Контрольное сочинение по русскому языку 9 класс 2 четверть

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Контрольная работа по русскому языку за 2 четверть. 9 класс

(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

— (4)С тобой что-то случилось?

— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.

— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.

(20)Павлик засопел от обиды.

— (21)Пустяки! — сказал старик. — (22)Один поругает, другой пожалеет.

(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.

— (28)А почему вы всё спрашиваете?

(29)Старик разгладил длинную бороду.

— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (33)Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …

— (34)А какое слово?

(35)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.

— (36)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (37)Он вскочил и побежал домой.

— (40)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

(41)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— (43)Мне синюю, — робко сказал Павлик.

(44)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (45)Ему не нужна была краска. (46)Он думал теперь только о волшебном слове.

(52)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— (53)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

(54)Бабушка выпрямилась. (55)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— (56) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

(57)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

— (61)Возьми меня, пожалуйста.

(62)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.

— (63)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (64)Что тебе стоит!

— (65)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (66)Конечно, возьми.

— (67)Пожалуйста, — повторил Павлик.

(68)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— (69)Эх ты, путешественник! (70)Ну ладно, собирайся!

1) сестра была жадной.

2) он не умел вежливо разговаривать.

3) у брата в лодке не было вёсел.

4) бабушка прогоняла его из кухни.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

2) (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

(43) Какую тебе?

3) (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

4) (57) - Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

4 . Из предложений 3-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного звука.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 45.

9 . Среди предложений 56 – 61 найдите предложения с обособленным обстоятельством . Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Возьми его,(1) — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

Ну,(2) отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно,(3) возьми.

Брат громко засмеялся,(4)потрепал мальчика по плечу,(5)взъерошил ему волосы:

Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся!

11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой

12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

13. Среди предложений 58–62 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.. Напишите номер этого предложения.

Контрольная работа по русскому языку за 2 четверть. 9класс

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (З)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы.

(4)Выпускной вечер моего класса.

(8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)0ни наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие- долгие годы. (З0)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Потому что они знали её десять лет, которые она работала в школе.

Потому что она написала о них статью в газету.

Потому что дети любили её за то, что она принимала искреннее участие в каждой ребячьей судьбе.

Потому что она была молодой, пылкой и самонадеянной.

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

2) Но результат не заставил себя ждать.

3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.

4) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 23.

9 . Среди предложений 24-30 найдите предложение с обособленным согласованным определением . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Они стояли друг над дружкой, (1) голова над головой, (2) руки по швам, (3) они замерли, (4) точно готовились сфотографироваться. Только вот глаза, (5)конечно,(6) были не для фотографии: удивлённые, (7) печальные, (8) непонимающие глаза.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12 . В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

В них,(1) признаюсь честно,(2) вся эта история оставила нелёгкий след,(3) и мне часто казалось,(4) что со временем боль не утихала,(5) а получала новое выражение.

13 . Среди предложений 15-18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14 . Среди предложений 19-23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Контрольный тест по русскому языку 2 четверть 9 класс

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

а) препод. вать, пол…гается, упр. щать

б) предст…влять, предн…значение, дек. рация

в) пригл…шать, уг. сать, выр. сти

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) пос..деть (на крыльце), опт..мизм, взб..раться

б) разр..дить (ружьё), эксп…риментировать, выт..реть

в) уд…сятерить (силы), ап…лляция, прид…раться

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) акк…рдеонист, отр…слевой, нар…щивающий

б) пог..релец, алг..ритмизированный, н..веллист

в) р…стениевод, пар..доксальный, предпол…жить

4. Укажите сложное предложение.

а) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
б) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
в) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.

5. Укажите сложное союзное предложение.

а) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
б) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
в) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непроходимые болота.

6. Укажите сложное предложение.

а) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
б) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
в) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.

7. Укажите сложное союзное предложение.

а) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
б) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
в) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.


8. Укажите тип предложения

Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.

а) Простое предложение;

б) сложносочиненное предложение;

в) сложноподчиненное предложение;

9. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Рыбка мелка, да уха сладка?

а) Противительный союз;

б) разделительный союз;

в) соединительный союз.

10 . Укажите неверное утверждение.

а) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

б) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

в) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

11. Найдите сложное предложение.

а) По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

б) Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

в). Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

12. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

б) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

в) Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

14. Укажите ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):

а) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало на влажную землю

б) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.

в)Ветер к утру ослабел и снег перестал.

15. На месте каких букв нужно поставить запятые?

Снег летит (а) и с сосен (б) и с берѐз (в) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром.

16. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для написания контрольного сочинения в 9 классе предлагается текст А.Алексина. Как и на ОГЭ, обучающимся предоставлен выбор, что писать: сочинение-рассуждение на лингвистическую или на морально-этическую тему.

Контрольное сочинение по материалам ОГЭ

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Диктант по итогам 2 четверти с грамматическим заданием в форме ГИА - 9 класс.

ВложениеРазмер
diktant_9_klass_-_2_chetvert.docx 16.87 КБ

Предварительный просмотр:

1. В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса.

2.Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой?

3. Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь.

4.Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.

5.Оно манило прозрачностью и глубиной.
6.Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. 7.Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.
8.Озеро меняло краски.

9.Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой.

10.Потом цвет озера стал оловянным.

11.Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.
12.Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи.

13.Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов.

14.Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (166 слов)

Читайте также: