Сочинение по картинкам находка сутеева

Обновлено: 04.07.2024

3 Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём? В качестве чего может быть это использовано: экспозиции, завязки, кульминации, развязки?

4 Почему изменился внешний вид снеговика? Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида снеговика.

5 Что произошло со снеговиком? Опишите природу, изменения, произошедшие со снеговиком. Почему снеговик начал таять? Можно ли считать это кульминацией рассказа?

6 Что случилось со снеговиком? Куда он исчез? Для чего его зимой слепили ребята? Что осталось от снеговика? Можно ли изображённое на рисунке считать развязкой рассказа?

7 Что случилось дальше? Какое продолжение получила история со снеговиком? Что решили сделать ребята из метлы и палки с чугуном? Для чего?

8 Расскажите, что делают ребята? Дайте им имена, оцените их действия, характер и последовательность работы.

9 Расскажите, что делают ребята? Что можно сказать об их трудолюбии и целеустремлённости?

13 Продолжите повествование. Что делают ребята? А как ведут себя два щенка? Почему им тоже интересно ловить бабочек? Опишите героев этой истории.

14 Понятно ли, что ребята слишком увлеклись? Расскажите об этом, продолжив рассказ. Опишите действия щенков. Как вы думаете, они помогали мальчикам или увлеклись забавным занятием?

15 Докажите, что изображённое на рисунке можно считать кульминацией этой забавной истории. Расскажите об этом, использовав смешные словосочетания. Бабочку герои поймали? Поймали друг друга?

16 Что произошло дальше? Кто пришёл героям на помощь? Можно ли считать этот рисунок развязкой? Почему?

19 Это начало забавной истории. Как вы думаете, почему? Что решили сделать ребята? С какой целью? Кого они опасались? Кто мог посягнуть на богатый урожай капусты?

20 Какое продолжение получила эта история? Как ведут себя два сторожа? Опишите непрошеного гостя. Дайте ему кличку. Почему он ведёт себя так агрессивно? Как вы думаете, он сумеет пересилить двух щенков?

21 Расскажите, что предприняли щенки, чтобы выгнать козла с огорода? Как ведёт себя непрошеный гость? Расскажите, что, по-вашему, произошло дальше?

22 Расскажите, как удалось щенкам перехитрить козла? Что они сделали, чтобы спасти от него капусту? Используйте в своём рассказе глаголы в сочетании с наречиями.

23 Расскажите, что видите на этом рисунке? Где оказался козёл? Сможет ли он теперь поесть капусту? В каком настроении пребывают щенки-сторожа? Можно ли считать этот рисунок развязкой?

24 Чем закончилась эта забавная история? Почему этот рисунок можно считать развязкой рассказа? Запишите свой рассказ или расскажите его так, чтобы всем захотелось посмеяться.

25 Страшный зверь 4.

27 Что увидели ребята, когда решили отдохнуть у толстого дерева? Что их так напугало? Кто мог прятаться в тёмном таинственном дупле? Кого могли представить себе дети?

28 Расскажите, что произошло дальше. Почему дети побежали за помощью? Кого они встретили? Докажите, что дети испугались. Опишите их внешность.

29 Что могли рассказать дети леснику? Что это мог быть за зверь, которого они так испугались? Почему лесник задумался? Расскажите, что вы видите на рисунке.

30 Согласны ли вы, что это продолжение забавной истории? Можно ли считать это кульминацией рассказа? Почему?

31 Расскажите, что вы видите на этом рисунке? Что делает лесник? Чьи большие жёлтые глаза выглядывают из дупла? Как действие движется к развязке?

32 Вот так зверь. Чем закончилась эта история? Кого же так напугались дети? Какую пословицу можно использовать, чтобы закончить рассказ? А, может быть, ею можно рассказ озаглавить? Запишите рассказ или передайте его содержание устно так, чтобы слушать вас было интересно.

34 Эта удивительная история произошла во время прогулки в лес. А с чего всё началось? Придумайте героям рассказа имена, собаке дайте кличку. Докажите, что это завязка.

35 Кто нашёл упавшего с игрушечной машины плюшевого медвежонка? Как развивались события дальше? Что так удивило медведицу? Сравните внешний вид медведицы и игрушки.

36 Что решила сделать медведица? Почему она так настороженно смотрит на игрушку? Продолжите рассказ, использовав глаголы и наречия, которые помогают точнее описать действия медведицы.

37 Продолжите свой рассказ. Что вы видите на этом рисунке? Куда понесла медведица плюшевого медвежонка? Опишите медведицу.

38 Кому принесла медведица игрушку? Докажите, что это развязка забавной истории о находке. Придумайте своё название рассказа. Опишите медвежат. Почему можно сказать, что они очень обрадовались находке мамы-медведицы?

Взяли ребята в лес плюшевого Мишку да и забыли под ёлкой.

Медвежата стали весело играть с Мишкой, как с настоящим медвежонком.

Пройди интересные задания по прочитанной книге!

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.6 / 5. Количестов оценок: 721

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 7163 раз(а)

Другие сказки Сутеева

Живые грибы — Сутеев В.Г.

История о ежике, который насобирал грибов себе на спину и прилег отдохнуть. А пионеры подумали, что это пенек с грибами и хотели их собрать. .

Сказка про щенка, который первый раз услышал непривычный звук – МЯУ. Щенок отправился на поиски его владельца. Он думал, что это петух, мышка, .

Цыплёнок и утёнок — Сутеев В.Г.

Сказка про то, как цыпленок вылупился из яйца вслед за утенком и принялся во всем ему подражать. И даже прыгнул в воду, но начал тонуть. К .

Все сказки Сутеева

Рекомендуем Вам прочитать

Самая главная снежинка — Абрамцева Н.

Однажды в предновогоднюю ночь вся семья украшала елку, а один шарик несколько раз падал с елки и его ловила кошка. Оказалось, что на шарике .

Лис и Мышонок — Бианки В.В.

В сказке рассказывается как Лис хотел поймать и съесть Мышонка. Но у всех животных есть свои хитрости – как спасаться от хищников. Лис и Мышонок .

Мышка — ненецкая сказка

Сказка про заносчивую и сварливую мышку, которая спорила с льдиной, солнцем, тучей, ветром, Уральскими горами и росомахой. Но потом она поняла, .

Добавить комментарий Отменить ответ

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Сказки наших читателей

Сказки по возрасту:

Сказки по интересам:

Мафин и паук - Хогарт Э.

Хогарт Э.

Сказка о том, как ослик Мафин и его друзья помогли маленькой фее. Много лет назад злая колдунья превратила фею в страшного паука и она должна была оставаться чудовищем, пока кто-нибудь не пожалеет её. Мафин и…

Айога - нанайская сказка

нанайская сказка

Жил один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. Но загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо… Айога читать В роду Самаров жил один нанаец…

Новогодняя быль - Михалков С.В.

Михалков С.В.

История одной ёлочки, которая росла недалеко от дома лесничего. Однажды незнакомая сорока, прилетевшая летом неизвестно откуда, сказала ёлочке, что зимой её срубят люди. Ёлочка очень испугалась… Новогодняя быль читать В лесу, недалеко от дома лесничего,…

Пых - белорусская сказка

белорусская сказка

Сказка о том, как какой-то неведомый зверь напугал дедку с бабкой, когда они на город за репкой ходили. А внучка Аленка не испугалась и разглядела, кто это пыхтит под кустом. Пых читать Жили-были дедушка, бабушка…

Анна, не грусти! - Булгаков Н.

Булгаков Н.

Один раз зимой, когда Аня и Катя катались с горки, Катя упала и сломала ногу. Её увезли в больницу и ей там было очень грустно. На другой день после уроков Аня пришла к окну, за…

Два пирожных - Ермолаев Ю.И.

Ермолаев Ю.И.

Однажды мама попросила дочек помыть посуду. Старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля. лепила из пластилина. Оля сразу пошла на кухню, а Наташа решила дочитать главу… Два пирожных читать Мама…

Музыкант - Бианки В.В.

Бианки В.В.

Однажды старому медвежатнику сказали, что в лесу бродит медведь, он взял ружьё и пошел в лес. В лес он услышал необычный звук, он пошел на него и увидел, как медведь играет на расщеплённом грозой дереве……

Май - Соколов-Микитов И.С.

Соколов-Микитов И.С.

Рассказ о том, как прекрасна пора поздней весны: зелёною нежною дымкой накрылся лес, закуковали в зелёных рощах кукушки, зайцы радуются тёплому солнышку, прыгают, играют. Хорошо зверям и птицам в лесу! Май читать Не успеешь оглянуться…

Дядя Миша на печи

Дядя Миша на печи - Орлов В.В.

Орлов В.В.

Дядя МИША на печиЕл коржи и калачи,А во время передышкиЕл вареники и пышки.Очень скоро дядю МИШУДоставали через крышу.

Снег теперь уже не тот

Снег теперь уже не тот - Маршак С.Я.

Маршак С.Я.

Снег теперь уже не тот –Потемнел он в поле,На озёрах треснул лёд,Будто раскололи. Облака бегут быстрей,Небо стало выше,Зачирикал воробейВеселей на крыше. Всё чернее с каждым днёмСтёжки и дорожки,И на вербах серебромСветятся серёжки. Разбегайтеся, ручьи!Растекайтесь, лужи!Вылезайте, муравьи,После зимней стужи! Пробирается медведьСквозь лесной валежник,Стали птицы песни…

Матери - Бунин И.А.

Бунин И.А.

Я маму свою обидел

Я маму свою обидел - Мошковская Э.Э.

Мошковская Э.Э.

Я маму мою обидел,Теперь никогда-никогдаИз дому вместе не выйдем,Не сходим с ней никуда. Она в окно не помашет,Я тоже не помашу,Она ничего не расскажет,Я тоже не расскажу… Возьму я мешок за плечи,Я хлеба кусок найду,Найду я палку покрепче,Уйду я, уйду в тайгу! Я буду ходить по следу,Я буду искать руду,Я через бурную рекуСтроить мосты пойду! И буду…

1 - Котёнок по имени Гав

Котёнок по имени Гав - сказка Остера

сказка Остера

Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…

2 - Бременские музыканты

Бременские музыканты - Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…

Сутеев В.Г.

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

4 - Про Бегемота, который боялся прививок

Про Бегемота, который боялся прививок - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…

5 - Ёжик в тумане

Козлов С.Г.

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…

6 - Три поросенка

Три поросенка - Михалков С.

Михалков С.

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

7 - Про мышонка из книжонки

Про мышонка из книжонки - Джанни Родари

Джанни Родари

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…

8 - Лисичка со скалочкой

Лисичка со скалочкой - русская народная сказка

русская народная сказка

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

Абрамцева Н.

Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…

10 - Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы - Стюарт П. и Риддел К.

Стюарт П. и Риддел К.

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Цели урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

Предварительные упражнения творческого характера.

– Добрый день, милая Кряква! – сказала курочка.
– Здравствуй, Хохлатка! – ответила утка.
– Мне с моими цыплятами очень нужно перебраться на другой берег реки, но мы боимся воды и не умеем плавать. Ты не могла бы нам помочь? – попросила курица.
– Нет ничего проще. Садись мне на спину, а твои малыши пусть усаживаются на спинки моих утят да держатся покрепче. Так мы и перевезем вас через реку! – воскликнула утка.
– Спасибо тебе! – обрадовалась курица.
– Не за что, мы должны помогать нашим хорошим соседям! – проговорила утка.

– Мамочка, я устал! – сказал (захныкал) Ежонок.
– Не плачь, скоро придем домой, – сказала (уговаривала его) Ежиха.
– Я не могу больше идти дальше, – сказал (заплакал) Ежонок.
– Ну хорошо, садись в петлю на одной стороне моей палочки, а на другой будет наш узелок с продуктами, – сказала (ответила) Ежиха.
– Мамочка Ежиха, я чуть-чуть отдохну и пойду самостоятельно, – сказал (проговорил) Ежонок.

3. Составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.

Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем вы могли бы рассказать, используя их. Составьте рассказ, опираясь на приведенные ниже опорные словосочетания.

Солнеч(?)ный день, бе(з,с)облач(?)ное небо, (не)стерпимый зной, отправился прогулят(?)ся, решил искупат(?)ся, хотелось окунут(?)ся, быстро ра(з,с)делся, (с,з)бросил ботинки, (не)брежно набросил шляпу, вдоволь поплескат(?)ся, вышел на пе(?)чаный берег, замер от уд(?)вления, любила пр(?)нарядит(?)ся, хотела похвастат(?)ся, велич(?)во вышагивал, изумле(нн,н)ый теленок, последний крик моды.

Вступительное слово учителя.

Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные. Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.
Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы, а вот приставка со- встречается в словах не очень-то часто. Она очень интересная и в русском языке выполняет важную задачу: показывает, что кто-то вместе с кем-то что-либо совместно делает. Попробуйте, зная это значение приставки, определить:
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе трудятся.)
– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в беседе.)
– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)

Работа с готовым текстом-образцом, составленным по сюжетным рисункам.

Рассмотрите внимательно веселые рисунки В.Сутеева. Понравились ли они вам?

Подумайте, какой бы вы написали рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не говорите. (учащиеся несколько минут молча думают над рассказом).

А сейчас послушайте, какой рассказ по этим рисункам уже написан одним пятиклассником.

ХОТЬ ЧЕРНЫ, ДА ЗАТО СВОИ

Понравился вам рассказ? Интересный ли он получился?

Определите тему и основную мысль текста. (В тексте рассказывается об одном случае, произошедшем с мамой курицей и ее цыплятами; основная мысль вынесена в заголовок рассказа.)

Соответствует ли тема и основная мысль рассказа теме и основной мысли авторских сюжетных рисунков? (Да, соответствует.)

Интересный получился вариант, но совершенно другой по сравнению с тем, что мы услышали в прочитанном рассказе. Следовательно, как соавторы художника вы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетных рисунков. Это первое наше правило, которое мы занесем в нашу памятку соавтора.

Есть ли в услышанном вами тексте какие-то моменты, детали, соответствия которым на рисунках нет? (Есть, например: что делали малыши цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали, этого никак нельзя отобразить на рисунках.)

Противоречат ли эти детали замыслу художника? (Нет, не противоречат.)

Следовательно, второе правило соавторства заключается в том, что вы как соавторы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

Посмотрите внимательно на рисунки. Есть ли на них какие-то детали, которые в рассказе не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не включены описание места, где происходили события, указание на время, когда происходили события.)

Можно ли обойтись без этих деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно и включать, а можно и не включать в рассказ.)

Еще одно правило, которое мы с вами установили, заключается в том, что вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на рисунке. Ваше дело – рассказать о событии.

Итак, представим себе, что рассказ мы уже написали. Стыдно будет, если кто-либо его прочитает и обнаружит какие-то нелепости, ошибки. Что нужно сделать после того, как рассказ написан? (Проверить, все ли правильно, и отредактировать рассказ.) Правильно, вы несете ответственность за качество своего рассказа. Еще одно правило: перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно, исправьте возможные ошибки.

А теперь вспомните: о чем я вас спросила, когда вы только прослушали рассказ ученика? (Интересный ли рассказ?)

Верно. Каждый автор должен думать о своих читателях, заботиться о них, стараться писать так, чтобы читать рассказ было интересно. Это последнее правило, которое мы с вами сегодня обсудили. Все вместе они составляют памятку соавтору – человеку, который совместно с кем-то является автором чего-либо. (Все правила записываются на доске учителем.)

Итак, анализируя текст рассказа, составленный вашим ровесником, мы увидели некоторые его особенности и составили памятку соавтора.

Памятка авторам рассказов (соавторам художников)

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.
2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.
3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.
4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.
5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Работа над типом речи сочинения.

Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Повествование.)

Почему именно повествование? (В тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования.)

Какова композиция (построение) рассказа? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)

Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя следующие части: 1) Как-то раз. ; 2) Но вот на пути малышей. ; 3) Расстроилась мама курица. )

Какие вопросы можно задать к этому тексту? (К тексту можно задать ряд вопросов: что произошло? Как это случилось?)

Каковы грамматические особенности рассказа? (В рассказе много глаголов, чаще всего употребленных в прошедшем времени, предложений с прямой речью.)

Мы выяснили особенности текста, который придумал по рисункам В.Сутеева ученик. А теперь давайте обратимся к серии рисунков В.Сутеева, по которой вы будете составлять рассказ.

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки? (Рисунки рассказывают нам о том, как кошка хотела навредить собаке.)

Какой общей мыслью объединены рисунки? (Не нужно стараться делать плохое другому, так как ты сам можешь от этого пострадать.)

Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)? (Не рой другому яму – сам в нее попадешь. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.)

Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали. (Не рой другому яму – сам в нее попадешь.)

Теперь нам нужно продумать последовательность работы над сочинением.

Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс? (Последовательность действий не видна.)

Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок? (Первый рисунок – завязка, второй – развитие действия, третий – кульминация и развязка.)

Что получилось в результате? (Получился план сочинения.)

По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов. (Учащиеся вспоминают содержание памятки, которую составили ранее.)

Вспомнив основные законы, которыми мы будем руководствоваться в работе, начнем составлять рассказ.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

Какое правило памятки мы уже выполнили? (Мы определили тему и основную мысль рассказа.)

Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел. Подумайте: почему такие недружелюбные отношения сложились у кошки с собакой? Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке? (Наверное, кошка с собакой давно не ладили друг с другом. Может быть, это произошло потому, что собаке хотелось поиграть с кошкой – и пес весело гонялся за ней, а кошка сердилась на собаку и надеялась когда-нибудь отомстить.)

Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе? (Да, можно.)

Расскажите об этом. (Жили-были в одном дворе кошка Мурка и дворовый пес Шарик. Дружбы между ними большой никогда не было, а после того, как Шарик решил подшутить над Муркой и загнал ее на дерево, отношения их совсем испортились. Мурка старалась держаться от Шарика подальше, а Шарик облаивал ее при первой возможности.)

Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. (Испорченные отношения.) В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

Что изображено на этой картинке? Расскажите об этом. (Однажды прилег Шарик возле стены дома отдохнуть и задремал. Увидела Мурка, сидевшая на подоконнике, что ее обидчик мирно спит, и решила сыграть с ним злую шутку. Рядом с Муркой на подоконнике стоял горшок с цветком. Подтолкнула его тихонько Мурка лапкой раз, другой – горшок и полетел вниз.)

Расскажите о том, как развиваются события, что происходит. (Кошка с восторгом смотрела на летящий горшок, радуясь, что так удачно все придумала. Шарик услышал посторонние звуки, проснулся, приподнял ухо, пытаясь разобраться, что же происходит.)

А где же кульминация и развязка? (Кульминация и развязка на третьей картинке.)

Составьте эту часть рассказа. (Да только вышло все не так, как хотелось кошке. Упал горшок на грабли, стоявшие под окном. Грабли наклонились в другую сторону и со всей силой ударили Мурку по носу. У бедной кошки даже искры из глаз посыпались.)

Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена? (Вот и получается: не рой другому яму, сам в нее попадешь.)

Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа

Каждый из вас должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, но один вариант расскажет нам эту историю от лица собаки, второй – от лица кошки. Попробуйте включить в свою работу экспозицию, о которой мы с вами говорили в начале рассказа или после первого этапа рассказа – завязки.

Примерные варианты выполненных работ:

ГРАБЛИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1. Не подозревая беды.
2. Посторонние звуки.
3. Справедливость восторжествовала.

Было это однажды летом. Набегался я с соседскими собаками, прилег отдохнуть возле соседнего дома. Разогрелся на солнышке, да и заснул. И совершенно забыл о том, что прямо над моей головой живет противная белая кошка. Мы с ней давно не ладили. Меня всегда раздражало то, что она вылизывает свою шерсть и ходит, задрав хвост кверху.
Пока я спал, это вредное создание решило сыграть со мной злую шутку. Она сбросила на меня тяжеленный горшок с цветами, стоявший на подоконнике. Я этого не видел, это мне соседский Барбос рассказал. Я сквозь сон услышал только шум какой-то непонятный. Навострил ухо, приоткрыл глаз: смотрю – горшок летит.
Не успел я даже привстать, как он упал прямо рядом со мной на зубцы грабель. Грабли наклонились – и как дали по носу кошке. У нее даже искры из глаз посыпались. И поделом! Справедливость восторжествовала! Враг был наказан.

1. Дай-ка я его проучу!
2. Что сейчас будет!
3. Не повезло.

Сижу я как-то на подоконнике, греюсь на солнышке, поглядываю на прохожих. И надо же такому случиться: посмотрела вниз, а под окном моего дома развалился и нахально спит соседский Шарик – мой злейший враг. Сразу вспомнила я о том, как он загонял меня на дерево, и мне часами приходилось сидеть на ветке, как будто я птица какая-нибудь. И решила я Шарику отомстить.
Рядом со мной на подоконнике стоял горшок с цветком. Я подумала, что это – подходящее средство для мести, и столкнула его прямо на Шарика. Сердце мое ликовало. Но я рано радовалась. Злополучный цветок упал не на Шарика, а на стоявшие рядом грабли, прямо на острые зубцы.
Что было потом, помню плохо. Знаю точно, что в ушах зазвенело, а из глаз искры посыпались. Грабли со всей силой ударили меня прямо по носу. В результате нос распух, глаз заплыл. Стыдно на улицу выйти: соседские коты смеются! Вот такое ужасное невезение.

Цель: обучение составлению рассказа по серии картинок.

2) развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и мелкой моторики.

3) формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

1. Организационный момент.

В: Посмотрите внимательно на столы, что там лежит? (коробочки с бантами) И что же в них может быть, хотите посмотреть? (деление детей на две группы, сбор разрезанных картинок на время).

Что получилось собрать у первого стола? А у второго? Кто оказался быстрее?

2. Рассматривание картинок.

В: Молодцы! Смотрите пока вы собирали картинки посмотрите кто пришел и что для нас принес? (снеговик с письмом) давайте сядем на стульчики и посмотрим что в письме. (дать возможность детям рассмотреть снеговика).

В: Посмотрите на картинки и подумайте, как их разложить по порядку? Какая картинка должна быть первой, какая второй, какая третьей? (дети подходят и расставляют)

Кого вы видите вдалеке? (мальчик едет с горки на лыжах)

Давайте расскажем о природе на картинке. Какое время года изображено? Как вы догадались об этом? Как одеты дети? (наступила зима, лежит снег, дети одеты тепло)

Теперь давайте рассмотрим вторую картинку. Кого вы видите на переднем плане? Что он делает? (мальчик съехал с горки)

А что делает девочка? (везет санки)

Правильно. Расскажем о том, что изображено на последней картинке. Что делают дети? (мальчик догнал девочку и отдал ей мишку)

Мальчик поступил хорошо или плохо?

Что говорит девочка мальчику? (спасибо)

В: теперь нужно повторить рассказ сначала по частям, а потом целиком.

3. Составление рассказа.

В: Давайте мы с вами как артисты будем рассказывать нашим зрителям рассказ по каждой картинке. (выходит один ребенок и рассказывает по одной картинке; следующую картинку рассказывает другой ребенок и т. д.)

В: Очень хорошо. Молодцы. Вы правильно рассказали. Теперь кто-нибудь из вас повторит полностью рассказ, кто сможет рассказать?

Сегодня из снежного мокрого кома (идем по кругу, катят воображаемый ком)

Мы снежную бабу у дома.

Стоит наша баба у самых ворот (рисуем руками три круга)

Никто не проедет, никто не пройдет (грозят пальцем сначала правой потом левой руки)

Знакома она уже всей детворе, (взявшись за руки идут по кругу)

Снежинка, огонь, сугроб, сосулька. Что лишнее? (огонь)

Суп, пюре, мороженое, котлета. Что лишнее? (мороженое) (сладкое, холодное)

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы)

Мы с тобой снежок слепили. (имитация лепки снежка)

Круглый, крепкий, очень гладкий (изображают круг, сжимают ладони,

гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз – подбросим. (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем. (присели, поймали)

Три – уроним (встают, роняют)

И…. сломаем. (топают ногой)

Сделайте вдох и подуйте на снежок не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.

7. Подведение итога.

В: Ребята, посмотрите, наш снеговик заскучал. Давайте ему расскажем, что мы сегодня делали и подарим наши снежки, чтобы он не скучал и ему было с кем поиграть.

Снеговику очень понравился ваш рассказ и он захотел сделать вам приятно. Он не просто снеговик. Он помощник Деда Мороза! Вы можете тихонько подойти и шепнуть ему на ушко свое желание!

Сегодня из снежного мокрого кома (идем по кругу, катят воображаемый ком)

Мы снежную бабу у дома.

Стоит наша баба у самых ворот (рисуем руками три круга)

Никто не проедет, никто не пройдет (грозят пальцем сначала правой потом левой руки)

Знакома она уже всей детворе, (взявшись за руки идут по кругу)

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы)

Мы с тобой снежок слепили. (имитация лепки снежка)

Круглый, крепкий, очень гладкий (изображают круг, сжимают ладони,

гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз – подбросим. (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем. (присели, поймали)

Три – уроним (встают, роняют)

И…. сломаем. (топают ногой)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. План-конспект НОД для старшей группы

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. План-конспект НОД для старшей группы План - конспект организованной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей логопедической группе Воспитатель.

leny32

30. Jan 2015, 10:21 leny32

Доброе утро любительницам детских книжек! Сегодня представляю вам одну из наших последних книжных находок – сборник сказок В.Сутеева. Это чудесное издание для детишек с самого маленького возраста.

20150130101707-81431.jpg

20150130101727-10863.jpg

20150130101735-84754.jpg

Формат: 60x84x8 мм

Бумага и печать: офсетная

Наверное, нет таких людей, которые не смотрели в детстве советские мультфильмы с героями Владимира Григорьевича Сутеева. Проработав в советской мультипликации долгие годы, В.Сутеев создал свой неповторимый и узнаваемый стиль. Его герои очень милые и добрые. Я уже давно искала сборник именно с его сказками и иллюстрациями. И это действительно находка. Его сказки достаточно короткие, но они несут добро и справедливость. В каждой сказке есть свой смысл и ребенку есть чему поучиться. Огромный плюс, что после прочтения каждую сказку можно разобрать и обсудить с ребенком описанное.

Очень качественное издание – большая книга с твердым переплетом, на каждой странице много иллюстраций, шрифт очень хорошо читабельный. Идеально соблюдена пропорция текста и картинок на странице – ребенок не успевает уставать от текста, и может сам по картинкам понимать суть рассказа. Вот просто придраться не к чему! Поэтому рекомендую её читать уже с самого младшего возраста.

В сборник вошли сказки:

Для наглядности прилагаю несколько фото бесподобных иллюстраций:

20150130101824-15914.jpg

20150130101836-54586.jpg

20150130101845-21465.jpg

20150130101859-48247.jpg

20150130101914-95052.jpg

20150130101922-62160.jpg

20150130101945-34624.jpg

А как вам эта книга? Приобрели бы вы её для своих детишек?

Читайте также: