Урок русского языка в 7 классе сочинение по картине сайкиной детская спортивная школа

Обновлено: 08.07.2024

Цель : подготовка к написанию сочинения - репортажа на основе увиденного на картине А.В.

1. Систематизировать имеющиеся у учащихся сведения об особенностях

2. Сформировать представление о констр у ировании текста - репортажа .

3. Создать условия для развития комму никативной к омпетентности уч ащихся,

применения полученных в курсе изуч ения русского языка знаний, уме ний и навыков

в процессе самостоятельной творческой деятельности .

4. Способствовать эстетическому воспитанию уча щихся через приобщение к культуре,

Я хотела бы познакомить вас с творчеством художника Александры Васильевны

Сайкиной. Она родил ась в Ивановской области, но долгие годы жила в Нижнем

Новгороде, работала преподавателем в Нижего родском х удожественном училище.

Александра Васильевна – член Союза х удожников, ее картины можно у видеть на

выставках в Нижнем Новгороде и Москве, дру гих городах России. Одна из последних

Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;

Развивающая: ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;

Воспитательная: расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.

ВложениеРазмер
sport.rar 705.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе

Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;

Развивающая: ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;

Воспитательная: расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.

- учебник по русскому языку для 7 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова);

Слайд №1 Тема урока.

Слайд №2 Цели урока.

Слайд №3 Запомни

Слайд №4 Запиши и запомни.

Слайд №5 Определение жанра репортажа и его признаков

Слайд №9 Словарно-стилистическая работа.

Слайд №10 План работы над сочинением-репортажем

Слайд №11Домашнее задание.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – вы научитесь писать сочинение-описание в жанре репортажа. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы уже знаете, что такое репортаж.

Репортаж – информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью

В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист

-Как называют человека, пишущего репортаж?

-А какой жанр связан с репортажем?

-Запишем эти слова в тетради . Слайд№4

Цель – сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию

Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение

Языковые средства: разговорно-публицистический стиль, профессиональная лексика

Изложение от первого лица

Рассчитан на определенный круг людей

Автор присутствует, выражает свою оценку

4. Слово учителя.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

5. Рассказ о художнице.

-Что изображено на картине?

-Где происходит событие?

-А как еще можно назвать это помещение?

-Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне?

-Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане? Чем они заняты? Опишите их действия.

-Что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия.

-Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке.

-Какой момент занятий отразила художница?

-Удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе?

-Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала?

-Какой цвет преобладает на картине?

-Назовите цвет и оттенки волос девочек.

-Какие краски преобладают в самом зале?

-Какие спортивные снаряды находятся в зале?

-Что вы видите на полу гимнастического зала?

-Что еще вы заметили на полу? О чем это говорит?

-Какое же это время дня? Слайд №7,8

7. Словарно-стилистическая работа.

Учитель предлагает семиклассникам:

-Назовите глаголы, обозначающие действия гимнасток;

-Назовите прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки

-Запишите слова, запомните их написание:

гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, но тренироваться Слайд №9

8. План работы над сочинением-репортажем.

а) день посещения спортивной школы;

б) место ее расположения;

в) причины посещения (например, подготовка к соревнованиям)

II. Основная часть

б) описание внешности гимнасток, их действия, поведение;

в) можно включить интервью с одной из гимнасток

Напишите сочинение-репортаж, озаглавьте его в соответствии с содержанием. Используйте начало, данное в упр. 307

УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010 год.

Тип урока – урок развития речи с применением ИКТ.

Обучающая : углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.

Развивающая : отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа.

Воспитательная : фомирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.

Формы организации работы детей : коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя : рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы отлично учимся,

Все у нас получится.

Тема сегодняшнего урока – подготовка к сочинению . Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта.

Наша главная задача – поработать творчески и подготовиться к написанию сочинения в жанре репортаж.

Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского.

(мини исследования учащихся).

Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования (лексическое значение, происхождение, подбор однокоренных слов).

- Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт).

Проверка домашнего задания.

– А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр).

Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМ . РЕПОРТЕР — (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. ( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона ).

- К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

(Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)

- Каково назначение публицистического стиля?

(Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).

– В чем сила его воздействия?

( В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует)

- Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).

- Какова цель репортажа?

(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).

- Какие виды репортажа вы знаете?

(Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)).

Работа над сочинением.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.

Спорт – это жизнь, здоровье . Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казань будет проходить летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

- А мы с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе.

Главное — воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени . Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

Слово о художнице.

Художница Александра Васильевна Сайкина ( Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище.

Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления.

С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 533 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.02.2018 1165
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 38 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шевцова Марина Магомедовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: Медиапроектор, компьютер.

  1. Фоторепортаж о занятиях спортом.
  2. Видеорепортаж с урока физкультуры.
  3. Фотогазета.
  4. Дидактический материал (памятка)
  5. Орфографические словари.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-консультация с применением компьютера.

План урока:

а). информация об авторе.
б). обсуждение картины.
в). словарная работа.
г). работа над вступлением.
д). работа над основной частью.
е). работа над заключением.

6. Домашнее задание.
7. Итоги урока.

I. Вступительное слово

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы – умные,
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
Все у нас получится.

II. Актуализация знаний

Вывод: Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому.

III. Проверка домашнего задания

  • Получился ли репортаж?
  • Что понравилось?
  • Какие недостатки можете отметить?

Газетный репортаж. Каждый день миллионы людей в России получают по подписке или покупают в киосках газеты и журналы. В нашей школе периодически выпускается стенгазета. Сегодня корреспондентом школьной газеты стала Настя. Послушаем ее репортаж.

Фоторепортаж о занятиях спортом. Перед вами газета, выполненная нашим фотокорреспондентом Димой. Посмотрите внимательно и скажите, понравилась вам газета? Не хочется ли чем дополнить?

Видеорепортаж с урока физкультуры. Следующий вид репортажа – видео или телерепортаж. В роли корреспондента у нас была Юля, но у нее был соавтор – Данил, который выступил в роли оператора и помог снять репортаж. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Оцените выступления наших корреспондентов, какой из репортажей соответствует требованиям, а какой требует доработки?
Спасибо всем за критику, за репортажи. Несмотря на недостатки, вы справились с этим нелегким заданием. Молодцы!

IV. Физкультминутка

V. Работа над сочинением

– Сегодня мы продолжим работать над текстовым репортажем.
Репортаж наш будет о спортивной школе. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.
Прежде, чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художницей.

  • Где происходит действие картины?
  • Кто является участниками события?
  • Каким видом спорта заняты герои картины? На основании чего вы сделали такой вывод?
  • Кто изображен на переднем плане, на заднем плане?
  • Кто главный герой, кто второстепенный? Почему так решили?
  • Какие цвета преобладают в картине? Какой любимый цвет у художницы? Проявила ли она свое отношение к любимому цвету в картине?
  • Какое впечатление произвела на вас картина?

– В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)
– Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость изложения, обращения и риторические вопросы, ярко выраженная авторская позиция)
– Какой тип речи уместно использовать? (Повествование, описание, рассуждение).
– Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
– Составьте план сочинения-репортажа.

  1. Краткое вступление – общая картина.
  2. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.
  3. Выбор объекта для интервью (тренер, одна из девочек, групповое интервью)
  4. Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателю.

VII. Домашнее задание

– Написать сочинение. Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята!

VIII. Подведение итогов, оценки

– Чему мы научились за эти уроки?
– Спасибо за урок.

Читайте также: