Изложение с элементами сочинения 3 класс начальная школа 21 века 3 четверть

Обновлено: 05.07.2024

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающее изложение для 3 класса "Подкидыш". Цели : развитие умения правильно воспринимать текст, передовать его используя письменную речь. Составлять план текста, писать каждую часть с красной строки. Прививать чувство сострадания, заботы о ближнем. Данная работа содержит текст изложения, приерный план, словарную работу по тексту изложения. Работа построена в русле стратегии нравственного воспитания. Необходимо формировать у учащихся личностное отношение к происходящим событиям и поведению дествующих лиц. Способствовать развитию письменной речи учащихся.

Изложение для 3 класса

Выполнила учитель начальных классов МБОУ гимназии №24 г. Ставрополя

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.

Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку.

Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.

Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.

Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.

П о д г о т о в и т е л ь н а я р а б о т а.

П о д г о т о в и т е л ь н а я р а б о т а.

  • – Кого нашли девочки?
  • – Где Аня и Нина ее нашли?
  • – Почему птичка была беспомощной?
  • – Почему нельзя было принести птичку домой?
  • – Куда положили девочки синичку?
  • – Где находилось воробьиное гнездо?
  • – Как отреагировали воробьи на появление синички?
  • – Что произошло, когда синичка подросла?
  • – Навсегда ли улетела птичка?

2) Разумное решение.

3) Воробьи и подкидыш.

4. Синичка подросла.

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.

Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку.

Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.

Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.

Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.

  • Образовательные: учить составлять план текста, формулировать основную мысль каждого пункта плана.
  • Развивающие: развивать умение работать в парах, работать по определенному алгоритму.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду других, к природе, понятие о справедливости.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

  1. Солнце.
  2. Ярко светит весеннее солнце.
  3. Пришла долгожданная весна. Ярко свети тёплое солнышко. Оно растопило большой сугроб. В разные стороны побежали говорливые ручейки.

1. – Прочитайте записи, сделанные на доске. Мы должны будем сравнить эти записи. Но прежде, давайте вспомним:

2. – Выберете из предложенных заголовков самый подходящий.

3. – Подведем итог, что же такой текст?

4. – Послушайте, что я вам прочитаю.

3. Работа над изложением

2. Беседа после прочитанного

– Что я прочитала?
– Почему вы считаете, что это текст?
– О чем говорится в тексте?
– Какие животные участвуют в споре?
– Какими делами стали удивлять они друг друга осенью?
– Какое событие самое важное и тревожное в тексте?
– Чем закончился спор?
– Прочитайте главную мысль текста.
– Удачно ли подобран заголовок?
– Понравился ли текст?

3. Мотивация – подарок первоклассникам

– Давайте сделаем подарок нашим первоклассникам к концу учебного года. Для этого напишем не весь текст дословно, а сделаем его изложение, то есть письменный пересказ.
– А как это сделать?
– Этому мы и будем учиться сегодня на уроке. Авторы учебника составили последовательность (алгоритм) действий по подготовке к письму изложения. (См. Приложение)

4. Чтение четырех пунктов алгоритма учащимися. Учебник с. 53-54.

– Какой шаг алгоритма мы уже выполнили?
– Делаем второй шаг.
– Что такое ключевые слова?

5. Повторное чтение текста. Работа с черновиком и доской

поспорили звери
бобры строили плотину
волк и лиса мост наводили
ёж и лиса мусор убирали
муравей жёлуди таскал
медведь ничего не делал
огромный дуб
поднатужился
никто не восхищался
подарок лесному дому
пир на весь мир

Физминутка. Гимнастика для глаз.

6. Работа над значением слов

Плотина – сооружение, перегораживающее реку для подъема уровня воды.
Наводили мост – устраивали, делали.
Жёлуди – плоды дуба.
Поднатужился – постарался, высшее удовлетворение.
Пир – богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей.

7. – Прочитайте третий шаг алгоритма.

  1. Добрые дела.
  2. Справедливое решение зверей.
  3. Поступок медведя.
  4. Труд зверей.
  5. Спор зверей.

План я уже составила. Проверьте всё ли правильно?
– Восстановите последовательность частей.

8. Четвертый шаг будем делать, работая в парах.

4. Домашнее задание

Учебник с. 54,4-й пункт алгоритма.
Составить план.
Записать по одному предложению к каждому пункту плана.

5. Итоги

– Чему мы сегодня учились? (Работать над изложением)
– Что вы узнали об этом? (Проговаривают 4 шага алгоритма)

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Данная презентация составлена по программе "УМК "Школа 21 века" для учащихся 3 класса по теме: "Учимся писать изложение". Учебник "Русский язык", 3 класс. С. И. Иванов, О.А. Евдокимова и др., 2 часть. В презентации показано как правильно работать с текстом, составлять план текста, работать с трудными и главными словами.В презентации показано как правильно работать с текстом, составлять план текста, работать с трудными и главными словами.

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Познакомимся с легендой. • Прочитайте текст на стр. 4 упр. 2. • ­ Как легенда объясняет происхождение бирюзы ? • Как озаглавим текст? Легенда о бирюзе.

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Составим план и запишем его в тетрадях. План. 1. Бирюза ­ драгоценный камень. 2. Голубая бирюза ­ самая красивая. 3. Бирюза меняет цвет. 4. Армянская легенда о цвете бирюзы. Можно считать план рассказа сжатым пересказом текста ?

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Задание: записать по памяти последний абзац. • Прочитайте последний абзац и скажите, о чём будете писать. • Чтобы написать текст правильно, без ошибок, давайте подготовимся. • Составим таблицу:

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

Кто? Что? мужчины­воины, защитники, они Какой? Как ? совсем мало Что делали? бились, преграждая путь, отправили, продолжали сражаться, пали враги, чужеземцы, чёрные скалы женщины, дети, старухи, бирюза боги наступавшие молодые, небесно­ голубая, белая, зелёная, прекрасная бросились, охранять спрятались, вжались, стали молить, превратились сжалились, превратили

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме: "Учимся писать изложение" по программе "УМК Школа 21 века"

Презентация по русскому языку, 3 класс по теме:

• Пересказ текста. • ­ Прочитайте последнюю часть и, опираясь на таблицу, запишите по памяти последний абзац. • ­ Как можно начать пересказ ? Вот как об изменении цвета бирюзы повествует армянская легенда. Однажды… • • ­ Обратите внимание на подсказку в учебнике: Когда ты что­то пишешь, помни: твой текст предназначен для чтения. Ты должен заинтересовать читателя.

Читайте также: