Когда то примерно десятка два лет назад сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(1)Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом простран-стве. (2)Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3)Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

(4)Дом наш! (5)Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!).

(7)И не только произведений гениев! (8)Сколько обычаев, милых традиций. (9)Сколько всего накоплено, сохранено. (10)Сколько возможностей. (11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12)Это нечто невообразимое по ценности.

(13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14)Это можно легко доказать математически. (15)Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

(17)Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

Гений в искусстве и науке

Сочинение по данному тексту может выглядеть так:

В тексте, предложенном для прочтения, ставится проблема бережного отношения к культурному наследию, накопленному человечеством.

Позиция автора предельно ясно выражена в 16 предложении: все государственные и личные конфликты и амбиции — ничто по сравнению с невероятной ценностью культурного наследия.

С этим трудно не согласиться. Культура и искусство должны быть тем стержнем, той опорой, которая сплотит и объединит человечество. Ведь умение видеть прекрасное в культурном наследии делает человека добрее и рассудительнее.

Разрушить всегда проще, чем построить. В этом можно убедиться, вспомнив, сколько храмов было уничтожено в нашей стране после революции 1917 года. Например, Храм Христа Спасителя, возведённый в знак благодарения за победу русской армии в Отечественной войне 1812 года, был разрушен в 1931 году. В девяностые годы воссоздали его копию, но, конечно, никому не удастся воссоздать уникальные росписи стен, сделанные великими русскими художниками: В.Суриковым, Н.Крамским, В.Верещагиным.

В заключение хочется ещё раз сказать, что нужно бережнее относится к памятникам культуры, доставшимся нам в наследство от предыдущих поколений. Ссоры и конфликты между разными государствами могут привести к гибели нашего общего космического дома — Земли, а вместе с этим и к уничтожению всего культурного наследия.

Примеры похожих учебных работ

По залам Эрмитажа

. данного реферата заключается в ознакомлении с залами (отделами), с работами и произведениями хранящихся в них. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: Ознакомление с историей некоторых залов Эрмитажа. Ознакомление .

Эрмитаж-сокровищница мировой культуры

. музеи-квартиры А. Ахматовой, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского, Д.И. Менделеева, Н.А. Некрасова. 1. ЭРМИТАЖ - СОКРОВИЩНИЦА МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший .

Лев Николаевич Толстой (жизнь, творчество)

. делу, которому посвятил всю остальную жизнь,:— к литературному творчеству. Возникают первые замыслы, "появля-р ются первые наброски. В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился ; ; на Кавказ, где шла .

Сочинения по произведениям русских классиков

. публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и . Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу .

Тема: Подготовка к экзамену. Работа над частью С. Текст Д.С. Лихачева.

Цель: формировать умения выделять проблему, способы выявления и формулирования авторской позиции, комментирования текста и аргументирования собственной позиции; развивать творческие способности учащихся; формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову.

Запись на доске:

  1. Вступление. Формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве.
  2. Основная часть. Доказательства:

а) комментирование сформулированной проблемы с опорой на прочитанный текст или имеющийся жизненный опыт;

б) собственная аргументированная оценка проблемы.

3. Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).

I Чтение текста.

– Вы прослушали текст Д.С. Лихачева. О чем идет речь в тексте?

– Как вы знаете, любое сочинение должно иметь вступление. Какое бы вступление предложили вы?

– Что вы можете сказать об авторе текста Д.С. Лихачеве. ( Фигура академика Лихачева символична для российской культуры ХХ века. Русский интеллигент, крупнейший ученый и мыслитель, общественный деятель, он сумел сохранить в непростое время честность, ответственность, верность России. В своих книгах Д. Лихачев говорит о том, что человек должен любить свою страну, свою культуру, делать добро, быть терпимее.)

Внимание! Вступление к сочинению-рассуждению должно быть небольшим (3—5 предложений). Используемые во вступлении к сочинению синтаксические фигуры по содержанию должны обязательно соотноситься с темой и проблематикой исходного текст.

Сделав это, можно:

  • Воссоздать проблематику и композицию текста.
  • Не пересказывая текст, порассуждать на предложенную тему, опираясь на ключевые предложения.

– Какие предложения, на ваш взгляд, будут являться ключевыми?

(1)_Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

(5)Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас!

(6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев.

(11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ждут, что их огранят, сделают бриллиантами.

(13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!

(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные.

III. Проблема текста.

– Что такое проблема текста?

Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п.

Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.

– Так какую проблему поднимает Д.С. Лихачев? (Проблему невосполнимости культурных ценностей.)

– К какому виду проблем она относится? ( К нравственным проблемам)

IY. Комментарий к проблеме

Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

– В чем особенность комментария проблемы?

Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

– Почему именно к этой проблеме обращается Д.С. Лихачев? (Актуальна на сегодняшний день)

– В чем заключается ее актуальность?

– С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этой проблемы?

Y. Позиция автора.

– Как выявить позицию автора?

Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста .

– Какова позиция автора?

( Восхищение перед ценностью рукотворной среды сменяется тревогой за ее судьбу. В отличие от среды природной , которая способна к возобновлению, культурные ценности утрачиваются навечно, безвозвратно.)

Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

– Какие клише могут быть уместны для передачи авторской позиции?

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую).
По мнению автора, .
Автор считает, что.
Публицист убежден в том, что.
Автор заставляет задуматься о.

Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что.
Автор всерьез обеспокоен.

YI. Собственная аргументированная оценка проблемы.

Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором).

– Как аргументировать свою позицию?

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.

При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно.
По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как.
Можно согласиться с автором..

Нельзя остаться равнодушным при.
Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы.

Во- первых. Во-вторых. В-третьих.
В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства.
Доказательством этой мысли может служить тот факт.

( Заслушать несколько собственных аргументаций проблемы текста)

YII. Подведение итогов урока.

YII. Д/З : написать сочинение по тексту Д.С. Лихачева.

(1)Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2)Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3)Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

(4)Дом наш! (5)Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних признанных гениев!). (7)И не только произведений гениев! (8)Сколько обычаев, милых традиций. (9)Сколько всего накоплено, сохранено. (10)Сколько возможностей. (11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ждут, что их огранят, сделают бриллиантами.

(12)Это нечто невообразимое по ценности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение написанию сочинения-рассуждения.

(Использование текста в режиме технологии продуктивного чтения при подготовке к экзамену. Работа над частью С.)

hello_html_m3fe2cfc0.jpg

У рок подготовлен учителем русского языка и литературы

Гетманской Анной Александровной

Цели : использовать технологию продуктивного чтения, формировать умение выделять проблему, способы выявления и формулирования авторской позиции, комментирования текста и аргументирования собственной позиции; развивать творческие способности учащихся; формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову.

Методы и приемы : метод творческого чтения, анализа публицистического произведения, работа над теоретико-литературными понятиями, приемы технологии продуктивного чтения ( заметки на полях, диалог с автором, прямые и скрытые вопросы).

Задачи: показать, что статьи Д.С.Лихачева – это размышления о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции; развитие навыка исследовательской работы с публицистическим текстом; воспитание порядочности, повышение культурного уровня.

Ребята, вы учитесь в 11 классе и, конечно, уже многое знаете, умеете и давно научились читать. Я хочу спросить:

-А умеете ли вы читать так, чтобы взять максимальный объем информации из текста для того, чтобы потом написать хорошее сочинение?

I .Работа с текстом до чтения.

- Что вы знаете об этом человеке?

- Можно ли предугадать тему текста и его основную мысль, проанализировав название?

-Кому, по вашему мнению, предназначены письма Д.С.Лихачева? На какого читателя они рассчитаны?

II . Работа с текстом во время чтения .

А теперь давайте познакомимся с текстом и проверим наши предположения. Целью сегодняшней работы является применение технологии продуктивного чтения. Когда вы будете читать в первый раз, подумайте над темой текста, основной мыслью, ключевыми словами. Подумайте над тем, какие вопросы хотел задать автор читателям своим текстом.

Может быть, какие-то моменты будут для вас спорными. Поэтому не забывайте делать пометки на полях.

Первичное чтение текста.

- Правы ли были мы в своих предположениях или нет? Угадали, о чем текст?

-После первого прочтения образ земли, дома, эрмитажа поменялся в вашем воображении или остался таким же?

Давайте прочитаем вслух и поговорим с автором.

-О чем идет речь в тексте? ( определение темы текста).

- Какие слова, предложения, на ваш взгляд, будут являться ключевыми?

(1)_Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

(5)Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас!

(6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев.

(11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ждут, что их огранят, сделают бриллиантами.

(13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!

(15) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные.

- Как вы думаете, каким настроением проникнут текст?

- Беспокоится ли о чем-нибудь автор? Есть ли проблема?

– Что такое проблема текста?

Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п.

– Так какую проблему поднимает Д.С. Лихачев? (Проблему невосполнимости культурных ценностей.) (Заполнение таблицы)

– К какому виду проблем она относится? (К нравственным проблемам)

- Основным условием хорошего сочинения является наличие комментария к проблеме, выдвинутой автором.

- Что вы понимаете под комментарием к проблеме?

Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются. Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

– В чем особенность комментария проблемы?

Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

– Почему именно к этой проблеме обращается Д.С. Лихачев? (Актуальна на сегодняшний день). (Заполнение таблицы)

– В чем заключается ее актуальность?

– С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этой проблемы?

III . Работа с текстом после чтения.

Ребята, какие прямые вопросы содержит текст? (Ответы в тексте)

-Что такое земля для человека?

- Чем богата наша земля? (музеи, произведения искусства, традиции).

Какую ценность имеет наша планета?

Есть другая богатая в духовном плане земля?

А какие скрытые вопросы ставит автор своим текстом? (Заполнение таблицы).

- Важно ли для современного человека культурное наследие?

- Понимает ли он, что оно невосполнимо?

Выявление позиции автора.

– Что такое позиция автора?

Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

– Какова позиция автора?

(Восхищение перед ценностью рукотворной среды сменяется тревогой за ее судьбу. В отличие от среды природной , которая способна к возобновлению, культурные ценности утрачиваются навечно, безвозвратно.)(Заполнение таблицы).

- Как мы можем сформулировать позицию автора?

Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

– Какие клише могут быть уместны для передачи авторской позиции?

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую).

По мнению автора, .

Автор считает, что.

Публицист убежден в том, что.

Автор заставляет задуматься о.

Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что.

Автор всерьез обеспокоен.

- Итак, мы выяснили позицию автора, определили проблему. И все?

- Конечно, нет. Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором).

– Как аргументировать свою позицию?

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях. При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:

Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно. По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как.

Можно согласиться с автором..

Нельзя остаться равнодушным при.

Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы.

Во- первых. Во-вторых. В-третьих.

В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства.

Доказательством этой мысли может служить тот факт.

- Какова же ваша позиция по данной проблеме?

(Заслушать несколько собственных аргументаций проблемы текста, дать 5-7 минут для написания небольшого сочинения, затем прослушать).

-Ребята, правильно ли мы прочитали текст? Всю информацию мы взяли? Продуктивным ли было чтение? Сможем ли теперь написать хорошее сочинение?

1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большой пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших и до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведений гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.

(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 15 2) 3 3) 6 4) 12

В 1. Из предложений 13-17 выпишите слово, образованное переходом из одной части речи в другую.

В 2. Из предложений 1-4 выпишите причастие.

В 4. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

В 5. Среди предложений 11-17 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) назывное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В 6. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленными определением. Напишите номер этого предложения.

В 7. Среди предложений 1-12 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этих предложений.

В 8. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В 9. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Д.С. Лихачев призывает читателей разделить его эмоции по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует ______ в предложениях 4, 5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует _____ в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к _____ в предложении 1.

1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония

5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор 9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения 11) антитеза 12) эпитет

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Об академике Лихачеве

Письма о добром и прекрасном

Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры.

Я прочитала его письма, которые он адресовал и детям, и взрослым, и выписала некоторые важные идеи.

Конечно, информации о письмах полно, но я считаю, что не будет лишним разместить умные мысли академика и у себя, возможно, кто-то это прочитает впервые именно здесь. В мире осталось не так много мыслящих людей, наподобие Лихачева, а жаль.

Я тоскую по временам, когда науке и философии уделялось особое значение. Теперь кругом столько деградирующих людей, которым глубоко плевать на всю философию жизни, что хочется предпринять хотя бы маленькую попытку достучаться к кому-нибудь в душу – вдруг еще кто-то спасется и изменит свой путь, поднимется из ямы и посмотрит вверх.

Письмо первое. Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.


Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Интересная мысль. Я раньше и не задумывалась, что в радости может не хватать друзей. Обычно слышно, что друг должен помогать в беде. А ведь и правда, когда случается хорошее событие, мы сразу бежим звонить кому-то и рассказывать.

Еще одна из версий о смысле любви. Как я уже писала, никто не знает точно, что можно вложить в понятие любви. Для Лихачева это умный комплекс качеств. Я тоже считаю, что любовь не должна быть слепой, иначе она превратится в глупость.

Красота берез и дороги

О настоящем воспитании

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

ПИСЬМО СОРОК ПЯТОЕ

КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ

Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл в голову десяткам публицистов. Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

Дом наш! Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). И не только произведений гениев. Сколько обычаев, милых традиций. Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. Это нечто невообразимое по ценности.

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! Это можно легко доказать математически. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

Каким быть человеку

Красота на обоях

Почитайте эти письма Лихачева детям!

Письмо восьмое. Быть веселым, но не быть смешным

Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

Не будьте смешными.
Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.


В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.
Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном – о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться ее изяществом в тех редких случаях, когда встречаю ее в музеях на вернисажах (там все встречаются – потому-то они и праздники культуры).

Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.


Письмо девятое. Когда следует обижаться?

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?
Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.
Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Письмо пятнадцатое. Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.


Письмо двадцать второе. Любите читать!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 24968
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: