Консервативное дворянство отказ от реформ при александре 1 сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. История 9 класс

Влияние Отечественной войны 1812 года на власть и общество.

- либерально мыслящее дворянство после победы в Отечественной войне 1812 года ожидало Конституцию

- крестьянство ожидало улучшение своего положения

- консервативное дворянство победу в Отечественной войне воспринимало как ещё одно подтверждения превосходства российских порядков над европейскими;

- Александр 1 должен был учитывать интересы всех, поэтому проекты предстоящих реформ готовились в строжайшей тайне

Продолжение реформ

Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева:

- грамота наделяла суверенитетом не народ, а императорскую власть;

- учреждался двухпалатный парламент;

-законы издавались только с согласия царя, законотворчеством мог заниматься тоже только царь;

-предполагалось предоставить гражданам свободу слова!! вероисповедания!! неприкосновенность личности!! право на частную собственность!!равенство перед законом!!

- страна делилась на наместничества с двухпалатными парламентами на местах;

- власть императора была велика, но все же ограничивалась.

Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.

1. Причины отказа: - большинство дворян сопротивлялись реформам (помнил убийство отца)

- стало нарастать революционное движение

Начался откат от реформ: помещикам разрешили ссылать крестьян в Сибирь;

Крепостным запретили подавать жалобы на дворян

Введен запрет на деятельность тайных организаций

Введен надзор за журналами и газетами

2. Причины отказа: - личные переживая царя по поводу смерти дочерей и сестры, пожара 1812 г. и наводнения в Петербурге 1824г., увлечение царя мистицизмом.

Итоги внутренней политике Александра I

Боязнь царя разделить участь отца стала причиной отказа от реформ

Нехватка умных и способных людей – отсутствие опоры

Противоречивость общего замысла реформ – либерализм и сохранение самодержавия и крепостничества

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 800 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 6. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.12.2020 1985
  • DOCX 21.2 кбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клыженко Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Важным событием данного периода стал отказ Александра I от либеральных реформ.

Причины смены политического курса были следующие: влияние Аракчеева, распространение революционных движений в Европе, появление первых обществ декабристов в России. Кроме того, проведению либеральных реформ препятствовали дворяне, не желающие утратить свои позиции. В 1816 году Александр I поручил Аракчееву провести военную реформу, которая заключалась в создании военных поселений. Александр I ужесточил цензуру, препятствовал проникновению революционных идей в Россию, начал гонения на печать. В 1821 году Александр ограничил автономию университетов, начал гонения на либеральную профессуру Московского и Казанского университетов. Александр запретил крестьянам жаловаться на помещиков. Александр возвратил помещикам право ссылать крестьян в Сибирь.

В результате проведения консервативных реформ был создан новый способ комплектования войска и сокращены расходы на его содержание, усилился крепостной гнёт, дворянам была возвращена прежняя власть над крестьянами. Было ухудшено положение университетов и печатных изданий в связи с ужесточением цензуры.

Другим важным событием данного периода стало проведение военной реформы под руководством А.А. Аракчеева. Причины проведение реформы были следующие: необходимость снизить расходы на содержание армии, создать резерв обученных войск на случай войны, найти новую форму комплектования армии. Аракчеев стремился совместить сельскохозяйственный труд земледельцев с военной подготовкой. С этой целью Аракчеев начал создавать военные поселения. Аракчеев обеспечил развитие инфраструктуры для военных поселенцев. Аракчеев обеспечил военных поселенцев домами, хозяйственными постройками и инвентарём, освободил от всех податей и повинностей. Взамен он обязал поселенцев снабжать продовольствием армию и одновременно заниматься военной подготовкой. Он способствовал проведению политики тотального контроля над жизнью людей в военных поселениях и жёсткой регламентации их деятельности.

В результате проведения военный реформы у государства появился резерв обученных войск, частично сократились расходы на содержание армии. Но создание военных поселений не обеспечило армию нужным количеством людей и не привело к отмене рекрутской повинности. Из-за совмещения земледельческих работ и военной подготовки тормозилось развитие сельского хозяйства, а тяжёлые условия жизни и бесправие поселенцев вызвали массовые бунты в военных поселениях.

Данный период сыграл важную роль в определении будущего России. Отказ от либерального курса, политика консерватизма разочаровали большую часть население страны. Внешняя политика, несмотря на её успешность, имела и ряд негативных последствий. С завершением заграничных походов русской армии в Россию проникли революционные идеи, начали формироваться тайные общества. Династический кризис послужил поводом для восстания декабристов, чьи идеи и деятельность оказали значительное влияние на следующие поколения общественных деятелей России.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Период правления Александа I делится на 2 части: либеральный и консервативный.

Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г),в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Основными вопросами стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов.8 сентября 1802 г . был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

С осени 1803 г . значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: учрежден Государственный совет 1810 г.

В начале 1811 г . Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г . император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I - Константин в 1822 г . отказался от правления. Составленный в 1823 г . Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла – Николай.

Большинство дворян к началу 20-х годов было против новых реформ. Александр I понимал, что такие настроения могут привести его к столь же печальной участи, как и его отца. При этом в Европе возрастали народные волнения, что также вызывало опасение, так как революция могла наступить и в России. Александр начал обратный процесс, законодательно ужесточая давление на крестьян, прессу, тайные организации и т.д.

На фоне проблем в обществе и в семье (у Александра умерли дочери и сестра), у императора усилилась религиозность и вера в мистические силы. Во всех бедах он начал видеть религиозную кару. В связи с этим, в интересах православной церкви он запретил пропаганду католицизма в России, а Министерство народного просвещения стало Министерством духовных дел. Также увеличилось количество часов обязательного религиозного обучения.

В итоге, страх разделить участь отца и недостаток сторонников умеренных реформ, стали внешней причиной отказа от реформ. Повлияли и внутренние качества императора в виде двуличия и скрытности, склонности к религиозности, неустойчивости настроения и др. Результатом внутренней политики стали только проекты, которые можно было использовать для дальнейших реформ.

Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание

Добавить интересную новость

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>'']) . ' или ' . Html::a('зарегистрируйтесь', ['/user/registration/register'], ['class' => '']) . ' , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!'); > else < if(!empty(\Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = \Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ' ' . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo 'Получайте деньги за каждый набранный балл!'; > ?>-->

При правильном ответе Вы получите 2 балла

Какие причины привели Александра I к отказу от реформ?

Выберите те ответы, которые считаете верными.

Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.


Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет ( 1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

Реформа органов центрального управления

1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая власть);

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

Запрещение публикаций объявлений о продаже крестьян без земли;

Реформа системы образования:
• Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

ВЫВОД:

Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева, министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.

Читайте также: