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.

Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать. Героиня Альберта Лиханова обладает этими качествами. Хорошо бы, если таких людей было бы больше.

15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

В тексте Альберта Лиханова рассказывается о воспитательнице детского дома, которая задалась целью найти детям приёмных родителей. Зачем ей это? Ведь, как сотни других людей, она бы могла спокойно ходить на работу, хорошо её выполнять, но не брать на себя лишних забот. Нет, она не могла. Потому что она неравнодушный человек, ей жалко своих питомцев, её сердце открыто для сострадания и милосердия.

Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других?

Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МОЙ 9 класс открытый.ppt

Как написать сочинение 15.3?

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как написать сочинение 15.3?

Как написать сочинение 15.3?

Формулировка задания 15.3 Как Вы понимаете значение слова (понятие). Сформули.

15.3. Композиция сочинения

15.3. Композиция сочинения

Важные вопросы себе Насколько мы сострадательны? Способны ли мы пройти спокой.

Важные вопросы себе Насколько мы сострадательны? Способны ли мы пройти спокойно мимо голодного, бездомного живого существа? Оставляют ли нас равнодушными те, кто просят о нас о помощи, попав в беду? Готовы ли мы приютить у себя беженцев, людей пострадавших от пожара, наводнения и оставшихся потому без жилья?

Вступление. Тезис Это ответ на вопрос: что это такое? По условию задания в к.

Вступление. Тезис Это ответ на вопрос: что это такое? По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова. 1.Перечисление ос.

Есть разные способы толкования лексического значения слова. 1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Словарь Ожегова Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Толковый словарь Ушакова

2. Перечисление синонимов. Сострадание — гуманность, милосердие, соболезнован.

2. Перечисление синонимов. Сострадание — гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие. Словарь синонимов

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявля.

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Сострадание – это особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему; готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

. Вопросы –подсказки к комментарию: Что мне ещё известно об этом слове (явлен.

. Вопросы –подсказки к комментарию: Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)? Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение? Чем существенным я могу дополнить это определение? текста и вашего жизненного опыта Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Тезис из сочинения ученика Сострадание - это способность сопереживать другому.

Тезис из сочинения ученика Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Комментарий к определению-тезису. Сострадание обязательно должно быть действе.

Комментарий к определению-тезису. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Человек, умеющий чувствовать чужую боль, будет искать выхода из сложившейся ситуации.

Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью та.

Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: - Обратимся к тексту (автор). Предложение №. - Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… - Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

Предложение-мостик Именно таким человеком является героиня текста А.Лиханова.

Предложение-мостик Именно таким человеком является героиня текста А.Лиханова.

Аргумент 1 Девушка, которая пришла работать в школу-интернат, почувствовала и.

Аргумент 1 Девушка, которая пришла работать в школу-интернат, почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью. (предложения № )

Аргумент 2 С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приход.

Аргумент 2 С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, ….. Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много, являются события, связанные с…. Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению…)

Заключение. Вывод Заключение так же, как и вступление, не должно превышать п.

Заключение. Вывод Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

О почерке Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять.

О почерке Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!

Выбранный для просмотра документ Урок Сострадание ЯГЗ.doc

ТЕМА УРОКА: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3.

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

образовательные:

- обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание,

- учить подбирать аргументы и логично связать их;

развивающие:

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе прочитанного текста;

воспитывающие:

- формирование нравственных качеств учащихся, способность сострадать. Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Компьютерная презентация к уроку,

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

Введение в тему, формирование мотивации.

- Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку: изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение.

Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки – определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность.

(Нужно ли готовиться к сочинению 15.3? Зачем?)

(Предполагаемые ответы: 1) чтобы получить баллы на ОГЭ; 2) кто собирается поступить в ВУЗ, тому придется набрать хороший балл на ЕГЭ по русскому языку. Данный формат сочинения является ступенькой к успешному сочинению в формате ЕГЭ)

Запишите тему урока: Сочинение – рассуждение 15.3. (Слайд 1)

Актуализация имеющихся знаний.

- Вспомним формулировку задания 15.3. (ответы)

- Прочитаем точную формулировку задания 15.3. (Слайд 2)

15.3 – это сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

- Повторим теорию о композиции такого сочинения. (Ответы, после этого слайд 3)

4. Знакомство с текстом (Приложение 1), анализ композиции, смысловой структуры.

На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

- Кто является главным героем текста? Что узнали о нем?

- Сострадание к этим детям у неё только чувственное или деятельное? Что она предпринимает, чтобы помочь сиротам?

- Результат её действий?

- Как думаете, какое нравственно-этическое понятие станет темой сочинения 15.3?

- Подсказкой является и текст к изложению (Приложение 2), по которому тренировались в сжатии текста. Ключевое слово текста?

- Ещё кому можно сострадать?

Важные вопросы себе

Насколько мы сострадательны?

Способны ли мы пройти спокойно мимо голодного, бездомного живого существа?

Оставляют ли нас равнодушными те, кто просят о нас о помощи, попав в беду?

Готовы ли мы приютить у себя беженцев, людей пострадавших от пожара, наводнения и оставшихся потому без жилья?

5. Подбор материалов к сочинению.

- 1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис (Слайд 5)

Это ответ на вопрос: что это такое?

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Словарь Ожегова

Сострадание — сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Толковый словарь Ушакова (Слайд 6)

2. Перечисление синонимов.

Сострадание — гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие. Словарь синонимов (Слайд 7)

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

Сострадание – это особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему; готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. (Слайд 8)

- Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Слайд 9)

Вопросы –подсказки к комментарию:

Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

Чем существенным я могу дополнить это определение?

- Проверим себя! . (Слайд 10)

Тезис из сочинения ученика

Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.

- Какую ошибку допустил ученик? (Нет комментария)

- Попробуем составить свой комментарий. Берем 1-е или 2-е определение.

Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Человек, умеющий чувствовать чужую боль, будет искать выхода из сложившейся ситуации.

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:

Именно таким человеком является героиня текста А.Лиханова.

- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героине, вспомним вопросы анализа: кто она такая, еёё поступок? Ради чего?

Девушка, которая пришла работать в школу-интернат, почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью. (предложения № )

- 3-й абзац. Аргумент 2

С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много, являются события, связанные с….

Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …) . . (Слайд 12)

4-й абзац. Заключение. Вывод.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

- Попробуйте написать вывод.

Таким образом, сострадание – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. ( 3 )Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.

(11) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

(12) Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговор а с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детише к усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гост и ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие - долгие годы. ( 30 )Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню , лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нит и , распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не пр о пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39) День лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Нарушевич А.Г. Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку

Тема: РР Обучение сочинению-рассуждению. Задание 15.3.

Тип урока: урок обучающего сочинения.

1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;

2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;

3. развивать умение собирать и систематизировать
материал для сочинения;

4. развивать умение строить сочинение в определённой
композиционной форме;

1. не причинять вреда окружающим людям;

2.призывать к уменьшению общего количества страданий;

3.помогать людям избавиться от страданий;

1. развивать речевую культуру учеников;

2.развивать память учащихся и умение грамотно выражать свои мысли;

лист А4, текст, задание доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

3. Чтение текста. (3мин.)

4. Формулировка задания. (0,5 мин.)

5. Разбор композиции + критерий (3мин.)

6. Способы толкования слова по вариантам + притча + запись (7 мин.)

7. Комментарий + запись +прослушать несколько работ (3мин.)

8. Критерий (0,5 мин.)

9. Соединение Вступления и Основной части(1мин.)

11. Включение примеров ( речевые клише) +Критерий( 1-2мин)

12. Вывод +критерий ( 2 мин)

1 . Организационный момент:

Наш сегодняшний урок – урок развития речи. Цель занятия– помочь вам преодолеть трудности письменной речи и подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по заданию 15.3.

Итогом этой работы станет ваше сочинение.

- У вас на партах листы А4, в которых вы будете работать, текст, задание.

3. Чтение текста:

Давайте обратимся к тексту Альберта Анатольевича Лиханова:

- чтение текста учителем.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.

(11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

(12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

4.Формулировка задания : формулируем задание 15.3 ( прочитать задание):

самостоятельное суждение на предложенную тему. ( слайд №2)

Обратить внимание! словарь: выяснить значение слова сострадание.

Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? ( слайд №3: тезис, доказательства, вывод) .

А) Что такое тезис?

Б) Что такое вывод?

- Всё сказанное верно.

Обратите внимание: мы не просто должны сформулировать тезис, но и прокомментировать определение, представляющее тезис. ( Эта деталь для нас новая). Что значит прокомментировать определение?

5.Критерий оценивания 1: (Слайд№4) :

если у вас нет ошибок в построении текста, вы максимально можете получить 2 балла.

-та мысль, которую мы будем доказывать ;

- подтверждение тезиса, он помогает обобщить сказанное, завершает текст.

Прокомментировать: дать объяснение, пояснить. Насколько это важно.

6. По условию задания

- Какие способы толкования ЛЗ слова уже вы знаете?

На столе у каждого из вас лежат розовые карточки; цифры, указанные на них – ваш вариант:

1В - даёт определение слову СОСТРАДАНИЕ через понятийный способ;

2В-через синонимический ряд;

3В - работает с описательным способом;

4В – использует комбинированный способ.

Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:
- Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?

После размышлений один сказал:

- Я это понимаю как помощь старикам и детям.

- А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил другой.

- А для меня, - серьёзный голос третьего ученика заставил всех повернуться к нему, - это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
- Правильно, - одобрил Учитель. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело. А это удел только очень сильной личности.

(После прослушивания запись на листочке)

ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ: 1В-2В-3В-4В +СЛАЙД

(1)Идя к дальнему лесу, Сашка ещё не решил, что делать и как быть. (2) Разные мысли метались в голове с того момента, как услышал он слова командира батальона, которые тот выдавил через силу:

(4)Может, встретится кто из начальства или комиссар вернётся, и тогда всё в порядке будет – непременно отменят приказ этот.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

Что такое человечность? Человечность – это проявление сочувствия, сострадания, гуманности к окружающим.

Я считаю, что человечность раскрывается в поступках людей по отношению друг к другу. Докажем это утверждение примером из текста.

В тексте Б.Васильева человечность проявляется в поступке мальчика, который не соглашался подменять письма, несмотря на угрозы со стороны девочки и страх оказаться трусом в глазах других ребят.

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил
Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка – так же молча, злобно и
неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя,
дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей
руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
Сочинение
Каким должен быть учитель? Учитель - это человек, обладающий навыками и
знаниями. Учитель не только учит, но и воспитывает своим положительным
примером. Докажем, это приведя примеры.

Итак, велика роль учителя в обществе и в жизни каждого ученика, поэтому учитель должен быть мудрым, внимательным, чутким. Ж. Н., 9Б

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова…

В тексте Ю.Грибова повествуется о том, как рассказчик наблюдает отдых рабочих. Смысл этого эпизода текста я понимаю так: рассказчик проникся пением женщин, почувствовав их внутреннюю красоту и красоту природы благодаря музыке. Докажем это, приведя примеры из текста.

Во-вторых, повествователь заметил, что во время пения разные люди сближаются, чувствуя красоту (предложение № 26). Красота природы нашла отражение в красоте человеческой души.

Итак, рассказчик был поражён и вдохновлён внутренней красотой женщин, которые пели песню, созерцая природу. Л. Катя, 9Б.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.

Читайте также: