1801 1812 историческое сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Исторические сочинения могут служить образцом для учащихся 11 класассо сдающих ЕГЭ по истории.

ВложениеРазмер
istoricheskie_sochineniya_1801-1812_1812-1825_1825-1855_1855-1881_1881-1894.docx 18.58 КБ

Предварительный просмотр:

1825-1855 Период характеризуется усилением самодержавия и бюрократизации страны, предпринимается попытка решения крестьянского вопроса, стремления к расширению геополитического влияния на Кавказе и Ближнем Востоке. В самом начале своего правления император Николай 1, жестоко подавил восстание декабристов. Это положило начало борьбе с революционными настроениями: Николай ввел жесткий цензурных устав в 1826, создал 3 –е отделение канцелярии и корпус жандармов как органы политического сыска. Подавление революционных движений проявляется и во внешней политике, благодаря чему за Россией закрепляется звание - "жандарм Европы". Видную роль при Николае 1 играл гос.деятель- Уваров. С целью усиления самодержавия он утверждает "Теорию официальной народности", которая провозглашала самодержавие, православие и народность основой правильного развития гос-ва. Кроме того, Уваров ограничивает автономию университетов, усилил правительственный контроль за их деятельностью. Консервативная политика царя, его желание усилить самодержавие, репрессивная политика по отношению к декабристам вызывало в обществе негодование, вновь усилило подъем общественного движения. Славянофилы и западники высказывались за необходимость отмены крепостного права, за свободу слова, Эпоха имеет неоднозначные оценки. С одной стороны — все действия Николая I направлены были на укрепление России. На протяжении 30 лет правления в центре внимания Николая 1 был крестьянский вопрос. Первым шагом в этом направлении стала реформа управления государственной деревней. По указу об обязанных крестьянах помещики могли освобождать крестьян от личной зависимости. Кодификция законов проведенная Сперанским и финансовая реформа Канкрина укрепили самодежавие. Ему удалось сдержать революционное движение! Но С другой стороны, период его правления называют временем реакции. Историки признают, что именно радикальные меры сдерживали развитие общества.

В данный период также активную позицию занимала внешняя политика, значительно способствующая росту международного авторитета России.

Событие, которое вошло в историю под названием Отечественная война стало важнейшим шагом России в отстаивании своей независимости. С 12 июня по 25 декабря 1812 года Россия приняла участие в войне с Наполеоном. Существует множество причин начала этой войны: стремление Наполеона к мировому господству и препятствие России в этом, Российская Империя терпела ущерб во внешней торговле из-за континентальной блокады, от которой постепенно происходит отказ, а также Наполеон стремился поддержать независимость Польши, что не устраивало Россию. Одну из главнейших ролей в войне сыграл главнокомандующий М.Б. Барклай-де-Толли, которому принадлежит тактика отступления вглубь страны, при этом избегая генерального сражения с французами. За такое начало войны, Барклай поплатился званием и авторитетом среди дворян, о нём говорили, как о предателе. Но благодаря этой тактике к концу войны, русская армия стремительно шла победным курсом. В следствие победы над французской армией Россия отстояла свою независимость, в государстве пробудилось чувство национального самосознания русского народа, были разбиты надежды Наполеона на мировое господство, Российская Империя укрепила своё международное положение и авторитет.

К1: правильно указаны два события (издание указа о вольных хлебопашцах, Отечественная война) — 2 балла.

К5: корректное использование исторической терминологии — 1 балл.

К6: за критерии К1–К4 в сумме выставлено менее 5 баллов, поэтому критерий К5 обнуляется, 0 баллов.

К7: форма изложения — сочинение — 1 балл.

Итоговый балл: 5/12

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Март 1801- май 1812 года- это первый период правления Александра I до войны 1812 года.

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

Примечание

Материал по перечисленным направлениям можно найти на историческом портрете Александра 1 на данном сайте, а также на сайте poznaemvmeste.ru

Дать общую характеристику данного исторического периода. Привести не менее двух событий (явлений, процессов).

Период правления Александра I условно можно разделить на два этапа. Март 1801- май 1812 года- это первый, либеральный период правления, который характеризуется стремлением АлександраI провести реформирование практически во всех сферах жизни общества. В заслугу политики императора можно привести такие его действия, как принятие Указа о вольных хлебопашцах в 1801 г., создание министерств в 1802 году , учреждение Государственного совета в 1810 году, удачная внешняя политика. Остановлюсь на двух, на мой взгляд, очень важных событиях данного периода правления императора.

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с данными событиями, охарактеризовать их роль в них.

Важнейшим указом Александра I стал указ о создании министерств в 1802 году. Каковы причины его появления? Коллегии, созданные Петром I, уже не могли решать насущные вопросы времени, их деятельность устарела. Необходим был государственный орган, в котором руководитель был бы лично ответственным человеком за принятия решений. Таким государственным чиновником становился министр, который сам докладывал императору о своих решениях и действиях. Следствием принятия указа стало создание системы министерств (их было 8: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, народного просвещения, финансов, юстиции), каждое министерство и мело чёткий круг обязанностей. Создан Кабинет министров, который координировал деятельность министерств. Возглавляли министерства талантливые люди. многие из которых — друзья и соратники императора.

Так, министерство внутренних дел в 1802 году возглавил член Негласного комитета В.П.Кочубей. Он высказывал такие мысли ,как необходимость освобождения крестьян с землёй, он одним из первых в период правления Александра выдвинул мысль о необходимости разделения властей, но с сохранением самодержавия. Его министерство ведало экономикой и транспортом, он большое внимание уделял развитию вновь присоединённых к России земель на юге (Новороссии, особенно Одессы). В.П. Кочубей умел видеть талант и способности чиновников. Именно он заметил молодого тогда Сперанского, пригласив его в своё министерство. Современники по-разному оценивали способности министра — от уважения к его умению руководить новым министерством до ограниченности, которая скрывалась под внешним лоском(Вигель). Одно несомненно: он вошёл в историю России как первый министр внутренних дел, ближайший соратник молодого императора.

Большое внимание Александр I уделял образованию. Воспитанный в век Просвещения — век Екатерины II, будучи сам образованным человеком, придя к власти, император провёл реформу образования. Причины проведения реформы: необходимость повышения уровня образования в стране, совершенствования всей системы образования, так как старая уже не могла решать данные вопросы.

Основные положения реформы: создание 4-х ступенчатой системы бесплатного всесословного образования, предоставление автономии университетам по указу 1804 г., по которому университеты могли самостоятельно выбирать ректора и профессоров, иметь собственный суд и прочее. При Александре 1 открылось сразу несколько университетов: Дерптский, 1802, Виленский, 1803, Харьковский и Казанский ,1804.Нельязя не вспомнить и открытие в 1811 году Царскосельского лицея, призванного воспитывать элиту общества. В 1802 году было создано Министерство народного образования. Следствием проведения реформы стало значительное повышение общего уровня образования в стране, подготовка высококлассных специалистов, что сказалось на развитии страны в целом. Однако были и негативные результаты. Так, школы на селе должны были открывать помещики, что не было в их интересах. Крепостное право тормозило и эту реформу. Не случайно во втором периоде правления, Александр I разочаровался в создании единой системы образования подданных и ограничился воспитанием в духе учения церкви.

Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода.

Проведение реформ Александром I вызвано рядом причин:

  • Кризис феодальной системы, необходимость развития по капиталистическому пути- с этим были связаны поиски решения крестьянского вопроса
  • Необходимость совершенствования системы государственного управления, которая бы соответствовала новому времени, его запросам
  • Дальнейшее развитие культуры, стремление удержаться на позициях цивилизованной и культурной страны, какой стала Россия в период правления Екатерины II
  • Повышение международного авторитета, усиление военной мощи в период надвигающейся угрозы наполеоновского нашествия.

Следствием реформ Александра I стало значительное усиление экономики, создание продуманной системы управления страной, усиление мощи страны, что сказалось в период войны с Наполеоном в 1812 году, когда Россия не только защитила свою независимость, разгромив врага, но и стала решающей силой в освобождении всей Европы от Наполеона.

Оценка событий (явлений, процессов )данного периода на дальнейшую историю России, используя исторические факты и (или) мнение историков.

Историческая оценка данного периода неоднозначна. С одной стороны, Александром I было проведено масштабное реформирование многих сфер общества( реформа государственного управления, образования, начато реформирование армии, экономики, решение крестьянского вопроса). Но с другой, реформы носили половинчатый характер, не был до конца решён крестьянский вопрос, положение народа оставалось по-прежнему тяжёлым, реформы не привели к каким-либо значительным изменениям в общественно-политическом строе страны, хотя проектов было предложено императору несколько. Однако несомненно, что деятельность Александра I и его сподвижников — членов Негласного комитета — подготовила победу над Наполеоном в 1812 году.

Первые годы царствования Александра I (1801-1812) ознаменовались стремлением к реформированию государственного устройства и попытками проведения масштабных преобразований. Несмотря на то, что большая их часть осталась лишь проектами, они оставили след в отечественной истории и оказали влияние на последующие события.

Негласный комитет

Негласным комитетом называлась неофициальная властная организация, состоявшая из ближайших соратников и единомышленников молодого императора Александра I. В него входили Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев. С этими аристократами и вельможами, которые были не намного старше его самого, Александр познакомился и сдружился ещё в 1790-х годах. После воцарения они и составили ближайший круг его доверенных лиц.

Негласный комитет

Многое говорилось о необходимости просвещения народа, и кое-что было сделано. В частности, в систему образования были заложены принципы его бессословности, с преемственностью разных ступеней обучения. В 1802-1805 гг. были основаны Дерптский, Виленский, Харьковский и Казанский университеты. Введённый в 1804 году Устав университетов предоставил им серьёзную автономию. Был открыт ряд учебных заведений среднего уровня, в частности, знаменитый Царскосельский лицей. В этом же 1804 году вышел самый либеральный в истории страны Устав о цензуре. Цензурные послабления в эти годы способствовали развитию издательской деятельности.

Многое говорилось в Негласном комитете о необходимости отмены крепостного права, как постыдного пережитка рабовладельческого прошлого человечества. Но дальше прекраснодушных порывов дело не продвинулось. На проведение крестьянской реформы власть не решилась. Робкой полумерой был Указ о вольных хлебопашцах (1803), предусматривающий освобождение крестьян с землёй за выкуп, по договорённости с помещиком.

Михаил Сперанский

Выдающийся государственный деятель и правовед, выходец из низов общества Михаил Михайлович Сперанский, в состав Негласного комитета не входил. Но именно он постепенно стал пользоваться безграничным доверием Александра I и приобрёл значение второго после императора лица в государстве.

В 1807 году члены Негласного комитета высказались против мира с Наполеоном. Сперанский же поддержал эту идею. После этого Негласный комитет прекратил своё существование, а Сперанский стал государственным секретарём и ближайшим советником императора.

МИхаил Сперанский

Историческое значение проектов реформ Негласного комитета и Сперанского

Сперанский своими либеральными убеждениями резко выделялся из чиновничьей среды, к которой принадлежал, и во многом опередил своё время.

Читайте также: