Сочинение анализ стихотворения есенина восприятие истолкование оценка

Обновлено: 06.07.2024

Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Речь идет не только об ощущении деревни и каких-то детских воспоминаниях. На самом деле в старой, традиционной рязанской Руси поэт видел сохранения чего-то истинного, совершенно иного по отношению к наступающей повсюду цивилизации, коммунизму и подобным новым для его времени трендам. Запели тесаные дроги – стихотворение довольно раннее, которое относится, условно говоря, к периоду тоски по деревне, 1916 год Есенин еще не так знаменит, он тяготится городом, вспоминает родные просторы.

Поэтому поэт и пишет о любви к озерной тоске до радости и боли. Эти противоположности легко смешиваются в душе, также как там может существовать теплая или светлая грусть. Такие душевные кондиции во многом свойственны русским людям, но не всегда становятся возможными в суете городов и Есенин, чтобы вспомнить об этом и снова пережить, переносится в деревню и в природные просторы.

В заключительных строфах мы видим речь об упорстве и стойкости, которыми обладает поэт перед лицом нового мира. Городу не под силу поменять его внутреннюю суть, он не может перестать любить и верить, то есть не может отступиться от основополагающих чувств. Даже сравнивая такую привязанность со сном и цепями, которые, соответственно, могут сковывать, он не считает нужным расставаться с этим, ведь чувствует в подобной очарованности высокий смысл.

Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь неволь­но вспоминаются лермонтовские строчки:

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Здесь искали:
  • запели тесаные дроги анализ
  • анализ стихотворения запели тесаные дроги
  • запели тесаные дроги анализ стихотворения

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Таким образом, Родина заставляет лирического героя испытать целую палитру чувств: это и грусть, и радость, и переживания за судьбы родной страны.

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

История создания

Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.

Литературное направление и жанр

Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По писателю: Есенин Сергей

Интонация этого стихотворения, в отличие от ранней лирики, более грустная, элегическая. Народнопоэтическая образность спрятана поэтом в глубине текста:

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу.

Эти слова обращает поэт к родной рязанской земле. Он покидает её с болью и тоской на сердце:

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Пейзаж Есенина — последовательная смена образов. Ракурс наблюдения постоянно меняется, меняется и поле зрения лирического героя. Мимо него пробегают равнины, часовни, поминальные кресты, колокольни. Это пейзаж, увиденный глазами человека, движущегося. Именно поэтому детали описания как бы смазаны, подчинены общему и сильному впечатлению. Образ природы читатель воспринимает сквозь призму сознания лирического героя, обращающего своё внимание, прежде всего, на эмоциональную наполненность окружающего его пространства.

В первых строках стихотворения возникает мотив дороги. Образ пути выступает здесь сразу в нескольких значениях. Путь символизирует уход лирического героя из родной земли и прощальный взгляд вокруг. Шире образ дороги можно трактовать как жизненный путь человека в целом. Судьба уготовила лирическому герою перемены, от чего он и покидает свой край. Однако любовь и вера в малую родину навсегда остались в его душе:

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

Как бы ни старалась жизнь стереть воспоминания тихой красоты и спокойствия рязанской земли, поэт всё равно остаётся верен своему сердечному чувству. В последнем четверостишии заключается клятвенное признание лирического героя в этом чувстве. Поэт выражает это необычайно красиво, используя метафорический образ родных степей:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Сколько силы чувствуется в этой строфе! Она звучит как девиз всего жизненного пути лирического героя, а, следовательно, и самого поэта. Да, деревенская Русь, покинутая Есениным, для него цепи, связывающие с прошлым. Но он не хочет отдать их кому-нибудь другому. Да, пролетевшая молодость и безоблачное счастье — это долгий сон, который бередит душевные раны. Но поэт не желает расстаться с ним.

Последнюю строфу можно назвать центральной в идейной композиции стихотворения. Однако в произведении есть не менее важная строфа, раскрывающая всё миропонимание поэта:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми во­лосами посреди березовой рощи – именно таким я представляю себе ве­ликого русского поэта при чтении его произведений. И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не ос­тавляет равнодушным.

Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца,

струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало “Письмо матери”, написанное в 1924 г.

Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, об­ращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как

бы сама собою изли­вающаяся нежность. Все слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом…

Перед нами предстает образ матери – дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неис­тощимое терпение – все это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце.

В стихотворении чув­ствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомыслен­ный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и ду­шевного надрыва слышится в словах:

Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что ос­тался таким, каким она знала его:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей “тягостной бредью”, поэт надеется на возрождение. “Тоске мятеж­ной” противопоставлен спокойный и прочный “низенький дом”, цвету­щий “белый сад”, весна, рассвет. Все это типично есенинские символы.

Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вно­сится маленькая поправка, которая показывает, что все изменилось:

Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Из прямого смысла глагола “не буди” вырастает переносный: “Не бу­ди того, что отмечталось…” Жизнь прошла. Много юных, свежих сил бы­ло растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось не­осуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на до­лю поэта:

…Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

“…К старому возврата больше нет”, – звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина – един­ственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

“Несказанный свет” – это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.

Как же Есенину удалось создать такое “живое” стихотворение, кото­рое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским “Няне”? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интона­ции, сочные и яркие эпитеты и метафоры. “Письмо матери” написано по­вествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистиче­скими особенностями.

Рифма Есенина становится проще и естественной. Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает коль­цевое оформление. Последнее (“кадансовое”) четверостишие повторяет вто­рую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лириче­ского героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость.

Это придает стихотворению особую эмоциональность.

Светлый образ матери проходит через все творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям – вот, без со­мнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы.

Силу произведений поэта невозможно передать словами – ее можно только чувствовать. И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то воз­можно ли после прочтения “Письма матери” сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Се­рафимовича: “Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших – ни у кого у современников…”

Сочинение обнаруживает в его авторе несомненное чувство поэзии. Восприятие стихотворения С. А. Есенина “Письмо матери” личностное, яркое, глубокое. О глубине восприятия одного из классических произве­дений литературы XX в. о матери свидетельствуют размышления автора сочинения.

Личностное читательское восприятие подтверждено глубоким анализом, отражающим характерные особенности поэтики С. А. Есенина. Сочинение отличает культура цитирования.

Лучшее

Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь

Лучшее

Сергей Есенин — Русь

Лучшее

Сергей Есенин — Пороша

Лучшее

Сергей Есенин — Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка)

Лучшее

Сергей Есенин — Письмо к женщине

Лучшее

Сергей Есенин — Отговорила роща золотая

Лучшее

Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу

Лучшее

Сергей Есенин — Мне осталась одна забава

Лучшее

Сергей Есенин — Клён ты мой опавший

Лучшее

Сергей Есенин — Заметался пожар голубой

Лучшее

Сергей Есенин — Белая береза под моим окном

Лучшее

Сергей Есенин — Я покинул родимый дом

Лучшее

Сергей Есенин — Черный человек

Лучшее

Сергей Есенин — Русь советская

Лучшее

Сергей Есенин — Мы теперь уходим понемногу

Лучшее

Сергей Есенин — Исповедь хулигана

Лучшее

Сергей Есенин — Корова

Лучшее

Сергей Есенин — Хулиган

Лучшее

Сергей Есенин — Сукин сын

Лучшее

Сергей Есенин — С добрым утром

Лучшее

Сергей Есенин — Разбуди меня завтра рано

Лучшее

Сергей Есенин — Пушкину

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Есенина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Стихотворения С.А.Есенина. Восприятие, толкование, оценка. Анализ стихотворений С.А.Есенина

Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

В третьей строфе все эти детали сливаются в единый образ России, бесконечно родной для лирического героя. И он признается в своей любви к ней:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

Последняя строфа завершает развитие мотива и является своеобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Эта грусть в душе лирического героя порождена осознанием быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человеческая очень коротка, мгновенна. Здесь возникает мотив противостояния вечной природы и человеческого бытия:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Наиболее остро в русской поэзии этот мотив звучит у Тютчева:

Тютчев не находил для себя разрешения этого конфликта, мироощущение его было пронизано извечным трагизмом бренности человеческого бытия. Равнодушная природа вселяла ужас, тоску, страх в сознание его лирического героя. У Есенина же мотив этот не получает дальнейшего развития.

Эмоции лирического героя переданы в его мыслях, грустных словах, которые, по его мнению, никому не нужны:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И когда это чувство безысходности достигает в стихотворении кульминации, поэт внезапно снимает его в последней строфе:

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Интонации вопроса, ответа, воспоминаний сменяются у героя интонацией обращения. Поэт признает разумность законов природы и человеческой жизни.
Стихотворение написано пятистопным ямбом.

Или что увидел?
Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным I композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В.Н. Липатов.

В чем своеобразие поэтической манеры С. Есенина? Цветопись и образность в лирике поэта

Лирический герой Есенина выступает в различных обличьях. Порой в нем присутствуют автобиографические черты, в ранней лирике — это юный деревенский парень, человек чистой, девственной души, в поздней — хулиган, человек, уставший от жизни. Но искренность, исповедальность лирики неизменно сохраняется на протяжении всего творчества поэта.

Черно-белая цветовая гамма доминирует в зимних пейзажах поэта, в стихотворениях о смерти, несчастьях, загубленной жизни.

В своем творчестве Есенин использует цветопись русских икон (синий, красный, золотой и зеленый). Кроме того, поэт мастерски передает свои обонятельные и слуховые ощущения. Краски, запахи и звуки сливаются в его стихах воедино. Статичность образов, покой, тишина и неподвижность в стихотворениях Есенина часто преобладают над динамичностью.

Для пейзажей Есенина характерен панпсихизм, одушевленность природы, которая у поэта неизменно связана с миром человека. Картины природы у поэта совершенны, они обнажают чувства лирического героя, его взгляд на мир. Сами пейзажи его — исконно русские, близкие сердцу каждого из нас. Именно поэтому стихотворения Есенина дороги многим поколениям читателей.

Читайте также: