Каждое сочинение изложение участников итогового сочинения изложения проверяется

Обновлено: 06.07.2024

Согласно рекомендациям Рособрнадзора по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (письмо от 01.10.2014 г. №02-651) проверка и оценивание итоговых сочинений (изложений) осуществляется экспертами комиссий образовательных организаций или экспертами комиссий, сформированных на региональном или муниципальном уровнях.

О комиссиях по проверке итоговых сочинений (изложений) образовательной организации

Комиссия образовательной организации по проверке итоговых сочинений (изложений) (далее — Комиссия) создается из школьных учителей-предметников, которые не обучают выпускников в данном учебном году, администрации школы в количестве не менее трех человек.

Образовательная организация, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), не обладающая необходимым количеством нужных специалистов, а также в целях повышения объективности оценивания работ выпускников, по решению Комиссии имеет право привлечь к проверке сочинений (изложений) независимых экспертов .

Примечание. Независимые эксперты – это специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения). Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Подготовка специалистов, входящих в состав Комиссии и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), в соответствии с установленными Рособрнадзором требованиям обеспечивают образовательные организации.

Как осуществляется проверка итоговых сочинений (изложений)

1.Технический специалист образовательной организации проводит копирование регистрационных бланков и бланков записи обучающихся, выпускников прошлых лет.

2.Руководитель образовательной организации передает копии бланков итогового сочинения (изложения) на проверку и копии регистрационных бланков для внесения результатов проверки экспертам Комиссии образовательной организации и независимым экспертам.

3.Эксперты Комиссии образовательной организации, независимые эксперты осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.

4.Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации.

5.Копии бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет эксперты Комиссии образовательной организации и независимые эксперты передают руководителю образовательной организации.

6.Ответственное лицо, определенное руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.

7.Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет, с внесенными в них результатами проверки, доставляются руководителями образовательных организаций (или иных организаций муниципального или регионального уровней, в которых проводилась проверка) в РЦОИ для последующей обработки (за исключением образовательных организаций, в которых проводится сканирование оригиналов бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций).

8..Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся вносятся РЦОИ в региональные информационные системы.

Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание должны завершиться не позднее, чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет могут быть переданы по запросу в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.

О повторной проверке

В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения (изложения) обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией из другой образовательной организации.

Порядок и процедура повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся определяется региональными органами управления образованием самостоятельно.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

В соответствии с приложением 7 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888:

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2019-2020 учебный год:

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Комментарии к открытым тематическим направлениям:

Тематическое
направление

Комментарий

Надежда и отчаяние

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение

Он и она

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

  • соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
  • соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);
  • нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

Система оценивания итогового сочинения (изложения)

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте, определенном ОИВ) (далее соответственно – эксперт, комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) один раз.

При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА-11.

Категории участников итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11 классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).

Итоговое изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Сроки, места и порядок подачи заявления на участие в написании итогового сочинения (изложения).

Обучающиеся XI классов с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся XI классов – дети-инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (4 декабря 2019 года).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах, определенных ОИВ.

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая):

  • обучающиеся XI классов, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся XI классов, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленных требований.

Порядок проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается . Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится . Члены комиссии по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).

До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи), находятся:

  • ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый по месту проведения итогового сочинения (изложения);
  • инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
  • листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);
  • специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов) (при необходимости).

За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении написания итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из листов бумаги для черновиков в бланки записи (в том числе в дополнительные бланки записи).

Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь установленного времени завершения итогового сочинения (изложения).

По истечении установленного времени завершения итогового сочинения (изложения) члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают у участников итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков.

ВНИМАНИЕ! ЧЕРНОВИКИ не проверяются!

Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения)

В соответствии с приложением 7 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888:

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет ОИВ.

Сроки, места и порядок информирования о результатах итогового сочинения (изложения) и сроках действия итогового сочинения.

В соответствии с приложением 7 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888:

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения.

В соответствии с приложением 7 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888:

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

5.2. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами

5.2.1. Технический специалист передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам.

5.2.2. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" .

В случае если требование "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" проверяется экспертом, а не техническим специалистом согласно подпункту 4.2.29 настоящих Методических рекомендаций.

5.2.3. При проверке итогового сочинения (изложения) по требованию N 1 "Объем сочинения (изложения)" следует учитывать правила подсчета слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку и литературе. В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении (изложении) приняты единые подходы к подсчету слов. При подсчете слов в сочинении (изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "все-таки" - одно слово, "все же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю. Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова).

Безусловно, в лингвистике понятие "слово" значительно сложнее. Одну лексико-грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры:

словоформы: повелительное наклонение ("пусть напишут"), будущее время ("буду играть"), сравнительная степень ("менее громко");

части речи: составные предлоги ("в течение"); составные союзы ("несмотря на то, что"); составные числительные ("триста тридцать пять");

имена собственные: имена людей ("Николай Васильевич Гоголь"); названия произведений ("Война и мир"), топонимы (Белогорская крепость);

фразеологизмы: "душа в душу";

члены предложения: осложненные сказуемые ("знай себе отдыхает", "говорят не наговорятся).

При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию ("Белогорская крепость" - 2 слова; "Александр Сергеевич Пушкин" - 3 слова; "А.С. Пушкин" - 1 слово; "для того чтобы" - 3 слова; "в возрасте двадцати двух лет" - 5 слов; "в возрасте 22 лет" - 3 слова; "влесу (ошибочное слитное написание)" - 1 слово; "черно белый (ошибочное раздельное написание)" - 2 слова).

5.2.4. После проверки установленных требований N 1 и N 2 эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляют "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.

5.2.5. При проверке итогового сочинения по Критерию N 1 "Соответствие теме" нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. "Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по Критерию N 3).

5.2.6. При проверке итогового сочинения по Критерию N 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала" нужно учитывать следующее.

В соответствии с данным критерием участник итогового сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. При написании итогового сочинения участник должен строить рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы (они могут включать и примеры из личного опыта). Обязательным требованием является подкрепление аргументов хотя бы одним примером из опубликованных литературных произведений (достаточно одного примера).

Участник может привлекать произведения устного народного творчества (малых жанров устного народного творчества не засчитываются в качестве литературного примера), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.

В критерии N 2 не названы в качестве источника примеров при аргументации произведения изобразительного искусства (например, картины, карикатуры, графика, комиксы, графический роман). Предлагается опираться на примеры из литературного материала. Если все приведенные примеры в сочинении связаны с изобразительным искусством (визуальный роман, манга или комиксы), то по критерию N 2 работа должна быть оценена незачетом. Но, если в сочинении приведен хотя бы один пример из литературного материала, а при дальнейших рассуждениях при аргументации участник опирается на примеры из области изобразительного искусства, то такое сочинение по критерию N 2 может быть оценено зачетом.

Тематическое направление критерия N 4 позволяет высказаться не только о литературе, но о музыке, театре или кино. Участник, выбравший тему, связанную этими видами искусств, должен привлечь хотя бы один пример из литературного произведения (из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых).

Число аргументов не регламентируется. В критерии N 2 употреблено множественное число (аргументы), значит два и более. Если приведен один аргумент, но мысль развернута и подкреплена литературным примером (он может выполнять функцию аргумента, а не простой иллюстрации к тезису), то эксперт может поставить зачет и при одном аргументе. Главное не число аргументов, а доказательность рассуждения.

"Незачет" ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента), то такой литературный аргумент не засчитывается.

Также необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме опоры на литературный материал, могут быть примеры, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).

5.2.7. При проверке итогового сочинения (изложения) по Критерию N 5 "Грамотность" следует обратить внимание на то, что в критерии не указано, как должны локализоваться ошибки в работе выпускника. Так, если подавляющее большинство ошибок располагается в какой-то одной части работы, в расчет берется общее количество слов, написанных участником итогового сочинения (изложения). При проверке сочинения (изложения) рекомендуется традиционным способом отметить все ошибки на полях копий бланков, учесть однотипные и негрубые ошибки и, произведя после этого подсчет, соотнести полученную цифру с количеством слов в работе (речевые ошибки в данном критерии не учитываются). Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то на 20 слов - одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения) может получить "зачет" по Критерию N 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется "незачет".

При соотнесении количества ошибок и количества слов в итоговом сочинении (изложении) берутся конечные числа, полученные при подсчете по итогам проверки всего итогового сочинения (изложения) в целом.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки: в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст); в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный; в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно) действующий, (болезненно) тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым); в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды; рот - ротик; грустный - грустить; резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

5.2.8. Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по требованиям и критериям оценивания ("зачет"/"незачет") вносятся экспертом в копию бланка регистрации.

5.2.9. Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) эксперты передают техническому специалисту, который переносит результаты проверки по требованиям и критериям оценивания ("зачет"/"незачет") из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 24 сентября 2019 года N 10-888

[О методических документах, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году]

1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019/20 учебном году;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году*;

* Текст приложения на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году*;

* Текст приложения на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/20 учебном году*;

* Текст приложения на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году*;

* Текст приложения на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 31 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, определяют порядок проведения, а также порядок проверки итогового сочинения (изложения). Таким образом, указанные методические документы могут быть доработаны органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с учетом специфики организации и проведения итогового сочинения (изложения) в субъекте Российской Федерации, но вносимые изменения не могут противоречить Порядку.

Приложение 8
к письму Рособрнадзора
от 24 сентября 2019 года N 10-888

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году

1. Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения)

Эксперты комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях, комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее соответственно - эксперты, комиссия по проверке итогового сочинения (изложения), ОИВ), а также независимые эксперты* других организаций, привлекаемые к проверке итогового сочинения (изложения), должны соответствовать указанным ниже требованиям.

* Независимые эксперты - специалисты, не работающие в образовательной организации, в которой проводится и проверяется итоговое сочинение (изложение), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения). Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии по проверке итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты приглашаются комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) на оговоренных с ними организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке итогового сочинения (изложения).

Владение необходимой нормативной базой:

нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);

рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);

методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Владение необходимыми предметными компетенциями:

иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";

обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);

умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;

умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;

умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях) экзаменуемых;

умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

умение обобщать результаты.

2. Порядок проверки итогового сочинения (изложения)

Общий порядок

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по следующим критериям, разработанным Рособрнадзором:

критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования;

критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года.

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

Требования к сочинению:

Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)"

Рекомендуемое количество слов - от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания). В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)"

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Требования к изложению:

Требование N 1. "Объем итогового изложения"

Рекомендуемое количество слов - 200.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания).

В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового изложения"

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию N 1 и (или) требованию N 2, то выставляется "незачет" за соответствующее требование и "незачет" за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания). Выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций , или экспертными комиссиями , сформированными на региональном или муниципальном уровне . К работе указанных комиссий могут быть привлечены независимые эксперты .

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения Владение необходимой нормативной базой : федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения

Владение необходимой нормативной базой :

федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения); рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения); Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения); (изменено: регламент (2016 г.) – рекомендации (2017 г.) методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения

  • нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
  • рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
  • Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения); (изменено: регламент (2016 г.) – рекомендации (2017 г.)
  • методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения Владение необходимыми предметными компетенциями: иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности

Требования, предъявляемые экспертам при проверке итогового сочинения

Владение необходимыми предметными компетенциями:

Требования, предъявляемые экспертам

(новое включение)

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения): знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения); умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся; умение применять установленные критерии и нормативы оценки; умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа; умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

Независимые эксперты

Это специалисты, не работающие в образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).

Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты

привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации , которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений).

Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения).

Порядок проверки итогового сочинения (изложения )

1.Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования;

2.Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Комиссии обеспечиваются В целях осуществления проверки и оценивании итогового сочинения (изложения) комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть

Комиссии обеспечиваются

В целях осуществления проверки и оценивании итогового сочинения (изложения) комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть "Интернет" , а также с установленными на него специализированными программами, позволяющими автоматически проверять тексты на наличие заимствований и др.).

 Проверка и оценивание итогового сочинения персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам; эксперты комиссии ОО перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения требований

Проверка и оценивание итогового сочинения

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами

Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения) проверяется экспертом комиссии после того, как текст проверен техническим специалистом (по поручению руководителя образовательной организации)

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами Эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания после проверки установленных требований.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами

Эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания после проверки установленных требований.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз . Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания (

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами

  • Рекомендуемое количество слов в сочинении – от 350 . Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается .
  • Рекомендуемое количество слов в изложении – 250-300 .
  • Если в сочинении менее 250 слов , а в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пятью критериями оценивания).

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения "

Вывод №1. Заполнение бланка регистра ции

Если итоговое сочинение (изложение) соответствует требованию N 1 и требованию N 2 , то эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет "зачет" за требование N 1 и требование N 2 .

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения СОЧИНЕНИЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 1. Соответствие теме. 1. Содержание изложения. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 2. Логичность изложения. 3. Композиция и логика рассуждения. 3. Использование элементов стиля исходного текста. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения

1. Соответствие теме.

1. Содержание изложения.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

2. Логичность изложения.

3. Композиция и логика рассуждения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

4. Качество письменной речи.

Проверка сочинения в соответствии с критериями №1-№5 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3 . Композиция и логика рассуждения . 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность.

Проверка сочинения в соответствии с критериями №1-№5

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3 . Композиция и логика рассуждения .

4. Качество письменной речи.

Для лиц с ограниченными возможностями

На что эксперту следует обратить особое внимание. При заполнении поля

На что эксперту следует обратить особое внимание.

При заполнении поля "Результаты оценивания сочинения (изложения )"

для каждого критерия должно быть помечено только одно поле : либо " зачет " , либо " незачет ".

Заполнение поля

Заполнение поля "Результаты оценивания сочинения (изложения )"

 Заполнение поля

Заполнение поля "Результаты оценивания сочинения (изложения )"

апример , нельзя не проверять работу по критериям К4 и К5 , если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3 ).

ТИПОВАЯ ОШИБКА ЭКСПЕРТА.

Индикаторы критерия:

1) рассуждает, отвечая на вопрос,

2)размышляет над предложенной проблемой

При этом не подменяет одну тему рассуждения другой; содержание сочинения соответствует теме

На что следует обратить внимание эксперту.

Что нужно сделать эксперту.

На что следует обратить внимание эксперту.

Логическая ошибка - нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов.

Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы , пропуска необходимых частей работы , отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений.

Не соотносятся с индикаторами Критерия №1 следующие логические ошибки:

1 отсутствие связи между частями высказывания ;

2) неоправданное повторение высказанной ранее мысли (отсутствие развития рассуждения ) ;

По критерию №1 не учитываются логические ошибки:

5) нарушение причинно-следственных связей (там, где должна быть интерпретация художественного текста, неуместно использован прием пересказа);

По критерию №1 не учитываются логические ошибки

 По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы! Подмена предмета рассуждения (измена, верность, равнодушие, отзывчивость, цель, средства, смелость, трусость, человек, общество), заявленных в формулировке темы сочинения.

По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы!

Подмена предмета рассуждения (измена, верность, равнодушие, отзывчивость, цель, средства, смелость, трусость, человек, общество), заявленных в формулировке темы сочинения.

 По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы! Подмена объекта рассуждения: нет ответа на заявленный в формулировке темы вопрос; Подмена проблемы размышления: размышление приведено, но по другой проблеме.

По критерию №1 УЧИТЫВАЕТСЯ подмена темы!

Подмена объекта рассуждения: нет ответа на заявленный в формулировке темы вопрос;

Подмена проблемы размышления: размышление приведено, но по другой проблеме.

Каковы последствия измены? (текст сочинения)

Эксперт должен отметить, что выпускник выбрал/не выбрал свой путь использования литературного материала.

Эксперт должен отметить , что выпускник показывает/не показывает разный уровень осмысления художественного текста:

- элементы смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.);

- комплексный анализ произведения в единстве формы и содержания;

- интерпретацию в аспекте выбранной темы.

Эксперт должен отметить , что выпускник привлекает/не привлекает для аргументации хотя бы один текст отечественной или мировой литературы.

Проверка по критерию №2

Эксперт отмечает, что выпускник выбрал свой путь использования литературного материала.

Эксперт отмечает , что выпускник показывает типовой уровень осмысления художественного текста - интерпретацию текста в аспекте выбранной темы.

Проверка по критерию №2

Эксперт отмечает, что выпускник выбрал свой путь использования литературного материала.

Эксперт отмечает , что выпускник показывает типовой уровень осмысления художественного текста - интерпретацию текста в аспекте выбранной темы.

Эксперт отмечает , что выпускник аргументирует/ не аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.

Читайте также: