Сочинение егэ железников николай

Обновлено: 19.05.2024

С Николаем Николаевичем знакомимся во второй главе произведения. Интересно то, что автор не подает его портрета, зато детально рассказывает о переезде мужчины в дом, где жило несколько поколений его семьи. Мы узнаем, что супруга Николая Николаевича умерла, сам же он сильно болел. В этот тяжелый период жизни и он и переехал в дом на берегу Оки.

Николай Николаевич очень любил небольшой городок, в котором провел детство и юность. Когда он бродил по его улочкам, вспоминал его историю, на протяжении которой было не одно бедствие.

В доме, куда переехал герой, жил его отец, потом сестра. После смерти старухи он пустовал. Николай Николаевич не был здесь более тридцати лет. Почему же он вернулся? Мужчина чувствовал дыхание смерти. Он не боялся её, воспринимая, как естественное явление. Но последние дни он хотел провести в родном доме.

Николай Николаевич не замечал, как пролетают дни за работой. Он довольствовался скромной пищей. Удивительно, но тяжелая работа лишь укрепила его. В родном доме Николай Николаевич чувствовал себя маленьким мальчиком в окружении родных людей.

Предок Бессольцева был художников, оставил после себя коллекцию картин. Сестра Николая Николаевича смогла их сберечь. Герой очень любил эту коллекцию, относился к ней очень бережно. Николай Николаевич знал, что в доме не все картины, искал те, которых не хватало, тратил на это много денег. Еще много денег уходило на дрова: герой топил печку, чтобы картины не испортила сырость. Он отапливал дом даже летом. Николай Николаевич ходил в старой заплатанной одежде, за что в городе был прозван Заплаточнииком. Горожане считали, что он несчастен, потому что одинок.

Как-то Николай Николаевич появился на улицах с внучкой. Николай Николаевич был счастлив и всем, кто встречался ему на пути, с гордостью представлял девочку. Однако Николай Николаевич так был занят своим мирком, что не замечал проблем Ленки, пока внучка не прибежала домой в слезах и заявила, что уезжает. Дедушка попросил рассказать о случившемся. Он не давил на внучку, терпеливо ждал, пока она сама расскажет ему всё. Так и случилось.

ВСЕГДА выделяем запятыми с обеих сторон обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом НЕСМОТРЯ НА: ''. который, НЕСМОТРЯ НА проблемы.

. согревают и поддерживают КОГО? - речевая недостаточность. Эту ошибку можно квалифицировать и как грамматическую - неверное построение словосочетания по типу управления

Выделяем запятыми с обеих сторон придаточное определительное в составе сложноподчинённого предложения

(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.

(З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.

(5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.

(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.

(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.

(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.

(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.

(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.

(25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову.

(26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины. (29)Каждую на своё место.

(32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (ЗЗ)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь.

(34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал. (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.

(З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)и конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома.

(По В. Железникову *)

Передо мной текст В.К. Железникова, в котором автор рассматривает актуальную в наши дни проблему отношения к родному дому. Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень интересна.

Действительно, где бы не находился человек ,его всегда будет тянуть к родным местам. Автор анализируемого текста приводит в пример Николая Николаевича, который несмотря на свои проблемы со здоровьем, приехал в родной городок.

Именно в родных нам местах, мы чувствуем себя в безопасности и в спокойствии. Писатель обращает наше внимание на то, что, вернувшись домой, Николай Николаевич впервые за последние годы отсутствия, почувствовал свободу и облегчение.

Позиция автора текста заключается в том, что родной дом, в котором мы выросли,

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 1 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 20 из 24

Го­ар, Вы непло­хо спра­ви­лись с на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния. Вер­но сфор­му­ли­ро­ва­ли про­бле­му, про­ком­мен­ти­ро­ва­ли её по тек­сту (жаль, что не при­ве­ли ци­ти­ро­ва­ние - мы по­ка не сни­зи­ли балл), опре­де­ли­ли ав­тор­скую по­зи­цию, ко­то­рую ар­гу­мен­ти­ро­ва­ли при­ве­дён­ны­ми при­ме­ра­ми из ли­те­ра­ту­ры.
Ка­че­ство ра­бо­ты сни­зи­ли до­пу­щен­ные Ва­ми пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки и грам­ма­ти­ко-ре­че­вые недо­чё­ты.
Хо­чет­ся на­де­ять­ся. что на эк­за­мене Вы по­лу­чи­те выс­ший балл!

Ленка стояла перед дедушкой, маленькая, худенькая, еле сдерживая слёзы. Николай Николаевич Бессольцев ждал, когда она наберётся сил рассказать о том, что тревожит её, он понимал, что одно неосторожно сказанное слово − и внучка замкнётся в себе. Ленка подошла к окну, выглянула в него и начала:

− А мне в классе объявили бойкот.

− За что? − спросил Николай Николаевич, стараясь не показывать, насколько он взволнован услышанным.

− Дедушка, однажды наш класс убежал с урока, потом Димка рассказал об этом Маргарите Ивановне, и она наказала нас: мы не поехали в Москву. Вот сидим мы в классе, наблюдая, как уезжает автобус без нас, и

Ну, решила я, сейчас Миронова бабахнет про Димку.

Заметалась я, засуетилась, посмотрела на Димку и не узнала! Он стоял передо мной каким-то зелёным лунатиком − глаза у него из синих стали белыми. И жалкая улыбочка ползала у него по губам. Не веришь? − Ленка посмотрела на дедушку Николая Николаевича. − Думаешь, не бывает белых глаз? Но они были белыми.

А я за него ещё хотела спрятаться, но когда поняла, что ему страшно, что он погибал на моих глазах, то я вдруг сразу перестала бояться и почувствовала, что ничего не боюсь. Взяла его руку в свою и крепко сжала, чтобы он знал, что он в этом мире не один, что у него есть настоящий друг, который сможет защитить его. И мне показалось, что он понял это и вроде бы кивнул мне.

Жуткая тишина сопровождала эти три минуты, это ожидание, и все в страхе поглядывали друг на дружку, пытаясь заранее отгадать, кто же предатель.

Я посмотрела на Димку − он стоял как вкопанный.

Мне хотелось заорать на него страшным голосом, ударить, чтобы сдвинуть с места, заставить признаться раньше, чем Миронова назовёт его имя.

Тогда я опять бросилась очертя голову вперёд, чтобы помочь ему.

Я уставилась на Димку, сверлила его глазами, чтобы он понял, что ему уже пора сознаваться, что больше нет ни одной свободной секунды. Но он снова промолчал, он как будто не понимал моих взглядов.

И вдруг я почему-то улыбнулась и сказала совсем не то, что собиралась.

− Ах вот в чём дело, − сказал Николай Николаевич и как-то весь преобразился. Значит, Ленка всю вину взяла на себя. А он, старый леший, даже не подумал об этом. Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбах людей и боли за них. Открытие это, так неожиданно посетившее Николая Николаевича, обрадовало его несказанно. Он встал и весело прошёлся по комнате, радостно напевая себе под нос, что случалось с ним крайне редко.

− Что с тобой? − не поняла Ленка.

− Со мной? − Николай Николаевич вполне радостно улыбнулся. − Со мной положительно ни-че-го. Продолжай, пожалуйста!

Я внимательно слушаю тебя.

− Когда я первый раз произнесла, ну, про то, что это сделала я, то многие не поверили своим ушам: что это, мол, она говорит. А я посмотрела на Димку, улыбнулась и повторила громко:

Димка не смотрел на меня.

А я правда не испугалась. Что-то случилось со мной новое.

Сама себя не узнавала, ну, точно это была не я. Димка, кажется, даже успокоился, и это меня обрадовало, значит, я снова помогла ему.

В заключение хочется выразить благодарность В.К. Железникову за возможность поразмышлять над данной проблемой, ведь о таких вещах стоит говорить чаще. Возможно, мир станет лучше, если каждый будет ставить себе в пример людей, способных на самопожертвование. И тогда таких людей станет в разы больше.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Напишите несколько словосочетаний (4-5) или предложений, в которых было бы выражено ваше отношение к родному дому.

2) Ответьте одним предложением на вопрос: что происходит с домом, когда его покидают хозяева?

2. Знакомство с исходным текстом

(1) Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.

(3)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц. (5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.

(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдёт. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.

(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное — отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

(15) Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (16) В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.

(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.

(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.

(25) Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову.

(26) Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины. (29)Каждую на своё место.

(32)Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. (33)Может быть, час, а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь.

(34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал. (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.

(36)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)И, конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома. (По В. Железникову *)

1) Задайте вопросы к абзацам и укажите номера предложений, в которых содержатся ответы на ваши вопросы.

Вопросы к абзацам

Ответы из текста

проблематика

Абзац 1: Как долго не был герой в родном доме? Какие события произошли в его жизни совсем недавно?

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ДОМУ (Почему человек дорожит домом, в котором прошло его детство?)

Абзац 2: О чём мечтает Н.Н.? Как выглядел дом спустя год?

Абзац 3: Какие чувства испытал герой, увидев родной дом?

Абзацы 7-8: Как выглядит дом после долгого отсутствия хозяина?

Абзац 8: Как автор описывает действия Н.Н.7 (Что делает герой после встречи с домом?

Абзац 10: Каково душевное состояние Н.Н.?

Абзацы 11-12: Какое желание он испытал? Почему?

Абзац 13: Как реагирует дом на заботу о себе? Что испытывает Н.Н.?

Абзац 14: Какую мечту имел герой?

Проблема преемственности поколений в семье

4. Самостоятельное написание вступления с последующей проверкой.

Задание: Прочитайте теоретический материал. Запишите его в виде схему.

Что должно получиться


создается внешний облик персонажа и изображается окружающий его мир


отображается внутренний мир персонажа, его мысли, чувства и характер в целом.

2) Работа в группах (в каждой группе есть ученик, который управляет процессом).

Поиск деталей, помогающих раскрыть проблему

Перед вами – таблица. Заполните её, используя исходный текст, выписывая словосочетания или небольшие предложения. Вам в помощь – мои вопросы:

1) Как выглядел дом до встречи с Н.Н.? Выпишите словосочетания, подтверждающие ваши мысли.

2) Какие детали мы выписали – внешние (описательные) или внутренние (психологические)?

3) Какие метаморфозы происходят с домом после встречи с Н.Н.?

4) К какому выводу вы пришли, изучив данные внешние детали? Запишите его в тетради ниже таблицы.

Проблема отношения к родному дому

Дом ДО и ПОСЛЕ встречи с хозяином

Продолжите заполнять таблицу, сделав акцент на изменения в психологическом и физическом состоянии героя.

1) Как чувствует себя Н.Н. до приезда в родной дом?

2) Как повлияла встреча с родным домом на Н.Н.?

3) Помнит ли он о больном сердце?

4) В чём герой видит истоки восстановления душевных и физических сил?

5) К какому выводу вы пришли, изучив текст? Запишите свой ответ в тетради ниже заполненной вами таблицы.

Проблема отношения к родному дому

Дом ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ встречи с родным домом

3) Еще раз посмотрите на ваши записи. Скажите, какой (какие приёмы) применяет автор, чтобы раскрыть проблему отношения к родному дому? (приём детализации и приём контраста)

4) Можно ли взять сразу два приёма?

5) На каком приёме мы остановимся? (на приеме детализации)

5. Работа над оформлением комментария.

3) Ответьте на вопрос: с какой целью В.К.Железников так детально описывает дом ДО и ПОСЛЕ встречи с хозяином?

4) Запишите ответ, и вы получите пояснение к первому примеру-иллюстрации.

Речевые клише,

Внешние (описательные) детали

Рисуя мельчайшие подробности того, каким увидел Н.Н. свой дом спустя несколько лет разлуки, автор пишет:

Однако дальше автор показывает, какие метаморфозы произошли с домом после встречи с хозяином:

пояснение (примерное: дети пишут свое пояснение)

Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на описательные детали:

дом, словно живое существо, откликнулся на заботу хозяина

Продолжаем работать над вторым примером-иллюстрацией.

1) Соедините речевые клише, данные в первом столбике, с цитатами из текста, предложенными вам во втором столбике. Не забывайте об умеренном цитировании.

Показав, что произошло с домом, Владимир Карпович акцентирует внимание и на психологических деталях, рассказывая, как Н.Н., потерявший жену, тяжело переболевший, стремится… чтобы…

Его душевное состояние после приезда в родной дом меняется, потому что …

В родном доме он черпает силы:

Эти изменения в душевном состоянии героя, на мой взгляд, ФИО детально описывает, чтобы…

Нам осталось оформить смысловую связь. Помните, что за неё вы можете получить 2 балла.

1) Прочитайте варианты оформления смысловой связи и выберите тот вариант, который, на ваш взгляд, наиболее удачен.

Речевые клише при оформлении смысловой связи

Использованные два-примера-иллюстрации, основанные на приёме детализации, помогают нам понять всю глубину поднятой проблемы: (по тексту расшифровка)

Прочитав и проанализировав текст, мы увидели, что приём детализации работает на раскрытие авторского замысла, уточняет его: (по тексту расшифровка)

Использованные два-примера-иллюстрации, основанные на приёме детализации, дают читателю дополнительную информацию о герое (времени, эпохе, событиях, историческом контексте): (по тексту расшифровка)

Использование приёма детализации даёт писателю возможность раскрыть более подробно и глубоко поднятую им проблему: (по тексту расшифровка)

Использованные два-примера-иллюстрации, основанные на приёме детализации, создают нужные писателю эмоции и ощущения, помогают донести до читателя важную для автора мысль: (по тексту расшифровка)

Приём детализации, использованный ФИО, позволяет фиксировать внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе//в человеке//в окружающем его предметном мире.

При использовании двух видов деталей - внешней (описательной) и психологической

Использование приёма детализации позволяет автору (писателю//публицисту//ФИО) не только описать внешний мир (пейзаж//интерьер//элемент портрета//какой-то предмет и т.п.), но и выразить психологическое состояние героя: (по тексту расшифровка)

2) Попробуйте написать смысловую связь самостоятельно.

6. Домашнее задание

Серёже Коровину в семнадцать лет, сразу после десятилетки, доверили новый грузовик. Председатель колхоза Гордей Павлович, вручая машину, сказал напутственно:

– Ну, Серёга, цени: на свой страх и риск сажаю тебя за рулевой штурвал. И ежели что случится, запомни: мне решка.

– Не подведу, Гордей Павлович. Будьте спокойны! — заверил Серѐжа, и целый месяц люди нахвалиться не могли парнем.

А потом первая получка с выпивкой, лихая прогулка с дружками на машине по деревне и авария: врезались в телеграфный столб.

У Гордея Павловича было своё семейное место на кладбище, но в прощальной записке он попросил положить себя рядом с Серёжей. (Ф. Абрамов*)

*Фёдор Александрович Абра́мов (29 февраля 1920, — 14 мая 1983) — русский советский писатель, литературовед, критик и публицист.

Читайте также: