Проблема юношеской неопытности сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

(1)Что делать человеку, который вдруг обнаружил в себе некую таинственную потребность и неудержимую тягу к творчеству? (2)Что делать тому, кто услышал внутри себя некий голос, который тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое. (3)Призывает как минимум взять и срифмовать что-то, записать какое-нибудь впечатление, описать увиденное, почувствованное, пережитое…

(4)Такие позывы человек может ощутить в любом возрасте и в любом душевном состоянии, занимаясь делами, очень далёкими от всякого творчества. (5)Что же ему делать?

(8)Вот только обольщаться и надеяться на значительные результаты не стоит.

(13)И взявшаяся за живопись доярка, и кандидат экономических наук, засевший за литературу, и псевдопевец, горланящий песни под караоке, вспоминая, что когда-то пел в детском хоре и учился в музыкальной школе, по сути одинаковы.

(14)Все эти люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения. (15)Они получают ту радость, которую в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности получить не могут. (16)Они получают то самое сладкое удовольствие, которое знает всякий дилетант. (17)Никто, кроме дилетантов, не получает такого сладкого удовольствия от занятия тем, в чём ничего не смыслит, но чувствует свои большие в том способности.

(18)Подлинный художник живёт искусством иначе. (19)Он живёт им тотально, понимая, что ничего другого не может, а главное, не должен делать, даже ради
процветания.

(21)Подлинный художник начинает чувствовать и даже знать о своей призванности служению искусству с довольно раннего возраста. (22)У каждого свой путь к началу сознательной и постоянной творческой деятельности. (23)Многим и многим приходилось и приходится преодолевать сомнения и неверие близких, родных да и своё собственное в то, что можно посвятить жизнь искусству.

(24)Жизнь художника таинственна и непонятна людям конкретных и общественно полезных профессий. (25)Вхождение в жизнь искусством пугает своей непредсказуемостью и отсутствием внятных социально-бытовых ориентиров. (26)Примеры же жизни и судеб больших художников хоть и притягательны, но почти всегда трагичны и явно неповторимы.

(27)Да и просто признание себе в том, что он может написать книгу, быть композитором и автором симфоний или автором настоящего кино, даётся настоящему художнику непросто. (28)Ведь тогда начинается самое сложное! (29)Тогда начинается испытание!

(30)Ну а те, кто решил вдруг пописать стихи или картины, потанцевать или попеть, научиться игре на каком-нибудь инструменте или поснимать кино… (31)Им не нужно проходить все эти испытания или переживания, страдания и сомнения. (32)Они решают заняться творчеством ради приключений, удовольствия или борясь со скукой. (33)Им всегда есть куда отойти, вернуться или спрятаться.

(34)Тот, кто взялся за творчество не ради всепоглощающего искусства, а ради интересного и увлекательного образа жизни, никогда не сделает ничего стоящего… (35)Единственное, что у него может получиться, — это немного развлечься.

(36)Только тот, кто смог совершить первые самостоятельные шаги в искусстве, тот, кто познал тяжесть и мучительную суть этого пути, но пошёл дальше, — только тот сможет шагнуть в неведомое, туда, где до него никто не был. (37)Только настоящий художник может сделать это, опровергнув расхожее убеждение, что всё уже давно сказано, придумано, осмыслено и написано.

(По Е. В. Гришковцу*)*Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1967 г.) — российский писатель, драматург, театральный режиссер.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №3: Проблема отличия подлинного человека искусства от того, в ком неожиданно проснулся интерес к творчеству

Каждый из нас в том или ином возрасте обращается к творчеству. Кому-то вдруг может захотеться написать книгу, а кому-то – научиться танцевать, кто-то почувствует себя художником и нарисует картину, а кто-то пожелает исполнить песню. Но в чем же отличие подлинного человека искусства от того, кто просто обнаружил в себе тягу к творчеству? Ответ на данный вопрос найдем в тексте писателя Евгения Валерьевича Гришковца.

С подлинными людьми искусства дела обстоят иначе. Художник живет творчеством, он растворяется в нем. Многим из них приходится доказывать своим близким и самому себе, что искусству можно посвятить целую жизнь. Путь истинного художника очень сложный, тернистый, полный взлетов и падений. Но только тот, кто осознает это, кто не испугается двигаться дальше, сможет создать шедевр.

Приведенные примеры противопоставлены друг другу, однако оба они помогают читателю понять отличие настоящего художника от человека, который просто на время захотел окунуться в творческий процесс.

Позиция автора очевидна: люди искусства выдерживают многие испытания, страдания, преодолевают сомнения, проходят долгий и мучительный путь, чтобы создать произведение искусства. Те же, в ком неожиданно проснулся интерес к творчеству, занимаются им ради приключений и развлечения.

Я полностью согласен с мнением автора. Те, кто обратился к творчеству на любом этапе своей жизни, получают радость, которой нет в их обычной реальности. Но они всегда могут вернуться к своей работе, им есть куда отойти. К примеру, моя мама работает главным бухгалтером на крупном предприятии. Ее деятельность связана с финансами, огромным количеством документов и отчетов. И иногда ей хочется отвлечься от всего этого. С недавнего времени мама записалась в танцевальную студию, посещает занятия, учится танцевать. Ей это безумно нравится, она отдыхает от работы, получает положительные эмоции.

В заключение хочется отметить, что любой из нас может попробовать себя в каком-либо творческом деле для приключений и забавы. А подлинное же искусство требует от человека гораздо больших усилий, тотального погружения в свое дело, того, от чего уже невозможно будет отказаться.

Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.

Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.

Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

В класс заглянула Женя Румянцева:

- Сережа, можно тебя на минутку?

Я вышел в коридор.

- Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.

Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:

— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.

Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.

Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.

- Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.

- Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.

Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.

- Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

- К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!

С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

- Где же и когда мы встретимся?

- Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.

Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.

Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В работе есть не все структурные элементы, что позволяет говорить о незнании композиции сочинения по русскому языку.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 баллов

Пример 1 (изменение отношения Кости к школе, своим одноклассникам) в сочинении указан, но так как вы не смогли сделать пример "ощутимым", понятным, пояснение я засчитать не могу (если убрать те мысли, которые вы считаете пояснением, пример "рассыпается".

Пример 2 (отношение Кости к учителям) указан, пояснён, но не всё в этом примере идеально с точки зрения логики (см. об этом в комментарии к К5).

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована. Отсутствие этого важного структурного элемента комментария позволило мне сделать вывод о незнании всех требований, предъявляемых к сочинению в формате ЕГЭ.

Указание на номера предложений не запрещено, но я не рекомендую делать ссылку на номера предложений так, как это сделано в вашем сочинении. Нужно было указать хотя бы слово "предложение/я". Советую не очень увлекаться указанием на номера предложений: по мнению многих специалистов (я разделяю их мнение), ссылки на номера предложений делают работы неорганичными, стилистически неудачными. Радует, что вы только один раз прибегли к такому виду комментирования. Выбор способа отсылки к тексту остаётся за вами -- я только посоветовала.

Чрезмерное цитирование недопустимо (читайте формулировку к заданию 27).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

К большому сожалению, в сочинении отсутствует формулировка позиции автора. Логично располагать ПА после комментария.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3 = 0 б, значит, К4 = 0 б.

Синим я выделила тезис, который, возможно, вы посчитали ПА. Тогда где обоснование (с чем именно вы согласны?). Цитаты в обосновании приводите с большой осторожностью. Сейчас, на этапе подготовки к сочинению, у нас есть возможность открыть книгу, какой-то источник в интернете и посмотреть цитату. Но на экзамене ситуация другая. Если в цитате будет допущена неточность, вам могут снять балл по критерию К12 (фактические ошибки).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе допущены логические ошибки.

Такое введение примера является нелогичным, потому что текст художественный. Не автор рассуждает, а герой. Писатель приводит рассуждения Кости, чтобы показать, что происходит в его душе.

И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год.

Что вы называете событием? Осознание, труд и терпение -- это не события (логическая ошибка). Указательное местоимение ни на что не указывает.

Эта несостыковка (был заведующим, а теперь директор) становится понятна только тогда, когда мы обращаемся к тексту. Советую вам стараться писать так, чтобы было понятно даже тому, кто не читал текст. Конечно, эксперт, проверяющий сочинение, знаком с текстом, на основе которого написано сочинение, но лучше писать "прозрачно", понятно, чтобы не заставлять эксперта всякий раз смотреть исходный текст.

И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.

В предложении допущена логическая ошибка (труд и работа -- синонимы).

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя.

Исходя из проблемы, которую вы обозначили, необходимо больше сосредоточиться на мироощущении юноши. Помните, что задача комментария -- доказать, что в тексте поднимается проблема, которую вы обозначили. Помня это, вы не допустите логические ошибки.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Так как К10 K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Лишняя запятая (запятой вы "разрываете" связь между компонентами сказуемого ( может показать близким и родным ).

Ошибки в цитировании.

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком , всего труда и терпения ЗПТ вложенного в работу учителя.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).

Неправильно построено сложное предложение. Вероятно, вы хотели выразить мысль иначе: Писатель обращает внимание на то, что.

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.

Парцелляция (нарушение границ предложения). Показывает и указывает - - однородные члены (другое дело, что эти глаголы однокоренные (тавтология -- неудачное сочетания с точки зрения речи).

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенн ого в работу учителя.

Нарушение согласования. Два определяемые слова ( труд и терпение ), от них задаётся вопрос к причастному обороту ( труда и терпения (каких?), вложенных. ).

Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Этот пример показывает нам , что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим.

Очень много местоимений в одном предложении (ошибки в употреблении местоимений). Без подлежащего "мы", конечно, не обойтись, но зачем нужны нам эти "нам" и "нас"? Посмотрите, как некрасиво звучит моё предпоследнее предложение.
Лучше употребить наречие "по-другому" ( начинает видеть всё (как?) по-другому ).

Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.

"И повторится всё, как встарь. " Помните эти знаменитые строки А.А. Блока? Я их привела не просто так: дело в том, что местоимение "нам" является лишним (речевая ошибка повторилась).

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).

На мой взгляд, не очень правильно называть юношу, который стоит на пороге взрослой жизни, мальчиком. На балл это не влияет, но обратите, пожалуйста, внимание на подобные важные детали.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно на анализом связи между примерами), логикой развития мысли, речевым оформлением, пунктуацией и грамматикой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту О.Л. Рожнёвой по проблеме приспособления человека к обществу.

(1)Мне скоро семь. (2)До школы остаётся полгода. (3)И меня решают отдать в детский сад, чтобы я успела привыкнуть к детям и научилась с ними общаться. (4)Но общаться со сверстниками для меня оказалось трудной задачей. (5)Сказывалась и разница в интересах: никто из них не умел читать, а я читала уже запоем. (6)В моём мире царили Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Конан Дойл, Дюма. (7)И этот мир был гораздо интереснее, чем попытки девочек увлечь меня пластмассовой посудой, куличами в песочнице и одеванием пупсов. (8)Голые пупсы почему-то не вдохновляли.

— (21)Леночка, нельзя же так! (22)Мы тебе дали новую куклу, а ты вместо неё принесла стекло от бутылки!

— (23)А оно разноцветное. (24)И Маше кукла очень нужна. (25)У неё день рождения.

— (26)У Маши день рождения через полгода! (27)А таких стёкол мы тебе сейчас дадим целую кучу. (28)Вон на свалке битые бутылки валяются!

— (29)Леночка, деточка бедная, как же ты жить-то будешь! (30)Разве можно быть такой бесхитростной! (31)Похитрее нужно быть, похитрее! (32)Понимаешь?

(43)Да уж… (44)Сколько шишек набито бесхитростной деточкой. (45)Вспоминаю, как я менялась в течение многих лет, обучаясь всему тому, что называется жизнь в коллективе. (46)Хорошо это было или плохо? (47)Прогресс или деградация?

(48)Сейчас я бы хотела снова стать искренним и простодушным ребёнком из своего детства. (49)Ушла я в страну чужую. (50)И дом мой далече. (51)Нет давно того очага, к которому можно стремиться. (52)И горьки плоды, которыми питает меня моя жизнь. (53)А я всё иду в свой Изумрудный город, а он всё дальше и дальше. (54) Как мираж.

(По О.Л. Рожнёвой*)

*Ольга Леонидовна Рожнёва (род. в 1975г.) – член Союза писателей России, филолог, переводчик, преподаватель английского языка.

Мы все мечтаем о настоящей дружбе, о честности и понимании в отношениях. Но не всегда нас принимают такими, какие мы есть, обижают и отвергают. О.Л. Рожнёва поднимает проблему приспособления человека к обществу.

Писательница повествует от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство. Девочка жила словно в волшебной стране, где царило только добро. Бесхитростная и наивная, она могла отдать подруге куклу в обмен на разноцветное стекло от бутылки. Щедрость её не знала границ, и маленькие друзья, более искушённые в жизни, этим пользовались. Родители пытались изменить отношение дочери к миру, учили не доверять другим людям. О.Л. Рожнёва этим примером поясняет, что взрослые хотели подготовить ребёнка к суровым реалиям жизни.

О.Л.Рожнёва считает, что меняться надо, но не в ущерб себе, своим принципам и нравственным понятиям.

Читайте также: