Сочинение по картине пластова сенокос урок презентация

Обновлено: 04.07.2024

Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом".Презентация к уроку РР в 5 классе.

ВложениеРазмер
Урок развития речи в 5 классе 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Аркадий Александрович Пла́стов (1893 — 1972) — советский живописец

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне.

Аркадий Пластов "Ужин тракториста"

Сенокос. 1945г. Пластов Аркадий Александрович

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает.

А.А.Пластов Первый снег.

это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета . Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании . Композиция описан ия: 1 . Общее представление о предмете. 2 . Отдельные признаки предмета . 3. Авторская оценка, вывод, заключение Описание -

Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают (жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники). Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды (синий, тёмно-голубой, фиолетовый). При смешивании холодного цвета с теплым он изменит свой цветовой тон и станет теплее. Цвета в живописи

Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим. сверкают, подобно дорогим изумрудам ; лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему. ослепительный луч солнца; яркие краски лета; свежая, яркая, чистая зелень Олицетворе́ние—приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. солнечные зайчики играют в траве Изобразительные средства

Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи в 7 классе Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок развития речи в 7 классе Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова.

Цели урока: Продолжить работу над описанием внешности и трудовых процессов; с.

Проектные задания к уроку Познакомиться с жизнью А.А.Пластова и составить ра.

Вечереет . В округе тихо. Ждет природа спокойных снов. Здравствуй, русская Пр.

Вечереет . В округе тихо. Ждет природа спокойных снов. Здравствуй, русская Прислониха, Деревенька среди лесов! Здесь так ярко и Так торжественно В сентябре золотятся леса, И природа – как юная женщина, и смеется небес краса. И родная Аркадию Пластову, Как пейзажи его картин, Средневолжская осень властвует В тишине золотых равнин. Здесь хватало и счастья и лиха, Здесь не нужно пустяшных слов, Здравствуй, русская Прислониха, Деревенька среди лесов Чесноков

Аркадий Александрович Пластов - певец русской деревни и человека труда

Аркадий Александрович Пластов - певец русской деревни и человека труда

С односельчанами…

В мастерской художника

В мастерской художника

Жизнь русской деревни

Жизнь русской деревни

Портрет Никиты Гуляева Портрет конюха Петра Тоньшина портрет художника Никол.

Портрет Никиты Гуляева Портрет конюха Петра Тоньшина портрет художника Николая Пластова Пластова называли одним из последних богатырей земли русской. А силу и удивительную цельность его таланта до сих пор хранят его полотна. Дата Портрет Петра Черняева

Синквейн Сенокос Тяжелый, радостный Косят, потеют, ликуют Сенокос - священное.

Синквейн Сенокос Тяжелый, радостный Косят, потеют, ликуют Сенокос - священное занятие у крестьян. Труд

Жанровое своеобразие изображение неодушевленных предметов образ природы в худ.

Жанровое своеобразие изображение неодушевленных предметов образ природы в художественном произведении, жанр живописи жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. художественное изображение сцен повседневной жизни, отображение форм жизни народа и окружающей его действительности Жанровая живопись- Портрет- Пейзаж- Натюрморт-

Колорит система соотношений цветовых тонов. По характеру цветовых сочетаний –.

Словарная работа ПАЛИТРА 1) Дощечка, пластинка с вырезом для большого пальца.

Композиция Композиция – построение произведения Передний фон - расцвет жизни.

Композиция Композиция – построение произведения Передний фон - расцвет жизни, чуть дальше, в центре, активный труд. Передний план освещен солнцем. На заднем -плане лес. В углу тучи, рядом, но уже не над головой. Одним словом, Победа и Восстановление!

И стоят косари: Кто пойдет впереди? Кто за славой угонится древней? Перед ним.

Орфографическая работа Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солн.

Орфографическая работа Радостная гамма красок; богатая палитра; ликующий солн.

— Есть такие картины - пока пишешь, наплачешься. - угрюмо говорил Пластов.

— Есть такие картины - пока пишешь, наплачешься. - угрюмо говорил Пластов. И над этой картиной, каждый раз вспоминая своих, плакала и доныне плачет вся Россия. Фашист пролетел. 1942 год

Жатва. 1945 год И казалось Пластову, что пишет он не просто русских детей и п.

Память о художнике Прислониха Ульяновск

Память о художнике Прислониха Ульяновск

Продолжи фразу… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я.

Продолжи фразу… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал, что… я научился… я попробую… меня удивило… мне захотелось… я хочу похвалить… я хочу поблагодарить…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с творчеством замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова.

Совершенствовать навыки написания сочинения по картине.

Умело использовать имена прилагательные в своей речи

Слово учителя. Работа с эпиграфом (на слайде). Портрет художника.

«Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата,

Аркадий Пластов







1946 году. Как и на многих других полотнах, на ней изображены дети. Именно их глазами мы наблюдаем за первым снегом. Пластов выбрал неяркие цвета: снежинки сыплются с серо-синего неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Глядя на картину, мы вместе с детьми радуемся первому снегу и даже чувствуем, как он пахнет свежестью

большой любовью изобразил маленького пастушка Витю. Весь облик этого мальчика выражает жизнерадостность, душевную чистоту, искренность, любовь к Родине.



Картина написана в 1945 году, сразу после победы в ВОВ. Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда пронизана эта картина. Художник не случайно остановился на изображении сенокоса, ведь сенокос – это праздничная пора в жизни крестьян. И художнику, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нём, передать его поэзию и красоту. Рассматривая репродукцию, мы видим буйное цветение трав, яркое золото солнечного цвета, играющее на белых стволах стройных красавиц-берёз, изумрудную зелень листвы. В картине переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Это произведение искусства – гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.



Чтение текста вслух.



Какие виды орфограмм встретились вам в тексте?

Слова какой части речи используются в тексте чаще всего?

Это просто прилагательные или художественные средства языка? Какие? (Эпитеты).

Для чего служат художественные средства языка?


Что вы видите на картине?


Что – на первом плане?


Что делают люди, изображенные на картине?


Как они выполняют свою работу?


Что создаёт фон картины?


Какие краски использует художник?


Какова идея картины? (В картине переданы красота и щедрость русского лета, поэзия свободного труда, картина воспринимается нами как гимн силе жизни и


Каковы общие впечатления от картины? (Чувства радости и счастья мирного труда).

Люди: увлечены работой, наслаждаются трудом на мирной земле, радуются природе, лица сосредоточены, сильные руки.

Природа:

Травы: пёстрые; разнообразие цветов: голубые, бирюзовые, нежно-зелёные, желтые, багровые, пурпурные; нежная зелень; выгоревшие на солнце.

Берёзы: русские, белоствольные, изумрудно-зелёные, освещённые солнцем.

Небо: синее, чистое, золотистое от яркого летнего солнца.

Цветовое решение картины: мягкие, приглушённые краски, золотистые оттенки, пёстрые цвета, буйство красок; теплые тона: золотистые, оливковые, коричневые; прозрачный летний воздух

Составление плана сочинения

Талантливый художник А. А. Пластов

люди, изображенные на картине; o одухотворённый труд людей;

o красота и щедрость русского лета.

Создание черновиков, редактирование, написание сочинения.

Дополнительный материал к уроку.

Аркадий Пластов

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.

«"Фашист пролетел" (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Как пишет И. Емельянова: «Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике "курной" деревенской бани, топящейся "по-черному". Неожиданно смело и вместе с тем изысканно

«Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико грудного ребенка и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая

Памятка-подсказка

Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.

Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.

Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.

Помните, главное — передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

Акварель — водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Живописец — художник, занимающийся живописью.

Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

Замысел — заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство — искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

Иллюстрация — рисунок в тексте книги или журнала который сопровождает либо поясняет его содержание. Вы дающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич.

Картина — произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги. Композиция — строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.

Контраст — резкая противоположность; контраст зрительный — зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном.

Манера — отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль.

Отблеск — сияние отражённого света.

Оттенок — разновидность одного и того же цвета.

Палитра — тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая

живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

Панорама — картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены

круглого, с верхним светом здания.

Пейзаж — изображение природы.

Пейзажист — художник, специалист в области пейзажа.

План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Полотно — картина (обычно на холсте).

Полутон — переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному.

Репродукция — воспроизведение картины, рисунка типографским способом.

Светотень — распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике.

Тёплые оттенки — цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.

Фон — основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.

Холодные оттенки — цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.

Холст — льняная суровая ткань; картина, созданная масляными красками на такой ткани.

Презентация на тему Презентация по картине А.Пластова Сенокос, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 25 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Употребление имен прилагательных в речиДвадцать пятое ноября

Употребление имен прилагательных в речи

Двадцать пятое ноября

Жизнь и творчество мастера

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее. думаешь, что

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее. думаешь, что надо об этом поведать людям.
Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать.

Д.И. Аргангельский-учитель рисования в Симбирском духовном училище

Семья Пластовых: слева направо брат -Николай, отец-Александр Григорьевич, мать-Ольга Ивановна, Аркадий.

Вид на Богоявленскую церковь в с.Прислониха со двора Пластовых«Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом

Вид на Богоявленскую церковь в с.Прислониха со двора Пластовых

В воссоздании храма внук А.Пластова Николай использовал полотна деда.

“Cлужба на Страстной”

“Праздник
колхозного урожая”

Дети - герои картин Пластова

(1)Война предстает здесь в своем страшном обличье. (2)Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. (3)Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. (4)Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты.

Подберите прилагательные -синонимы,антонимы.

(1)Пластов. (2) Его полотна - это мир, обильно населенный людьми, любимыми его современниками, малышами и древними дедами, красивыми

(1)Пластов. (2) Его полотна - это мир, обильно населенный людьми, любимыми его современниками, малышами и древними дедами, красивыми молодухами и крепкими парнями.(3) В его холстах щедро светит солнце, льют дожди, зреют хлеба, идет снег, словом, это сама наша жизнь, наш народ, Родина.
(4)Как человек душевно богатый и щедрый он в полотнах своих отразил радость бытия, радость безмерную.(5)Пластов - чародей.(6)Ведь одно касание его кисти заставляло вмиг раскрыться душистым венчиком цветы, зазвенеть прохладные струи родника, зашелестеть березовые ветки.
(7)В его полотнах дышат травы, порхают бабочки, поют птицы, стрекочут кузнечики, живут, любят и мечтают люди, шумит спелая рожь.
(8)Мастер горячо любил свою Родину, и когда доводилось ему покидать ее пределы, он всегда брал с собой за рубеж пучок чабреца и душистой богородской травы.(9) Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей.(10)Здесь на каждом шагу прямо на поверхности рассыпаны живые, трогательные, оптимистические мотивы. (11)Словно специально для художника, художнику на радость!

Прочитайте выразительно текст И.Долгополова, сформулируйте основную мысль. Найдите эпитеты.

Эпитет-художественное определение(4)Человек душевно богатый и щедрый…Отразил радость бытия, радость безмерную.(10)Здесь на каждом шагу прямо на поверхности рассыпаны

(4)Человек душевно богатый и щедрый…
Отразил радость бытия, радость безмерную.
(10)Здесь на каждом шагу прямо на поверхности рассыпаны живые, трогательные, оптимистические мотивы.

Кончена война…Все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины "Сенокос«.Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь.
А.Пластов

Беседа по картине• Каков сюжет картины?• Что изображено на ней? Каков жанр картины? • Дайте понятие словам-терминам: портрет,

Беседа по картине

• Каков сюжет картины?
• Что изображено на ней? Каков жанр картины?
• Дайте понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит, палитра .
• Какова композиция картины?
• Какие цветы изображены на картине? В чем загадка картины?

• За счет чего создается ощущение динамизма, движения?

• Кто они? Опишите героев картины?

А. Пластов
с односельчанами на сенокосе

Динамическая паузаКакие звуки можно услышать, рассматривая картину? Изобразите движения косарей.

Какие звуки можно услышать, рассматривая картину?
Изобразите движения косарей.

Травы сильные, Травы, по-детски дрожа,Стихли, теплые соки глотая.Окружила деревни, стоит не дышаРазнотравья орда золотая;Подступили татарники к самым

Травы сильные,
Травы, по-детски дрожа,
Стихли, теплые соки глотая.
Окружила деревни, стоит не дыша
Разнотравья орда золотая;
Подступили татарники к самым домам,
Все в колючках, готовые к схватке,
И все чаще то здесь загорятся, то там
Над плетнями их красные шапки.
Вот она и пришла, золотая пора,- до жнитва,
Сенокоса недели.
Даже птицы, птенцов выгоняя из трав,
Словно пчелы, пыльцой пожелтели.

И стоят косари:Кто пойдет впереди?Кто за славой угонится древней?Перед ним только ветер летает один, Дышит в спину

И стоят косари:
Кто пойдет впереди?
Кто за славой угонится древней?
Перед ним только ветер летает один,
Дышит в спину ему полдеревни.
Он выходит-
Надломлена солнышком бровь
Рдеют плечи еще не в загаре.
Это в нем до разгула охочая кровь
Растревожилась, как на пожаре.
И когда вдоль стреляющей соком стены
Он пошел и пониже пригнулся…
-Ты не помнишь? Таким же ведь был до войны
Твой отец, что с войны не вернулся.

Сравните стихотворение Н.Благова и картину Пластова

(1)Лето завораживает буйством красок, звенящими звуками.(2) Зритель не только видит косарей, цветущее разнотравье, но и слышит (

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные, определите их разряд. Найдите сложные прилагательные, объясните их написание. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. Объясните правописание прилагательных с не

(1)Лето завораживает буйством красок, звенящими звуками.(2) Зритель не только видит косарей, цветущее разнотравье, но и слышит

Какова основная идея картины Пластова?

Орфографическая работа (с самопроверкой) Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яркое

Орфографическая работа (с самопроверкой)

Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яркое разн..цветье соч?ной травы; ж…лтые вен?чики цветов, листья на берёзке золотят?ся; буйная пор..сль трав,
скошенная трава мягко стел…тся; травя…ой лесоповал; вольные движения к..с..рей;
( не)легкая, но счастливая работа; работают увлеч….о.

Проверь себяРадостная гамма красок; богатая палитра; ликующий солнечный день; раскаленный воздух жаркого дня, яркое разноцветье сочной травы;

Радостная гамма красок; богатая палитра; ликующий солнечный день; раскаленный воздух жаркого дня, яркое разноцветье сочной травы; желтые венчики цветов, листья на берёзке золотятся; буйная поросль трав,
скошенная трава мягко стелется; травяной лесоповал; вольные движения косарей; нелегкая, но счастливая работа; работают увлеченно.

1.Горячая голова.
2.Стреляный воробей.
3.Искра божья.
4.Тертый калач.

Музей-квартира А.А.Пластова в с.ПрислонихаВечереет . В округе тихо.Ждет природа спокойных снов.Здравствуй, русская Прислониха,Деревенька среди лесов!Здесь так ярко

Музей-квартира А.А.Пластова в с.Прислониха

Вечереет . В округе тихо.
Ждет природа спокойных снов.
Здравствуй, русская Прислониха,
Деревенька среди лесов!
Здесь так ярко и
Так торжественно
В сентябре золотятся леса,
И природа –
как юная женщина,
и смеется небес краса.
И родная Аркадию Пластову,
Как пейзажи его картин,
Средневолжская осень властвует
В тишине золотых равнин.
Здесь хватало и счастья и лиха,
Здесь не нужно пустяшных слов,
Здравствуй, русская Прислониха,
Деревенька среди лесов.

Наследие художникаПроизведения Пластова хранятся во многих музеях страны, в Ульяновском областном художественном музее.

Произведения Пластова хранятся во многих музеях страны, в Ульяновском областном художественном музее.

Читайте также: