Контрольное сочинение 7 класс по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?

? О чем мы будем писать сочинение?

? Какого типа речи будет наше сочинение?

3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).

? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?

4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).

5. Закрепление материала.

1) Работа с учебником упр. 294.

? Прочитайте текст, какого он стиля?

Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).

2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).

? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.

6. Релаксационная пауза.

? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?

7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.

Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

8. Упражнение в использовании доказательства от противного.

Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”

  • важнее трудолюбие,
  • важнее способности,
  • одинаково важно и то, и другое.

Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.

? Какими словами оно может начинаться?

1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.

2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.

9. Запись тем сочинения.

“Книга- наш друг и советчик”.

“Книги в моей жизни”.

“Об этой книге хочется рассказать”.

“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.

10. Лексико-орфографическая работа.

? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)

Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.

Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развития речи и творчества, логического и образного мышления,

повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;

совершенствовать навыки составлять текст типа - рассуждение;

обогащать словарный запас детей;

Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

1. Оргмомент. Мотивация.

Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)

2. Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:

- Что из себя представляет текст- рассуждение?

- Как строится текст - рассуждение?

(Материал для учителя: Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова ния к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) . б) . в) . и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за помнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, пони мал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

4. Частичный анализ текста.

– О чем этот текст?

- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?

Как вы считаете?

Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску

- Каких качеств больше?

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)

- Как вы понимаете это слово?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)

итог: все люди нуждаются в милосердии.

7. Творческая работа.

Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: (на зелёных полосках)

Согреть своим теплом. Что это значит?

Равнодушие или милосердие?

Что же с нами происходит?

Время работы – 7 минут. Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки). Может они кому - нибудь пригодятся.

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.

Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация ,
Тип урока : урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

Никто не знает, каковы его силы,

пока их не использует.

1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

2 . Определение темы урока. Целеполагание . Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

img1

- Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение.

-Как вы понимаете эпиграф, записанный на доске?

- Какие задачи мы поставим перед собой? ( Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? ( Повторять тип речи – рассуждение )

- Что из себя представляет текст- рассуждение? (Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.) Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.)

Целевой вопрос : Посмотрите внимательно и скажите, о чём этот фильм?

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот фильм?

-Какие действия совершает главная героиня? (Преображает мир вокруг себя своим творчеством. Своим талантом Лила делает счастливой не только себя, но и окружающих.)

-Почему её талант был способен преобразовывать всё вокруг? (Она была счастливым человеком, самореализованным.)
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль фильма?

  1. У каждого Человека есть свой неповторимый План Творения.
  2. Хочешь изменить мир – начни с себя
  3. Сделай видимым то, что без тебя, возможно, никогда бы не заметили.
  4. Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце. (А.С.Экзюпери)
  5. Важно быть самому счастливым, тогда и мир станет лучше и добрее.
  6. Чудеса нужно творить своими руками. (А.Грин.)
  7. Мир такой, каким ты его видишь.
  8. Уверовав, увидишь.
  9. Преобразовательная сила творчества.
  10. Добро – это образ жизни.
  11. Счастье в самореализации.
  12. Счастье – это выбор.

-Почему мы не смогли выбрать одно утверждение? (Потому что фильм многогранный, и каждый увидел то, что актуально для него сейчас.)

-Как вы поняли этот фильм? Почему выбрали именно эту главную мысль?

-Выберите одну из мыслей – она станет темой для вашего мини-сочинения.

5. В спомним теоретический материал и ответим на вопросы:

- Как строится текст - рассуждение? ( Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) . б) . в) . и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение. Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

-Какие вы помните виды рассуждений? ( Доказательство, объяснение, размышление.)

-Как вы к какому типу будут тяготеть наши сочинения?

-Какие средства грамматической связи характерны этому виду рассуждения ?(По-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, я могу с уверенностью сказать, я полагаю, попытаемся разобраться, можно сравнить, я согласен с тем, что )

6. Работа над сочинением.

  • -Определение темы.
  • -Определение границ темы. основной мысли. (Можно ли сказать, что основная мысль и будет тезисом вашего сочинения).
  • -Отбор материала (Работа со словарём, подбор синонимов к концептуальным понятиям, запись жизненных примеров, примеров из литературы, кинофильма).
  • -Систематизация в соответствии с композицией рассуждения. Составление плана.
  • -Черновой вариант.
  • -Правка. ( Логика изложения. Средства грамматической связи.)
  • -Чистовик.

- А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы к этим словам. ( Жизнелюбие, оптимизм, радость, драйв, Благополучие, блаженство, наслаждение, процветание, преуспевание, благосостояние, радость )

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы быть счастливым? Возможно, эти ответы помогут вам написать сочинения.

8. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением.

Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки ). Может они кому-нибудь пригодятся. Вы также можете воспользоваться толковыми словарями.

9.Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Заставил ли вас урок задуматься над поднятыми темами? Интересно ли было работать?

Многие ищут счастья в областях выше своего уровня, другие ниже. Но счастье одного роста с человеком.
Конфуций

Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному.
Франсуа де Ларошфуко

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
Пифагор

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Лев Толстой

Каждый гонится за счастьем, не замечая, что счастье ходит за ними по пятам.
Бертольд Брехт

Говорят, что несчастье хорошая школа; может быть. Но счастье есть лучший университет.
Александр Пушкин

Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия.
Бенджамин Дизраэли

Делайте то, что делает вас счастливыми.
Ошо

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Бенедикт Спиноза

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
Жан-Жак Руссо

Мы обладаем только тем счастьем, которое способны понять.
Морис Метерлинк

Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий Гай Саллюстий Крисп

Иные живут счастливо, сами того не зная.
Люк де Клапье Вовенарг

Мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.
Блез Паскаль

Я рождён, и это всё, что необходимо, чтобы быть счастливым.
Альберт Эйнштейн

  1. У каждого Человека есть свой неповторимый План Творения.
  2. Хочешь изменить мир – начни с себя
  3. Сделай видимым то, что без тебя, возможно, никогда бы не заметили.
  4. Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце. (А.С.Экзюпери)
  5. Важно быть самому счастливым, тогда и мир станет лучше и добрее.
  6. Чудеса нужно творить своими руками. (А.Грин.)
  7. Мир такой, каким ты его видишь.
  8. Уверовав, увидишь.
  9. Преобразовательная сила творчества.
  10. Добро – это образ жизни.
  11. Счастье в самореализации.
  12. Счастье – это выбор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени.


конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте.


Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине.


Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под.

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.

Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать.


Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"

Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое.

Р. р. №11-12. Контрольное сочинение-рассуждение

1. Познакомить учащихся с качествами человека, который может быть настоящим другом; с тем, что дружба значит для человека.

2. Повторить материал о композиции сочинения-рассуждения.

3. Проверить умение учащихся составлять собственное рассуждение.

Развивающие:

1. Сформировать потребность иметь настоящего друга.

2. Закрепить умение строить текст рассуждения.

Воспитательные:

1. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;

2. Воспитание личностных качеств.

I. Оргмомент.

II. Работа с доской

- Посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске висит плакат и написано стихотворение) и скажите, что символизирует этот рисунок?

Ученики : Голубь является символом мира

- Да, это символ мира, символ дружбы на Земле. Обратите внимание на то, какие тона преобладают на рисунке.

Ученики: синий цвет – цвет истинности и чистоты, зеленый – цвет жизни

- Правильно. Эти понятия являются фундаментом дружбы.

Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Она звучит следующим образом: “Верному другу цены нет” (записывается на доске тема урока).

- Ребята, обратимся к стихотворению, которое записано на доске.

Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

(Учитель читает стихотворение выразительно, затем просит прочитать еще нескольких учеников).

- Ребята, о ком и о чем это стихотворение?

Ученики: О дружбе, о преданных друзьях.

- А у вас есть друзья?

Ученики: Да, у нас есть друзья.

- Как мы видим, у каждого человека есть друзья. Ведь человек без друзей, как дерево без корней.

III. Работа с пословицами

- Ребята, народ всегда ценил дружбу и верных друзей. О долге, о дружбе сложено и бытует в народе множество пословиц и поговорок.

Вспомните пословицы и объясните их смысл

Ученики:

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь.

Старый друг лучше новых двух.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Верному другу цены нет.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

- А что объединяет все эти пословицы?

Ученики: во всех этих пословицах говорится о бесценности человеческой дружбы.

- Запишите понравившиеся пословицы в тетрадь.

- Какие пословицы вы записали?

Несколько учеников читают и комментируют записанные пословицы.

- Дружба – это бескорыстное чувство, ведь мы дружим не ради выгоды, не ради того, чтобы нам что–то делали, а ради уважения друг к другу, взаимопонимания.

IV. Работа с роликом:

Девочка хорошо общалась со своими одноклассниками, помогала им в трудных ситуациях. Вместе они проводили свободное время.

Девочка заболела, лежит дома с температурой. Ей очень плохо.

Навестить ее пришла только одна подруга. У остальных нашлись другие дела.

- Что вы думаете об этой ситуации?

- Случались ли с вами аналогичные ситуации?

- Кто именно приходил к вам на помощь?

- Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Правильно ли поступили остальные?

- Являлась ли их дружба настоящей или это была корысть?

- Ребята, у вас есть настоящие, верные друзья?

- Приведите примеры настоящей дружбы.

- Лишь у порядочного человека могут быть настоящие друзья, верные и надежные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых мечтает каждый из нас. Прекрасное слово “Дружба”!

V. Работа в микрогруппах. Поиск информации.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются объединиться и вспомнить высказывания на тему дружбы, потом попытайтесь составить из своих цитат рассуждение.

(ученики выполняют задание, учитель следит за работой).

- Время вышло. Прошу одного из участников группы выйти к доске и прокомментировать свою работу.

- Хорошо, все вы положили в основу дружбы теплые и нежные чувства. И дети, и взрослые строят свою дружбу не на корысти, а на взаимопонимании.

VI. Обобщение. Выводы

- Ребята вспомните ситуацию, которая была представлена в ролике.

- Еще в глубокой древности Аристотель писал: “У кого есть друзья, у того нет друга” (данное высказывание записано на доске).

Разделяете ли вы его мнение?

- Ребята, вы думаете, человек может прожить жизнь без настоящего друга?

Андрей Дементьев

Друг познаётся в удаче.

Друг познаётся в удаче

Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет

Чувства не держит в узде.

Друг познаётся в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, — значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Скажет об этом тебе.

Друг познаётся в удаче

Больше порой, чем в беде.

Согласны ли вы с утверждением автора? Докажите свою мысль.

Итоги урока. Сегодня мы с вами проделали большую работу. Наша тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Вспомните, какова композиция сочинения – рассуждения.

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

Читайте также: