Когда из машины вышли мужчина и женщина и смеясь чему то своему сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В сравнении с 2015 годом уточнена формулировка задания 25 и критерии оценивания. Сравним формулировки: 2015: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2016: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Исходя из условия задания и критериев оценивания чётко вырисовывается СХЕМА твоего будущего сочинения. Она такова: Вступление. Формулировка проблемы : « Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (обратим ещё раз внимание, что он изменился: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет : 3. Формулировка позиции автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста) Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (Комментарий с обязательным использованием не менее двух примеров из текста) Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора) Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика) Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика) Как читать исходный текст?

1. Вступление. 2. Постановка проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4. Позиция автора. 5. Позиция ученика. 6. Литературный аргумент. 7. Второй аргумент (литературный или из жизненного опыта) 8. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ Приемы, используемые во вступлениях к сочинению: Ключевое слово и ассоциации. Название. Ссылка на авторитетное мнение. Вопросы-стимулы. Картина Обращение к читателю

Формулируем проблему Всегда начинайте свою работу не с поисков и формулировки проблемы исходного текста, а с определения авторской позиции. При таком подходе вы никогда не проиграете! Дело в том, что встречаются тексты, в которых автор затрагивает несколько вопросов (проблем), но не на все эти вопросы вы найдете ответы в небольшом фрагменте текста, предлагаемом вам для анализа разработчиками КИМов на экзамене

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса. Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, которую поставил автор текста перед читателями. КЛИШЕ: Автором текста поставлена проблема (чего? Р.П.) гуманизма …… Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора). Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста (назвать автора)

ИЛИ : Автор поднимает актуальную проблему … . Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … . Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … . Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … . Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора). Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и поднимает (рассматривает) автор. Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

Основная мысль данного текста – это отношения детей и родителей. Как должны относиться дети к своим престарелым родителям? Бездушное (равнодушное) отношение детей к родителям. Дети должны уважать своих родителей и заботиться о них.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Позиция автора – это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы. Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос. Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом. Вам помогут вот эти вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Желаю удачи на экзамене!

Предварительный просмотр:

(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.

1. Проблема снижения интереса к чтению в 21 веке.

2. Роль книги в жизни современного человека.

3. Проблема духовного существования человека в современном мире.

Предварительный просмотр:

1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) - Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, - сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться.

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

На каком примере автор раскрывает проблему?

Писатель раскрывает проблему на примере ____________________________________ Мы искренне сочувствуем старику отцу, который ________________________________________________

Какое значение имеет поступок героя?

Автор подчёркивает, что сын даже не задумался о ________________________________________________

Какие чувства героев описаны автором?

Отец не подаёт виду , что расстроен, но внутренний монолог в предложениях __________________________

рассказывает о…(указывает на..)____________________

Какие слова, мысли героев имеют особое значение?

_____________________________________________ , - в этих словах старика можно увидеть глубокий смысл: _________________________________________________

Системный русский | Репетитор русский ЕГЭ ОГЭ

Системный русский | Репетитор русский ЕГЭ ОГЭ

Системный русский | Репетитор русский ЕГЭ ОГЭ запись закреплена

КОММЕНТАРИЙ В СОЧИНЕНИИ ЕГЭ . Часть 2

Текст художественный:
1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) - Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, - сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

1пример: Автор раскрывает перед нами взаимоотношения своих героев. Мы искренне сочувствием старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.
Пояснение: Писатель показывает пример деятельной отцовской любви, которой противопоставляет равнодушное отношение сына.
Связь: Чтобы показать душевное состояние отца, С. Турсун использует особую художественную форму - внутренний монолог героя.
2пример: В размышлениях старика целая буря чувств: боль, обида, разочарование, однако отец не подаёт виду, что расстроен. Мы слышим только три фразы:"-Так едешь учиться. Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться".
Пояснение: В этих словах заключён глубокий смысл: видно, не научится Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием (Из опыта работы).

Сочинение учит думать,

учит понимать жизнь,

учит вчитываться в каждое слово.

Прежде чем начать писать, я задаю

себе три вопроса: что хочу написать,

как написать и для чего написать.

Задание 25 единого государственного экзамена по русскому языку представляет собой небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту.

Это задание проверяет:
— коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
— уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.

Как мы увидели, подготовка к выполнению этого вида работы начинается уже с 5 класса.

Однако написание сочинения на итоговом экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки, которая осуществляется в продолжение длительного времени и включает в себя целую систему занятий, и система эта у каждого учителя своя. Особые затруднения при выполнении данного вида работы вызывает у моих учеников написание комментария по сформулированной проблеме. Некоторые увлекаются пересказом, некоторые затрудняются в подборе 2–х аргументов из прочитанного текста. Поэтому, работая в 11 классе, я стараюсь уделять большое внимание именно комментарию.

Я не изобретала велосипед, я использовала опыт работы, методики других учителей и тех, кто имеет хоть какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним:

во-вторых, включить произведение в свой духовный контекст, увидеть мир произведения собственными глазами, вступить с автором в диалог (спор или согласие)

Я видела такую жизнь в одном селе Сибири,
Где брошенные старики, как могли так жили.
В неделю раз, а то и в две приходит автолавка,
Порой нет силы подойти к машине до прилавка.
И если вдруг погожий день и солнце ярко светит,
Так радовались старики, как маленькие дети!
И пирожки порой пекли, чужих всех угощали,
А вот родные в гости к ним почти не приезжали.

Я часто начинаю анализ текста с какого-нибудь эпиграфа, стихотворения, ролика, чтобы эмоционально подготовить учеников к восприятию информации, содержащейся в тексте.

Уже по данному стихотворению становится понятно, о чем пойдет речь.

Давайте прочитаем текст.

1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) - Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, - сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться.

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

О чем этот текст? ( о равнодушном отношении сына к своему престарелому отцу). Это предложение мы легко можем перефразировать в проблему, поставленную автором текста? ( Проблема равнодушного отношения детей к престарелым родителям)

В каких словах заключена авторская мысль? (Учись, сынок. Хорошее это дело-учиться.)Чему учиться?

Основная мысль по сути это и есть авторская позиция. Почему автор пришел к такому выводу?

Далее мы обращаем внимание, что текст художественного стиля, тип речи – повествование. Это важно, потому что читатель должен проанализировать последовательность событий, чтобы найти узловые места. В художественном стиле, отличие от публицистического, автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д.

Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте.

Лексический повтор в конце текста заставляет нас задуматься над советом старика:

Учиться настоящей сыновней любви, человечности, милосердию, вниманию по отношению к своим родителям, особенно когда они находятся в преклонном возрасте и так нуждаются в нашей заботе.

Теперь можно приступать к написанию комментария. Но я иногда даю детям и такие таблицы-подсказки. Они сначала заполняют их, а потом на основе этих записей строят свой комментарий.

видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

Каково отношение автора к происходящему?

Хочу зачитать вам одну из работ ученика.

И закончить сегодняшнюю работу над текстом мне бы хотелось этим трогательным видеороликом.

Вы знаете, что сейчас делают ваши родители? Как они себя чувствуют? Может быть, сейчас, в эту минуту они ждут вашего звонка?

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) - Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, - сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

Главная страница Русский язык Для учителя Тексты С3 5-9


Для учащихся


Для учителя

Статистика

Кто же этот строгий обличитель, сидящий внутри нас? Это совесть. Веления совести согласны с десятью заповедя­ми Библии. Это законы, нарушение которых грозит распа­дом личности и обществу. Если бы все люди стали убивать красть, вести беспорядочную жизнь и т. д., это привело бы к хаосу и погибели человечества. В эту пропасть и пытают­ся затянуть нас силы зла, открыто разрушающие нравственность.

Мы не сможем изменить этот мир в лучшую сторону не изменив прежде себя, свой внутренний мир. К сожалению, зло и пороки прививаются к нам гораздо быстрее, чем впи­тывается чистота и любовь. И потому надо набраться му­жества и терпения в борьбе со своим внутренним злом, ста­раясь опираться на свою совесть.

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчет­ливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Силь­ный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? Что страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. А что делать чув­ству возле конвейера? И как чувством управлять?

В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Следовательно, опять обостряется проб­лема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники - их все

меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения прихо­дится прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, ин­теллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

Будем растить ребенка так, чтобы в этом мире на одного интел­лигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивленно переглянулись.

- Мы уже и не ждали вас, - после первых приветст­вий стал оправдываться Мурод. - Решили, что не приеде­те, и отправились в гости. Когда же вы выехали?

- В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь.

Да что же мы стоим, пойдемте домой. Вы же совсем замерзли.

Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.

- Скажи, что случилось? Почему так поспешно вы­звал меня?

- Ничего не случилось. - От Мурода пахнуло водкой и табаком. - Просто соскучился.

Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот*, и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: - Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду.

- Едешь, значит, учиться. Слава богу, - сказал ста­рик. - А я, грешным делом, о чем только не передумал.

- Ну идемте же. - Взяв отца за локоть, Мурод по­вел его в подъезд.

- Так едешь учиться? - безучастно переспросил ста­рик, когда они уже были на лестничной площадке и Му­род, достав ключ, копался в замочной скважине. - Учись,
сынок. Хорошее это дело - учиться.

Я это еще и к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничанием

родина приводит и к духовному, и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.

В Петербурге мы сойдемся снова,

Будто солнце мы похоронили в нем.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу станови­лись доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне до­мой ведро отнесет.

Голос у завхоза тусклый, ровный. Ни волнения, ни сомнения в нем нет. Обычное дело - отнести домой ведро ворованного са­хара. Только и всего.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса. И все-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет она и гневно бросит ему в лицо:

- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы
хоть сам. Тебе еще девочку подавай. Постыдись!

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пони­манием. Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор. Выискивает глазами кого-то и зовет:

- Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести
ведро.

Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнув­шись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Все вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась впе­ред и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

- Куда это вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Со­всем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попро­буй еще.

На щеках у меня красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит. Берет из Лидиных рук ведро, возвращается и подрагивающими руками послушно ссыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной - неви­димой, но выматывающей нервы повседневной борьбы. Получи­лось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно только того и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очу­тись на моем месте любой другой человек. Почему же воспитатели наши, в общем-то честные люди, предпочитали ничего не заме­чать? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна полагать, что молча­ние - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовест­ного завхоза. Быть может, и не пропащий был он человек. Поймай он хоть раз чей-нибудь укоряющий взгляд, услышь слово осужде­ния из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жули­ком, на других бросило тень соучастия.

Читайте также: