Лекции по эстетике основное сочинение по проблемам эстетики

Обновлено: 02.07.2024

Булычева Вера Андреевна

Что такое эстетика? Какое у вас понятие об эстетике?

Эстетика - это наука о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом в нашей жизни. Это наука о духовной жизни человечества с момента его формирования как человеческой общности. Это древняя наука, но, тем не менее, она всегда современна, а в наше тревожное, смутное время, когда все нравственные устои общества поколебались, она приобретает основополагающее значение, поэтому эстетическое воспитание должно быть краеугольным камнем работы всей общеобразовательной школы, чтобы достичь успеха в деле воспитания высоконравственного человека.

Основные категории эстетики: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Это только основные категории, есть еще ряд второстепенных.

Что такое прекрасное? Только ли красивое? Нет, прекрасное - более глубокое понятие, чем красивое, человек может быть прекрасен, но некрасив, и наоборот.

Прекрасное - это всё то, что нас радует, восхищает, вызывает чувство гордости, преклонения, восторга, что несет в жизнь людей добро, любовь, правду. В понятии прекрасного не может быть фальши, лжи, как в настоящем произведении искусства, т.е. где нет правды, там нет прекрасного.

В чем мы можем видеть и воспринимать прекрасное в нашей жизни? Оно всегда рядом с нами, только надо уметь его видеть и распознавать, а для этого надо проявить душевное напряжение, душевный труд, глубокое внимание, хорошую зоркость и осмысленность окружающего.

Следовательно, ограничивать свою жизнь понятием вещизма - это просто обеднять себя духовно, обворовывать самого себя.

Есть два отношения к жизни - эстетическое и потребительское.

Потребительское - это, когда человек стремится взять для себя от жизни максимум удобств и развлечений, но когда он этого достигает, то ощущает скуку, пресыщение, внутреннюю опустошенность, т.к. человек себя духовно обокрал и оказался в жизненном тупике.

Научить людей эстетическому отношению к жизни может лишь человек, который сам живет по законам эстетики, тут не может быть ни фальши, ни лжи.

Категория безобразного является антиподом категории прекрасного. Это всё, что нас возмущает, вызывает чувство протеста и толкает человека на путь борьбы с безобразным. Прекрасное и безобразное всегда в борьбе, всегда в отрицании друг друга. Они никогда не могут примириться друг с другом, и когда побеждает прекрасное, осуществляется прогресс в жизни, но бывает и обратное, и если прекрасное гибнет в борьбе с безобразным, то появляется понятие ТРАГИЧЕСКОГО. Как трагична гибель Ромео и Джульетты в их борьбе за любовь.

Категория возвышенного - это все то, что одухотворяет человека, увеличивает, обогащает его духовный мир. Такие черты человека, как честность, порядочность, доброта, любовь, забота и внимание к людям, стремление подать руку помощи, поддержать, уберечь от зла - все это необходимо для формирования человечности.

Категория низменного, наоборот, снижает уровень духовного мира человека, втаптывает его в грязь, унижает человека, как личность, уничтожает его человечность. Это ложь, жестокость, несправедливость, коварство, садизм, грубость, лицемерие, двуличие, когда люди в глаза говорят одно, а за спиной - другое.

Эстетическое переживание - это субъективный (личностный) результат эстетического освоения действительности человеком. В отличие от эмоций, суть которых заключается в непосредственной реакции человека на внешний раздражитель, эстетическое переживание зависит от инструментов значения и оценки, т.е. от уровня вкуса и эстетических взглядов, от потребности человека и степени их удовлетворения.

Восприятие действительности, как эстетического явления понимается как следствие целостности человека, как награда, достающаяся ему за то, что он человек цельный.

Никому не дано всем, но каждый человек может быть эстетически восприимчивым, способным эстетически осваивать действительность, что компенсирует односторонность жизни и мышления, вытекающую из ограниченности роли, которую каждый из нас играет в общественном разделении труда.

Еще один пример из школьной жизни. Перед учителями каждый день дети. И каждый ребенок - это целый неповторимый мир. Одни педагоги относятся к детям бережно, понимая уникальность каждого в его чистоте и ясности, в его доброте и нежности, а другой педагог видит лишь надоевшие ему кричащие, бегающие существа, которые мешают ему, раздражают и вызывают одно желание - побыстрее закончить урок и уйти в свой личный мир, где ему хорошо и уютно, и никто ему не мешает.

Если у самого педагога или воспитателя нет эстетического восприятия жизни, то как он может научить этому своих детей? Безусловно, нет.

На одно и то же событие в семье можно реагировать по-разному, а поэтому и семейные события будут разными. Давайте вспомним рассказ Долли Облонской о том, как Анна спасла её семью от развала, когда она хотела развестись с мужем, узнав о его неверности, а Анна уговорила ее простить его. Поэтому так необходимо уметь побеждать своё самолюбие и поступать по закону справедливости и целесообразности, а это значит по законам эстетического отношения к жизни. Когда мы видим и стремимся видеть вокруг себя красоту природы, понимать и доверять людям, находить радость в общении, в дружелюбии, находить радость в своем труде, в воспитании детей.

Это чувство радости, удовлетворенности, которое получает эстетически развитый человек от всего окружающего мира называется эстетическим чувством, и его каждый человек может развивать в себе самостоятельно путем глубоко восприятия природы, произведений искусства, всей окружающей действительности. Вечером можно анализировать прожитый день, давать оценку событиям, стремится исправлять свои ошибки, работать над нравственным самосовершенствованием, стремиться развивать у себя хороший эстетический вкус.

Эстетический вкус - что же это такое? Это критерий эстетической оценки окружающего нас мира. Эстетический вкус может быть хороший или плохой. Хороший вкус помогает нам давать оценку истинной, подлинной, действительно заслуживающих одобрения явлений окружающего мира, без прикрас, без фальши, без лжи.

Основное правило хорошего вкуса - ничего лишнего, никаких размалеванных, аляповатых украшений, которые искажают естественную, природную красоту. Красота природы - всегда подлинна, у нее надо учиться и на ней воспитывается хороший вкус, который должен явиться щитом, закрывающим нашу душу от пошлости и моральной грязи, от низости и лжи, от всего, что калечит и уродует жизнь человека.

Если у человека не развит эстетический вкус, то он может подпасть под влияние разлагающей атмосферы, что наблюдается в настоящее время на каждом шагу, когда люди, называющие себя культурными, бросились в куплю-продажу, обманывают людей, и этот обман называют коммерцией, и это просто грабеж, который могут совершать только бесчестные люди.

В эстетическом воспитании огромную роль играет искусство. Искусство - не только средство познания жизни, но и источник ничем не заменимых впечатлений, сопоставимых с жизнью и реальными переживаниями. И если круг чувств и переживаний у человека ограничен, то область впечатлений и эмоций, связанных с восприятием искусства, не знает пределов. Благодаря искусству мы можем хотя бы на минуту вообразить себя кем угодно и перенестись мысленно в любой период истории. Искусство позволяет нам не только взглянуть на мир глазами других людей и увидеть его таким, каким его видели создатели произведения, но и коснуться этого мира их руками, пройти по жизни их дорогой и пережить их боль и радости, как свои.

Познавательная роль искусства тесно связана с оценочно - ориентационной, она расширяет наш кругозор, формирует этические нормы, пробуждает в нас интерес к ценностям, которые без искусства мы бы, возможно, не познали.

Искусство выполняет важную воспитательную функцию. Тот, кто по-настоящему любит искусство, слушает и смотрит внимательно и истинно с творческим интересом, он будет внутренне, эмоционально гораздо активнее, чем тот, кто не интересуется искусством. Всё это нужно в повседневной жизни точно так же, как и способность красиво излагать свои мысли, способность выработать художественный вкус - в выборе одежды, в оформлении интерьера своего жилища, в выборе профессии и овладении ею.

Искусство дарует нам в награду за усилия, которые мы проявили в овладении им, всегда разные и неповторяемые впечатления.

Благодаря искусству мы приобретаем вкус к жизни, мы не просто осознаем, что живем, но и всем своим существом это осязаем и чувствуем, воспринимаем мир вокруг нас как вечно новый и ни с чем не сравнимый. Этому искусство учит нас, открывая красоту в самых обычных вещах. Искусство - это лекарство от серости, повседневности и средство для постоянного обновления и свежести мироощущения. Было бы совершенно бессмысленно, если бы каждый захотел стать художником - живописцем. Вряд ли такое возможно, будь даже у всех художественный талант. Но все мы должны овладеть одним искусством - хотя оно и труднее, и сложнее всех остальных - искусством ЖИТЬ. Ведь все виды искусства существуют для того, чтобы с их помощью человек мог освоить искусство жить, придать своей жизни человеческий смысл и цель, научиться делать свою жизнь эстетически прекрасной, как само искусство.

Чем больше у нас возможностей свободно решать свои собственные судьбы, тем легче мы этого достигаем и тем больше ответственности за самих себя возлагаем на собственные плечи.

Возвратившись из театра или прочитав интересную книгу, мы часто задумываемся не только над произведением искусства, но и над собственной жизнью, над ее отдельными эпизодами, сторонами и мелочами. Мы выходим из театра и решаем, что начнем новую жизнь, отбросим лень, опутывающую нас бездельем, отбросим мещанские предрассудки, будем жить честнее, возвышеннее, благороднее.

Но одних благих намерений недостаточно в работе над самосовершенствованием. Необходимы активные стремления и действия, чтобы поднять себя на более высокую ступень. Прежде всего необходимы душевные усилия в борьбе с ленью, равнодушием, апатией, для этого надо учиться организовывать себе активный отдых, выработать умение расслабляться, сосредотачиваться и организовывать себя на активный труд. Необходимо выработать самодисциплину, умение руководить своими эмоциями, направлять их в нужное, разумное русло, научиться жить в гармонии с природой, с животными, с людьми, чередовать разумный труд с разумным отдыхом.

Поэт Заболоцкий писал:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

Эти стихи были девизом жизни Валентина Александровича Сухомлинского, и, руководствуясь ими, он смог достигнуть блестящих результатов в своей педагогической работе.

Способность эстетически оценивать и отличать прекрасное в жизни всегда поможет организовать свою жизнь так, чтобы в ней был необходимый смысл, достойный истинно культурного человека.

Жизнь не имеет другого смысла кроме того, который приобретает она для нас в процессе нашей человеческой деятельности. Мир прекрасен для людей только благодаря нашему активному присутствию в нем. Чем человечнее мы поступаем, тем более гармоничные формы находим для своих поступков, тем наша жизнь прекраснее и осмысленнее. А это означает, что такова она только для того, кто не ленится.

Каждый вечер хорошо бы задуматься над вопросом - как же прошел сегодняшний день? Подвинулся ли я хоть малость в чем-то жизненно важном? В открывании родников живой воды, в освоении новых значений человеческой деятельности, в создании новых человеческих ценностей? Если да, то и завтрашний день будет наверняка прекрасен!

Гегель - Сочинения (том XIV): Лекции по эстетике. Книга третья

Лекции по эстетике. Книга третья

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
СИСТЕМА ИСКУССТВ, ВЗЯТЫХ В ОТДЕЛЬНОСТИ (продолжение)
ТРЕТИЙ ОТДЕЛ
РОМАНТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
Введение и классификация искусств по материалу
Первая глава: живопись

  • Введение и группировка материала
  • 1. Общий характер живописи
  • a) Основное определение содержания
  • b) Чувственное содержание живописи
  • c) Основы художественной обработки
  • 2. Особенности живописи
  • a) Романтическое содержание
  • b) Более точное определение чувственного материала
  • c) Художественный замысел, композиция и изображение
  • 3. Историческое развитие живописи
  • a) Византийская живопись
  • b) Итальянская живопись
  • c) Нидерландская и немецкая живопись

Вторая глава: музыка

  • Введение и группировка материала
  • 1. Общий характер музыки
  • a) Сравнение с изобразительным искусством и поэзией
  • b) Музыкальное восприятие содержания
  • c) Действие музыки
  • 2. Частные формы музыкальных средств выражения
  • a) Темп, такт, ритм
  • b) Гармония
  • c) Мелодия
  • 3. Отношение средств выражения в музыке к содержанию
  • a) Аккомпанирующая музыка
  • b) Самостоятельная музыка
  • c) Художественное исполнение

Третья глава: поэзия

  • Введение и группировка материала
  • I. Поэтическое произведение искусства в отличие от прозаического
  • 1. Поэтическое и прозаическое восприятие
  • a) Содержание поэтического и прозаического восприятия
  • b) Различие поэтического и прозаического образа
  • c) Детализация поэтического созерцания
  • 2. Поэтическое и прозаическое произведение искусства
  • a) О поэтическом произведении искусства вообще
  • b) Различие между историческим описанием и ораторским искусством
  • c) Свободное поэтическое произведение искусства
  • 3. Творческая субъективность поэзии
  • II. Поэтическое выражение
  • 1. Поэтическое представление
  • a) Непосредственное поэтическое представление
  • b) Прозаическое представление
  • c) Поэтическое представление, возникающее из прозы
  • 2. Словесное выражение
  • a) О поэтическом языке вообще
  • b) Средства поэтического языка
  • c) Различие в применении этих средств
  • 3. Стихосложение
  • a) Ритмическое стихосложение
  • b) Рифма
  • c) Объединение обоих элементов
  • III. Видовые отличия поэзии
  • Введение и группировка материала
  • А. Эпическая поэзия
  • 1. Общий характер эпического
  • a) Эпиграммы и гномы
  • b) Философские дидактические произведения, космогонии и теогонии
  • c) Эпопея в точном смысле
  • 2. Отличительные признаки эпоса как такового
  • a) Общая картина мира в эпосе
  • b) Индивидуальное эпическое действие
  • c) Эпос как охваченная единством полнота
  • 3. История развития эпической поэзии
  • a) Восточная поэзия
  • b) Классический эпос у греков и римлян
  • c) Романтическая поэзия
  • В. Лирическая поэзия
  • 1. Общий характер лирики
  • a) Содержание лирического произведения искусства
  • b) Форма их
  • c) Основы творчества, созидающего произведения искусства
  • 2. Особые стороны лирической поэзии
  • a) Лирический поэт
  • b) Лирическое художественное произведение
  • c) Лирические жанры в собственном смысле
  • 3. Историческое развитие лирики
  • a) Восточная лирика
  • b) Лирика у греков и римлян
  • c) Романтическая лирика
  • С. Драматическая поэзия
  • 1. Драма как поэтическое произведение искусства
  • a) Принцип драматической поэзии
  • b) Драматическое произведение искусства
  • c) Отношение драматического произведения искусства к зрителям
  • 2. Внешнее исполнение драматического произведения искусства
  • a) Чтение и чтение вслух драматических произведений
  • b) Искусство актера
  • c) О театральном искусстве, находящемся в меньшей зависимости от поэзии
  • 3. Жанры драматической поэзии и основные моменты их истории
  • a) Принцип трагедии, комедии и драмы
  • b) Различие между античной и современной драматической поэзией
  • c) Конкретное развитие драматической поэзии и ее жанров

Предметный указатель
Указатель имен
Указатель литературных и мифологических персонажей

Читайте также: