Чем является ть на конце инфинитива окончанием или суффиксом сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

ВложениеРазмер
statya._okonchaniya_i_suffiksy_glagolov.docx 16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ.

Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

Можно ли в глаголах неопределённой формы в слове РЕШАТЬ определить:

–ТЬ – это суффикс?

–ТЬ – это окончание?

–ТЬ – это и суффикс и окончание?

А, может быть, есть и другие варианты?

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

Ищу – ищем – ищут

Волшебное – волшебного – волшебная

Сокровище – сокровища – сокровищу

Сколько бы я ни меняла окончание, нового слова не получу. При замене других частей слова – суффикса или приставки – мы получаем новое слово.

Ход – поход – выход

Ход – ходики – ходули

Ход – походка – выходной

При помощи суффиксов и приставок мы получили новые слова.

И так: меняем окончание – нового слова не получаем. Меняем суффикс или приставку – получаем новое слово. Но дело в том, что есть еще одна часть слова, которую, сколько бы мы не меняли, нового слова не получишь: будет форма того же слова. И это не окончание.

Мы будем говорить с вами об этой части слова. Эта часть слова называется формообразующей суффикс . Суффиксы делятся на две группы.

Первая группа – это порядочные суффиксы, которые образуют новое слово, а вот вторая часть формообразующие. Они образуют форму слова. Кто-то скажет: ну, и зачем придумали этот самый формообразующий суффикс? Если он образует только формы, то давайте назовем его окончанием. Если бы было всё так просто! Формообразующие суффиксы живут в основном в глаголах. А глаголы – это такие сложные слова, такая сложная часть речи. Ведь у неё огромное количество категорий. Посмотрите, здесь вам и время, здесь вам и род, и число, и лицо. И всё это нужно указать в одном слове с помощью окончания? Да тут два бы понадобилось! А как вы представляете себе, слово с двумя окончаниями? Вот и приходится глаголу звать на помощь еще и формообразующий суффикс. Самый частый формообразующий суффикс, который мы встречаем каждый день – это суффикс – Л –. Суффикс прошедшего времени. Это как наш маячок. Видишь на конце слова – Л -, значит, перед тобой прошедшее время глагола.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС –Л –

сказал - м.р. ед. ч.

принесла - ж.р. ед. ч.

срезало - ср. р. ед. ч.

- это глаголы прошедшего времени. Формообразующий суффикс – Л – нам об этом чётко говорит. А у окончаний этих глаголов своя нагрузка. Она указывает нам, на род глагола и на число. Представляете, если бы на окончание мы навесили еще и время. Именно суффикс – Л – является тем самым сигналом и маячком, что перед нами глагол прошедшего времени. И он делает эту работу. Правда, иногда от неё отлынивает… Очень мало таких слов, но иногда мужском роде суффикс – Л – хочет от нас с вами убежать. Это вот такие слова:

В этих словах суффикса – Л – не наблюдается. Как же заставить работать суффикс? Да просто поставьте этот глагол в женский род или в средний, а можете в множественное число:

Нёс – несла – несло - несли

Вёз – везла – везло - везли

Полз – ползла – ползло – ползли

Но таких слов очень мало. В основном все глаголы, которые мы употребляем, в прошедшем времени имеют на конце формообразующий суффикс – Л –. А вот второй формообразующий суффикс глагола, который изучают в начальной школе, у некоторых людей вызывает сомнения. У глаголов в неопределённой форме, которая заканчивается на – ТИ – и – ТЬ –. Дело в том, что когда-то давным- давно наши предки не знали оконцовку глаголов – ТЬ ; они всё говорили на – ТИ -: ходити, лежати, думати, сказати. Но дело в том, что язык – он такой же живой, как и мы с вами. И он постоянно изменяется. С течением времени мы с вами утратили это самое –ТИ–, и стали говорить: ходить, решать, думать. И только в некоторых словах – да и то под ударением – у нас осталась эта самая оконцовка – ТИ .

Как же нам с вами её разбирать? Дело в том, что одна часть учителей считает, что это суффикс – ТЬ , – ТИ , формообразующий суффикс. Другая часть учителей говорит, что это окончание. Потому что нового слова она не образовывает, а суффикс должен образовывать новое слово. Третья часть учителей говорит: если у него есть признаки и суффикса и окончания, давайте так и обозначим, что вроде как суффикс, но вроде как окончание.

Что же такое основа слова? Основа – это всё слово без окончаний и формообразующих суффиксов. У глаголов в основу не входит окончание и формообразующие суффиксы – Л -, - ТЬ -, и – ТИ -.

Долгие годы в школах эта морфема рассматривалась сначала как суффикс, потом как окончание (единые учебники для всего СССР позволяли это сделать) , но споры учёных мужей докатились и до средних учебных заведений.

Одни учёные считают, что -ТЬ, -ТИ в неопредлённой форме глагола - это окончание, так как при изменении глагольных форм эта морфема заменяется другими.

Другие же учёные говорят, что это словообразующий суффикс, и основания для этого тоже есть, такой суффикс присутствует только в одной форме, эта форма глагола считается неизменяемой (поэтому, кстати, ни о каком нулевом окончании не может быть и речи, так что Никуська неправа: рассматривать -ТЬ как суффикс вполне допустимо, но считать, что за ним следует нулевое окончание, - грубейшая ошибка) .

При огромном разнообразии учебников в наши дни разночтения вошли и в школу, что, конечно же, было недопустимо во времена единых школьных программ и учебников.

Каким же образом рассматривать данную морфему учителю и ученикам? Так и говорить, что -ТЬ, -ТИ - это, по мнению одних учёных, окончание инфинитива, по мнению других, - формообразующий суффикс (кстати, формообразующие суффиксы глаголов - а это ещё и суффикс -Л в глаголах прошедшего времени, суффикс -И, образующий повелительное наклонение глаголов, - в основу глагола не входят) . Учителя даже придумали для морфемы -ТЬ, -ТИ новое графической изображение - домик, совместив квадрат, обозначающий окончание, и крышу, обозначающую суффикс.

Окончание - изменяемая часть слова, служащая для образования новых форм (по определению) , делать - это начальная форма, делать - делает, делают, образуются новые формы значит -ть является в данном случае окончанием

многие ученый спорят по этому поводу, одни говорят что окончание, другие что суффикс

но мы в школе с учителем выделяем -ТЬ, как окончание

ть - это формообразующий суффикс, который не входит в основу слова, окончания у инфинитива быть не может.

Лучше учите наш великий и могучий. ть - это окончание. ся - постфикс (т. е. суффикс после окончания) . Учебник по русскому языку от 2015г.

Долгие годы в школах эта морфема рассматривалась сначала как суффикс, потом как окончание (единые учебники для всего СССР позволяли это сделать) , но споры учёных мужей докатились и до средних учебных заведений.

Одни учёные считают, что -ТЬ, -ТИ в неопредлённой форме глагола - это окончание, так как при изменении глагольных форм эта морфема заменяется другими.

Другие же учёные говорят, что это словообразующий суффикс, и основания для этого тоже есть, такой суффикс присутствует только в одной форме, эта форма глагола считается неизменяемой (поэтому, кстати, ни о каком нулевом окончании не может быть и речи, так что Никуська неправа: рассматривать -ТЬ как суффикс вполне допустимо, но считать, что за ним следует нулевое окончание, - грубейшая ошибка) .

При огромном разнообразии учебников в наши дни разночтения вошли и в школу, что, конечно же, было недопустимо во времена единых школьных программ и учебников.

Каким же образом рассматривать данную морфему учителю и ученикам? Так и говорить, что -ТЬ, -ТИ - это, по мнению одних учёных, окончание инфинитива, по мнению других, - формообразующий суффикс (кстати, формообразующие суффиксы глаголов - а это ещё и суффикс -Л в глаголах прошедшего времени, суффикс -И, образующий повелительное наклонение глаголов, - в основу глагола не входят) . Учителя даже придумали для морфемы -ТЬ, -ТИ новое графической изображение - домик, совместив квадрат, обозначающий окончание, и крышу, обозначающую суффикс.

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Точного ответа на этот вопрос вы не найдёте, каждый учитель и учебник считает по своему. Но если вы выделите это как суффикс, то знайте, окончания никакого нулевого тут НЕТ!

-ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания.
В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.

Скажите, пожалуйста, как в заданиях ЕГЭ выделять- ть(-ти) как суффикс или окончание?

Ответ справочной службы русского языка

В ЕГЭ нет заданий, в которых требуется выделять инфинитивное -ть (-ти).

Здравствуйте! В итоговой проверочной работе по русскому языку за 3 класс был указан как правильный вариант перенос слова Та -ть я-на. Возможно ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Как определить написание безударного гласного перед суффиксом инфинитива -ть , т.е. в начальной форме глагола?

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! У меня к вам вопрос: "Мне приходится сталкиваться с проблемами" и "Мне с проблемами сталкиваться приходится" - в этих предложениях слово "приходится" пишется без мягкого знака? Какое в этом случае действует правило?

Ответ справочной службы русского языка

В обоих предложениях приходится пишется без мягкого знака, поскольку это форма третьего лица настоящего времени, а не инфинитив. Мягкий знак в -ть ся пишется только в инфинитиве (начальной форме глагола, которая отвечает на вопрос "что делать?" или "что сделать?").

Здравствуйте! Интересует глагол "стОит", а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать - там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не "стОет, стОять" и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед -ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед -ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно.

1. В инфинитиве после гласной о пишется -ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить.

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.

Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:

1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

2) драить, клеить,

3) кашлять.

Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеитьзаклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В чем различие правил деления на слоги (не для переноса) слов: бра -ть я, сы-но-вья и семь-я. Почему в словах "бра -ть я" и "сы-но-вья" последний слог состоит из согласной, мягкого знака и гласной; а в слове "семь-я" последний слог состоит только из гласной ? Учебник "Азбука" "Школа России" В. Г. Горецкий.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

В лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Некоторые языковеды считают -ть суффиксом, некоторые – окончанием. В разных школьных курсах эта морфема тоже рассматривается и как суффикс, и как окончание.

Как разбирается по составу слово "наслаждаться"?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно переносятся слова листья и ручьи?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Почему в слове ЖУРЧАЩИЙ суффикс ащ, хотя это причастие образовано от глагола 1-го спряжения?

Ответ справочной службы русского языка

Журчать – глагол второго спряжения. Тип спряжения у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по окончаниям (журчит, журчат), при этом не имеет значения, какая гласная в неопределенной форме перед -ть . По неопределенной форме глагола мы определяем тип спряжения только у глаголов с безударными личными окончаниями.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, -ТЬ и -ТИ в инфинитивах являются формообразующими суффиксами или окончаниями? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Это формообразующие суффиксы. В некоторых школьных учебниках они рассматриваются как окончания.

Добрый день. Просьба уточнить как перенести слова ДРУЗЬЯ и КРЫЛЬЯ в соответствии с действующими на данный момент в школьной программе нормами. И какое правило применяется. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: дру-зья, кры-лья. Нормы, регулирующие перенос в этих словах, неизменны уже много десятков лет: при переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву; нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной (ср. с примерами из сборников правил: бу-льон, крес -ть янин).

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой морфемный состав в слове организовывать? Являются ли сочетания "из" и "ов" суффиксами? В списках суффиксов глаголов я их не могу найти.

Ответ справочной службы русского языка

Морфемный состав этого слова: орган-из-ов-ыва -ть ; -из- и -ов- – суффиксы.

Как правильно переносить слова "листья" и "счастье", если перенос возможен?

Ответ справочной службы русского языка

Возможные варианты: ли-стья, лис -ть я, сча-стье, счас -ть е.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно - исследовательская работа на тему «- ть- - это окончание или формоо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Научно - исследовательская работа на тему «- ть- - это окончание или формоо.

Предмет, объект, цель исследования Предмет исследования - инфинитив как неопр.

Предмет, объект, цель исследования Предмет исследования - инфинитив как неопределённая форма глагола. Объектом исследования является вопрос о принадлежности морфемы -ТЬ- к формообразующим суффиксам. Цель исследования - доказать, что -ТЬ- относится к формообразующим суффиксам, имеет показатели данной морфемы.

Задачи исследования Задачи исследования: - рассмотреть происхождение инфинити.

Задачи исследования Задачи исследования: - рассмотреть происхождение инфинитива; - изучить различные взгляды учёных - лингвистов о русском инфинитиве; - выявить противоречия учёных о роли морфемы -ть- в инфинитиве; - доказать, почему -ть- целесообразно относить к формообразующим суффиксам; - обобщить результаты исследования, сделать выводы. Известные лингвисты занимались изучением инфинитива. В данном исследовании мы опирались на научные труды следующих учёных: Бабайцевой В.В., Баранова М.Т., Костяевой Т.А., Прудниковой А.В., Бархударова С.Г., Крючкова С.Е., Максимова Л.Ю., Розенталя, Д.Э.

Ученые- лингвисты, которые занимались изучением инфинитива Розенталь Д.Э. Бар.

Ученые- лингвисты, которые занимались изучением инфинитива Розенталь Д.Э. Баранов М.Т. Бабайцева В.В.

Методы исследования - отбор научной информации; - метод сопоставительного ана.

Методы исследования - отбор научной информации; - метод сопоставительного анализа; - метод синтеза; - метод обобщения.

Споры о русском инфинитиве. Все лингвисты считают вопрос и принадлежности мор.

Споры о русском инфинитиве. Все лингвисты считают вопрос и принадлежности морфемы - ть- к суффиксам или окончаниям несущественным, но касаются этого термина. Московские лингвисты считают, что ть- у глагола в неопределённой форме- это суффикс. Общеизвестно, что в русском языке глагол в форме инфинитива принимает следующие словоизменительные (формообразующие) суффиксы: 1). -ть (если ему предшествует гласный звук, являющийся, как правило, суффиксом); например: делать, колоть, гнуть, принять. 2). -ти (если ему предшествует согласный звук, являющийся чаще всего частью корня); например: пойти, нести, везти. Однако в случае неударности суффикса он и в указанном случае сокращается в -ть: лезть. В глаголах на -чь (печь, беречь, стеречь) -чь является не окончанием, а частью корня (с нулевым словоизменительным суффиксом), что подтверждается при спряжении глаголов: печь — печёт, беречь — бережёт,стеречь — стережёт. Ленинградская школа лингвистов думают имеет противоположное мнение. Мнения лингвистов не совпадает, потому что морфема инфинитива имеет признаки как окончания, так и суффикса. Таким образом, в современной лингвистике продолжаются споры о двоякости морфемного показателя инфинитива -ть-. Мы придерживаемся тосчки зрения лингвистов, утверждающих, что -ть- - это формообразующий суффикс, постараемся доказать это во второй главе.

Точки зрения учёных на компоненты –ти, -ть в инфинитиве . -ти, -ть – это окон.

Точки зрения учёных на компоненты –ти, -ть в инфинитиве . -ти, -ть – это окончания не уточняется, чем являются –ть и –ти в инфинитиве -ть и –ти – это формообразующие суффиксы инфинитива

Аргументы учёных -ть и –ти в инфините являются окончанием 1) образует неопред.

Аргументы учёных -ть и –ти в инфините являются окончанием 1) образует неопределённую форму глагола – инфинитив; 2) занимает место после корня слова; 3) после –ть и –ти могут стоять только постфиксы –ся, -сь; 4) не входит в основу слова; 5) не участвует в образовании новых слов. З.А. Потихин, Д.Е. Розенталь, М.Т. Баранов ть и –ти в инфините являются формообразующим суффиксом 1) инфинитив примыкает к глаголам и словам категории состояния; 2) инфинитив является неизменяемой формой глагола; 3) –ть и –ти рассматриваются как формообразующие суффиксы, поэтому не входят в основу. П.А. Лекант, А.Н. Тихонов, Н.С. Валгина,

Выводы исследования 1) –ть и –ти являются формообразующими суффиксами, показа.

Выводы исследования 1) –ть и –ти являются формообразующими суффиксами, показателем инфинитива, в основу не входят. 2) - чь входит в корень слова .

Читайте также: