Как вы считаете почему блок так высоко оценил собственное сочинение поэму двенадцать сегодня я гений

Обновлено: 05.07.2024

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: ". стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь".

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении "Русь" она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: "Россия, как Катерина в "Страшной мести", находится во власти колдуна".

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная "нищая" страна с "утлым" жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. "Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства", — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге "Шахматово. Семейная хроника".

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— "дикой вольности сестра", краса ее "разбойная", ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле "На поле Куликовом" звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта "быть светлым", выбрать мужественную позицию и понять, что "настал твой час".

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, "половина", которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — "жизнь или смерть", "счастье или погибель". Образ ее одухотворен, высок — ". в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда".

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, "песни ветровые", дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Но неизмеримо более важно, что Октябрьская революция окрылила Блока как художника, вдохновила его на создание "Двенадцати" - лучшего его произведения, закончив которое он, обычно беспощадно строгий к себе, сказал: "Сегодня я - гений". В "Двенадцати" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные, и слабые стороны. Поэт услышал в революции по
преимуществу одну "музыку" музыку разрушения ненавистного ему старого мира. Беспощадно, со "святой злобой" он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барынями, попами и "витиями". Но разумное, организующее, созидательное начало социалистической революции не получило в "Двенадцати" такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэм - красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира, - пожалуй, больше от анархической "вольницы" (активно действовавшей в Октябрьские дни) , нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под предводительством партии большевиков обеспечил победу революции. Кроме того, первых читателей поэмы смутил образ Христа, которого Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных (и самому ему до конца не ясных) представлений о раннем христианстве как о "религии рабов", проникнутой бунтарскими настроениями и приведшей к распаду старого, языческого мира. И в этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России. Но отдельные недоговоренности и противоречия в "Двенадцати" искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-исторического значения Октября. "Вдаль идут державным шагом", - сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть
как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение "Двенадцати" как величественного художественного памятника Октябрьской эпохи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) развивающие: развитие умений и навыков лирико-эпического произведения; совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст; совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.

3) воспитательные: воспитание интереса к творчеству А. А. Блока,

воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Создание поэмы:

Композиция поэмы:

Поэма состоит из 12 глав, построена по принципу кольцевой композиции (ночь, зима, людские фигуры на улицах – в начале и в конце произведения).

Каждая глава обладает определённой самостоятельностью. Поэма будто составлена из отдельных картинок, которые передают неразбериху, царившую в те дни на улицах и в ума.

- Когда происходит действие в поэме? (изображена суровая зима 1918 года, костры на улицах, патрули)

Чтение первой главы.

- Какие образы возникают в 1главе? (вечер, снег, ветер)

В основе произведения-конфликт, борьба старого и нового мира. Это столкновение не может закончиться примирением- настолько полярны борющиеся силы.

- Какие же противоположности сталкиваются? (старый и новый мир, цвет, любовь и смерть, личное и общественное)

- Как относятся к революции прохожие? Чьи голоса мы слышим в 1главе? (голос старушки, та не понимает, для чего столько материи использовано зря- из неё можно что-то сшить ребятишкам;

- Итак, автор использует МНОГОГОЛОСИЕ, за каждой репликой мы слышим чьё-то восприятие революции (герои против неё!)

Чтение 2,3,4,5,6 глав.

-Какое событии лежит в основе 6 гл.? (Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.

-Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

-Обратите внимание на то, что 12 красноармейцев идут БЕЗ КРЕСТА (то есть нет ничего святого), а это будущее России.

-Как Блок передаёт музыку революции? Какие ритмы вы услышали? (В поэме звучат интонации марша:

встречаются частушки:

Нынче будут грабежи.

Гуляет нынче голытьба;

процитирована в поэме революционная песня:

Революционный держите шаг:

Неугомонный не дремлет враг!

слышен романс:

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового-

Гуляй, ребята, без вина.

Кроме этого, постоянно слышен треск выстрелов:

Трах- тарарах- тах- тах- тах- тах!

-Какой предстает Россия?

(Россия потеряла нравственные ориентиры, охвачена разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности. Старую Россию символизирует буржуй и голодный пёс, а новую- двенадцать красноармейцев)

Чтение 12 главы.

Учитель: - В 12 главе двенадцать красноармейцев идут сквозь вьюгу. Если замечают кого-нибудь, то кричат, чтобы остановились, иначе начнут стрельбу. В конце поэмы возникает образ Христа.

- Как же объяснить появление фигуры Христа в поэме?

(Существует множество трактовок финала произведения.

  1. Некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.
  2. Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее)
  3. Третьи полагали, что финал доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.
  4. Для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы,-это путь из бездны к воскресенью, от хаоса к гармонии.

Поэма завершается верой А. Блока в грядущее воскресенье России воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении-это прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе тёмного и страшного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двен.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двен.

Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двен.

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особеннос.

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Контраст как основное средство изображения в поэме. Исторические и политические предпосылки создания поэмы. Система образов Единство замысла и композиции Стилистика и жанровое своеобразие поэмы. Образы-символы. Контроль знаний.

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое.

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

Контрастность произведения О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русски.

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах п.

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

Герои поэмы Герои обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «с.

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названи.

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучше.

Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика.

Вопросы по теме: Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собствен.

Выполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы А.

Выполните тест: Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы А. Блоком в поэме «Двенадцать? (соедините соответствия стрелками) Частушка Солдатская песня Городской романс Марш Озорная речь Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Не слышно шуму городского… Как пошли наши ребята… Революционный держите шаг! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!

Проверьте себя Частушка Солдатская песня Городской романс Марш Озорная речь З.

Проверьте себя Частушка Солдатская песня Городской романс Марш Озорная речь Запирайте етажи! Нынче будут грабежи! Не слышно шуму городского… Как пошли наши ребята… Революционный держите шаг! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!

Источники: Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс.

Краткое описание документа:

Урок литературы в 11 классе

Читайте также: