Как я научился писать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В качестве первоисточника, на основе которого выпускник должен создать свое сочинение, как правило, предлагается художественно-публицистический текст. Анализ такого текста предполагает знание, в том числе, и понятий из теории литературы, поэтому в дальнейшем при описании работы над сочинением мы будем ориентироваться на литературоведческие источники. Думаю, что для учителей-филологов это нормально – интегрировать знания из области литературы в область русского языка и наоборот; да и в самом сочинении на ЕГЭ необходимо доказать свою точку зрения, основываясь на прочитанных литературных произведениях.

По замыслу разработчиков ЕГЭ, сочинение по заданию 25 должно представлять собой размышления выпускника в свободной форме, то есть эссе. Эссе – это очень распространенная сегодня, но в то же время очень сложная форма письменной работы, не каждому экзаменуемому она по силам, поэтому необходимо учитывать, что, возможно, при обучении сочинению где-то придется прибегать к определенной шаблонности. Кроме того, важным композиционным элементом сочинения должен стать текст-рассуждение, который строится по строгим правилам, и эти правила ученик должен четко знать.

Обратимся к тексту задания №25 экзаменационной работы ЕГЭ.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (1).

Прокомментируйте сформулированную проблему (2). Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) (3). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) (4).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  1. Проблема (1).
  2. Комментарий /2 иллюстрации/ (2).
  3. Авторская позиция (3).
  4. Собственное мнение + 2 аргумента, подтверждающих его, (4).
  5. Заключение.

Как видно из плана, в тексте будущего сочинения должно быть хотя бы пять абзацев.

В начале 10 класса (а именно тогда, как правило, учителя приступают к обучению сочинению) можно раздать ученикам подсказки-клише – целые предложения или их части, которыми можно пользоваться при создании текста. Конечно, от шаблонности сегодня призывают отказаться. Да, сочинение должно представлять собой эссе со свободной композицией; но думается, что сильный ученик сумеет выйти за предложенные рамки, а слабый все-таки научится писать хотя бы по шаблону.

Зная примерную композицию, ученик приступает к работе над текстом. Для облегчения его задачи ему предлагается на листе А4 нарисовать опорную схему (опорный конспект), по которой потом выпускник создает собственный текст. Как выглядит эта схема, можно увидеть в Приложении 1. Прокомментируем ее.

“В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит автору, который рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Важно понять, о чём текст и с какой целью автор использует тот или иной приём” [6]. Анализируя любой текст, выпускник должен для себя ответить на 3 (три!) вопроса: о чем? зачем? как? Отвечая на вопрос “О чем этот текст?”, ученик определяет тему текста. Вопрос “Зачем автор написал этот текст?” поможет понять идею текста (в учебно-справочном пособии по литературе И.О.Родина читаем: “Идея художественного произведения – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение [4] (курсив мой – М.Х.).”), а также выйти на авторскую позицию. Вопрос “Как написан этот текст?”, по сути, является “мостиком” к комментарию, с которым очень часто выпускники не справляются.

С проблематикой связана и идея произведения, а также авторская позиция, которую должен найти выпускник в тексте. Снова обратимся к справочной литературе: “Идея произведения – главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора (курсив мой – М.Х.) к действительности и выступающая через всю систему образов” [3]. М.Б.Ладыгин дает такое определение: “Художественная идея – главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении” [2]. И продолжает: “В одних идея формулируется непосредственно автором, звучит определенно и однозначно. в других – логично вытекает из всего хода повествования. наконец, случается, что автор, уклоняясь от однозначного ответа, не только предоставляет читателю право самостоятельного суждения, но допускает известные расхождения в формулировке идеи” [2]. Что это значит? Детям можно объяснить так: если проблема – это основной вопрос произведения, то идея – это авторский ответ на этот вопрос, хотя совсем не обязательно, что ответ этот будет четко сформулирован самим автором. Иногда автор только направляет нас, помогая принять правильное решение, в этом случае его позицию нужно уметь прочитать “между строк”.

“Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает своё отношение (курсив мой – М.Х.) к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя” [5]. Но авторская позиция, кстати, не обязательно требует полной солидарности с ним, на это указывает и формулировка задания №25: “Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста”. Можно не соглашаться с автором, можно не принимать его позицию, но при условии, что эта позиция правильно понимается и объективно воспринимается. Как ее найти, особенно если она “между строк” текста? Известно много способов выражения авторской позиции: прямо, в конкретном предложении текста; через героя-резонера в литературном произведении; в названии; в эпиграфе; в характеристике персонажей и их поступков; в описании пейзажа, портрета, интерьера и т.д. При регулярных упражнениях, как правило, для выпускников найти авторскую позицию в тексте не составляет труда.

Думаю, понятно, почему так важно научить детей давать ответы на вопросы “о чем?” и “зачем?”, так как именно через них ученик находит проблему текста. Отмечу также, что при поиске проблемы ученику может помочь формулировка задания 20 (о том, как именно, речь пойдет ниже). Остался вопрос “как?”, который, было сказано выше, является “мостиком” между проблемой и комментарием.

Начнем с определения: “Комментарий — толкование, разъяснение смысла какого-либо произведения или отдельных его мест и фраз и т. д. Часто комментарий или комментарии печатаются в виде примечаний, сообщающих дополнительные сведения о произведении, истории его написания, изданиях в разные годы. В комментариях приводятся также сведения об упоминающихся в произведении исторических событиях и других фактах, о лицах, собственных именах, географических понятиях и т. д. Комментарии помогают глубже изучить произведение, составить ясное представление о нём, точнее понять его смысл (курсив мой – М.Х.).” [5] В 2016 году в задание №25 была внесена корректировка: “Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста”. Если до 2016 года экзаменуемому достаточно было прокомментировать нравственную суть проблемы, ее остроту, противоречивый характер, опираясь на свои знания и жизненный опыт, то теперь нужно показать, как проблема ставится в конкретном тексте с привлечением конкретного языкового материала. “Комментарий может развёртываться по двум линиям: 1) от проблемы к исходному тексту; 2) от исходного текста к проблеме.” [6] Помочь в создании комментария может текст рецензии из задания 24, ведь средства выразительности речи, создающие художественные образы, безусловно, привлекают внимание читателя к проблеме текста. “. Уже при первом прочтении нужно обратить внимание не только на содержание текста, но и на художественные образы текста. Художественные образы в публицистике не украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Вымысел в публицистическом стиле тесно соединён с фактами, а художественные образы соседствуют с размышлениями автора.” [6]

Но здесь нужно избежать ошибки, о которой пишет руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку И.П.Цыбулько: “. Участник экзамена пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, где автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие, метафору), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста.” [6] Недостаточно также, по мнению И.П.Цыбулько, связать “лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставляя в стороне нравственную суть проблемы, её противоречивый характер, драматическую остроту.” [6] Отмечая примеры-иллюстрации из текста, выпускник должен помнить о постоянных “зачем?” и “почему?”, имеющих отношение к проблеме. Например, если говорит ученик о том, что автор использует в тексте эпитет, то обязательно поясняет, почему именно этот эпитет, какое отношение он имеет к проблеме, зачем его использует автор. Заметим в скобках, что сильный ученик при написании комментария может воспользоваться и текстом с ответом задания 21 (функционально-смысловые типы речи), 22 (средства выразительности речи, лексическое значение слов), 23 (способы связи предложений в тексте) при условии, что будет помнить о “зачем?” и “почему?”.

Определив проблему, прокомментировав ее, отметив авторскую позицию, перейдем к собственному мнению. Опять (да простят нас противники шаблонности) детей лучше научить, что с автором лучше согласиться. А далее важно избежать ошибки, допускаемой многими учениками: они сразу переходят к литературе, стремятся указать, как проблема анализируемого текста представлена в том или ином литературном произведении (“Данная проблема представлена во многих произведениях классической литературы. Например. ”). Это неправильно, так как выпускник должен знать, как строится аргументация: авторская позиция и согласие с ней – это тезис, который нужно доказать, и связь тезиса с доказательством очень легко объединить в сложноподчиненное предложение с союзом “потому что”. А собственно литературный пример – это иллюстрация к “потому что”.

Допустим, в тексте выпускник увидел проблемный вопрос: “Что такое настоящая красота?”. Автор текста считает, что настоящая красота – это красота внутренняя, красота души и сердца. Выпускник соглашается с автором, а далее приводит довод, почему он с автором согласен: да, именно внутренняя красота настоящая, потому что доброта, чуткость, отзывчивость делают человека по-настоящему прекрасным. А далее уже он приводит иллюстрацию: например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир” любимая героиня автора – Наташа Ростова – некрасива, и эта некрасивость неоднократно подчеркивается (“некрасивая, с большим ртом. ”). Зато Наташа живая, добрая, отзывчивая, и смысл ее жизни – любовь. Именно за это ее и ценит Толстой – за ее внутреннюю красоту.

Точно таким же образом, то есть через “потому что” нужно связать и второй довод с иллюстрацией – примером из жизни. Заметим, что некоторые коллеги настраивают своих учеников приводить в качестве аргументов только примеры-иллюстрации из литературных произведений, это допускается. Мы не против жизненных аргументов, настаиваем только на том, чтобы иллюстрация из жизни представляла собой какой-то общеизвестный факт, а не была связана лично с выпускником. Добавим, что, по мнению И.П.Цыбулько, “небольшой читательский опыт”, т.е. незнание литературных произведений, приводит к низкому качеству работ по критерию “К4” (“Аргументация собственного мнения”): “аргументируя собственное мнение по проблеме, они (экзаменуемые – М.Х.) чаще приводят примеры из жизни, чем вспоминают прочитанное произведение, в котором поднимается та или иная проблема. Случается, что именно неспособность найти литературные аргументы оказывается решающим фактором при формулировке экзаменуемым проблемы исходного текста; это нередко приводит к обнулению по первым четырём критериям, поскольку сформулированная в итоге проблема в авторском тексте не представлена.” [6]

Учитывая все вышеизложенные особенности, которые выпускнику необходимо учитывать при создании собственного текста сочинения №25, приведем пример работы над текстом из варианта ЕГЭ №107 досрочного периода 2016 г. (Приложение 2)

О чем предложенный текст? О разговоре, который произошел между рассказчиком (фактической ошибкой будет называть его Паустовским. ) и сельским аптекарем Лазарем Борисовичем. Почему этот разговор так важен? Зачем Паустовский пересказывает нам его? Он заставил будущего писателя задуматься о том, каким должен быть настоящий писатель. Как видно, легко ответив на два вопроса, мы вышли на проблему текста. Далее важно прокомментировать проблему, избегая “подводных камней”, обозначенных выше.

Как может помочь при создании комментария текст рецензии из задания 24? Разворачиваем комментарий от проблемы к исходному тексту: что важно для настоящего писателя? Умение размышлять над жизнью. Рассказчик из текста “приятный юноша”, но не любит размышлять. И это может помешать ему стать писателем. А кроме умения размышлять? Жизненный опыт, блестяще сформулированный Паустовским в виде метафоры: “Чтобы жизнь пропитала вас!” Эти средства выразительности, безусловно, помогают автору привлечь внимание читателя к проблеме, а находим мы их в тексте рецензии: противопоставление – прием В (предложение 12), метафора – троп Б (предложение 39). Но важно научить выпускника логично связывать эти средства выразительности с проблемой текста.

Интересно, что авторская позиция состоит из двух частей, что очень удобно для аргументации. Подбираем довод для первой части высказывания (“настоящий писатель должен быть настоящим тружеником”): только трудолюбивые и целеустремленные люди могут создать совершенное произведение. Пример-иллюстрация – Л.Н.Толстой, который много раз вносил правки в рукопись романа “Война и мир”, добиваясь идеала (жизненный аргумент). Доказываем вторую часть авторской позиции (“настоящий писатель должен знать и понимать жизнь во всех ее проявлениях”): без знания жизни невозможно правдиво изобразить ее, тронуть душу читателя. Пример-иллюстрация – роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (литературный аргумент). Что могло определить несостоявшуюся судьбу Ленского? Знание жизни. Либо он познал бы жизнь и стал бы великим поэтом, либо ограничился бы мирком любви к Ольге и повторил бы жизненный путь ее отца.

Таким образом, проанализировав текст и записав все выводы в опорную схему, получаем такой вид (Приложение 3). Теперь задача экзаменуемого – облечь эту схему в словесную форму. Представим себя на месте выпускника – вот, что получается (Приложение 4). Сочинение написано по предложенному плану. Но в доказательной части два аргумента логично разнесены по абзацам, поэтому микротем получилось не 5, а 6, что допустимо: количество абзацев в сочинении зависит от пишущего, точнее, от его коммуникативного замысла.

В Приложении 5 приведены сочинения №25 по предложенному тексту, написанные учениками 10 класса “А” Гимназии №1592 им. Героя РФ Чернышёва Е.Н. Отделения 2043. Авторские орфография и пунктуация сохранены. Работы писались без предварительного коллективного анализа текста. Оценить их можно самостоятельно.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Учимся писать сочинение

В сочинении, как любом тексте, важна структура, логика. Поэтому всегда лучше начинать с плана.

Примерно такого:

📌Введение: актуализация проблемы, чётко и понятно. О чем мы будем говорить? Почему это важно? Почему читателю нужно прочитать этот текст?

📌Основные мысли и аргументы автора произведения, если пишем сочинение по литературной теме. Подкрепляем цитатами из произведения. Например, сын писал сочинение по "Медному всаднику", рассказывал об исторических персонажах поэмы, об отношении Пушкина к Александру I и Петру, и, соответственно подкреплял свои слова цитатами.

📌Мысли ребёнка, аргументы, подкреплённые фактами, примерами из жизни, истории, цитаты. В этой части развиваем предыдущую, но уже говорим о собственном отношении к теме, можем поспорить с автором или согласиться. Но важно и под свои идеи, мысли подводить базу, не говорить голословно.

Для того, чтобы легче было написать сочинение, стоит:

💡Сперва почитать историю создания произведения, исторический контекст.

💡Можно посмотреть видеолекции, например, сын смотрел Лотмана "Беседы о русской культуре", в том числе о Пушкине. Очень интересно!

💡Почитать критику произведения, например, современников автора.

💡ОБСУДИТЬ С РЕБЁНКОМ не надо оставлять ребёнка наедине с белым листом. Обсуждайте!

Спорьте! Первый мой вопрос к сыну был: "Почему Пушкин, вообще, решил написать "Медный всадник?" Почему его так волновала фигура Петра? Неужели других правителей, героев нет? Почему Пётр? А почему такое противопоставление обычного человека, несчастного Евгения и грозного властителя? А это только литературное произведение или его можно назвать историческим? Какое отношение это имеет к декабристам? А сейчас эта тема актуальна, или совсем нет никаких точек соприкосновения?

Короче, побуждайте ребёнка начать рассуждать, искать ответы, видеть разные пласты в одной теме, смотреть на неё с разных точек.

Каждого выпускника мучает вопрос, как писать сочинение ЕГЭ. Понятно, что нужно готовиться. Но как делать это эффективно? Хочу поделиться своим планом, рассказать несколько лайфхаков и принципов. В конце статьи вас ждет приятный бонус, чтобы начать подготовку прямо сейчас!

Как писать сочинение ЕГЭ? Главная сложность

Каждого ученика ждёт итоговое сочинение и сочинение по русскому. Многим придётся сдавать экзамены по литературе, обществознанию, истории и т.д. За год надо готовиться к 2, 3, 4 и более сочинениям!

Хорошо это или плохо — не нам судить. Учеников я разделяю на 2 типа. Первые любят или способны хорошо писать. На листе бумаги они готовы излить все свои эмоции и размышления. И если вы один из таких людей, то не надейтесь, что максимальный балл так просто попадет вам в карман — ведь свободных тем на экзамене не будет. В большинстве случаев наши размышления не помогут.

Второму типу приходится куда сложнее. Сочинение для таких людей — наказание, о котором лучше и не думать. Зато они точно не заблудятся в своих размышлениях.

Мы учим писать сочинения по всем предметам на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике.

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом.

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её.

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями. Как писать сочинение ЕГЭ?

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает. Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект.

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых

Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда оставалось не так много времени до декабрьского сочинения, я решила посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным мне темам. Просто завела тетрадь и писала туда все, что найду, все аргументы, которые не могла привести сама.

Посвятив этому делу несколько дней, я подготовилась качественнее, чем когда пыталась писать сочинения сама. Именно тогда я поняла, насколько моторная память эффективна, просто надо научиться ею пользоваться.

как писать сочинение ЕГЭ

Если вы хотите использовать моторную память, чтобы писать сочинение ЕГЭ на максимум, вот несколько простых правил:

  1. Заведите тетрадь только для сочинений.
  2. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.
  3. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.
  4. Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!

Надеюсь, что вам пригодилась эта информация. Я рассказала, как писать сочинение ЕГЭ, перечислила лайфхаки, которыми пользуюсь сама. Да, подготовка к сочинению — это адский труд для каждого. Но, если выработать план подготовки, всё возможно.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл

 Сочинение ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл 2020 года. Как писать сочинение ЕГЭ?

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

Читайте также: