Классическая литература сочинение огэ

Обновлено: 02.07.2024

Литература в жизни человека играет огромную роль. Она дает читателям понимание истории и различных культур на нашей планете, открывает для них такие понятия, как любовь, война и справедливость.

Литература приоткрывает окно в прошлое, позволяя читателям увидеть, как жили их предки и другие люди, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня. Литература также может позволить своим читателям взглянуть на ошибки, допущенные их предшественниками, и избежать их в будущем. Современная литература дает читателям представление о современной политике и жизни людей в разных странах.

Литература помогает читателям понять состояние человека и то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир со своими мыслями, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других.

Литература может быть естественным средством для сна. Люди, которые не могут заснуть, часто читают на ночь, чтобы расслабиться и успокоиться. Чтение приносит пользу людям всех возрастов, но особенно полезно для снижения когнитивных нарушений и функций у пожилых. При чтении уровень стресса и беспокойства может уменьшиться больше, чем при прогулке или прослушивании музыки.

Сочинение №2

Нужна ли нам литература? Для чего мы читаем, с какой целью, может ли она нас чему-нибудь научить?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы вспомним наше детство и конечно же обратимся к произведениям русской литературы. Литература играет очень важную и незаменимую роль в жизни человека. Когда мы ещё не умеем читать наши мамы, папы и бабушки читают нам сказки о добре и зле, объясняя на примерах главных героев что хорошо, а что плохо. Когда мы становимся взрослыми, сами выбираем, какие книги нам читать и какое бы произведение мы не выбрали, оно обязательно нас чему-нибудь научит. Сейчас подростковое поколение часто не хочет читать произведения школьной программы, они не понимают какую роль сыграют эти произведения и как они помогут им в будущем. Во-первых, человеку свойственно учиться на ошибках, и конечно же лучше учиться на чужих ошибках, для этого и есть произведения великих писателей, которые прошли большой жизненный путь и имеют огромный жизненный опыт.

Во-вторых, читая книги, у нас повышается словарный запас, мы учимся правильно говорить, становимся интеллектуальнее и можем поддержать любую беседу, что очень важно в современном мире.

В литературе есть не только положительные, но и отрицательные герои. Читая, мы переживаем всю эту гамму чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивались и не столкнётесь. Во многих своих произведениях писатели и поэты описывают природу, которой мы можем насладиться и прочувствовать всю её красоту, просто прочитав то или иное произведение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литература играет несравненно огромную роль в жизни каждого человека.

Книга в моей жизни( сочинение)

Популярные сочинения

  • Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс
    Лето. Море. Солнце. Песок. Это является мечтой для каждого человека. Но некоторым выпадает возможность жить на побережье и это очень дорого. Прекрасно иметь такую возможность.
  • Сочинение Описание рябины (рябинка)
    В русском лесу много деревьев, но есть одно, которое привлекает внимании к себе весь год. Это дерево стройная красавица рябина.
  • Сочинение на тему Что общего между мечтой и реальностью?
    Мечта и реальность. Абсолютно не совместимые понятия. Эти слова, в большинстве случаев употребляются как антонимы. Но это не всегда так.

Психологические плюсы

Предварительный просмотр:

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая. Для меня каждое прочитанное произведение является прожитой жизнью, после которой я набираюсь опыта и становлюсь мудрее. Некоторые просто не понимают ценность литературы и всего изложенного в ней. Я же, читая, научилась понимать человеческую натуру, что в ней сокрыто, мотивацию тех или иных поступков людей. А самое главное – научилась не судить людей, не узнав их истории.

Литература – искусство, и как у любого искусства, у нее есть свои имена, прославившие её. Я по-своему уважаю каждого писателя, внесшего вклад в развитие литературы, но особо выделяю несколько имен и произведений из всего прочитанного мной до сих пор. Так, моё обожание психологических романов переросло в любовь к произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. С полной уверенностью могу назвать его нашим современником, в отличие от некоторых других классиков, потому что всё написанное им, является актуальным по сей день. Я восхищаюсь его слогом и испытываю эстетическое удовольствие от прочитанного. Достоевский — знаток русской души, удивляюсь каждый раз тому, как можно так точно и метко описывать человеческие чувства и эмоции, которые сокрыты очень глубоко.

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.

Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.

Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.

Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.

В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.

Литература – это действительно очень ценный продукт, созданный человеком для человека. Ее роль в нашей жизни огромна, потому мы так тесно переплетаем любую нашу деятельность с книгой.

Книга пророка Иезекииля

Поэт (и вообще писатель), каким его представляет европейская культура, сохраняет в себе черты колдуна и пророка. Новалис и Малларме, Блок и Элиот не раз говорили о стихах как о своего рода магии, позволяющей вступать в контакт с высшими сущностями, обретать новое зрение и пробуждать дремлющие в мире силы.

Отдых и работа

Магия и пророчество

Прежде чем стать художественным, слово было волшебным.

Злой дух, злой демон, злой призрак… да не коснутся моего тела, да не свирепствуют передо мною… Небом будь заклят, землёй будь заклят.

Ассирийская молитва против злых духов

В сознании древнего человека волшебной силой в какой-то мере обладало любое слово: назвать имя человека, зверя или духа уже значило позвать, окликнуть его. Но когда эту силу намеревались использовать, её старались увеличить. Заговоры и заклинания намеренно отдаляли от обыденной речи: они были ритмичны, в них использовались необычные речевые обороты и странные слова (либо устаревшие, либо иноязычные, либо специально придуманные). Магические тексты насыщались повторами звуков, грамматических конструкций и т. п. — всё это потом у колдовского слова унаследует слово поэтическое.

Когда первобытная эпоха осталась позади, на смену шаманам пришли пророки. Пророк — тот, чьими устами Бог или боги говорили с людьми (во всяком случае, в это верили и сами пророки, и их слушатели).

Пророческое слово тоже звучало необычно — приёмы, выработанные издревле, были усвоены:

Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва. А уцелевшие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие.

В четвертом и последнем задании ОГЭ по литературе учащимся необходимо написать небольшое сочинение (объем - не менее двухсот слов) по одной из четырех предложенных тем. Как правило, две темы относятся к поэзии, а две – к прозе. Эксперты советуют задолго до экзамена определиться, анализом какого типа произведений будет заниматься ученик – для этого нужно написать несколько работ и по прозе, и по поэзии, а затем (желательно с помощью учителя или репетитора) определить, что получается лучше. После этого можно целенаправленно готовиться к анализу выбранного типа произведений – писать сочинения и читать готовые анализы по темам, приведенным в пособиях для подготовки.

Мы приводим два примера – один по прозе и один по поэзии.

Темы могут быть самыми разными – анализ образа героя или какого-либо события из сюжета, объяснение названия произведения или выбора автором открытого финала, проблематика стихотворений или объяснение каких-либо точек зрения о смысле произведения. Чтобы хорошо написать сочинение, просто знать сюжет недостаточно.

Система оценок

Ответ оценивается по нескольким критериям; максимально за него можно получить 12 баллов.

К1 – Глубина раскрытия темы и содержательность суждений. 3 балла по данному критерию ставят, если ученик полностью раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию и приводя обоснованную собственную точку зрения при отсутствии фактических ошибок. 2 балла ставят при выполнении вышеизложенных условий и наличии 1-2 фактических ошибок либо неполной аргументации собственного мнения. 1 балл получают за ответ, в котором тема раскрыта не целиком: или без учета позиции автора, или без обоснования написанных положений, или при наличии 3-4 фактических ошибок. Если допущено 5 и более фактических ошибок, либо тема сочинения не раскрыта – ответ оценивается в 0 баллов.

К2 – Уровень владения теоретическим материалом. Если в анализе произведения учащийся правильно использует литературные термины, он получает 2 балла по этому критерию. При наличии 1-2 ошибок либо при упоминании терминов без их использования непосредственно в анализе ставится 1 балл. Если допущено более 2 ошибок в терминах либо они не используются вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию.

К3 – Обоснованность привлечения текста произведения. 2 балла ставят, если ученик разносторонне использует текст произведения в виде цитат или пересказов отдельных его фрагментов. 1 балл получают в том случае, если текст привлекается, но без прямой связи с приводимыми тезисами. Если же работа написана без привлечения текста, ученик получает 0 баллов за этот критерий.

К4 – Композиционная целостность и логичность изложения. Если части работы логически связаны между собой и в ней отсутствуют необоснованные повторы, ученик получает 2 балла. При наличии нарушений логической стройности работы и отступлений от темы эксперт ставит 1 балл по этому критерию. В 0 баллов оценивается тот ответ, в котором не прослеживается целостной композиции.

К5 – Соблюдение речевых норм. Если ученик допустил 1-2 речевые ошибки или не допустил их вообще, он получает 3 балла; при наличии 3 ошибок в речи ставят 2 балла, 4 – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.

Примеры сочинений по заданию №4 ОГЭ по литературе

Сочинение по прозе

Н. В. Гоголь очень ярко описал образ каждого чиновника, однако вместе эти люди создают облик той власти, которая, по мнению автора, управляла страной в то время. Совместный образ чиновничества со всей его лживостью, подлостью и корыстью - сатирическое отражение современной писателю действительности.

Сочинение по поэзии

Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ моря? (По двум–трём сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт девятнадцатого века. В своей лирике он часто обращался к теме природы; в некоторых его произведениях перед читателями предстает образ моря.

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

При прочтении стихотворения перед читателем предстает картина вечернего моря, которое восхищает лирического героя, желающего слиться с величественной стихией.

Однако это произведение имеет метафорический романтический смысл – считается, что оно адресовано любимой женщине поэта Е. Денисьевой.

Стихотворения поэта, посвященные морю, описывают все великолепие водной стихии. Ф. Тютчев мастерски передает игру красок и даже звуки морской воды, благодаря чему у читателей возникает ощущение единения с природой.

Каждый великий писатель любой эпохи привносил вклад в богатое литературное наследие. Их произведения наполнены глубоким смыслом и затрагивают множество важных тем, благодаря им люди становятся образованными и находят ответы на вопросы бытия. Я считаю, что бессмертные творения классиков, в которых авторы пишут о духовном и нравственном развитии, обретении истинных жизненных ценностей, будут всегда оставаться актуальными, несмотря на перемены в мире.

Докажу свою точку зрения, обратившись к произведениям классической литературы и проанализировав их

В качестве первого аргумента рассмотрим роман Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", главным героем которого является Пётр Гринёв. Это история его взросления, он перевоплощается из избалованного и высокомерного юноши в ответственного мужчину, пройдя через суровые жизненные испытания. Уезжая на службу из родительского дома, он мечтает о веселье и кутеже. Однако по приезде в Белогорскую крепость Гринев начинает нравственно совершенствоваться и обретает настоящие ценностные ориентиры. Встретившись с Емельяном Пугачёвым, герой отказывается признавать его государем, а когда на кону стояла судьба возлюбленной, он отправился спасать её несмотря на опасность, так Пётр становится храбрым, мужественным и отважным человеком твердым в своих убеждениях. Александр Пушкин показал нам становление юноши, который самостоятельно и достойно преодолел превратности судьбы, и смог стать честной, благородной личностью. Его творение позволяет читателям обратить внимание на жизненные убеждения и проанализировать своё поведение.

Теперь обратимся к роману Льва Николаевича Толстого "Война и мир", одной из центральных героинь которого является Наташа Ростова. На протяжении всего произведения мы можем наблюдать ее духовное становление, она превращается из тринадцатилетней беззаботной и наивной девочкой во взрослую рассудительную женщину. В её характере важное место занимают доброта и открытость, Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством. Ростова может покорить сердце любого читателя, ей пришлось пройти долгий и тяжёлый путь, предназначенный судьбой, в течение которого она училась на своих ошибках и открывала новые для себя вещи. Таким образом, Лев Николаевич в своём романе изобразил персонажа, который и по сей день помогает нам дать ответы на волнующие жизненные вопросы и лучше познакомиться с собственным внутренним миром

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что произведения классической литературы, в которых великие писатели затрагивали тему духовного становления и обращали внимание читателей на самосовершенствование, остаются актуальными до сих пор, ведь человек всегда будет находится в поисках себя, а творения известных авторов помогают нам в этом.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Литература в жизни человека играет огромную роль. Она дает читателям понимание истории и различных культур на нашей планете, открывает для них такие понятия, как любовь, война и справедливость.

Литература приоткрывает окно в прошлое, позволяя читателям увидеть, как жили их предки и другие люди, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня. Литература также может позволить своим читателям взглянуть на ошибки, допущенные их предшественниками, и избежать их в будущем. Современная литература дает читателям представление о современной политике и жизни людей в разных странах.

Литература помогает читателям понять состояние человека и то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир со своими мыслями, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других.

Литература может быть естественным средством для сна. Люди, которые не могут заснуть, часто читают на ночь, чтобы расслабиться и успокоиться. Чтение приносит пользу людям всех возрастов, но особенно полезно для снижения когнитивных нарушений и функций у пожилых. При чтении уровень стресса и беспокойства может уменьшиться больше, чем при прогулке или прослушивании музыки.

Сочинение №2

Нужна ли нам литература? Для чего мы читаем, с какой целью, может ли она нас чему-нибудь научить?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы вспомним наше детство и конечно же обратимся к произведениям русской литературы. Литература играет очень важную и незаменимую роль в жизни человека. Когда мы ещё не умеем читать наши мамы, папы и бабушки читают нам сказки о добре и зле, объясняя на примерах главных героев что хорошо, а что плохо. Когда мы становимся взрослыми, сами выбираем, какие книги нам читать и какое бы произведение мы не выбрали, оно обязательно нас чему-нибудь научит. Сейчас подростковое поколение часто не хочет читать произведения школьной программы, они не понимают какую роль сыграют эти произведения и как они помогут им в будущем. Во-первых, человеку свойственно учиться на ошибках, и конечно же лучше учиться на чужих ошибках, для этого и есть произведения великих писателей, которые прошли большой жизненный путь и имеют огромный жизненный опыт.

Во-вторых, читая книги, у нас повышается словарный запас, мы учимся правильно говорить, становимся интеллектуальнее и можем поддержать любую беседу, что очень важно в современном мире.

В литературе есть не только положительные, но и отрицательные герои. Читая, мы переживаем всю эту гамму чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивались и не столкнётесь. Во многих своих произведениях писатели и поэты описывают природу, которой мы можем насладиться и прочувствовать всю её красоту, просто прочитав то или иное произведение.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литература играет несравненно огромную роль в жизни каждого человека.

Книга в моей жизни( сочинение)

Популярные сочинения

  • Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс
    Лето. Море. Солнце. Песок. Это является мечтой для каждого человека. Но некоторым выпадает возможность жить на побережье и это очень дорого. Прекрасно иметь такую возможность.
  • Сочинение Описание рябины (рябинка)
    В русском лесу много деревьев, но есть одно, которое привлекает внимании к себе весь год. Это дерево стройная красавица рябина.
  • Сочинение на тему Что общего между мечтой и реальностью?
    Мечта и реальность. Абсолютно не совместимые понятия. Эти слова, в большинстве случаев употребляются как антонимы. Но это не всегда так.

Психологические плюсы

Предварительный просмотр:

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая. Для меня каждое прочитанное произведение является прожитой жизнью, после которой я набираюсь опыта и становлюсь мудрее. Некоторые просто не понимают ценность литературы и всего изложенного в ней. Я же, читая, научилась понимать человеческую натуру, что в ней сокрыто, мотивацию тех или иных поступков людей. А самое главное – научилась не судить людей, не узнав их истории.

Литература – искусство, и как у любого искусства, у нее есть свои имена, прославившие её. Я по-своему уважаю каждого писателя, внесшего вклад в развитие литературы, но особо выделяю несколько имен и произведений из всего прочитанного мной до сих пор. Так, моё обожание психологических романов переросло в любовь к произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. С полной уверенностью могу назвать его нашим современником, в отличие от некоторых других классиков, потому что всё написанное им, является актуальным по сей день. Я восхищаюсь его слогом и испытываю эстетическое удовольствие от прочитанного. Достоевский — знаток русской души, удивляюсь каждый раз тому, как можно так точно и метко описывать человеческие чувства и эмоции, которые сокрыты очень глубоко.

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.

Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.

Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.

Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.

В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.

Литература – это действительно очень ценный продукт, созданный человеком для человека. Ее роль в нашей жизни огромна, потому мы так тесно переплетаем любую нашу деятельность с книгой.

Книга пророка Иезекииля

Поэт (и вообще писатель), каким его представляет европейская культура, сохраняет в себе черты колдуна и пророка. Новалис и Малларме, Блок и Элиот не раз говорили о стихах как о своего рода магии, позволяющей вступать в контакт с высшими сущностями, обретать новое зрение и пробуждать дремлющие в мире силы.

Отдых и работа

Магия и пророчество

Прежде чем стать художественным, слово было волшебным.

Злой дух, злой демон, злой призрак… да не коснутся моего тела, да не свирепствуют передо мною… Небом будь заклят, землёй будь заклят.

Ассирийская молитва против злых духов

В сознании древнего человека волшебной силой в какой-то мере обладало любое слово: назвать имя человека, зверя или духа уже значило позвать, окликнуть его. Но когда эту силу намеревались использовать, её старались увеличить. Заговоры и заклинания намеренно отдаляли от обыденной речи: они были ритмичны, в них использовались необычные речевые обороты и странные слова (либо устаревшие, либо иноязычные, либо специально придуманные). Магические тексты насыщались повторами звуков, грамматических конструкций и т. п. — всё это потом у колдовского слова унаследует слово поэтическое.

Когда первобытная эпоха осталась позади, на смену шаманам пришли пророки. Пророк — тот, чьими устами Бог или боги говорили с людьми (во всяком случае, в это верили и сами пророки, и их слушатели).

Пророческое слово тоже звучало необычно — приёмы, выработанные издревле, были усвоены:

Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва. А уцелевшие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие.

Читайте также: