Сочинение назначение человека и его ответственность перед будущим белая цапля

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 2696 0

Цели урока:

Обучающая - продолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая –рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Оборудование:портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I . Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы - одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку - ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения .! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов - особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

III . Анализ содержания сказки

Формирование УУД и технология оценивания

Подводящий к теме диалог

- Как вы думаете, эта сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или она имеет более глубокий смысл? Какой именно?

- Давайте вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда? Как жители королевства относились к суровому краю, где они родились и жили?

- Почему людям острова жилось хорошо, несмотря на суровый климат их края?

- Чему учил мудрый король свою дочь?

- Какой мы видим принцессу? Чем она занимается, о чём мечтает?

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе,-

так сказал поэт Ю.Левитанский.

В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором.

- Перед каким нравственным выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение? Почему она всё-таки согласилась?

- Итак, решение принято. Но почему принцесса невесела и задумчива?

- Какую цену заплатила Изольда за свой наряд? Каковы были последствия её поступка?

Эти последствия показали принцессе две цапли, которые перенесли её на свою родину ( инсценировка фрагмента сказки).

- Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?

- Несет ли человек ответственность за свои поступки? Должен ли он задумываться над смыслом своей жизни?

– Сформулируйте тему урока.

Учитель фиксирует тему урока на доске, учащиеся – в тетради.

- Сказка Н.Д.Телешова произвела неизгладимое впечатление. Мне стало очень грустно… Хотелось плакать, когда убивали птиц…

- Эта сказка не только о том, что человек должен любить и беречь природу. Она имеет более глубокий смысл: заставляет о многом задуматься: (о добре и зле, о смысле жизни, о последствиях необдуманных поступков…)

- Людям очень хорошо жилось на острове, потому что королевством правил добрый мудрый король.

- Наверное, автор хочет сказать читателю, что и добрый человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно, если не будет задумываться о последствиях своих поступков.

- Принцессе трудно принять решение: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.

- Она раскаивается в содеянном, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучают муки совести.

- Её прихоть привела к истреблению белых цапель, потому что птиц убивали из-за хохолков, когда они вили гнёзда, когда кормили своих детей.

- Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.

- Да, человек несет огромную ответственность за свои поступки, и он должен задумываться над смыслом жизни. Если он этого не делает, последствия его поступков могут быть не только ужасными, но и необратимыми.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

IV . Физминутка. Ребята, давайте поднимем руки вверх и на минуту представим, что мы птицы. Взлетим ввысь и

с высоты полета посмотрим на нашу планету (слайд 20).

Подводящий диалог

- Какие чувства испытывает принцесса после встречи с цаплями? Почему принцесса Изольда, решив, что всё увиденное - это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью?

- Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему учат принцессу мудрые птицы?

- Каково же предназначение человека в мире?

- Какое решение принимает Изольда? Какие уроки для себя выносит она из случившегося?

- На доске записан эпиграф к уроку. Как он перекликается с сегодняшним разговором?

- Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка, раскаивается в содеянном, переживает за последствия.

Ужас и тревога переполняют её за своих близких, за свою семью. Она понимает, что зло, принесённое чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для её семьи и для её детей. Через раскаяние, через материнство она смогла почувствовать чужую боль и страдания.

- Назначение человека - творить добро.

- В мире исчезло бы зло.

- Любить и ценить всё живое.

- Не совершать зла.

- Человек должен думать о последствиях своих поступков.

- Предназначение человека – увеличивать количество добра в мире, где зла и так достаточно.

- Эпиграф отражает основную мысль сказки.

V . Обобщающее слово учителя

VI . Рефлексия.

Человек часто оказывается в ситуации нравственного выбора, но, прежде чем сделать выбор, нужно подумать о последствиях своего поступка. Итак, вам сейчас, ребята, предстоит сделать свой выбор. Перед вами лежат 3 перышка. Белое символизирует добро, ответственность. Черное – зло, легкомыслие. А одно перышко наполовину белое, наполовину черное. В чем же состоит назначение человека и какова его ответственность перед будущим? Сделайте свой выбор и приколите свое перышко к плакату (с изображением цапли).

Домашнее задание: 1. написать сочинение-миниатюру на тему на тему «Нравственные

Обучающая - п родолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Оборудование : портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I. Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы - одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку - ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения.! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов - особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

Предметные: формирование умения анализировать прозаическое произведение, определять замысел автора.

Ход работы

1. Организация начала урока. (Лист А4: записываем тему практической работы)

2. Выполнение заданий практической работы

- Какая это природа? (холодная)

- Какие это были люди? (добрые, милосердные, добросердечные)

Задание 3. А какой была Изольда? Как ее характеризует автор? Выпишите эти слова над ее именем. (добрая, помогала бедным и несчастным, заботилась о людях)

Задание 4. В жизни каждого из нас бывают такие ситуации, когда нам приходится делать выбор. Какой выбор делает Изольда? Ради чего она делает такой выбор? (Ради свадебного наряда она решается на убийство одной цапли)

Как дается это решение Изольде? (Она мучается, но решается)

- Какая это природа? (теплая, жаркая, горячая)

- А люди какие живут в этой стране? (жестокие)

3. Творческое задание

4. Рефлексия

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Левитанского. Как вы понимаете его? Кому адресованы слова поэта?

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе…
(Ю.Левитанский)

5. Подведение итогов за урок

6. Определение домашнего задания

Материал для справок

Белая цапля

Облик и поведение. Крупная цапля чисто-белой окраски. Размером (длина тела 85–102 см, масса 0,9–2 кг, размах крыльев 140–170 см) и телосложением очень похожа на серую цаплю, с которой часто держится вместе, но в целом стройнее, с более тонкими шеей и клювом. Осторожна, в смешанных группах цапель при опасности обычно взлетает первой. От похожей внешне малой белой цапли, помимо размеров, которые далеко не всегда можно правильно оценить, отличается окраской пальцев, которые не отличаются от окраски цевки, вне сезона размножения — жёлтым клювом, а в брачный период — отсутствием хохла. Активна круглые сутки, но в основном в дневное время.

Голос птиц этого вида удаётся услышать редко. Он заметно отличается от скрипучих и хриплых выкриков других крупных цапель, у неё он скорее сухой и трескучий, похожий на карканье.

Образ жизни. Населяет крупные водоёмы, богатые рыбой, с обширными мелководьями и зарослями околоводной растительности. В подавляющем большинстве случаев гнёзда устраивает на заломах тростника и камыша, где для постройки использует сухие стебли и листья этих растений. Из этого же материала строит гнёзда при гнездовании на кустарниках. Реже гнездится на деревьях, в колониях околоводных птиц или одиночно.

Гнёзда на деревьях, сооружённые из сухих прутьев и колючих ветвей, имеют форму перевёрнутого конуса с просвечивающими стенками. В сооружении гнезда принимают участие оба партнёра: доставка гнездового материала в значительной степени лежит на самце, а его размещение и утаптывание — на самке. В кладке 4–5 зеленовато-голубых яиц величиной с куриное. Кладку насиживают обе птицы в течение 25–26 дней.

Питается мелкой рыбой, лягушками, грызунами, прямокрылыми и другими крупными насекомыми, а также другими животными подходящего размера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Обучающая - п родолжить формирование умения анализа эпического произведения; сопоставить характер героини с её поступком.

Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Оборудование : портрет писателя Н.Телешова, презентация, эпиграф к уроку, плакат с изображением белой цапли, раздаточный материал.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только

что совершён, а когда, спустя долгое время, вспомина-

ешь его, потому что память о нём не угасает.

Жан-Жак Руссо (слайд 1)

I . Вступительное слово учителя (слайд-шоу (2-17))

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, не восхищался красотой оперения, грациозностью движений, музыкальностью голоса. Птицы - одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летящих птиц, человек порой задумывался: как высоко они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут беззаботно и легко, весело поют свои песни, не зная ни горя , ни печали.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества. Например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку - ласточкой, лебёдушкой.

Многие народы воспевали птиц в легендах, преданиях и сказаниях.

Однако не всегда и не все люди восхищались птицами. Жадность, жестокость и равнодушие приносили много печали и горя в мир пернатых.. Сколько птиц погубил человек ради красивого оперения .! Поэтому многие виды птиц находятся сейчас на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле (слайд 18).

Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает около двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов - особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.

Читайте также: