Клише смысловой связи сочинение егэ

Обновлено: 09.07.2024

Данные клише являются отличными помощниками при написании сочинения ЕГЭ. Позволяют ясно выстроить логику мысли, а также создать правильную рамку текста.

ВложениеРазмер
rechevye_klishe_dlya_sochineniya_ege.docx 17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые клише (конструкции) для сочинения ЕГЭ

Содержание части сочинения

Проблема, поставленная автором (К1)

Вопрос, над которым размышляет автор и заставляет задуматься

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой …

В центре внимания автора текста проблема…

!Или: сначала проблема в виде вопроса, а затем клише. Например, Что такое прощение? Прощение – это способность силы или слабости ?Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Комментарий к проблеме.

2 примера-иллюстрации из текста, которые важны для понимания текста (К2)

. Комментарий не пересказ

На каком материале он раскрывает проблему (какие примеры, поступки, события, факты). На чьи мнения ссылается? Какие изречения, высказывания использует?

1 пример + пояснение

2 пример + пояснение

Связка между примерами

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Автор обращает внимание автора на…

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Особого внимания заслуживает высказывание…

Автор неслучайно приводит слова (кого)…

В центре внимания автора случай…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как.

Пояснение к примерам:

Автор рассуждает о том, что…

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти события помогают понять…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить как…

Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Писатель хочет сказать, что…

Эти события автор описывает для того, чтобы…

Слова героя позволяют понять…

Связка между примерами

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит…

Противопоставляя эти примеры (героев)…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Авторская позиция (К3)

Ответ на проблемный вопрос

!Отсылка к проблеме. Все крутится вокруг проблемы.

Что такое прощение ?(проблема-вопрос)

Автор считает, что прощение – это(ответ)

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что..

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

. Цитата из текста, где явно звучит вывод автора

Отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4)

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общеизвестные факты истории, общечеловеческие ценности, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Я полностью разделяю мнение автора.

Обоснование своей позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то я впервые услышал о том, что…

Известный писатель/спортсмен/общественный деятель/политик об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного романа/фильма..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"

мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, к части С-написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.


Речевые клише для сочинения-рассуждения (ЕГЭ)

Речевые клише для части С.

Использование речевых клише при подготовке к сочинению по литературе в формате ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, .

Речевые клише , используемые при написании сочинения- рассуждения

данные речевые клише могут быть использованы выпускником 11 класса при написании сочинения С1.


Мастер-класс. "Пишем сочинение, используя речевые клише"

Работа выполнена для презентации мастер-класса на совещании районного методического объединения учителей русского языка и литературы.


Речевые клише к сочинению части С-3 ОГЭ по русскому языку

Чтобы не усложнять жизнь обучающимся, которые в 9-м классе, кроме русского языка, сдают массу других экзаменов и контрольных работ, надо предложить им варианты готовых сочинений, изучив структуру кото.


Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых.

В такой таблице в сжатой форме собрана самая необходимая информация, которая позволит написать работу с учетом требований и критериев проверки.

Композиция сочинения Содержание части сочинения Возможные клише к сочинению
1. Проблема, поставленная автором текста(К1) Вопрос, над которым размышляет автор. Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Клише для написания сочинения по типу ЕГЭ

  1. Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  1. Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
  1. Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!

Клише для комментария:

  • Во-первых, автор показывает…
  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Размышляя над проблемой, автор приводит две противоположные точки зрения (мнения, ситуации, образы…).
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Прежде всего автор изображает…
  • Внимание читателя привлекается (чем?)…
  • Во-вторых, внимание читателя привлекает…
  • Следующее предложение поясняет (описывает, характеризует, оценивает, уточняет, иллюстрирует…)…
  • Разъясняя ситуацию, автор использует…
  • Причиной (результатом, следствием…) описанного события явилось…
  • Продолжая своё рассуждение, автор указывает на следствие описываемого события…
  • Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует…
  • Этот поступок героя уточняется следующими выразительными средствами…
  • Это событие (поведение, эта ситуация…) дополняет представление о…
  • Впоследствии (далее) внимание читателя концентрируется на…
  • Далее сюжет разворачивается таким образом, что…
  • Мнение автора подчёркивается также и следующим примером…
  • Другая ситуация, представленная автором, говорит о…
  • Следующим примером, подчёркивающим взгляд автора, служит…
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события (факты, примеры) помогают понять…
  • Образ, так внимательно рассмотренный автором, вызывает у читателя…
  • Черты персонажа, подчёркнутые автором, помогают нарисовать портрет человека…
  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет различные мнения (персонажей, их поступки…).
  • Приведённые примеры-иллюстрации отображают контраст образов (схожесть поступков, сравнение ситуаций, связанных с…).
  • С помощью противопоставления автор текста показывает…
  • Анализируя взаимосвязь рассмотренных иллюстраций, легко заметить контраст (поступков, мнений, ситуаций…), что свидетельствует о… ДОПОЛНЕНИЕ:
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что… (позволяют увидеть…).
  • Оба примера служат дополнением друг друга…
  • Первый пример служит дополнением второму… СОПОСТАВЛЕНИЕ (СРАВНЕНИЕ):
  • Сопоставляя приведённые примеры, становится предельно ясно, что автор находится на стороне…
  • Сопоставляя приведённые примеры, несложно заметить, что автор сравнивает героев (их поступки, мнения…).
  • Сравнивая приведённые в пример жизненные ситуации, автор пытается донести до читателя мысль о том, что…
  • В виде сопоставления примеров автор обращается к …
  • Сопоставляя эти факты (поведение героев, разные точки зрения…) ПРИЧИНА (СЛЕДСТВИЕ):
  • Два примера из текста свидетельствуют о причинах того, что…
  • Эти примеры называют причины, по которым…
  • Причинно-следственные отношения, раскрытые в приведённых примерах, позволяют читателю убедиться в том, что…
  • Проанализировав приведённые примеры, мы понимаем причину того, что…
  • Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениям, убеждают читателя в том, что… ОЦЕНКА:
  • Оба примера позволяют читателю оценить героя в развитии и показать становление личности.
  • В обоих примерах легко рассмотреть одинаковые изобразительно-выразительные средства (?), через которые прослеживается оценка автора поступков героев (точек зрения, образов…). ОБОБЩЕНИЕ (ВЫВОД):
  • Обобщая сказанное, автор…
  • Писатель (автор, публицист) формулирует вывод…
  • Приведённые примеры позволяют максимально подробно (внимательно, тонко…) рассмотреть (оценить) ситуацию (разобраться в ситуации, в образах, мнениях…) и понять, что…
  1. Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.

Клише для отображения авторской позиции:

Состоит из трёх этапов:

1) согласие или несогласие с автором;

2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);

3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал и нацелен на то, чтобы ученики получили за смысловую связь два балла.

Приёмы, которые могут лежать в основе смысловой связи

учитель русского языка и литературы

Внимание: проанализировать смысловую связь – это значит определить, как связаны по смыслу приведённые примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания сформулированной проблемы.

Давайте попробуем оформить материал в приведённой ниже таблице, чтобы легче было работать с комментированием проблемы и определением приёма смысловой связи.

Совет: при подборе примеров-иллюстраций начните с поиска приёма противопоставления (+ и – ). На основе этого приёма, на мой взгляд, легче всего строить комментирование проблемы.

для пояснения

для смысловой связи

1.Приём противопоставле-ния

приём антитезы)

Сюжетный контраст традиционно основывается на противопоставлении красивого и уродливого, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого, любви и ненависти, жизни и смерти и, в конечном итоге, восходит к проблеме противоборства добра и зла.

Проблема рассматривается автором с двух сторон.

Сначала мы видим, как . (пример из текста + пояснение).

Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение).

Так, противопоставляя (ЧТО?), писатель подводит нас к мысли о том, что…

На мой взгляд, с помощью этих слов, писатель показывает, что

(обязателен выход на проблему)

Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю противопоставить две точки зрения (две модели поведения //различного отношения к…). (проанализировать!)

Я думаю, ФИО делает акцент на том, что… , потому что…

(обязателен выход на проблему)

Так, в своём рассуждении о значении … приводит другой яркий пример противоположного взгляда на … // противоположной политики // противоположного поведения //противоположной точки зрения (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Антитеза, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, играет решающую роль в раскрытии поставленной автором проблемы: (проанализировать!)

Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям.

Во-первых, . (работа с конкретными предложениями + пояснение). С помощью этих слов // предложений // мыслей // этого описания ФИО выражает своё отношение к … (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Так, несколькими штрихами, ФИО рисует картину (ЧЕГО?) (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Налицо смысловая связь данных примеров-иллюстраций, в основе которых – приём противопоставления: (расшифровка).

В приведенных примерах-иллюстрациях четко прослеживается противопоставление, реализованное с помощью ЧЕГО. Этот приём позволяет автору… (по тексту) (проанализировать!)

Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает…

Приведённые примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как противопоставление. С помощью антитезы писатель… (по тексту)

Приведённые примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как приём подтверждения, что позволяет ФИО точнее выразить свои мысли: он считает, что (по тексту) проанализировать(!)

2.Приём подтверждения

Абзац 1: утверждение мысли, высказанной автором.

В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что… (работа по тексту) + пояснение

Абзац 2: подтверждение данной мысли.

Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает (текст)… + пояснение

В этих строках заключена мысль: (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Так, последовательно, шаг за шагом, писатель показывает, какой бывает … (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Использования приёма утверждения, лежащего в основе примеров-иллюстраций, позволяет писателю убедительно и обоснованно раскрыть проблему (назвать): проанализировать(!)

С помощью данного примера//данных мыслей//данного описания автор доносит мысль о том, что… (обязателен выход на проблему)

Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведённых примера-иллюстрации, основанных на приёме подтверждения, мы приходим к выводу, что. (по тексту)

3.Приём указания на следствие // приём указания на причинно-следственные отношения

Абзац 1 (ПОЧЕМУ?):

Абзац 2 (ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?):

В комментарии должны быть ответы на вопросы:

Каковы причины явления и что из этого следует?

Как это может сказаться на… ?

Из чего это следует?

Что с этим связано?

Что из этого следует?

Так, несколькими штрихами, ФИО подводит нас к пониманию…(обязателен выход на проблему)

В этих строках заключена мысль: (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…), вследствие чего герой . (по тексту)

(проанализировать!)

Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору показать, как. (по тексту) (проанализировать!)

В этих предложениях ФИО объясняет, что стало причиной данных событий //явлений//поступков: (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Это рассуждение приводит читателя к выводу о том, что является следствием … (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Причинно-следственные отношения связывают между собой два приведённых примера-иллюстрации, помогая понять причину и следствие действий героя: (по тексту) (проанализировать!)

Этот пример из текста стал убедительным доказательством того, что… (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениями, стали убедительным доказательством того, что… (по тексту) (проанализировать!)

Вначале ФИО обращает внимание на причину того, что… (по тексту)+пояснение Читая эти строки, мы понимаем, почему…

(обязателен выход на проблему)

Раскрывая проблему дальше, автор обращает внимание на следствие данного поведения (поступка //явления – по тексту). + пояснение: Как результат, мы наблюдаем, что …

(обязателен выход на проблему)

Эти примеры-иллюстрации, выражающие причинно-следственные отношения, позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что…(по тексту) (проанализировать!)

Размышляя над поднятой проблемой, автор задается вопросом о причине… (по тексту) + пояснение В этих предложениях автор объясняет причину того, почему..

(обязателен выход на проблему)

Публицист//писатель//мастер слова доказывает свои выводы многочисленными примерами, указывая на следствие того, что происходит… (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Использование двух примеров иллюстраций, основанных на приёме указания на следствие, позволяет понять, почему … и что следует из … (по тексту). Если причиной … является…, то и результат последует соответствующий: (по тексту)

(проанализировать!)

4.Приём сопоставления

метод сопоставления имеет смысл, если рассматриваются явления и предметы, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни.

Общее – что позволяет сопоставить?

причины взаимосвязи сопоставляемых явлений //предметов//точек зрения.

Надо найти черты сходства и своеобразия сопоставляемых явлений //предметов//точек зрения

Этот прием сопоставления, который применяет ФИО, позволят писателю выделить главное: (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Сопоставляя эти примеры (героев// точки зрения// поведение героев// отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает… (по тексту) (проанализировать!)

Для сопоставления обратимся к другому примеру (по тексту). С помощью сопоставления схожих точек зрения автор подчёркивает мысль о том, что…

(обязателен выход на проблему)

Используя в этих двух примерах-иллюстрациях приём сопоставления, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту) (проанализировать!)

Так, при сопоставлении разного отношения к … (по тексту) публицист подводит читателей к мысли: (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Рассуждая над поднятой проблемой, автор сопоставляет (что? - поведение, речь героев, отношение героя (к кому? чему?) …) (по тексту) (обязателен выход на проблему)

Сопоставляемые примеры-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…(проанализировать!)

5.Приём детализации

Наблюдая за происходящим как бы со стороны, писатель обращается к описанию конкретной жизненной ситуации, которая способствует глубокому раскрытию проблемы (пример из текста + пояснение): .

Рассуждая над поднятой проблемой, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях, позволяющих ему . (текст) С этой целью ФИО обращает внимание на такую деталь, как (пример из текста) + пояснение

Так, несколькими штрихами, с помощью одной (нескольких) детали рисуется. (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Так, приведя несколько деталей, которые легли в основу примеров-иллюстраций, писатель глубоко и разносторонне раскрывает поднятую проблему, что свидетельствуют об отношении автора к. (по тексту подробно!)

(проанализировать!)

Погружаясь в текст, читатель, обращая внимание на эту деталь, которая. понимает, что… (по тексту) + пояснение Так, сфокусированный взгляд читателя на одной детали позволяет понять, что…

(обязателен выход на проблему)

Детали, на которые ФИО обращает внимание читателя, используя приём детализации, позволяют понять, что … (по тексту)

(проанализировать!)

Автор не случайно рисует картину…, где главным объектом является деталь… (по тексту) +пояснение С помощью психологической // внешней детали ФИО показывает, как…

(обязателен выход на проблему)

Обращая внимание на детали (внешние//психологические), мы благодаря ФИО начинаем понимать: (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Так, наблюдая за поступками и мыслями героя, анализируя психологическую деталь, которая позволяет вникнуть во внутренний мир рассказчика, мы постигаем глубокую мысль автора: (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Рассматривая поднятую проблему дальше, писатель делится с нами мыслями героя: (текст). + пояснение И эта психологическая деталь помогает нам, читателям, увидеть…(по тексту)

(обязателен выход на проблему)

6.Приём аналогии

Аналогия строится на сравнении

В комментарии должен быть ответ на вопрос:

На что это похоже?

Сначала ФИО объясняет, что такое …, приводя примеры

(обязателен выход на проблему)

Как и в предложениях №, так и в описании ЧЕГО? прослеживается ЧТО? (по тексту). + пояснение: Так, рисуя аналогичную ситуацию, писатель акцентирует внимание читателя на актуальности проблемы//пагубности явления: (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

В двух приведённых примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём аналогии, звучит убеждённость ФИО в том, что… (по тексту)

(проанализировать!)

В процессе раскрытия проблемы ФИО показывает еще одну аналогичную ситуацию (по тексту)+ пояснение: Писатель с помощью проведения аналогии между … и … обращает наше внимание на то, что … (по тексту). Так, писатель иллюстрирует, что. (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Используя прием аналогии в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме: (по тексту)

(проанализировать!)

Приём аналогии, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет найти черты сходства в признаках явления //предметов //в поведении героя или героев и понять всю глубину поднятой проблемы: (по тексту) (проанализировать!)

7.Приём выделения

В комментарии должны быть ответы на вопросы:

Что в данной проблеме главное? Что автор отмечает в первую очередь? Что во всём тексте главное? (Какой вопрос в тексте является главным?)

Что об этом говорится в тексте? Какие примеры подтверждают, что мысли, высказанные в первом абзаце главные?

Рассуждая над поднятой проблемой, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важном, - на…(текст) + пояснение Прочитав убедительные авторские аргументы, мы понимаем, что на самом деле является главным и актуальным: (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Продолжая анализировать актуальную проблему дальше, ФИО подтверждает свои мысли, выказанные ранее, конкретными примерами… (по тексту) + пояснение

Так, приводя конкретные примеры, автор убеждает нас, что главным в поднятой проблеме является вопрос о … (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Приём выделения, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению автора//писателя//публициста, является главным в обсуждаемой проблеме. (дальше по тексту)

(проанализировать!)

Используя прием выделения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме: по его мнению, самым главным вопросом, волнующим и его, и читателей, является вопрос о… (дальше по тексту)

(проанализировать!)

8.Приём объяснения

В комментарии должен быть ответ на вопрос:

Почему? Чем это можно объяснить?

Рассуждая над поставленной проблемой, автор задаётся вопросом: почему в нашей жизни //в обществе//в мире происходит (ЧТО? написать) и как это можно объяснить… (по тексту) + пояснение В этих предложениях звучит ответ на вопрос, что происходит (текст) и каковы причины этого явления.

(обязателен выход на проблему)

Далее автор предлагает читателю ещё один ответ на поставленный им вопрос. По его мнению, то, что сейчас происходит… (текст), можно объяснить только одним: (текст) + пояснение Прочитав убедительные авторские аргументы, мы понимаем, что причины этого явления//такого поведения нужно искать в … (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

Приём объяснения, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению автора//писателя//публициста, происходит в … и чем это можно объяснить? Как считает писатель, … (дальше по тексту)

(проанализировать!)

Объясняя причины такого социального явления, как…, ФИО заставляет читателя задуматься над актуальным вопросом: почему это происходит с нами? Приём объяснения помогает читателю найти ответ на этот вопрос: (по тексту)

(проанализировать!)

9. Приём определения

В комментарии должен быть ответ на вопрос:

Что означает это слово?

авторское толкование данного слова в тексте

примеры, подтверждающие данное толкование

Размышляя над поднятой проблемой, автор начинает своё рассуждения словом …(назвать существительное в именительном падеже. Например, хамство – это…По тексту). Это слово автор понимает по-своему, давая ему толкование: (текст) + пояснение Данные предложения//словосочетания //мысли значимы для раскрытия поднятой проблемы: (по тексту)

(обязателен выход на проблему)

(обязателен выход на проблему)

(проанализировать!)

Клише для примеров-иллюстраций 1

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого? что?)

Следует обратить внимание на слова (поступки, мысли) героя…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Автор делает акцент на том, что…

Автор рассматривает проблему на примере…

Автор раскрывает проблему, описывая….

Проблема раскрывается автором на примере (чего?)

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Публицист спорит (с кем? и почему?)

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что (и почему?)

Особого внимания заслуживает мысль автора о том, что… (и почему?)

Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…)

Клише для пояснения 2

Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)

Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…

Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…

Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…

Этот пример, думаю, показывает, что…

Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…

Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…

Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)


-75%

Читайте также: