Ритм в музыке сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Цель нашей статьи – изучение значения ритма в жизни человека и искусстве.

Удивительно, насколько неоднозначно и противоречиво все, что связано с ритмом и его ролью в бытии человека.

Единица, с его точки зрения, это абсолютное начало, число 2 – тоже начало, но происходящее от первого; если их объединить, возникает первое совершенное число – 3, в котором есть начало, середина и конец. Наконец, 4 – это второе совершенное число, которое придает смысл трем предыдущим, поскольку в ряду 1,2,3 сумма двух крайних чисел равна удвоенному среднему – т. е. четырем. Таким образом, 3 – совершенное нечетное, 4 – совершенное четное числа.

В последующих книгах трактата Августин рассматривает метрические закономерности поэзии и музыки, опираясь на выведенные числовые закономерности. И если метр, по Августину, - определенное соединение согласующихся стоп (имеющих от одного до четырех слогов), ограниченное во времени, - характерен для поэзии, то ритм бесконечно повторяется во времени и распространен именно в музыке. В последней, шестой книге Августин говорит о ритмах (числах) как о свойствах, присущих и душе музыканта, и музыке, которая ими вызвана и которые музыка сама вызывает в душе, ее воспринимающей; и все это ритмы приводят душу в состояние удовольствия – чувственного наслаждения, из которого уже и проистекает разумная оценка музыки [2].

С другой стороны, хотя ритм входит в жизнь человека только с формированием человеческой психики, верно и то, что сама человеческая мысль аритмична. Человеческий интеллект по своему назначению не может обладать собственным ритмом и должен быть готов к любым его изменениям и даже его отмене. Но в, то, же время эта аритмичная деятельность интеллекта входит в резкое противоречие с большей частью функций организма человека, которые подчинены строгим ритмам, будь, то биение сердца, дыхание, чередование бодрствования и сна и т. д.

Именно поэтому человек стремится при любой возможности приобщиться к ритму, не прекращая работы сознания: где только возможно он ищет симметрии прямых углов, правильных очертаний, ритмических жестов.

Ритм порождается любым повторением какого-либо элемента, любой организацией их последования и в этом смысле не знает границ, а его проявления не исчислимы. Но музыка – искусство временное – всегда считалось средоточием ритма, наиболее ярким его воплощением. Однако именно то обстоятельство ритм был осознан и как одна из главных закономерностей живописи и скульптуры позволило древним грекам вести их в состав мусических искусств и распространить на них те принципы, которые были разработаны теорией искусств – музыкой.

Ни одна мелодия не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков.

Ритму принадлежит важнейшая роль в построении любой музыки и, в частности, в создании любой мелодии. Мелодия, лишенная ритмической организованности, воспринимается как бессмысленное чередование звуков.

Ритм существует, разумеется, не только в музыке. Мы наблюдаем определенную соразмерность звуков в природе, в быту, в производственной жизни. Четко и ритмично звучат капли дождя, ударяющиеся в стекло окна. Размеренно, удар за ударом, раздается бой часов. Вероятно, ритмы музыки по-своему отражают ритмы, существующие в природе. Но музыкальные ритмы отличаются своей особой организованностью, обладают особым выразительным значением. Это разнообразные ритмы – то резкие, чеканные, то свободные, капризные – во многом содействуют рождению художественных образов.

Ритмическая четкость, подчеркнутость акцентов и ударений составляет особенность маршевой музыки, которая звучит на праздничных парадах, демонстрациях или физкультурных праздниках – для облегчения стройного шага тысяч людей.

Такие же маршевые ритмы – чеканные, энергичные – присущи многим современным массовым песням, передающим волевое напряжение, коллективные шаги народных масс.

Стоит изменить первоначальный ритм мелодии – и весь характер музыки существенно преобразится, приобретет новое, иное содержание. Этой чудодейственной возможностью ритмических превращений часто пользуются композиторы с целью развития музыкальных мыслей. Резко изменяя ритм, а заодно и оркестровку и гармонический колорит, они создают новые, порой неузнаваемые варианты начальной музыкальной темы.

Значение ритма в музыке очень велико. У многих народов востока – в Китае, Индии или в республиках Средней Азии – широко используются ударные инструменты в качестве ритмического сопровождения к танцам. Богатство и разнообразия ритмов в музыке этих народов необычайно. В Узбекистане, например, есть выдающиеся мастера игры на бубне, которые поражают слушателей прихотливостью народно-танцевальных ритмов.

Ритм остается самой свободной, наиболее далекой от регламентации стороной музыкального мышления и, соответственно, музыкальной речи.

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

изучаем ритм в музыке

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм. Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

Вне нотного стана




1 и 2 и 3 и 4 и






или


или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Отдельную категорию составляют триоли. Данные длительности появляются при делении не на две части, как это происходило в вышеуказанных случаях, а на три.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:


Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основная терминология

Ритм в профессиональной музыке не может обойтись без таких понятий, как такт, метр, темп и размер.

  • Метр представляет собой равномерное чередование акцентов в музыкальном произведении.
  • Такт представляет собой единицу измерения метра, которая исчисляется нотами или паузами. В размере четыре четверти первая нота в такте – это сильная доля, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая слабая. Между собой такты делятся чертой. Закрывает произведение двойная черта.


  • Размер – две цифры, располагающиеся одна над другой, стоящие вначале нотного стана. Верхняя цифра показывает количество длительностей в такте, а нижняя какая длительность преобладает. Располагается обозначение после ключа и ключевых знаков. Примечательно, что показатель дублируется только один раз вначале произведения, на следующих строчках не нужно вновь указывать размер. Исключением является смена на новый.

На рисунке представлен размер 4/4 (четыре четверти)


Указание четвертей не означает, что в такте будут использоваться только данные длительности. Могут быть использованы разные по величине длительности, но их сумма не должна превышать размер. Рассмотрим правильный и неправильный примеры.



Стоит учесть, что размеры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

К первой простой группе относят преимущественно двух или трехдольные размеры, в которых имеется всего один акцент на сильную долю. Наиболее распространенными можно считать размеры на две четверти, на две половинные, две восьмые, три четверти, три восьмые и три половинные.


Сложные размеры появляются при слиянии двух простых, обычно они имеют к основному акценту на сильную долю, еще дополнительный относительный. В данную группу входят: четыре четверти, шесть восьмых, двенадцать восьмых, шесть четвертей и т.д.


Смешанные составляют особую категорию. Они образуются от соединения нескольких простых неодинаковых размеров между собой. Группа включает такие единицы, как пять четвертей, пять восьмых, а также семь четвертей и семь восьмых.



Популярный размер четыре четверти изображают, как заглавную букву С, поэтому не стоит пугаться данного обозначения.


  • Темп – это музыкальная характеристика, определяющая скорость исполнения музыкального инструмента. Обычно темп размещается вначале произведения над нотным станом, и написан на итальянском языке. Существует три группы медленные, умеренные и быстрые темповые обозначения. В зависимости от выставленного значения произведение может звучать по-разному. Обычно темп выставляется на специальном устройстве, которое называется метроном. Чем больше значение, тем быстрее будет темп.

Дополнительные знаки

Существуют некоторые знаки нотации, которые активно участвуют в образовании ритма. Если две ноты, находящиеся на одном звуковысотном уровне залигованы, то это означает, что первый звук должен держаться суммарное количество по времени. Обычно это требуется для соблюдения группировки в сложных размерах.


Например, возьмем размер четыре четверти. Он сложный и имеет один сильный акцент на первой доле, и один относительно сильный на третьей доле. Таким образом, на первой и третьей доле такта должны оказаться ноты. Чтобы записать ритм четверть, половинная и четверть необходимо соблюсти основные группировочные правила.


Так если после ноты стоит точка, то это увеличивает ее звучание ровно в половину. Например, четверть с точкой равняется по звучанию четверти с восьмой.


Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Термин обозначает ритмическую фигуру, состоящую из длительности с точкой и ее логического по счету завершения. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая. Рассмотрим на нотном примере.



Как можно заметить по изображению пунктирный ритм используется в основном на сильных или относительно сильных долях такта.

Еще одним из дополнительных знаков можно назвать фермату.


Этот музыкальный знак обозначает, что исполнитель может выдерживать ноту, помеченную фермату неограниченное количество времени.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.


Сравните с ответом, представленном ниже:


Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.



Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.



Программы для самоконтроля в изучении

Если человек пытается самостоятельно освоить ритм без профессиональной помощи, то ему необходимо проводить контроль, который достигается при помощи современных технологий. Существуют специальные программы, в которых можно проверить собственные знания ритма.

Абсолютный слух 2

  • Теория. В категории представлены минимальные основополагающие сведения, касающиеся ритма, а также можно послушать как по времени звучат разнообразные длительности.
  • Чтение. При помощи встроенного в приложении метронома требуется отстучать записанный выше ритм, не допуская ошибок.
  • Диктовка. Необходимо правильно записать ритмический рисунок, который вы услышали.
  • Имитация. После прослушивания ритмических фигур необходимо правильно их записать.

В каждом из вышеуказанных разделов есть дополнительные подразделения на определенные ритмические фигуры. Это позволяет добиться совершенства в ритмическом плане.



Стоит отметить, что в сети интернет существует огромное количество электронных метрономов, которые ни сколько не уступают реальным аналогам. Они достаточно просто настраиваются, при чем каждый человек может самостоятельно отстучать ритм, в котором он собирается исполнять произведение или музыкальный фрагмент.

На данной странице мы познакомили с основной терминологией, которая пригодится начинающему музыканту, а также дали необходимые упражнения и рекомендации для усвоения темы. Материал поможет лучше понимать музыкальный текст, а также быстрее ориентироваться и точнее воспроизводить нотную запись.


Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но и длительностью, то есть временной протяжённостью – долгие и короткие.

Что такое ритм.

Ритм – это чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности.

Может ли музыка существовать без ритма?

Не может. Музыка существует только во времени, точно так же, как и кино или театральная постановка. Если остановить время – остановится и музыка.

Как измерить музыкальное время?

Время в музыке - не такое как в физике, его нельзя измерить точными секундами или минутами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицу измерения музыкального времени так же называют словом – пульс.

Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары . Эти удары могут быть быстрыми или медленными, главное, что бы они были равномерными.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс, который музыканты чувствуют внутри себя.

Сильные и слабые удары пульса.

Удары пульса в музыке не равномерны по силе и не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это можно сравнить с ударением в словах. Так же, если ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, то получается поэзия.

В музыке пульсация имеет строгую закономерность чередования между сильными и слабыми ударами.


Такт в музыке –это расстояние (время) от одной сильной доли до следующей. В нотной записи так отделяется вертикальной тактовой чертой. Один такт содержит одну сильную долю и несколько слабых.


Что такое музыкальный метр?

Двудольный метр: 1-и, 2-и

Трёхдольный метр: 1-и, 2-и,3-и

Четырёхдольный метр: 1-и, 2-и, 3-и, 4-и


Числовое выражение метра.

Числовое выражение метра – это музыкальный размер, который измеряет музыкальные такты.

Музыкальный размер при помощи двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр, и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмой, половинный).

Размер пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа по типу математической дроби. Эти цифры сообщают нам о том, сколько четвертных нот помещается в одном такте этого музыкального произведения.

Автор: Береговой Владислав Викторович

Населенный пункт: Московская область, г. Монино

Введение

Ритм и его влияние на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов, представителей других наук, так как без ритма, невозможна жизнь, невозможно существование вселенной, следовательно, чувство ритма, в той или иной степени, есть у всех, а значит, его можно и нужно развивать.

Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.

Исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что отсутствие чувства ритма может быть вредным для здоровья, а также, что хорошее чувство ритма может помочь в изучении иностранных языков.

Ритм - один из основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.

Чувство музыкального ритма

В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление. Можно назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение - торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь и т.д.

Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Основные особенности музыкального ритма

Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом.

Таким образом, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

Способы формирования развития чувства музыкального ритма

Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, и на первом месте должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка. Необходимо подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.

Игра под метроном на слабую долю, дирижирование, простукивание ритмических рисунков, несомненно, неотъемлемая часть развития чувства ритма.

Заключение

Музыка занимает значительную часть в жизни человека. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм является природным качеством человека и посредством введения специальных ритмических задач и упражнений, что благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма и способствует формированию слух ритмических навыков и представлений. Развитие чувства ритма, несомненно, благоприятно скажется на организме человека.

ритм в музыке это

Что такое ритм в музыке, определение

Если мы увлечены какой-либо мелодией, мы можем начать постукивать пальцами или ногой в такт, при этом соблюдая определённый порядок пауз и темп. Это похоже на пульсацию, которая управляет нами почти неосознанно. Таким образом, ритм в музыке — это и есть сочетание длительности звуков и пауз в определённом темпе.

Пожалуй, именно определение музыкального ритма можно считать одной из самых сложных формулировок, поскольку является основополагающей, её сложно объяснить простейшими понятиями.

Практически всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с определённой длительностью. Сердце бьётся с практически равными промежутками, морские волны тоже имеют собственную длительность. Ритм может ускоряться, замедляться, сбиваться и восстанавливаться, но он определённо имеется, поэтому это понятие в большинстве случаев воспринимается как нечто естественное.

Поэтому ритм в музыке - это сочетание длительностей и акцентов, сложные переплетения звуков различной высоты, пауз в разграниченном временном режиме. По большому счёту, любой музыкальный ритм можно переложить в математическую систему и даже начертить график. Однако большей части людей математическое обоснование не требуется, у них присутствует врождённое чувство ритма.

что такое ритм в музыке

Как определить ритм

музыкальный ритм в музыке

Влияние ритма на восприятие музыкального произведения

Именно ритм влияет на то, как мы воспринимаем музыкальные произведения. Более того, смена ритма может кардинально сменить стилевое направление, иногда этим пользуются для стилистической аранжировки. Если сменить ритмическую пульсацию музыки, то можно превратить вальс в джазовую композицию, при этом оставив узнаваемую мелодику произведения. Разбираясь, что такое ритм в музыке, можно смело утверждать, что это один из определяющих факторов стилистики и жанровой направленности.

В разные времена в моде были разные ритмы, но музыкальная мода циклична, кроме того, никто не отменял классику. Классические произведения называют бессмертными, ведь это на самом деле не стареющая музыка. Роль ритма в музыке нельзя недооценивать, одно без другого просто не существует.

музыка роль ритма в музыке

Бывает ли неритмичная музыка?

Что такое ритм в музыке - это некая константа или всё же гибкий параметр, который можно менять? Безусловно, ритм может меняться, это придаёт композиции большую живость, особое настроение. Если какая-то музыка кажется неритмичной, то, скорее всего, она разбита на неравные части с разными ритмами, украшена синкопами и выразительными акцентами.

что такое ритм в музыке определение

Взаимосвязь мелодии и ритма

Чёткий ритм в мелодии нередко связан с предполагаемыми движениями, и в качестве примера прекрасно подойдёт марш. Наверное, это одна из самых ритмичных мелодий, где каждая доля предполагает шаг. По большому счёту мелодия и ритм в музыке определяют настроение и жанр движений, которые идеально сочетаются с рассматриваемым произведением. Танец и музыка всегда были тесно связаны, гармония этого сочетания кроется именно в ритме, когда движения совпадают с музыкальными долями и акцентами. Аналогичным образом связаны музыка и стихи в песне, в них должен совпадать размер, тогда у слушателей не возникнет диссонанса.

мелодия и ритм в музыке

Ритм как широкое понятие

Для успешной медитации тоже необходимо подключиться к ритму, останется только выбрать, какой именно больше подходит для вхождения в резонанс с окружающим миром. Кому-то больше нравится ритм волн, другим — биение человеческого сердца. Ритм сам по себе очень важен для достижения гармонии, и музыка помогает достичь этой цели.

Читайте также: