Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания знаменитого писателя
Обновлено: 05.07.2024
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно.
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод.
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. –(25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный русский прозаик и сценарист.
Задание С2.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Итак, мы убедились, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 "Типовые экзаменационные варианты" под редакцией И.П. Цыбулько.
Начало текста
Синонимы – это слова, близкие по значению. Однако, как отмечает Д.И. Фонвизин, они не могут быть совершенно одинаковыми по смыслу и отличаются дополнительными оттенками.
Действительно, близкие по значению слова только передают главную идею, но используются в различной ситуации и в зависимости от контекста.
Смысл данного фрагмента я понимаю так: для каждого человека найдётся то место, которое ему подходит. Так, героиня Г.Н. Щербаковой Анна Семёновна заметила, что призвание девушки Лены – быть учителем. Именно поэтому она не могла применить свои знания и навыки в какой-либо другой деятельности.
Лена мечтала о том, как построит доверительные отношения с трудным классом и попросит учеников быть к ней великодушными (предложения 15-17). Человек, который не боится трудностей, вызывает уважение. Это значит, что Лена действительно могла бы стать замечательным педагогом.
Таким образом, в любой профессии важна увлечённость, иначе ты не будешь чувствовать себя счастливым. Если человек найдёт своё предназначение, его не остановят никакие трудности.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ?
Каждый человек стремится найти своё предназначение. Что же такое призвание? Это желание заниматься любимым делом и отдавать ему всё время и силы. Ты можешь уставать и расстраиваться, если у тебя не всегда всё получается, но продолжаешь чувствовать себя счастливым от того, что делаешь каждый день.
Например, в тексте Г.Н. Щербаковой рассказывается о девушке Лене Шубниковой, которая мечтает стать учителем. Люди не понимают её и советуют выбрать другую
Таким образом, призвание – это, что помогает человеку двигаться вперёд, наделяет его положительной энергией, делает жизнь осмысленной и разнообразной.
Предлагаю материал, который учителя-словесники и репетиторы могут использовать при подготовке учеников к ОГЭ.
Суть задания
Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке одного из выдающихся лингвистов или писателей.
Формулировка задания
Лингвистические понятия из открытого банка заданий ФИПИ
Речь, язык, грамматика, синтаксис, пунктуация, знаки препинания, части речи, стили речи, монологическая речь, диалог, композиция, грамматическая связь, БСП, СПП, неполные предложения, восклицательные предложения, окончание, приставка, суффикс, существительное, прилагательное, деепричастие, частицы, союзы, местоимение, двоеточие, тире, абзац, выразительность, образ. художественные средства (средства выразительности), эпитеты, метафора, фразеологизм, повтор, слово, разговорная лексика, синонимы, лексическая сочетаемость слов, лексическое значение слова и др.
Словарик лингвистических терминов
Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у читателя, воздействовать на его разум и чувства.
Грамматика — это раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса.
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, эмоциональную окраску, законченность предложений и др.
Лексическое значение слова — это соотношение слова с предметом, его смысл.
Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Образ — это обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.
Пунктуация — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
Речь — это универсальное средство выражения мысли, форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми.
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.
Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает правила построения словосочетаний, предложений и текстов.
Слово — основная единица языка, выполняющая номинативную функцию, то есть дающая название определённому понятию.
Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, фразеологизмы и др.).
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.
Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками.
Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
Язык — это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.
Другие определения можно найти в любом словаре лингвистических терминов, например, здесь .
Что такое сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение — это изложение собственных мыслей на заданную тему.
Структура сочинения-рассуждения
- Тезис (мысль, которую нужно доказать).
- Доказательства (аргументы) + примеры.
- Вывод.
Чек-лист
- Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нём ключевые слова.
- Определите, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях
или явлениях идет речь. Дайте определение понятию.
3. Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста).
4. Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют.
5. Продумайте вывод (для чего вы приводили все эти аргументы).
6. Составьте план сочинения (Памятка 1).
7. Подберите речевые клише и логические переходы, связки для своего сочинения (Памятка 2).
8. Напишите черновик.
9. Проверьте черновик. Обратите внимание на количество абзацев (3 – 4 абзаца), логику рассуждения, речевые повторы, строение предложений, орфографию и пунктуацию. Пользуйтесь орфографическим словарём — его вам должны дать на экзамене!
10. Перепишите на чистовик и ещё раз проверьте.
План сочинения
- Цитата. Пояснение смысла цитаты.
- Первый аргумент + пример из текста.
- Второй аргумент + пример из текста.
- Вывод.
Клише
Клише для 1 части (тезиса)
Клише для 2 части (аргументов)
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста (ФИО автора текста в родительном падеже). Во-первых, в предложениях (указать номера предложений) автор использует (назвать лингвистическое понятие). Это помогает ему… (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).
Во-вторых, в предложениях (указать номера предложений) писатель употребляет (назвать лингвистическое понятие). Этот пример показывает, что (как) (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).
Клише для 3 части (вывода)
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (писатель, публицист, философ) ФИО, говоривший о (важности, пользе, необходимости, уникальности, неповторимости, важной роли, большом значении, своеобразии и др.) .
Работа с цитатой
В самой цитате находится подсказка о том, что искать в тексте и в каком направлении развивать мысль в комментарии к приведённому примеру. Внимательно прочитайте цитату и найдите ключевые слова:
Примеры
Что искать? Местоимения.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов и 2) связывают части предложений или предложения в тексте.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова…
Что искать? Фразеологизмы.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны: 1) помогают дать оценку герою или его поступку и 2) делают речь более образной, эмоциональной.
– (21)Привык на уроках ворон считать ! – завелась она с пол-оборота.
Предлагаем цитаты о синтаксисе, а также 14 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
СИНТАКСИС
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания.
Средства письменной речи:
- звучание слов передаётся с помощью букв,
- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,
- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
В приведенном тексте (автора) широко используется……..
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру.
Эту фразу я понимаю так. У знаков препинания в русском языке множество функций. Одна из них – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки, при помощи которых выделяются такие конструкции, как обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; уточняющие члены предложения; вводные слова и предложения; обращения и междометия; прямая речь и цитаты; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Приведу примеры из текста…..
Таким образом, высказывание Н.С.Валгиной справедливо.
Задание 9.1.
№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Проанализируем грамматический строй языка в тексте В. Дроганова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций, сложноподчиненных предложений. Так, предложение № 13 (Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него.) — сложная синтаксическая конструкция, в составе которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, что позволяет сформулировать мысль емко, последовательно, логично. Предложение 25 (И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.) также является сложноподчиненным с однородным и последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление на читателя, заставляя его анализировать, оценивать, думать.
Таким образом, вывод Реформатского о том, что синтаксис способствует выполнению языком функции общения, оправдан.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Задание 9.1.
Таким образом, вывод Шанского о том, что сложноподчиненное предложение помогает показать взаимосвязь между миром и нашим его восприятием, оправдан.
Задание 9.1.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л.Т. Григорян оправдано.
В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия – одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л. Т. Григорян оправдано.
Задание 9.1.
Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения с точки зрения структуры. Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, эмоциональной и выразительной, то есть экспрессивной, и позволяет избежать необоснованных повторов. В них используются те слова, которые несут новую информацию, а информация, уже известная, легко восстанавливается из предыдущих предложений или понятна из ситуации.
Таким образом, соглашаясь с высказыванием лингвиста, можно сделать вывод о том, что полные предложения и неполные, отличающиеся большей экспрессивностью, выполняют в текстах различные роли, тем самым конкурируя друг с другом.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами.
Первый абзац текста сразу вводит нас в суть проблемы, которую в тексте раскрывает автор. В него входят простые предложения – создается впечатление лаконичности, с одной стороны, и неоспоримости, с другой, размышлений о маме.
Мы увидели, что преследуя определенные цели, автор повествования следует определенным законам создания текста. Таким образом, нам удалось доказать высказывание Солганик.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.
Эту фразу я понимаю так. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. Приведу примеры из текста……..
Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Основной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27– 30, является своего рода выводом из монолога о детстве автора, который представлен предложениями 1– 27.
Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
О чём говорил автор этого высказывания? Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует своих героев. Приведу примеры из ТЕКСТА…
От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.
Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. А.А. Аверинцев говорит о том, что автору текста-рассуждения нужно уметь со всей убедительностью обосновывать свою позицию, в определенной последовательности приводить многочисленные доказательства. С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Текст-рассуждение строится по определенному плану: введение, содержащее тезис, основную мысль; аргументы, подтверждающие данную мысль; заключение, в котором подводится определенный вывод ко всему размышлению. Автор должен доказать свою позицию с помощью аргументации. Умение грамотно выстроить аргументацию, основываясь на фактах, примерах, помогает изложить свою позицию или найти истину в споре. Правильная последовательность мыслей отражает логическую связь явлений. А обоснование своей точки зрения похоже на шахматную игру: в рассуждении тоже нужно продумать и выстроить последовательность доказательств.
Таким образом, высказывающий рассуждение должен умело приводить конкретные факты и аргументы, чтобы доказать свою позицию.
Задание 9.1.
Человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.
Читайте также: