Как вставить прямую речь в сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Очень часто в сочинениях и статьях мы используем высказывания других людей. Порядок оформления таких цитат регламентируется словарями. Давайте пробежимся по основным правилам прямой речи и разберемся, какие знаки препинания ставить.

Для этого прибегнем к схемам, в которых будем использовать такие сокращения:

  • А , а — слова автора, с заглавной и строчной букв соответственно,
  • П, п — прямая речь.

Также будем использовать такие знаки препинания, как точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие .

Напомним еще, что прямая речь выделяется кавычками , если написана в строку. Итак, поехали!

Случай 1. Прямая речь после слов автора

После слов автора идет двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы. Вместо точки в конце могут стоять восклицательный, вопросительный знак или многоточие. В таком случае кавычки будут ставиться после этого знака препинания.

Случай 2. Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь идет в начале предложения, то после нее ставится запятая, затем тире и идут слова автора с маленькой буквы. Варианты с другими знаками препинания будут писать без запятой, кавычки ставим непосредственно после знака.

Случай 3. Прямая речь внутри слов автора

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора.

Мысленно выбрасываем прямую речь:

если в конце прямой речи стоит восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то так же ставится тире.

Случай 4. Слова автора внутри прямой речи

Если на месте разрыва прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с заглавной буквы:

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

Подписывайтесь на наш канал на YouTube и Instagram создателя канала. Будьте грамотными, будьте в тренде!

Чужое высказывание можно передать с помощью косвенной или прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.

Как оформить прямую речь

  • Как оформить прямую речь
  • Как выделить прямую речь
  • Как составить схему предложения с прямой речью

Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.

Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски - после кавычек и перед тире.

Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам:

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

- Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

- Давайте зайдем в кафе.

- Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

- Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

- Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.

- Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Передача чужой речи на письме

Чужая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


3. Предложения с несобственно-прямой речью

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

УпражнениЕ

Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил _ _ что на дворе становится жарко _ (Лермонтов).

Я не стал расспрашивать моего верного спутника _ _ зачем он не повез меня прямо в те места _ (Тургенев).

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал _ _ Барин, не прикажешь ли воротиться? _ (Пушкин)

_ Нет, нет _ _ овторяла она в отчаянии _ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского _ .

_ О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна _
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна _ .
(Ершов)

Я отвечал с негодованием _ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог _ (по Пушкину).

Иногда я говорю себе _ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком… _ (Антуан де Сент-Экзюпери)

Говорит ему девица _
_ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял! _
(Ершов)

Он сообщил _ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры _ (по Тургеневу).

Он возле меня сел и начал сказывать _ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания _ (по Лескову).

_ Всё равно, Петруша _ _ твечала мне матушка _ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит… _ (Пушкин)

Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь _ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне? _ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

_ Ты нам не государь _ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. _ Ты, дядюшка , вор и самозванец! _ (Пушкин)

На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки _ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых _ (Пушкин).


Интересный факт: правила и традиции оформления прямой речи в разных языках сильно отличаются. Итак, читаем и запоминаем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью в русском языке.

Что такое прямая речь в тексте?

Прямая речь — это чьи-либо слова, передаваемые без изменений, с сохранением индивидуальных и стилистических особенностей речи говорящего (повторы, паузы, вводные слова). Для того, чтобы авторские слова и рассуждения, а также мысли литературных персонажей были правильно поняты читателем, важно грамотно уметь оформлять прямую речь в тексте. Освоив это пунктуационное правило, вы прокачаете свой писательский навык, а вашим читателям не придется ломать голову, пытаясь понять, кто именно произнес ту или иную фразу.

Рассмотрим как выделяется на письме прямая речь:

Существует несколько видов предложений с прямой речью, и при этом прямая речь всегда заключается в кавычки. Итак, в русском языке приняты следующие обозначения:

П — прямая речь начинается с прописной (заглавной, большой) буквы.

п — прямая речь начинается со строчной буквы.

А — слова автора начинаются с прописной (заглавной, большой) буквы.

а — слова автора начинаются со строчной буквы.

Предложения с восклицательным и вопросительным знаками абсолютно идентичны с точки зрения пунктуации; это верно и для повествовательных предложений (с точкой в конце) и многоточием. Обратите внимание, что если предложение заканчивается многоточием, то после кавычек точка не ставится. Существует четыре основных варианта оформления прямой речи на письме. Для вашего удобства мы составили простую и понятную схему.

СХЕМА

Оформление прямой речи в тексте с примерами

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь после слов автора.

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь внутри слов автора

Совсем иначе оформляются книжные диалоги, состоящие из реплик, а также цитаты. Об этом мы расскажем в следующий раз.

Читайте также: