Сочинение рассуждение с объяснением значения слова

Обновлено: 20.05.2024

”Лексическое и грамматическое значения – два важнейших свойства слова. Лексическое значение позволяет нам говорить о мире, называя словами его явления. Грамматическое дает возможность связывать слова между собой, строить из них высказывания”

В лексическом значении слова его звуковая оболочка соотносится с тем предметом или явлением нашего мира, которое обозначает это слово. Этот тот смысл, что вкладывают люди в слово, произнося его. Так, слово “ворона”

обозначает черную каркающую птицу средних размеров. Сказали – и всем стало понятно, какой объект обозначает данное слово.

А грамматическое значение выражается меняющейся словоформой, оно и выделяется в основном только для того, чтобы проще и универсальней связывать слова в речи. Поэтому эти значения многочисленнее лексических и часто условнее. Категории числа, времени и рода у слов неразрывно связаны с их грамматическими значениями.

В отрывке из произведения К. Паустовского можно определить лексические и грамматические значения слов. Например, слово “сова” обозначает ночную

хищную птицу, таково лексическое значение. Сова охотится и питается мясом, это отличает ее от синички, например.

Ее женский род обусловлен лишь окончанием “-а”, это грамматический показатель слова. Сова не характеризуется грамматической категорией времени, потому что является именем существительным, а не глаголом.

Зато существует сова в тексте в единственном числе. Возможно, перепуганный Мурзик слышит в чаще леса крик не одной совы, а многих. Но для автора это не имеет значения, он всего лишь хочет показать читателю, какого хищника боится маленький пес Мурзик.

Потому и употребляет слово в единственном числе.

Лексическое значение не рассматривает всю совокупность признаков предмета, объекта или явления, а только те, что отличают его от других. За бортом лексического значения остается то, что сова, образно говоря, плачет в лесу по ночам, то есть кричит своеобразным криком. И что она охотится на собачку, что спешит домой, к хозяевам.

комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Работа над планом сочинения

Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте

и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите

качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте

подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент

приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего

Заключение (итоговый вывод)

4. Формулировка определения

1) перечисление основных признаков, составляющих

2) перечисление синонимов

3) указание на типичные качества характера,

поступки людей, в которых проявляется понятие

Напишите рассуждение ,приведя два аргумента(1)После третьего .

. притих, внимательно глядя на директора. (63)Всё бывает с людьми, - сказал директор, - но из любого, самого нехорошего положения человек должен выйти с честью, потому он и человек. (По А. Лиханову) Лиханов Альберт Анатольевич (род. . - ну ладно. (38)Директор и Изольда Павловна глядели в окна, и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. (39)Каждый из ребят, наверное, про себя думает: «За .

человека и вызывает всеобщее восхищение.

o Великодушие – это качество человека, который не

думает о собственной выгоде, а в первую очередь

беспокоится о других.

5. Речевые клише

На мой взгляд, человечность – это…

По моему мнению, человечность – это…

Мне кажется, что человечность – это…

Я думаю, что человечность – это..

Что такое человечность? Однозначного ответа на

этот вопрос не существует. Я считаю, что

o Многие из нас не задумываются над вопросом, что

такое человечность. По-моему, человечность – это…

o Что такое человечность? Отвечая на этот вопрос,

невольно встаешь перед выбором. С одной стороны,

это… С другой стороны, это…

6. Комментирование тезиса-определения

Что мне еще известно об этом понятии (слове)?

Какой дополнительной информацией я могу расширить

Какое ключевое слово в определении я хочу пояснить?

1) Насколько актуально это понятие?

2) Какую роль играет понятие в нашей жизни?

3) Что в своих афоризмах говорили об этом понятии

Героизм в моем понимании – это ситуация, когда

человек рискует или жертвует своей жизнью ради

чего-то, например, спасения людей, страны. Во все

времена люди помнят имена своих героев, потому что

их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие

7. Аргумент 1

Прекрасным подтверждением этой мысли является

Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не

увидеть, что герой…

В данном тексте есть яркий пример…

Докажем это, обратившись к тексту…

Обратимся к тексту ХХХ, в котором говорится о…

В тексте ХХХ говорит о том, что…

В тексте ХХХ поднимает проблему…

Ярким примером проявления *** является…

8. Аргумент 2

Примеры проявления *** можно увидеть не только в

литературе, но и в жизни.

Примеры проявления *** можно увидеть и в произведениях

И в жизни нередко встречаются примеры проявления ***. Такие

. это положительный персонаж, который подает очень хороший пример. Для мальчиков. Богатырь тут же отправился на . заботливой женой, готовой идти на жертвы ради любимого мужа. Она никогда не упрекала Джима, не . любовь к камню. Эта мысль не давала герою покоя, и он отправился на поиски . моральной поддержкой Джим обязательно добьется успеха в жизни, и самоотверженность Деллы будет вознаграждена. Для .

1. Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением того или иного слова

2. Формулировка задания

3. Работа над планом сочинения

4. Формулировка определения

1) перечисление основных признаков, составляющих
понятие
2) перечисление синонимов
3) указание на типичные качества характера,
поступки людей, в которых проявляется понятие
o Красота
– это все прекрасное, что окружает
человека и вызывает всеобщее восхищение.
o Беспощадность

это
безжалостность,
беспощадность, жестокосердие.
o Великодушие – это качество человека, который не
думает о собственной выгоде, а в первую очередь
беспокоится о других.

5. Речевые клише

На мой взгляд, человечность – это…
По моему мнению, человечность – это…
Мне кажется, что человечность – это…
Я думаю, что человечность – это..
Что такое человечность? Однозначного ответа на
этот вопрос не существует. Я считаю, что
человечность – это…
o Многие из нас не задумываются над вопросом, что
такое человечность. По-моему, человечность – это…
o Что такое человечность? Отвечая на этот вопрос,
невольно встаешь перед выбором. С одной стороны,
это… С другой стороны, это…
o и др.
o
o
o
o
o

6. Комментирование тезиса-определения

Комментирование тезисаопределения
Что мне еще известно об этом понятии (слове)?
Какой дополнительной информацией я могу расширить
свое определение?
Какое ключевое слово в определении я хочу пояснить?
1) Насколько актуально это понятие?
2) Какую роль играет понятие в нашей жизни?
3) Что в своих афоризмах говорили об этом понятии
известные люди?
Героизм в моем понимании – это ситуация, когда
человек рискует или жертвует своей жизнью ради
чего-то, например, спасения людей, страны. Во все
времена люди помнят имена своих героев, потому что
их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие
чувства.

7. Аргумент 1

o
o
o
o
o
o
o
o
o
Вводные клише
Прекрасным подтверждением этой мысли является
текст…
Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не
увидеть, что герой…
В данном тексте есть яркий пример…
Докажем это, обратившись к тексту.
Обратимся к тексту ХХХ, в котором говорится о…
В тексте ХХХ говорит о том, что…
В тексте ХХХ поднимает проблему…
Ярким примером проявления *** является…
*** демонстрирует герой текста ХХХ.

8. Аргумент 2

9. Заключение

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Речевые клише
Таким образом, *** в жизни человека играет важную
роль, ведь если каждый из нас будет ***, то и общество в
целом изменится в лучшую сторону.
Мы пришли к выводу…
Подводя итог, можно сказать, что…
Делая выводы из сказанного, мы видим…
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод,
что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.
Таким образом, …
Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что …
Следовательно, ……….

Критерии оценивания Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б. В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б .

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку: 1. Тезис. 2. Аргумент 1 + пример + комментарий. 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису). Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Тезис ( вступ-ление ) Вывод Пример из прочитанного текста Пример из жизненного опыта

С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение, но не прокомментировал его – 1 б. Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б. Критерии оценивания

Три мифа о сочинении 15.3 МИФ 1. Определение понятия может находиться только в начале сочинения . Реальность: определение понятия можно написать в начале сочинения или в конце . Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 59)

Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста ! Есть разные способы толкования лексического значения слова.

Синонимический способ Д искуссия - спор , обсуждение какого-либо вопроса ; К лише - рисунок , чертеж на бумаге , О ригинал - подлинник . Коммерция – торговля . Зодчий – архитектор . Аморальный – безнравственный . Крах - разорение, банкротство. Каверза - интрига, происки, подвох. Реестр -список, перечень. Инертны й - бездеятельный, неподвижный.

Перечислительный способ Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны , обезьяны , человек . Гнус – комары , мошки , слепни . Описательный способ Источник – то , из чего берется , черпается что-либо ; то , что дает начало чему-либо , служит основой чего–либо . Наглядны й – такой , который можно непосредственно созерцать , очевидный из непосредственного наблюдения

Отрицательный способ Бескультурье – отсутствие культуры. Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости Комбинированный Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу . Комментарий

Из словаря Обида - оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением. Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. ОБИДА - всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. (Даль) Обида – неприятное чувство, возникающее, если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь.

ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль . Обида - это страдание, возникающее, когда тебя не понимают или игнорируют. Когда тебя обижают, то ты испытываешь досаду боль, понимаешь, что к тебе отнеслись несправедливо. Обида - чувство горькое на вкус, холодно-угловатое на ощупь. Как много в этом коротком слове, как оно ранит, оставляет шрамы, порождает ненависть и месть. Мы стали просто так из-за плохого настроения обижать любимых, родных, близких, не задумываясь, что для человека это удар в спину, это чувство, которое может привести даже к смерти.

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение. Основная часть. Аргументы

МИФ 2 . Второй аргумент нельзя приводить тоже из прочитанного текста , как первый. Реальность: оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста , НО не во всех текстах можно найти второй аргумент. Официальное подтверждение: Критерии оценивания задания 15.3. (см. критерий С3К2)

МИФ 3 . Второй аргумент можно приводить только из личного жизненного опыта . Реальность : второй аргумент можно приводить из прочитанного текста , литературного произведения , кинофильмов , СМИ (в том числе из Интернета ), личного опыта, опыта других людей. Официальное подтверждение: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом. (стр. 60)

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише : Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение. Переход к рассуждению

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни. Включение примеров

Как найти аргументы в тексте? Самым трудным является поиск аргументов в тексте . Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом.

С3К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б . Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б . Экзаменуемый привёл пример(- ы )-аргумент(- ы ) из жизненного опыта– 1 б . Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б . Критерии оценивания

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. Заключение. Вывод

Вывод Таким образом, мы понимаем, что гадкая Обида живёт среди людей, но ей нельзя поддаваться, нельзя обижать других, нельзя мстить за нанесённое оскорбление. В жизни действует закон компенсации, и он неотвратим: сотворенное нами и добро и зло возвращается к нам обязательно, причем умноженное многократно…

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б. Критерий оценивания

Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда. Ещё раз о почерке

Практическая работа 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДРУЖБА. Обратите внимание: 1. Дать определение понятию вам может помочь текст сжатого изложения , т.к. его тема часто перекликается с темой сочинения 2. Прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения и сопоставьте его с содержанием текста, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста ;

3. объясняя смысл слова дружба , избегайте такой формулировки: Дружба - это когда . ; выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: а) назвать понятие (дружба), б) назвать более широкое понятие (например, отношения), в) указать отличительный признак (например, основанные на . ); Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова) 4. Другие варианты определения слова дружба : а) Дружба - это одна из основных добродетелей, выражающаяся во взаимном понимании, искренности . б) Дружба - это разновидность отношений между людьми, которые характеризуются . в) Дружба - это форма общения людей, основанная на . г) Дружба - это одно из лучших нравственных чувств человека, выражающее .

2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения 5. Не забудьте логически связать эту часть сочинения с предыдущей (см. последнее предложение вступления). Аргумент 1 Обратимся к тексту Ю.Олеши . В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кюхельбекера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения (предложения 49 - 56). (40 слов)

3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. Аргумент 2 У меня тоже есть подруга. Её зовут Марина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Марина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Марина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой! (55 слов)

4. Формулируем ВЫВОД Таким образом , одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов) Всего в сочинении 145 слов (норма - не менее 70 слов). Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца ! В данной работе получилось 4 абзаца : 1. Объяснение смысла предложений из текста. 2. Аргумент 1. 3. Аргумент 2. 4. Вывод.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) 1. Тезис На мой взгляд, человечность - это. (или) По моему мнению, человечность - это. (или) Мне кажется, что человечность - это. (или) Я думаю, что человечность - это. (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что. 2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему. В предложении № . автор говорит о том, что. (или) 3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или) В жизни мы часто наблюдаем. (или) Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз. 4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что. (или) Таким образом, можно заключить, что. (или) В заключение я хочу сказать, что.

Читайте также: