Крабат отфрида пройслера сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Пройслер родился в семье учителей в небольшом городке Райхенберге, в горах Богемии, где каждый ручей, казалось, таит водяных, а леса скрывают проказливых ведьм и трудолюбивых гномов, с детства слышал предания из уст своей бабушки Доры о горных дyxax, об изгнании шведских войск, о привидениях, живущих в старинных замках. Бабушка была не только настоящим кладезем народных сказок и легенд, но и великолепной рассказчицей. От нее будущий писатель научился свободно обращаться со

сказочным материалом, народными мотивами, искусству имп­ровизации.

Став учителем, Пройслер рассказывал своим ученикам раз­ные истории, смешные и грустные, серьезные и беззаботные, ри­совал с ними, путешествовал. А потом записал эти рассказы. Так родились его книги, известные теперь во всех странах мира.

Пройслер погружает читателя-слушателя на дно мельничного пруда, чтобы показать ему гармонию семейной жизни, уют и защищенность родного дома, заботливых, все понимающих родителей, первые самостоятельные шаги ребенка.

Герой другой сказки Пройслера — Маленькое Привидение — живет в иной, не менее таинственной и волшебной среде — в старинном замке, в тяжелом дубовом сундуке, окованном железом, где хранятся пачки старых писем и юридических документов.

Сказка о Привидении динамичней предыдущих, приключен­ческий мотив ее более отчетлив. И здесь поэтическая фантазия автора переплетается с реалистическим живописанием малень­кого городка. С одной стороны, сказочное существо со своим бытом, проказами, дружбой с мудрым филином Шуху. С другой — быт горожан, заботы бургомистра, реальные школьники, выру­чившие Привидение из беды.

На первый взгляд, сказки Пройслера кажутся традиционными. Однако вдумаемся. Писатель срздает их на новой основе, находит новые варианты, современный антураж, старую форму наполняет проблемами реальной жизни. Конечно же, у его героев есть под рукой волшебные аксессуары, да и сами, да и сами они наделены чудодейственными свойствами. У Привиденчика, как его ласково называет писатель, который при солнечном свете становится черным, а при лунном – белым, есть связка с тридцатью ключами, ею стоит лишь потрясти, и любой замок откроется. Ведьма манипулирует метлой и колдовской книгой. Но притом эти сказочные существа постоянно в контакте с реальными людьми. Помогают им, как это делает Ведьмочка с вполне земными старушками и верными друзьями Томасом и Врони, или наказывает мельника, жестокосердного возчика, мальчишек – разорителей птичьих гнёзд. А порою весело проказничают. Как, например, веселятся ребята на уроке физкультуры, увидев Привиденчика, или как играют с ним в прятки!

Особая привлекательность для ребят пройслеровских заглавных героев в том, что, несмотряна свои волшебные свойства, они маленькие. Это намеренно вынесено в заглавие трех его сказок. Маленькие по возрасту, по характерам, по своим качествам, по своим проказам и проделкам. Маленькие даже лексически (книги предназначены младшим, старшим дошкольникам и младшим школьникам). Но все они способны дать толчок процессам идентификации, обеспечить возможность маленькому читателю-слушателю перевоплотиться в эти образы.

Воспоминаниями о счастливом детстве, ласковой доброй бабушке Доре навеяна сказочная трилогия о разбойнике Хотценплотце. В ней есть все: клады, похищения, веселые приключения, погони, наказание злоумышленника, наконец торжество доброты. И еще она продолжает традицию народного театра, где непременным участником был неунывающий Касперль, аналог нашего Петрушки.

У каждого народа существуют свои традиции в изображении легендарно-сказочных персонажей, свое воплощение надежд и чаяний, своя персонификация темных сил, оригинальная волшеб­ная атрибутика, своеобразные сюжеты, обусловленные всем историко-культурным опытом и даже географическими факторами. Однако при всем многообразии мирового фольклора, разноцветьи его палитры, в нем много общего в воплощении извечных че­ловеческих истин, нравственных устоев. Любовь и ненависть, добро и зло, милосердие и бессердечие, жизнь и смерть, война и мир — вечные общечеловеческие категории, откристаллизованные в излюбленных народом образах.

Есть свой любимый герой, по имени Крабат, и у небольшой восточно-славянской народности—лужицких сербов, или сорбов, живущих на территории Германии по обе стороны реки Шпрее, между Эльбой, Одером и Найсе.

Легенда о Крабате, пожалуй, самый популярный сюжет про­заических повествований сербского фольклора. Она содержит все особенности преданий эпохи позднего феодализма. Для лу­жицкого крестьянина Крабат был чародеем, волшебником, вер­нее, обычным парнем, благодаря природной смекалке овладев­шем вершинами колдовской премудрости. В основу легенды о Крабате (искаженное — хорват) положены рассказы о реально существовавшей личности — хорватском рыцаре-полковнике Иоханне Шадовитце. Немецкая легенда о докторе Фаусте, оче­видно, повлияла на предание о Крабате. Свои знания волшеб­ства и чародейство Крабат, как и Фауст, использует в высших целях, не только для собственных нужд или шуток с курфюрстом Саксонии Аугустом. Он пытается преодолеть нужду, помочь бед­някам, борется за социальную справедливость, наказывает угне­тателей.

Книга Пройслера посвящена юности, периоду учебы и мужания Крабата. Отсюда и все ее особенности. Герой книги — четыр­надцатилетний сирота в поисках куска хлеба и крова попадает на мельницу, где обучается всем премудростям мельничного дела, работая от зари до зари, и одновременно приобщается к искусст­ву колдовства. Постепенно Крабат начинает понимать, какой ценой достаются подмастерьям их знания. Зловещая атмосфера царит в школе чернокнижия: прочной паутиной опутал всех злобный и грубый Мельник, помыкающий своими учениками. С мельницы не убежишь: все мысли и поступки контролирует и направляет чудовищный Мастер. Он может отнять и жизнь. К тому моменту, когда Крабат принимает единственно воз­можное решение, онуже не мальчик. На мельнице существует свой зачет: год за три. Поэтому и решение Крабата суровое, мужественное: борьба на смерть. В конце концов он одолевает своего учителя Мельника, это воплощение зла, освобождая себя и собрать­ев-подмастерьев .

Мотив дружбы в интерпретации О. Пройслера становится од­ним из главных. В фольклорных версиях Крабат был могуществен­ным и мудрым одиночкой. Хорошо зная своего читателя, Пройслер концентрирует внимание именно на этой стороне человечес­ких отношений. И в результате — на передний план выступают взаимоотношения Крабата и Юро. Одного волшебства недостаточно, чтобы одолеть грозного противника Мастера, а ощущая поддержку друга, можно покончить со злом.

Книга Пройслера несет в себе черты волшебной сказки со все­ми присущими ей особенностями. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека то злой и губительной, то доброй и благоприятной сверхъестественной силы. Волшебная сказка изобилует чудеса­ми: здесь и страшное существо — Мельник, вроде Лиха Одногла­зого, здесь и чудесные события и чудесный вымысел. Сказка яв­ляет древние представления о возможностях обращения человека в животное, поверье о колдунах и колдовстве. Сказка вполне ясно говорит об обрядовых действиях, сопровождаемых заговорами, назначение которых — обезвредить черные силы, подчинить их воле человека.

Когда мне нужно будет объяснить моим детям, чем плохо колдовство, на примере художественного произведения, я выберу далеко не "Гарри Поттера". Некоторые мои френды высказывали интересные суждения о том, что в книгах Роулинг много христианского, но - при всем уважении к их мнению - меня пока в этом не убедили. Я как-то отчетливо вижу в произведениях Джоан упоение элитарностью магической расы на фоне "маглов" (бытует мнение, что обычные люди так названы в контексте английского mug - "грязь", потому и маги-полукровки - "грязнокровки").

Также немного коробит, как легко чуть ли не самый положительный персонаж - Гермиона - наводит порчу на провинившуюся Мариэтту. "Хорошим можно все" - этот постулат, не декларируемый, но весьма заметный по сюжетной линии, несколько отталкивает. И все прочие светлые проблески доброго и вечного в таких нюансах для меня лично тонут.

Но есть другое произведение, также о мальчике-волшебнике, на примере которого проще и лучше объяснить, что такое колдовство, но и почему не надо спешить осуждать и мысленно хоронить людей, по разным причинам в этот грех впавших. Это написанная в 1971 г. сказочная повесть Отфрида Пройслера "Крабат, или Легенды старой мельницы", по мотивам которой в 2008 г. был снят одноименный фильм Марко Кройцпайнтнера .

Выбор без выбора

Крабат - мальчик-подросток 14 лет, по национальности - лужицкий серб, лишившийся родителей вследствие эпидемии оспы (в фильме - чумы) и опытно познает, что такое выживать в одиночку. Если кусок хлеба они с друзьями еще могут добыть от старших, то правильные жизненные ориентиры взять практически неоткуда. Усыновившая Крабата семья протестантского пастора, к сожалению, прекрасно доносит до мальчика, какие правила он должен исполнять, а вот о душе его заботится мало. Поэтому мальчишка сбегает.

Ему тесно и душно там, где его никто не слушает и не понимает, в непонятных традициях, чуждом немецкоговорящем окружении: " Убегать пришлось не из-за пастора и его жены, всегда мечтавших о сыне, а из-за себя самого. Ему, привыкшему к вольготной жизни в убогой лачужке, стало невмоготу в доме пастора: не ругайся, не дерись, разгуливай весь день в белой рубашке да еще и в ботинках, мой шею и руки, причесывайся гребнем, следи за ногтями. А главное - говори по-немецки, всегда только по-немецки! Крабат старался изо всех сил, старался неделю, месяц. А потом сбежал и стал бродить по дорогам вместе с другими нищими мальчишками". О Боге он при этом практически ничего не знает. Только когда становится страшно, периодически прикасается к висящему на груди крестику, по-видимому, доставшемуся от родителей (в фильме) . То есть вера его скорее неосознанная, и в силу возраста, и по причине того, что ему толком никто ничего о ней не объяснял.

Голод и холод, ставшие постоянными спутниками Крабата, наглядно убеждают его в том, что сам в этом мире особо не протянешь. И он, измучившись вконец, преодолевая естественный, защитный, страх, соглашается на предложение черного колдуна с мельницы стать его учеником, то есть, вступить в персональную секту этого "мастера". И о самой мини-секте, и о том, что есть магия в этом произведении, стоит рассказать отдельно - настолько тонко Пройслер и сценаристы фильма "Крабат" ( Михаэль Гутманн и Марко Кройцпайнтнер) сумели передать саму суть зла. А что колдовство в этом фильме - самое черное зло, сомнений не вызывает.

Сатанист "в законе"

Пожалуй, соглашусь со многими авторами рецензий в том, что "мастер" в книге более похож на мага из лужицких полуязыческих легенд (повесть - не что иное, как их творческое переосмысление Пройслером), а вот в экранизации - именно прожженный сатанюга. Но даже в повести отчетливо видно, что живет он в лучших традициях классического сатанизма. Несмотря на весь романтически-волшебный пафос.

Первый признак этого - удивительные претензии на богоподобность. Каждый год в ночь Пасхи, когда жители ближайших селений славят воскресшего Христа, колдуну необходимо пародировать на своей мельнице Тайную Вечерю, где он чуть ли не изображает Самого Иисуса с двенадцатью учениками. Для своих подмастерьев он также стремится быть божком, свободно распоряжающимся их жизнями, заявляя, что сам решает, кто умрет здесь. "Зовите меня Ваше Всесилие", одним словом.

Но с жизнями обитателей мельницы вопрос вообще интересный. Вот что мы узнаем при чтении беседы Юро с Крабатом:

- Ты ведь знаешь, что в каждую новогоднюю ночь один из нас должен умереть вместо Мастера.
- Вместо Мастера?
- Вместо него! У него договор с этим. Незнакомцем. Каждый год он должен принести в жертву одного из своих учеников или погибнет сам.

Вот такой парадокс - сила "мастера", вроде бы, велика. Он даже, можно сказать, самолично контролирует ход Тридцатилетней войны (в повести описан эпизод путешествия мельника и Крабата во дворец курфюстра, где чернокнижник всячески препятствует перемирию и добивается своего). Но при всем при этом - каждый год своей жизни он вынужден практически выторговывать, к новогодним праздникам превращаясь в старую развалину. Сделав рабами своих подмастерьев, он сам порабощен еще более жестоко.


Когда-то "мастер" убил лучшего друга Ирко ради не спасения собственной жизни, а просто карьеры при дворе. По рассказу видно, что воспоминание об этом здорово преследует черного мага:

Он вскочил и, обхватив рукой свою кружку, сжал ее так, словно хотел раздавить.
- То, что вы видели, всего лишь сон, кошмар, который прошел. А я пережил это наяву. Тогда, в Венгрии, я убил его! Убил моего друга! Должен был убить! Как это сделал Крабат, как это сделал бы каждый на моем месте! Каждый!
Он так трахнул кулаком по столу, что подскочили кружки. Схватил жбан, стал жадно пить, потом отшвырнул его. Опять закричал:
- Убирайтесь! Убирайтесь вон! Хочу быть один! Один!

Но признания своей очевидной вины за этим не следует. Только гордыня, самооправдание и "повышение ставок". По душе каждый год. Причем душе именно лучшего ученика, которому сам же "мастер" обещал покровительство.

Если и дальше так пойдет, будешь следующим. Михал, и Тонда, и все остальные, зарытые на Пустоши, сделали ту же ошибку. Они слишком многому научились в школе чернокнижия, и Мастер это заметил.

То есть он вынужден оставлять только тех, кого считает слабыми. Этот "вершитель судеб" до дрожи боится сильного конкурента, пресмыкается перед Незнакомцем (надо полагать, самим сатаной или одним из могущественных демонов), как последний шудра, постоянно лжет и лукавит, прикидываясь не тем, кем является на самом деле. Неудивительно, если сказанные Крабату слова о его возможности покинуть мельницу и пополнить число придворной знати, - пустой звук.

Иллюзия силы

Не только пример "мастера" показывает, насколько иллюзорна кажущаяся мощь колдовства. Никто из лучших учеников, многое, вроде бы усвоивших, защитить себя не мог. Тогда - что все это обучение, если не фарс для марионеток? Хотя, и сам основатель мельничной секты, впрочем, марионетка проклятия мельницы.

Но как же Пумпхут, например? Тоже якобы великий колдун, заступник подмастерьев. Читая, как он ставит на место "мастера", невольно проникаешься симпатией, правда? Мол, есть в колдовском мире лужицких сказаний место и для светлой силы.

Но если присмотреться, какая-то эта "светлая сила".. черечур связанная.

Как рассказывают о Пумпхуте? Андруш считает, что Пумпхут свободнее всех свободных: ". всю свою жизнь он оставался простым подмастерьем на мельнице. Стать мастером его не тянуло, быть важным господином -- чиновником, судьей или придворным - и вовсе не привлекало. А ведь мог бы стать кем угодно! Все ему было по плечу, но вот - не хотел. А почему? Потому, что он свободный человек и таким желал оставаться".

Но какая-то свобода странная у него получается, примерно как у "мастера" всесилие. Во-первых, он всегда одинаков и всегда делает одно и то же - бродит по мельницам, наказывает плохих хозяев по одному и тому же шаблону тысячи раз. Это очень похоже на цикл, программу, функцию, а не на личность. Цикл, подобный тому, в котором зерно в мешках "мастера" превращается в муку, а мука опять в зерна, и мельница мелет, мелет без конца не пойми для чего. Без видимой пользы.

Во-вторых, приходя облегчить жизнь подмастерьям, Пумпхут добивается разве что лучшей похлебки для них. Простите - но очень поможет хорошая еда тому, кто умрет под очередной Новый год? Ведь наверняка не только "мастер" такой ритуал практиковал. Если Пумпхут правда могущественнее всех, вместе взятых, да и добр впридачу, почему не попытался спасти никого из двенадцати? Наверное, дело все в том, что он просто искуснее в фокусах. А в колдовских "циклах" - точно такой же узник, как и все прочие.

Масштабно он тоже ничего менять не может. Или не хочет - что тем более повод усомниться в его "благодетельстве".

Мир магии в "Крабате" - это мир иллюзий. Иллюзий силы, власти, свободы, неуязвимости и т.д. На деле же там никто не хорош, не силен и не свободен. Когда Тонда-призрак во сне говорит Крабату, что сам виноват в своей гибели, бывший старший подмастерье не врет. Так и есть. Но Бог Милостив. Именно поэтому Крабата и остальных подмастерьев удается спасти. А откуда видно, что с Его Помощью?

Что преодолевает черную магию

Когда Крабат в фильме откапывает и снова одевает на шею свой крест, некогда зарытый в грязном сарае? Как только понимает, что на самом деле "мастер" - лжец и убийца, а не наставник. Значит, и верить его словам о том, что крест делает слабее, не стоит. Куда уж слабее, чем быть привязанным к мельнице так, что не выйдешь за ее пределы, и ждать, пока зарежут в жертву сатане, как барана. Возвращение креста, сознательный акт веры выводит Крабата из настоящей слабости. Да, пока он не свободен. Но уже и не совсем баран, готовящийся к закланию.Он повернулся к Богу, и Бог не заставил Себя долго ждать.

Он помог через Любовь (а Любовь ведь - одно из Его имен). Случайно ли Крабат впервые встретил свою спасительницу (да и не только свою) именно в пасхальную ночь, услышав ее пение в церковном хоре? Думаю, что нет. Случайно ли именно после обращения к Господу случается чудо, которое не удалось в свое время ни Янко с его девушкой, ни Тонде с Воршулой?

Я почувствовала твой страх. Страх за меня!

Не Тот ли, с кем канторка привыкла общаться в молитвах, Кому служила в храме (а знающие люди подтвердят, насколько проникаешься песнопениями, которые там поешь), дал ей подсказку, которая не далась другим, тоже любящим? Наверное, Он Самый. А благодаря Крабату и канторке спаслись от смерти и другие ребята с мельницы. Правда, вместе с тем перестав быть и черными магами.

Но это и к счастью. Есть только одна Сила, которая не требует платы за Себя, дается безвозмездно и делает неуязвимым. А все остальное. А все остальное прекрасно показали Отфрид Пройслер и Марко Кройцпайнтнер. Более чем).

История создания персонажа

Судьба и образ Крабата

За год до начала основных событий, описываемых в книге, родители мальчика умерли. Героя, которому на тот момент исполнилось 14 лет, захотел приютить сельский пастор. Но жизнь в доме священника для персонажа стала невыносимой. От Крабата требовалось не ругаться, ходить в белой рубашке, мыть шею, следить на ногтями — все это казалось подростку похожим на тюрьму. Не выдержав, герой сбежал от пастора. В скором времени юноша попадает на мельницу в Козельбрухе, которой владеет Мастер.

Местные жители побаиваются этого места, считая, что оно связано с нечистой силой. Однако юный герой не замечает ничего странного, постепенно осваивая работу на мельнице. Тяжелый труд не по душе персонажу, однако здесь тепло и хорошо кормят. Замыслив побег, Крабат решает, что покинет мельницу весной, когда будет тепло. Несмотря на то, что работники трудятся целый день, перемалывая на 6 жерновах зерна, покупателей здесь не бывает.

Но каждое новолуние на мельницу прибывает таинственный гость, которого Мастер зовет Господином. Это человек одет в черное платье и привозит с собой тяжелую ношу, чтобы перемолоть ее на седьмом жернове, который в обычной работе не используется. Постепенно Крабат понимает, что это не просто мельница, а школа чернокнижия, где Мастер учит 12 подмастерьев тонкостям колдовства. Вскоре и сам юный герой входит в число учеников.

Среди молодых подмастерьев Крабат находит хорошего друга, Тонду. Тот помогает новичку, ведет с ним беседы, в которых рассказывает о жизни мельницы и своей судьбе. Оказывается, не так давно у него была девушка, Воршула, но она умерла. Тонда советует герою, если у того появится возлюбленная, не произносить ее имени и никому не сообщать о своих чувствах — это может погубить юную даму. После новогодней ночи друга персонажа находят мертвым. Крабату снится сон, в котором Тонда советует подростку найти себе нового друга.

Им становится Михаил, один из самых талантливых учеников на мельнице. Кроме того, когда ученики Мастера в образах черных воронов выбираются в деревню, Крабат останавливает внимание на юной и прекрасной Певунье. С этого времени лицо девушки не выходит у него из головы. В новогоднюю ночь Михаил так же, как и Тонда, умирает. При этом Мастер словно не замечает отсутствия работников — на их места приводятся новые.


В небольшом городке Райхенберге (ныне Либерце) в горах Богемии 20 октября 1923 года родился знаменитый детский сказочник Отфрид Пройслер. Именно в таких сказочных местах и рождаются сказочники, там , где с вершин сходит сам владыка гор Рюбецаль, где каждый ручей таит водяных, а леса скрывают проказливых ведьм и трудолюбивых гномов. Еще с детства маленький Отфрид был знаком с преданиями о горных духах, об изгнании шведских войск, о привидениях в старинных замках, о которых великолепно рассказывала его бабушка Дора.


Родители писателя были обыкновенными учителями в школе, их единственным сказочным богатством была огромная домашняя библиотека. Мать и отец часами вместе с детьми рассматривали картины великих художников, читали книги, изучали сказки и легенды своего края. Отфрид любил проводить время в библиотеке, он взахлеб читал самые разные книги. Детские сказки и серьезные произведения были ему одинаково интересны.

Отец мальчика, Йозеф Пройслер, работал в школе для душевнобольных детей, в свободное время он увлекался краеведением и фольклористикой и часто брал в свои экспедиции сына. Услышанные в путешествиях с отцом мистические истории в дальнейшем отразились на его творчестве: в произведениях обязательно участвуют сказочные существа и парит атмосфера мистики.

Мать будущего писателя, урожденная Эрна Червенка, тоже работала учительницей – она преподавала в школе немецкий язык, географию и историю.

В этой же школе учился и Отфрид. Уже в 12 лет он начал писать короткие рассказы, а в 15 лет получил свой первый гонорар за иллюстрации, размещенные в газете.

В 1944 году Пройслер попал в плен. Семья и возлюбленная посчитали его пропавшим без вести. Вместо учебы в пражском университете, судьба преподнесла Отфриду пять лет выживания в лагерях для военнопленных в Татарии, где ему пришлось научиться работать на стройке, в каменоломне, на кирпичном заводе, и выучить русский язык.

Со своими учениками Пройслер путешествовал, рисовал, рассказывал им разные истории смешные и грустные, серьезные и беззаботные.


Вскоре Отфрид заметил, что даже дети, которые не верят в существование, например, Бабы-Яги, заворожено слушая его рассказы, начинали верить, что эта самая Баба-Яга все-таки бывает, – вот так учитель превратился… в сказочника.

В сказках Пройслера герои попадают в забавные приключения, совершают озорные проделки, в них много шуток, оттого читать их легко и весело. И в то же время, это серьезные сказки, читая которые, автор старается пробудить самые лучшие качества: сострадание, благородство, стремление понять другого.







Читайте также: