Короткое сочинение с обращением

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуй, Гоша! Как ты поживаешь? Здоров ли? Что у вас с погодой? У нас осень, дожди льют. Сразу к вам, на юг хочется, в такие ненастные дни. Ты, наверное, уже хорошо стал плавать, ведь рядом с твоим домом находится море. А я вот до сих пор так и не научился, хотя мама меня даже в бассейн записала. Ты-то сам умеешь? Что ж, надо учиться, без этого не обойтись. Но знаешь, у меня есть друг, он уже давно плавает, и у него есть своя школа, где он учит плавать. Я ему написал письмо, чтобы он тебя пригласил, может быть, он согласится. Это, конечно, не так уж много, но всё-таки лучше, чем ничего. Так что я пока тебя буду ждать. Может быть, ты и вправду научишься плавать.

У меня к тебе большая просьба: если ты услышишь про какую-нибудь школу ныряльщиков, про плавательный бассейн, то обязательно напиши мне об этом, я хочу узнать как можно раньше. Мне кажется, что плавание и дайвинг — это очень здорово. И ещё хочется, чтобы у моих будущих детей тоже было такое увлечение. Тогда, может, и со мной они бы стали заниматься в этой школе. А теперь я тебя попрощаюсь. Целую, обнимаю! И жду твой подарок.

Вариант №2

Иришка, салют! Как поживаешь, подружка, чем сейчас занимаешься? Совсем скоро нам сдавать ОГЭ, всего ничего осталось. Не успеем обернуться 9 класс. Надо еще выбрать два дополнительных экзамена – никак не определюсь. Очень скучаю я без тебя. Помнишь как мы гуляли в парке? А наши любимые качели…. Я теперь редко туда хожу. Даже школа стала какой-то серой, все уроки проходят тихо и однообразно без тебя. Но ты всегда с нами. И я так рада что ты у меня есть. А помнишь, как ты читала мне сказки на ночь? Очень интересно было слушать твой голос, он такой родной и любимый, особенно когда ты смеешься. Я тоже так хочу. Я так скучаю… Спасибо тебе дорогая, что ты есть у меня. За все за все, я тебя очень люблю.

По геометрии я совсем учебу запустила, раньше хоть ты меня подтягивала, объясняла мне как решать задачки. Но я обязательно все исправлю, постараюсь закрыть все сои плохие отметки, ведь это и есть папино условие моей поездки к тебе. Много времени провожу в доме культуры. Я хожу на курсы немецкого языка и еще начала заниматься танцами. Мне нравится и время пролетает незаметно. Котенок Васька подрос и уже не такой милый, как раньше. Правда сидит всегда у меня на руках по вечерам и мурлыкает свою песенку. На выходные пойдем с родителями на хоккей. Мы теперь страстные болельщики, это папа нас просветил с мамой. Никогда не думала, что это такая интересная и увлекательная игра – столько эмоций. Надеюсь не буду тебя расстраивать, но у меня тоже иногда бывает плохая успеваемость. Мне надо догонять твоих одноклассниц, тогда я буду выглядеть в твоих глазах лучше. А сейчас я просто мечтаю о твоей поездке ко мне.

Ты почему-то не пишешь, что тебе подарил твой новый друг, когда вы встретились. Неужели это был всего лишь цветочек? Не разочаровывай меня, напиши хоть немного о нем.

Жду твоего ответа, скучаю. Твоя подруга Лена.


Вариант №3

Привет, Сашка! Вот, как и обещал, пишу тебе письмо. Как ты поживаешь? Какая у вас погода? Что с учебой и что интересного происходит в новой школе? Я вот закончил четверть без троек. И мне за это подарили собаку. Я назвал её Малыш. Она смешная, приносит мне тапочки. У нас вот первый снег выпал. Я вчера успел даже немного простыть, пока лепил снеговика. Да, я знаю, что зима у нас будет через месяц, но пока зима стоит. Но скоро мы уже будем на каникулах. А после каникул я пойду в новую школу. Наверное, там у меня будет очень много друзей. Ты любишь хоккей? Я очень люблю!

Я тебе уже про него рассказывал. Мы с ребятами ходили на игру наших хоккеистов в Москву. В выходные. Я видел по телевизору. Видел, как наша сборная обыграла финнов. Я болел за наших. Мы всей семьей болели за нашу сборную. Наших хоккеистов. Я так их люблю. И так горжусь ими. И вообще, вся наша семья болеет за Россию, и они у нас все патриоты.

Теперь вместо тебя со мной за партой сидит Ваня. Мне так жль, что ты уехал. Надеюсь твоего папу вновь отправят работать в наш город. Буду ждать нашей встречи. Обязательно пиши мне. Жду ответа. Твой друг Лёнька.

На уроках русского языка часто дается задание написать письмо своему другу. В данной статье рассмотрим, как писать письмо другу.

5 примеров, как написать письмо другу

Написанное на уроках русского языка дружеское письмо не предполагает, что ученик действительно отправит это письмо. Однако, когда ученик составляет письмо, он должен думать о том, что отправит это письмо, чтобы сделать письмо более реалистичным.

С чего начать сочинение-письмо

Чтобы правильно выполнить задание, в котором дано составить письмо другу, нужно строить письмо по определенному плану:

  1. Приветствие.
  2. Раскрытие темы и основной мысли письма.
  3. Прощание.

Перед началом написания письма необходимо четко осознать, на какую тему будет вестись разговор.

В некоторых письмах используются постскриптумы, находящиеся в самом конце всего высказывания.

Письмо имеет ряд своих особенностей. Так как адресат и адресант являются друзьями, письмо носит личный характер. Здесь отсутствуют черты официально-делового и научного стиля. Адресант использует разговорную лексику, в тексте наблюдается большое количество простых и неполных предложений.

Письмо должно строиться как диалог, чтобы адресат мог ответить на письмо. Это означает, что в письме должны быть вопросы, на которые должен будет ответить собеседник в своем письме.

Письмо другу – сочинение-впечатление

Привет, Маруся! Как у тебя дела? Как поживаешь? Что у тебя нового? У тебя произошло что-нибудь интересное?

У меня столько всего интересного произошло. Не знаю даже с чего начать — уж очень много интересных вещей было. Расскажу про самую удачную встречу этого лета. Обязательно жду от тебя ответное письмо. Я сейчас у бабушки на даче, пиши на этот адрес. Укажу обратный адрес на конверте.

Я сейчас такое расскажу. Обалдеешь! Это, наверное, самое удивительное, что я когда-либо видел. Это самая невероятная история в моей жизни.

Я вчера видел настоящую летающую тарелку. Честно, я не вру! Настоящая, прямо, как в фильмах. Мы ходили вечером с бабушкой в соседнее село за молоком, там то это и произошло. Мы шли через большое поле. Резко в небе загорелось белоснежное облако. Над нами появилась тарелка. Все небо стало белое-белое, как будто на дворе вовсе и не ночь.

Мы сперва не поверили своим глазам и переглянулись с бабулей. Но нам не показалось — перед нами была настоящая летающая тарелка. Я сфотографировал ее на мобильный телефон, так что я покажу тебе все в школе.

Тарелка была серебристого цвета. Вокруг нее было много горящих огоньков, поэтому она очень ярко светилась. По размеру она была огромная, наверное, как футбольное поле, а может даже больше. Она пролетела над нами примерно за десять секунд, потом просто исчезла, также неожиданно, как и появилась. Бабуля была в шоке, она сразу позвонила всем родственникам и все рассказала. Я тоже маме сразу позвонил. Я в восторге. Это было потрясающе.

Наверное, ты мне не поверишь, но это правда! Я теперь я считаю этот день самым удачным. Завтра мы позвоним в передачу про НЛО. Наверное, мы станем звездами. К нам будут приходить из новостей и брать интервью.

Раньше жизнь у меня обычная и непримечательная. Но теперь все изменится — я чувствую. Это история с тарелкой принесет мне удачу! Жизнь наша изменится радикально.

Надеюсь мы скоро встретимся. Я уже жду школьный сезон, очень хочу показать тебе все фотографии. Интересно произойдет этим летом, что-то еще более интересное. Я очень соскучился!

Образец письма подружке

Привет, Надюш! Так хотелось написать тебе, пока была в поездке.

Мое лето прошло просто замечательно. Вместе с родителями я ездила на море. Кстати, не помню, а ты когда-нибудь была на море?

Каждый день мы ходили купаться. Ты же знаешь, я совсем не умею плавать. Так вот, папа учил меня плавать. Не сказала бы, что теперь это получается у меня прекрасно, но сдвиги все же есть. Не понимаю, как ты плаваешь на спине?!

Я даже боюсь заходить в воду, а ты так спокойно держишься на ней. Ну вот, из-за того, что я очень часто была в воде, это лето запомнится мне навсегда. А как ты провела свои каникулы?

Очень соскучилась по тебе! Надеюсь, скоро приедешь в гости! Жду ответа! Пока!

Письмо-ответ другу

Дорогой друг, как давно мы с тобой не виделись! Твое письмо я получил еще неделю назад, оно меня очень обрадовало. Сейчас выдалась свободная минутка, я решил ответить тебе.

Это лето я провожу на даче с родителями и младшей сестренкой. В город выезжаем очень редко. Но меня и не тянет туда. На даче очень хорошо. Погода стоит отличная, очень жарко. Мы всей семьей каждый день ходим на реку купаться и загорать.

Проводим на пляже много времени. В такую погоду там находятся все дачники. Мама купила нам с сестрой по надувному матрасу, а мне еще ласты. В них я могу плыть очень быстро. Однажды я даже хотел переплыть с одного берега на другой, но папа не разрешил мне. На будущий год я обязательно сделаю это.

У нас с сестренкой есть одно развлечение. По средам мы всегда ходим вдвоем на рыбалку. Накануне вечером сестра обязательно подготавливает нам еду, которую надо взять с собой. А я копаю червей и беру с собой прикорм для рыб. Встаем мы на рыбалку очень рано. На улице в это время дня еще сыро и прохладно, поэтому одеваться приходится теплее. Идя назад мы уже снимаем наши ветровки.

Ходим мы на рыбалку всегда в одно и то же место. Это наше любимое озеро с камышами и утками. В этом году там много маленьких утят. Мы их подкармливаем хлебом, который остается у нас после завтрака. Рыбу, которую я ловлю, мы относим маме. Если попалась крупная рыба, то мама готовит нам ее на обед. А если маленькая, то отдает соседскому коту Ваське. Тот очень радуется нашему улову.

Дни летят незаметно. Уже прошел целый месяц каникул. Я уже начинаю немного скучать по школе и по своим одноклассникам. Быстрей бы всех увидеть, узнать, как они провели лето.

Напиши мне, что у тебя нового, как поживает твой брат Андрюша. Мне очень интересно, что у вас происходит.

До свидания. До встречи осенью на перекличке.

Сочинение-рассказ Письмо другу

Я рад тебе написать, друг мой!

Знаешь, от этих сочинений, от этих упражнений, где нужно написать письмо другу, ответив на вопросы и задав свои, так устаёшь! Они так надоедают!

Вот мы на английском каждый урок по одному письму пишем – готовимся к экзамену. А ещё на дом задают… Так, говорю, так надоедает, что хоть никому не пиши. Лучше звонить… И вообще, почему у письма должна быть вот такая прямо структура?

Понятно, что в сочинении вступление, аргументы (плюсы и минусы), выводы, если о каком-то вопросе речь спорном. Но письмо, это ведь не официальный документ, хотя бывают и такие! Почему я, когда тебе пишу, должен придерживаться каких-то вступлений… Соблюдать объем! Нет, тут, как сердце ляжет… То есть как рука пойдёт.

Кстати, раньше было интересней – сочинять от руки, а теперь, если печатаешь, то уже не совсем то. Конечно, тебе ошибки исправят и всё такое, но не то это, не то.

Я помню в детстве, когда мы писали друг другу письма из картинок – рисовали прямо. Информации в этих письмах было не так уж много, но вот настроение! Краски. Я даже один раз изрисовал конверт. Боялся, что на почте не возьмут это письмо. Но всё нормально. Мы тогда, по-моему, нормально буквы не знали ещё… Помнишь, как забавно было? Я нарисовал комикс про поход в зоопарк, а ты сделал карикатуру на брата!

Вот, а теперь я должен спросить у тебя о новостях. Но я не собираюсь! Почему? Да ты и так знаешь, что я очень интересуюсь твоей жизнью… И так напишешь! Раз друг, то лишняя вежливость не нужна. Как там твои родители, к слову? Привет им!

Ещё надо, чтобы лист занять, о погоде пару слов. Погода разная у нас. То дождь, то солнце! То солнце, то дождь. Ничего особенного, по сезону.

Вот интересно, что это упражнение заставило меня вспомнить, как мы раньше писали друг другу письма. Или рисовали их. Сейчас только всё через Интернет… Но в письмах тоже что-то есть, такой особый дух. И мысли как-то в порядок приводятся. А если уж пишешь от руки.

Письмо другу на английском с переводом

Novem­ber, 17, 2019

Thank you for your let­ter! Love­ly to hear from you! I’m glad to hear that you’ve passed your dri­ving test! Congratulations!

I did­n’t answer you for a long time, because I was very busy work­ing. Thanks for the good idea. I used it in my pre­sen­ta­tion of a new project. Your advice was very helpful.

As for your ques­tion, just do the exer­cis­es every day. Don’t be lazy and try to find 25–30 min­utes a day to devote to sports for your health. It will be dif­fi­cult at first, but after three weeks reg­u­lar exer­cise will become a habit.

Sor­ry. I have to go. I hope my advice was helpful.

Give my best regards to your mum. Write back soon. Look­ing for­ward to hear­ing from you.

Your friend, Daniel.

Вариант перевода на русский:

17-ое Ноября 2019

Спасибо за твое письмо! Так мило получить от тебя весточку. Я рад узнать, что ты сдала на права! Мои поздравления!

Я долго тебе не отвечал, так как был очень занят работой. Кстати, спасибо за хорошую идею. Я использовал ее в своей презентации нового проекта. Твой совет был очень полезным.

Что касается твоего вопроса, то просто каждый день выполняй упражнения. Не ленись и старайся находить 25–30 минут в день уделять занятиям спортом для своего здоровья. Сначала будет тяжело, но уже через три недели регулярные упражнения войдут в привычку.

Извини. Мне нужно идти. Надеюсь, мой совет был полезен.

Передавай привет маме. Напиши мне поскорее. Очень жду от тебя новостей.

Твой друг, Дэниэл.

Чтобы выполнить задание, предполагающее написать дружеское письмо, нужно писать его в соответствии с реальностью. Вначале нужно поприветствовать друга, затем раскрыть тему и основную мысль, после – попрощаться.

В носящем личный характер письме можно использовать разговорную лексику и другие черты разговорного стиля. Письмо нужно строить так, чтобы на него можно было ответить.

Помогите написать сочинение рассуждение на тему: "Зачем нужны обращения? "
В ГИА в часте С нужно написать это сочинение!

Максим, вот вам материал для написания сочинения.

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления.

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. : А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь.. . (А. Чехов) .

Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения с другими словами и не является членом предложения. Оно может занимать в предложении любое место: О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов) ; Полюбите, дети, труд (В. Маяковский) ; Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин) .
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А. Пушкин) .

- Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

- В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) .

- Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) .
Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе.

- В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :

Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты минувших лет!

- Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. :

— Штольц, Штольц! — в восторге кричал Обломов (И. Гончаров) .

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления.

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. : А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь.. .(А. Чехов) .

Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения с другими словами и не является членом предложения. Оно может занимать в предложении любое место: О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов) ; Полюбите, дети, труд (В. Маяковский) ; Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин) .
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А. Пушкин) .

- Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

- В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) .

- Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) .
Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе.

- В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :

Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты минувших лет!

- Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. :

— Штольц, Штольц! — в восторге кричал Обломов (И. Гончаров) .
16 нравится

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевлённого предмета или явления.

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. : А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь.. .(А. Чехов) .

Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения с другими словами и не является членом предложения. Оно может занимать в предложении любое место: О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов) ; Полюбите, дети, труд (В. Маяковский) ; Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин) .
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А. Пушкин) .

- Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

- В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) .

- Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) .
Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе.

- В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :

Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты минувших лет!

- Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. :

Обращение обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, к кото­ро­му отно­сит­ся речь гово­ря­ще­го. Оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Узнаем, что такое обра­ще­ние в рус­ском язы­ке, каким оно быва­ет, как выде­ля­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обращениями.

Что такое обращение в русском языке?

О лес! Как ты пре­кра­сен золо­той осенью!

Обращение — это сло­во или сло­во­со­че­та­ние, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, к кото­ро­му обра­ще­на речь.

Определение обращения

Обращение выра­жа­ет­ся обыч­но суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или сло­вом дру­гой части речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го. Оно про­из­но­сит­ся с осо­бой, зва­тель­ной инто­на­ци­ей, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние собеседника.

Дети , пой­дем сего­дня гулять в парк.

Какую сказ­ку тебе про­чи­тать, сест­рён­ка ?

Обращение не свя­за­но ни с одним чле­ном пред­ло­же­ния спо­со­бом согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния и не соеди­ня­ет­ся сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции. По этой при­чине обра­ще­ние не явля­ет­ся чле­ном предложения.

Обращение, как и ввод­ные сло­ва и кон­струк­ции, ослож­ня­ют про­стое пред­ло­же­ние. Предложение, в кото­ром исполь­зу­ет­ся обра­ще­ние, явля­ет­ся ослож­нён­ным.

Обращениями служат

Обращение часто при­ме­ня­ет­ся в одно­со­став­ном пред­ло­же­нии, в кото­ром нет подлежащего.

В пред­ло­же­нии, ослож­нён­ном обра­ще­ни­ем, ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом 2 лица насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или гла­го­лом в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Ванечка, пом­нишь этот нашу­мев­ший фильм?

Беги, пар­ниш­ка, домой и пере­дай мой при­вет сво­им близким!

Как выделяется обращение?

Так как обра­ще­ние не явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, в пись­мен­ной речи оно отде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Если обра­ще­ние про­из­но­сит­ся без вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ции, оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или кон­це пред­ло­же­ния и обособ­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся в сере­дине предложения:

Каждый труд бла­го­сло­ви, уда­ча (С. Есенин). […, O].

Если обра­ще­ние нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния и про­из­но­сит­ся с вос­кли­ца­тель­ной инто­на­ци­ей, то после него ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. При этом пер­вое сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, например:

Старик! Я слы­шал мно­го раз, что ты меня от смер­ти спас (М. Лермонтов).

Природа-мать! К тебе иду с сво­ей глу­бо­кою тос­кою (А. Майков).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (Ф. Тютчев).

Засветись, о день счаст­ли­вый! Разгони густой туман (А. Майков).

Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, стран­ник, свой поклон (М. Лермонтов).

Распространенные и нераспространённые обращения

Как сле­ду­ет из опре­де­ле­ния, обра­ще­ние может быть выра­же­но одним или несколь­ки­ми сло­ва­ми, то есть оно быва­ет нерас­про­стра­нён­ным и распространённым.

Примеры

Поздравляю тебя, чело­век ! Поздравляю тебя, Земля ! (Р. Рождественский).

Что ты кло­нишь над вода­ми, ива , макуш­ку свою? (С. Есенин).

Спой нам, ветер , про дикие горы, про глу­бо­кие тай­ны морей (В. Лебедев-Кумач).

Куда ты, свет­лый руче­ёк , стре­мишь­ся? (И.А. Крылов).

Забудь, това­рищ мой любез­ный , раз­дор смеш­ной и бес­по­лез­ный (А.С. Пушкин).

Клен ты мой опав­ший, клен зале­де­не­лый , что сто­ишь, нагнув­шись, под мете­лью белой? (С. Есенин)

Здравствуйте, лёг­кие звез­ды пуши­сто­го пер­во­го сне­га ! (И. Тургенев).

Я всю свою звон­кую силу поэта тебе отдаю , ата­ку­ю­щий класс (В. В. Маяковский).

Как я любил, Кавказ мой вели­ча­вый , тво­их сынов воин­ствен­ные нра­вы (М. Лермонтов).

Если части рас­про­стра­нен­но­го обра­ще­ния раз­де­ле­ны дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, то каж­дая часть выде­ля­ет­ся запятыми:

Отколе, умная , бре­дёшь ты, голо­ва ? (И.А. Крылов).

Ты, царе­вич , мой спа­си­тель , мой могу­чий изба­ви­тель (А.С. Пушкин).

Здравствуй, князь ты мой пре­крас­ный ! (А.С. Пушкин).

История обращения в русском языке

Примеры предложений с обращениями

Спасибо, реч­ка , за твою про­хла­ду в лет­ний зной!

Запишите, ребя­та , эту фор­му­лу в тетрадь!

Ты засы­па­ла весь город сне­гом, зимушка-зима !

Аня ! Позвони мне сего­дня вечером.

Мой сад ! Как я люб­лю вес­ной твое цветенье!

Снегурочка ! Иди сюда, поиг­рай с ребя­тиш­ка­ми в снежки!

Пойдем, дедуш­ка , со мной сего­дня на рыбалку!

Кто из вас, ребя­та , отга­да­ет эту загадку?

Видеоурок

Читайте также: