Сочинение на тему быт и нравы горцев

Обновлено: 02.07.2024

Цель данной работы: изучить свадебные обычаи адыгов (в частности умыкание невесты), выявить достоверность их изображения в повести "Бэла" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"; также рассмотреть, имеют ли подобные обычаи место в настоящее время.

ВложениеРазмер
Обычаи горцев и их отражение в повести "Бэла" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: «Обычаи горцев и их отражение на страницах повести

Автор работы: Цыбыкайло Лариса
Место выполнения работы: с. Казьминское,

МОУ СОШ №16, 9 класс

Научный руководитель: Антелава Ирина Гватовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 16 с Казьминского

с. Кочубеевское 2014г

Присоединение северокавказских народов произошло не одномоментно. Конечной датой этого растянувшегося на столетия процесса стал 1864 год - год завершения Кавказской войны и полного замирения края. Этап наивысшей активности России на Кавказе пришелся на рубеж XVIII и XIX вв., когда к империи присоединилась подавляющая часть его территории.

Кавказ – живописное место. Его образ нашел отражение во многих произведениях таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и многих других.

Кавказский край занимает исключительное место и в жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу.

  • на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны его наиболее знаменитые литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника;
  • обычаи, описанные Лермонтовым, имеют место на Кавказе и в 21 веке

2.1. Кавказ в жизни Лермонтова

Лермонтов и Кавказ – это одна из серьезнейших тем в литературоведении.

Кавказский край занимает исключительное место в жизни и творчестве Лермонтова.

Лермонтов изображает целый ряд героев, мстящих за свое личное ущемление из ревности или по обычаю кровавой мести. Они ведут себя так, как будто им все дозволено.

«Как я любил твои бури, Кавказ!

Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают.

Эти строки написал М.Ю. Лермонтов. Но свое отношение к Кавказу Лермонтов выражал не только с помощью словесных образов, но и часто запечатлевал увиденное на холсте. Остались многочисленные рисунки, акварели и несколько картин, выполненные с большим профессиональным мастерством. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее, выразивший свою бесконечность.

Горцы – это общее название народов Северного Кавказа, которых насчитывалось более 70. Самыми многочисленными были черкесы, абхазцы, чеченцы, ингуши и другие, при этом каждая группа делилась внутри еще на несколько групп. Каждый народ имел свои особенности, свою уникальную и неповторимую культуру. Однако можно выделить общие черты: в этот период идет распад родоплеменного строя, начинается процесс формирования государственности, для которого характерно стремление завоевать, покорить своего соседа. Данный период прошли все государства: Россия, Франция, Англия, но в XIX веке Россия – это государство, которое имеет многовековую историю, систему государственного управления, законы. Единую экономическую систему. Действительно произошло столкновение двух непохожих культур.

2.3. Свадебные обычаи

На Кавказе во многих селах сохранилось особое уважительное отношение к гостям из России. Если по соседству с семьей, в которой находятся гости, проходят свадьбы, праздненства по случаю рождения ребенка, то хозяева обязательно приглашаются вместе с гостями. Таким образом горцы проявляют свое уважение к людям другой национальности и дают возможность познакомиться с традициями и укладом жизни горцев.

Исследователи устного народного творчества карачаевцев и балкарцев отмечают их исключительно богатую любовную лирику, в частности лирические четверостишия - инары. "Без инаров, - пишет Р. К. Ортабаева, - не обходится ни одна свадьба, ни одно народное гулянье, ни одна молодежная вечеринка".

По ее наблюдениям, "в карачаево-балкарской лирике любовь трактуется как чувство сильное, властное, приносящее одновременно радость и страдание. В то же время она строго сдержанна. Знак любви здесь - мимолетная улыбка при рукопожатии, и незаметный для окружающих взгляд при встрече на улице, и приглашение на танец. " [2]

Брат Бэлы — Азамат хочет во всем походить на Казбича, но он слишком молод, неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез — мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило.

На Кавказе испокон веков существовал обычай, когда невесту похищали из родного дома против воли родителей. В дальнейшем похищенная девушка становилась женой, и на этом конфликт между родом похитителя и родителями девушки заканчивался.

Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов.Как и другим народам Кавказа, черкесам известны две основные разновидности заключения брака: брак по сговору и брак похищением. Наиболее предпочтительной, сугубо традиционной считалась и считается первая. Вторая разновидность имеет свои варианты: настоящее насильственное похищение, похищение с согласия девушки (брак уводом), похищение с ведома всех заинтересованных сторон (брак уходом).

Насильственное похищение невесты против ее воли всегда воспринималось, а тем более воспринимается теперь как унижение достоинства девушки и оскорбление ее родных . В этих условиях девушка оказывается перед дилеммой: она может вернуться в родительский дом, предав тем самым похитителя в руки закона, но тогда и она наказывается презрительной кличкой "волоченная девушка" или "девушка, вернувшаяся от волочения ". Поэтому такая девушка в большинстве случаев соглашается на вынужденный брак. [3]

  1. Примеры умыкания невест (из рассказов очевидцев)

Времена, когда горцы крали невест, постепенно уходят в прошлое. Теперь это происходит крайне редко, да и то по согласию девушки. Ситуация ныне иная: если раньше родители сами подыскивали сыну жену, которая была бы ему ровней по статусу и богатству, то сейчас молодые, как правило, женятся по любви.

Впрочем, свадьба со сватовством всегда была в большем почете, чем воровство невесты.

Из истории вопроса об умыкании и калыме .

В противоположность насильственному похищению, два другие вида похищения - не редкость. Родственники похитителя стремятся возместить "обиду" повышенной суммой сговорных денег за невесту. Вот почему в условиях возросшего семейного достатка у карачаевцев наряду с браком по сговору (как наиболее престижным обычаем) бытует брак уводом, хотя последний и считается малопрестижным обычаем. Похищение невесты против воли ее родителей, но по договоренности с ней самой и приняло обрядовый характер, а размеры сговорных денег, преподносимых при улаживании конфликтов, имеют тенденцию к возрастанию. В семьях, стремящихся сократить свадебные расходы, практикуется брак уходом. Как при браке по сговору, так и при браке похищением большое значение в прошлом имел калым В первые же годы Советской власти калым был запрещен. Еще в мае 1921 г. председатель Карачаевского окрисполкома У. Д. Алиев в своем первом открытом письме населению округа писал, что "в нашей свободной автономии не может быть ни насилия, ни продажи" . В 1922 г. ЦИК ГАССР принял ряд постановлений о запрещении покупного брака ), а в 1924 г. по проекту Наркомюста (ст. 232 УК РСФСР) ВЦИК издал для Карачаево-Черкесской области специальный закон, по которому уплата; калыма за невесту каралась лишением свободы или принудительными работами до 1 года .

С карачаевскими пышными свадебными подношениями боролись и представители КПСС. Старейшины Карачаево-Черкесии сегодня также выступают против расточительства на свадьбы. По словам заместителя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаила Бостанова, бедные слои населения, чтобы шикарно провести свадебный обряд и не отставать от богатых, трудятся день и ночь, лезут в долги. Несмотря на это, карачаевцы продолжают держаться за эти обычаи, дарят подарки, свадьбы все такие же пышные и многочисленные, а по улицам продолжают мчаться машины с роскошными коврами.

Ныне выплата так называемых сговорных денег (сез таус-ханлыкъ ючюн) при заключении брака не воспринимается у карачаевцев как брачный выкуп, калым. С другой стороны, в связи с возросшим материальным достатком размеры этой суммы поднялись. [4]

Обычное право адыгов (черкесов) строго охраняло жизнь и здоровье членов общества, давая потерпевшему и его родственникам право мстить за пролитую кровь, за оскорбленное достоинство. Но кровная месть была не только правом потерпевшей стороны: убийство или нанесение раны члену рода, посягательство на половую неприкосновенность женщин, оскорбления и многие другие деяния, порождали обязанность всех родственников мстить не только самому преступнику, но и, если он скрывается, членам его рода.

Л.Я. Люлье указывает; "Черкес. обязан заступаться и принимать участие в делах не только ближайших родственников своих, но даже целого племени (clan), к которому он принадлежит". [5]

Итак, Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель при первом же прикосновении к творчеству Лермонтова ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира.

И все же общие идеи, лежащие в основе творчества Лермонтова, поддаются определению и объяснению. Это — идеи личности и свободы, которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии. Лермонтов нашел в этих идеях, существовавших и до него, особый аспект и воплотил их со страстью, своеобразием и полнотой, неизвестными его предшественникам в русской поэзии. Творчество Лермонтова, несущее эти идеи, способствовало обострению критического сознания его современников и было целиком направлено против бесчеловечности. И в наши дни творчество Лермонтова сохраняет свое великое значение, все еще тревожит и беспокоит. Поэзия Лермонтова противостоит всяческой регламентации мышления и попиранию человеческой личности. В борьбе за человека, за его достоинство, за его свободу, за его право на гордую и бесстрашную мысль, в борьбе с бездумным благодушием и духовной неподвижностью беспокойная и мятежная поэзия Лермонтова помогает нам и теперь, как она помогала своим читателям в прошлом.

Лермонтов как бы вобрал в свое творчество типичные романтические настроения эпохи, проникся ими, но подчинил эти настроения личной, глубоко индивидуальной жизненной позиции.

Все романтики того времени противопоставляли личность враждебной действительности, но только Лермонтов занял позицию решительного и активного протеста.

Вместе с тем, Лермонтов откликается на самые животрепещущие для своего времени темы, среди которых – Кавказ, отношения с горцами, значение Кавказа для России. Лермонтов в своих произведениях как в поэтических, так и в живописных показывает красоту природы Кавказа, восхищается свободолюбием, отвагой, гордостью, воинственностью горцев, проникает в культуру кавказских народов. Сегодня, когда кавказская тема звучит не менее актуально, чем во времена Лермонтова, так как Кавказская проблема не решена в современном обществе, поэтому необходимо постоянное обращение к творчеству Лермонтова, которое может дать ответ на многие стоящие перед нами вопросы.

Творчество Лермонтова принадлежит к числу все еще недостаточно объясненных явлений в истории литературы. Нет единства взглядов по некоторым вопросам его эволюции, в трактовке отдельных произведений. Все это свидетельствует о том, что художественное наследие великого поэта и сегодня стимулирует исследовательскую мысль, заставляя ученых постоянно обращаться к замечательным произведениям Лермонтова при решении многих важных вопросов как истории, так и теории литературы.

Времена, когда горцы крали невест, постепенно уходят в прошлое, однако имеют место и в настоящее время. Об этом свидетельствуют факты очевидцев, отраженные в работе, а также ситуации, освещаемые в прессе.

В Ингушетии ввели штраф за похищение девушек.. Мужчина, отнявший невесту у другого, вынужден будет заплатить 300 тысяч рублей. Деньги со штрафов за похищение невест передадут мечетям. После этого случаи умыкания значительно сократились.

Поводом пересмотреть закон стали события в Назрани, где в конце октября 2013 свадебное похищение родственницы полицейского закончилось стрельбой, погибли 3 человека.

Похитителей невест в Ингушетии будут штрафовать на 200 тысяч рублей, а их пособники заплатят вдвое меньший штраф.

Дом и быт горцев

Во все времена традиционными занятиями горцев были скотоводство и пашенное земледелие. В горах, где пахотных земель было немного, занимались садоводством и виноградарством. На северных равнинах Дагестана добывали соль и нефть, которыми снабжалась большая часть горного края. На перекрестках дорог с давних времен бурно развивалась торговля.

Аулы чаще всего располагались на южных склонах гор. Из-за недостатка места дома стояли очень плотно, занимая каждый свободный участок скалы или утеса и нависая над самыми пропастями.

Селения горцев выглядели как большая каменная лестница, в которой крыша одного дома являлась полом или двором для дома сверху. Жилища строились из камня, которого в горах всегда было достаточно. Нередко дома имели по три, четыре и даже пять этажей.

На равнине жилье было другим. Со строительным материалом здесь было труднее, поэтому камень и дерево в строительстве почти не применяли. Стены домов делали из самана (смеси соломы и глины), а крышу покрывали соломой. На размерах жилья не экономили. В каждом доме обязательно была кунакуй – комната для гостей.

Одежда у разных народов Дагестана была схожей. Мужчины носили рубаху, штаны, бешмет и черкеску. На голову надевали папаху. Верхней одеждой были башлык, овчинная шуба или бурка. Обувь делали из кожи и войлока. У каждого горца на поясе висел кинжал.

Традиционный женский костюм состоял из штанов, платья-рубахи, длинного распашного платья с двойными рукавами.

Голову повязывали платком. Женские платья украшались вышивкой и серебряными изделиями. Больше остальных любили украшать свои костюмы табасаранцы. Не только одежда, а еще и предметы быта, ковры и даже портянки у них были отделаны узорчатой каймой.

Горцы жили сельскими общинами (джамаатами), которые управлялись советом старейшин. Для решения общих дел созывался сход мужчин. У горцев существовало сословное разделение, были сильны обычаи кровной мести и платы за убийство, а также гостеприимство и уважение к старшим. У некоторых народностей существовал обычай искусственного родства – побратимства, когда детей из одной семьи воспитывали в другой.

Мужская работа в семье заключалась в уходе за домашним скотом, заготовке сена и дров, выполнении полевых работ. На женщине были все дела в доме. Она убирала, готовила еду, растила детей. В горских семьях было не принято сильно ласкать детей. Мальчиков с малых лет готовили к самостоятельности и ответственной роли главы семьи. Они должны были стать хорошими работниками и защитниками. Девочек воспитывали покладистыми, приучали во всем повиноваться мужу.

В еде горцы придерживались мясных и молочных продуктов. Самые распространенные блюда – шурпа, хинкали. Кроме них готовили кашу, вареники с различной начинкой, блины. По праздникам ели пироги и плов. Из солода и толокна готовили слабоалкогольный напиток чачу, в горных долинах делали вино. В летнее время года на столе непременно были свежие овощи, фрукты и ягоды.

У народов Дагестана есть множество сказок, пословиц и легенд, есть свои лирические и героические эпосы. Из танцев особенно известна лезгинка. Традиционные музыкальные инструменты – агач-гумуз, чунгур, зурна, саз, свирель и бубен. Национальная литература Дагестана представлена такими известными писателями советского периода, как Акай Акаев, Бадрутдин Магомедов, Сулейман Стальский, Расул Гамзатов.

Из ремесел в Дагестане наиболее распространенными были ткачество, производство войлока, ковров, медной посуды, обработка кож, гончарное, кузнечное, оружейное дело, чеканка по металлу. На весь Кавказ славились ювелирные изделия кубачинских мастеров.

Издавна каждый дагестанский народ живет преимущественно на определенной территории. Самые немногочисленные народности живут компактно. Например, годоберинцы населяют аулы Годобери и Зиберхали. Кубачинцы живут только в одном ауле Кубачи.

Горцы Кавказа, таким образом, по природе ве¬щей относятся к первой категории. Захват — их един¬ственное занятие, единственный способ добыть одеж¬ду и оружие. Почва их гор обеспечивает их лишь скудной пищей, а их стада дают шерсть для грубых тканей, но горец хочет иметь: длинное ружье, укра¬шенное серебром, платье, обшитое галуном, хочет купить красивую девушку, которая станет его же¬ной, и хочет пить водку и бузу. А так как желает этого человек по натуре храбрый, привыкший с ко¬лыбели во всем себе отказывать, к тому же нищий и скупой, то он присваивает себе все то, что может захватить. Горец отправляется в поход, как на охоту, и добыча, которую он захватывает с риском для жиз¬ни, есть плата за его усилия и является предметом его гордости и стимулом к дальнейшим действиям. Намерение убедить горца, который наподобие орла видит в девственной природе лишь добычу и врагов, что разбой — это постыдный порок, равноценно же¬ланию укусить луну.

До тех пор пока цивилизация не изменит их об¬раза жизни и нынешние нравы, пока торговля не будет у них под защитой их потребностей, горцы всегда будут теми, кто они сейчас есть.

В Закавказье простота, наивность и бедность гор¬цев соединяется с хитростью армян, гордостью гру¬зин и утрированной учтивостью и лицемерием пер¬сов. Одним словом, там присутствуют те же пороки, что и у горцев, но без их добродетелей.

Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди на¬ходились еще недавно; и как мы бы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа — это лишь остатки народов, погибших или же рассеяв¬шихся, которым некогда удалось спастись в этих го¬рах, где они сами, в свою очередь, относились к мест¬ным жителям подозрительно.

Так как почва давала им лишь скудное пропита¬ние, они стали добывать необходимое набегами. Этот новый образ жизни был причиной того, что каждый

род был настороже по отношению к соседним родам и не доверял им, следовательно, и торговля — источ¬ник богатства и процветания - -была совершенно неведома этим племенам, и цивилизация там не смог¬ла развиться.

Земля, которую они занимали, была пригодной лишь для пастбищ, и присмотр за скотиной стал, таким образом, их единственным занятием, в осо¬бенности же потому, что скотина не требует особых забот, и, таким образом, они могли предаваться праздности в свое удовольствие. Этот образ жизни сохранился на Кавказе до наших дней, за исключе¬нием племен, которые занимают долины и низины, и можно заключить, что именно в этих причинах -корень стольких недостатков, в которых упрекают горцев.

Нужда породила склонность к разбою и вследст¬вие — взаимную подозрительность, за которой сле¬дуют коварство, вероломство, лицемерие, злоба и мстительность.

Так до наших дней у них нет стабильности во взаимоотношениях друг с другом, у них нет управле¬ния с установленными правилами, они предпочита¬ют разрешать распри и кончать ссоры немедленно, это сделало их настолько нетерпимыми в этом отно¬шении, что они даже согласны быть невинно нака¬занными, чем ожидать своего оправдания в резуль¬тате длительного судебного разбирательства.

Горец использует малейшую сиюминутную воз¬можность для взятия добычи, рискуя лишиться боль¬шей, но которой надо было бы ожидать со време¬нем.

Они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются масте¬рами своего дела, пользуются наивысшим уваже¬нием и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже просто¬людины приобретают себе репутацию таким же способом.

Горцы Кавказа, таким образом, по природе ве¬щей относятся к первой категории. Захват — их един¬ственное занятие, единственный способ добыть одеж¬ду и оружие. Почва их гор обеспечивает их лишь скудной пищей, а их стада дают шерсть для грубых тканей, но горец хочет иметь: длинное ружье, укра¬шенное серебром, платье, обшитое галуном, хочет купить красивую девушку, которая станет его же¬ной, и хочет пить водку и бузу. А так как желает этого человек по натуре храбрый, привыкший с ко¬лыбели во всем себе отказывать, к тому же нищий и скупой, то он присваивает себе все то, что может захватить. Горец отправляется в поход, как на охоту, и добыча, которую он захватывает с риском для жиз¬ни, есть плата за его усилия и является предметом его гордости и стимулом к дальнейшим действиям. Намерение убедить горца, который наподобие орла видит в девственной природе лишь добычу и врагов, что разбой — это постыдный порок, равноценно же¬ланию укусить луну.

До тех пор пока цивилизация не изменит их об¬раза жизни и нынешние нравы, пока торговля не будет у них под защитой их потребностей, горцы всегда будут теми, кто они сейчас есть.

В Закавказье простота, наивность и бедность гор¬цев соединяется с хитростью армян, гордостью гру¬зин и утрированной учтивостью и лицемерием пер¬сов. Одним словом, там присутствуют те же пороки, что и у горцев, но без их добродетелей.

Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди на¬ходились еще недавно; и как мы бы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа — это лишь остатки народов, погибших или же рассеяв¬шихся, которым некогда удалось спастись в этих го¬рах, где они сами, в свою очередь, относились к мест¬ным жителям подозрительно.

Так как почва давала им лишь скудное пропита¬ние, они стали добывать необходимое набегами. Этот новый образ жизни был причиной того, что каждый

род был настороже по отношению к соседним родам и не доверял им, следовательно, и торговля — источ¬ник богатства и процветания - -была совершенно неведома этим племенам, и цивилизация там не смог¬ла развиться.

Земля, которую они занимали, была пригодной лишь для пастбищ, и присмотр за скотиной стал, таким образом, их единственным занятием, в осо¬бенности же потому, что скотина не требует особых забот, и, таким образом, они могли предаваться праздности в свое удовольствие. Этот образ жизни сохранился на Кавказе до наших дней, за исключе¬нием племен, которые занимают долины и низины, и можно заключить, что именно в этих причинах -корень стольких недостатков, в которых упрекают горцев.

Нужда породила склонность к разбою и вследст¬вие — взаимную подозрительность, за которой сле¬дуют коварство, вероломство, лицемерие, злоба и мстительность.

Так до наших дней у них нет стабильности во взаимоотношениях друг с другом, у них нет управле¬ния с установленными правилами, они предпочита¬ют разрешать распри и кончать ссоры немедленно, это сделало их настолько нетерпимыми в этом отно¬шении, что они даже согласны быть невинно нака¬занными, чем ожидать своего оправдания в резуль¬тате длительного судебного разбирательства.

Горец использует малейшую сиюминутную воз¬можность для взятия добычи, рискуя лишиться боль¬шей, но которой надо было бы ожидать со време¬нем.

Они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются масте¬рами своего дела, пользуются наивысшим уваже¬нием и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже просто¬людины приобретают себе репутацию таким же способом.

Горец использует малейшую сиюминутную воз¬можность для взятия добычи, рискуя лишиться боль¬шей, но которой надо было бы ожидать со време¬нем.

Они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются масте¬рами своего дела, пользуются наивысшим уваже¬нием и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже просто¬людины приобретают себе репутацию таким же способом.

Гост

ГОСТ

Языки народов Кавказа

Высочайший горный хребет Кавказа тянется от Азовского моря на западе до Каспийского моря на востоке. Западные склоны Кавказа спускаются к побережью российской части Черного моря, а в южных долинах и отрогах находятся Азербайджан и Грузия.

Народы Кавказа живут в горах и предгорьях северных склонов. Территория Северного Кавказа в административном плане делится между семью республиками:

  • Карачаево-Черкессией,
  • Адыгеей,
  • Кабардино-Балкарией,
  • Северной Осетией (Аланией),
  • Ингушетией,
  • Чечней,
  • Дагестаном.

Кавказские народы внешне однородны – они светлокожие, темноглазые, темноволосые, с крупным горбатым носом и узкими губами. Горцы, как правило, по сравнению с жителями равнинных территорий, имеют более высокий рост.

На Кавказе смешалось почти 40 языков, поэтому его часто называют Вавилоном. Специалисты выделяют западно-кавказские, восточно-кавказские и южно-кавказские языки.

Люди, живущие северо-западнее Сочи – это абхазы, шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы говорят на западно-кавказских языках.

Языки восточного Кавказа (нахские) включают ингушский, чеченский, и дагестанский язык.

В небольших селах проживает 15 малых народов в Северном Дагестане, и все они говорят на разных языках. Языком межнационального общения для них является аварский, который изучают в школах.

Лезгинские языки звучат в Южном Дагестане, но лезгины живут и в соседних республиках. Даргинский язык является преобладающим в Центральном Дагестане.

В пределах Северного Кавказа проживают и тюркские народы – балкарцы, карачаевцы, кумыки, нагайцы, есть горские евреи – таты. Татский и осетинский языки относятся к иранской группе индоевропейской семьи.

Языки народов Северного Кавказа до октября 1917 г не имели письменности. Алфавиты для большинства языков кавказских народов на латинской основе были разработаны в 20-е годы.

Алфавит на русской основе был разработан в 30-е годы, но он оказался менее приспособленным к передаче звуков речи кавказских народов.

Готовые работы на аналогичную тему

Очень многие кавказские народы хорошо знают русский язык и говорят на нем. На Кавказе, не считая переселенцев – немцев, греков, славян, насчитывается более 50 больших и малых коренных народов.

Живут и русские, но, в основном в городах, например, в Дагестане, Чечне и Ингушетии русские составляют 10-15% всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии русские составляют до 30%.

Кавказские народы по вероисповеданию в основном мусульмане. К православным относится большая часть осетинцев, а горские евреи исповедуют иудаизм.

В ряде регионов Кавказа, в конце XX века популярными стали идеи ваххабизма, в основном это коснулось Чечни и Дагестана. Течение это возникло на Аравийском полуострове. Течение это требует строгого соблюдения исламских норм жизни, выступает против участия женщин в общественной жизни, требует отказа от музыки и танцев.

Семейный и общественный быт кавказских народов

Особенностью семейного и общественного быта кавказских народов в первой половине XIX было сохранение обычаев, которые своими корнями уходили в патриархально-родовой строй. Устойчивость этого быта в значительной степени сохраняла семейные общины наряду с малой семьей, правда была не везде одинакова, что зависело от многих факторов.

Семейная община была наиболее распространенной в высокогорных и горных районах, там, где развивалось террасное земледелие и отгонное содержание скота. Объяснялось это тем, что в развитии данного типа хозяйства требовалось большое число рабочих рук. Большая семья обслуживала себя сама, поэтому в условиях натурального хозяйства женщина помимо всей домашней работы выполняла обязанности по обработке шерсти, хлопка, конопли, кожи, изготовлению одежды и др.

Рисунок 1. Женская работа по дому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Те семьи, которые выделялись, сохраняли структуру малой семьи или вырастали в новые большие семьи. Выделившиеся семьи, как правило, селились ближе к отцовской семье. Малая семья состояла из супругов и их детей. Старики чаще жили с сыновьями.

Когда сыновья женились, родители выделяли их в самостоятельные хозяйственные единицы. Происходило это не сразу, потому что молодой семье необходимо было создать для себя материальную основу. Женская половина в малой семье полностью подчинялась мужчинам, младшие подчинялись старшим, разделение труда было традиционным.

Положение мужчины в семье и обществе усиливалось, потому что они играли важную роль в общем производственном труде.

Адат и шариат строго регламентировали поведение женщин, её положение в семье и обществе было зависимым. Особенно тяжело было молодым женщинам, строгая система запретов и обязанностей по дому подчеркивали это неравенство.

Женщина не имела право на принятие самостоятельных решений, не имела право на развод, в то время как муж мог оставить её в любое время или привести новую жену.

Женщинам Чечни, Адыгеи, Дагестана запрещалось присутствовать в одном помещении с мужчинами и даже еду для гостей приходилось передавать через мужа или сына.

В брак молодые люди вступали только по воле родителей, в Дагестане, например, браки осуществлялись в пределах родственной группы, у других народов была строгая экзогамия.

Пятнадцатилетний возраст считался брачным, но практиковалась выдача замуж и 13-14-летних девочек. Помолвка детей шла в раннем возрасте, а одним из способов заключения брака было похищение невесты.

Обычаи и традиции кавказских народов

В основе обычаев и традиций большинства народов Кавказа лежит религиозная основа - адат - свод мусульманских правовых норм.

Истоки адата возникли раньше пришедшего сюда христианства.

Отличительной особенностью народов Кавказа является безграничная преданность своей вере, как для мусульман, так и для христиан. Гостеприимство кавказцев известно далеко за его пределами.

Каждая семья и её члены хорошо знают, что гостя надо накормить, уважать, предоставить ему кров. Корни этой традиции уходят в древнее время, люди тогда проявляли гостеприимство для того, чтобы предотвратить поступки постороннего человека внутри своей общины, поэтому переоценивать данную традицию не стоит.

Что касается одежды народов Северного Кавказа, то в ней много общего. Общий для мужчин Кавказа костюм сформировался к концу XVIII века – это бешмет, черкеска, бурка, башлык, папаха.

Общие черты одежды объясняются тем, что она хорошо приспособлена к военным и всадническим функциям.

Национальное и местное своеобразие характерно для женской одежды, которая по покрою была похожа на мужской костюм, было и сходство в обуви.

Интересным является черкесский обычай усыновления. Все права и обязанности усыновляемый имел после того, как три раза поцелует голую грудь названной матери при людях.

При кровной мести мужчина мог избежать наказания после того, если с помощью хитрости или силой прикасался к груди матери погибшего, в этом случае он становился её сыном.

Что касается обычая кражи невест, то здесь лидируют кабардинцы. Кража происходит как с согласия девушки, так и без него, только в этом случае для жениха будут очень плохие последствия. При согласии девушки её увозят на машине и прячут в доме родственников жениха, и с согласия невесты мулла оформляет брак. Среди всех причин умыкания невесты основной является экономия на сватовстве, которое считается дорогостоящей церемонией. Этот обычай широко распространен и сегодня.

У женщин Северной Осетии есть святое место, куда они приходят просить счастья и семейного благополучия. Этим местом является пещера, спрятанная в горах. Предание говорит о том, что во времена нашествия Тимура в этой пещере женщина спасла детей – сирот Алании. Осетины называют эту женщину Задалеская нана, именно к ней обращаются за помощью, принося в пещеру три пирога и молоко.

Лезгинка – танец Кавказа, традиционно лезгинку на гармошке в Ингушетии исполняют только женщины. Кавказская гармошка – сугубо женский инструмент, а мужскими считаются струнные инструменты.

Самым значимым подарком в день совершеннолетия для чеченского юноши является папаха, главный атрибут мужской одежды, символ чести и достоинства. Снимается этот головной убор, когда просят пощады от кровной мести. Надев папаху, юноша становится зрелым и несет ответственность за свои поступки.

Обычаи и традиции – это сокровище предков, многовековой опыт общества и народы Северного Кавказа чтут его ревностно.

Читайте также: