Как уберечь себя от духовного оскудения сочинение

Обновлено: 02.07.2024

предлагает нам подумать над вопросом о нравственном оскудении личности и сам же предлагает иллюстративный материал для осмысления.
Обратимся к рассказу “Ионыч”. В нем писатель показывает двух главных врагов умного человека Дмитрия Ионовича Старцева. Это пошлось дома Туркиных и пагубное влияние бытовых условий.
Семья Туркиных считалась в обществе образованной и талантливой. И Старцев находит этому подтверждение, когда первый раз попадает в их дом. Хозяин был талантливым артистом-любителем, хозяйка писала романы и повести, а дочь неплохо играла на рояле. К гостям они относились весьма радушно.

это радушие становилось своеобразной пеленой, не позволяющей главному герою рассмотреть, что же они представляют собой на самом деле. В ходе повествования мы понимает, что жизнь этой семьи монотонна, в ней ничего нового не появляется. Только гости вносили свежую струю своим появлением. Но хозяева показывают лишь то, что уже всем давно известно.

Так, перед нами предстает однообразная, можно сказать, беспросветная жизнь.
Но в эту картину пока совершенно не вписывается Дмитрий Ионович Старцев. Автор выбирает именно этот образ, чтоб показать в движении, как можно опуститься в это болото пошлости и потерять свои нравственные принципы, то есть оказаться на пороге оскудения.
Вначале Старцев показан весьма целеустремленным человеком: он хочет быть хорошим врачом. При этом он радуется жизни, “…после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал…”.
Вскоре в его душе поселяется и прекрасное чувство – любовь. Кажется, что жизнь прекрасна и бьет через край. Возможно, автор хотел показать, что именно такой жизнерадостный человек сможет изменить застоявшиеся устои общества и привнести в него свежую струю.

Так, у Котика появляется шанс вырваться из этого порочного круга. Но она не хочет воспользоваться удобным случаем. Наоборот, героиня смеется над горячностью Старцева и назначает ему свидание на кладбище.

Сама же на него не приходит. А после на предложение молодого человека отвечает отказом. Она выбирает музыку, а не любовь человека. То есть девушка не хочет вырваться из того болота, в котором оказалась со своими родителями.

Отказ Екатерины Ивановны сильно повлиял на Старцева, возможно, он стал первой ступенькой в этот мир пошлости.
Автор представил нам готовый образец семьи, если так можно сказать, болота, которое засасывает Старцева и не позволяет ему понять их пустоты и в какой-то степени пошлости. Оскудение и духовная пустота общества губернского города С. постепенно проникает и в душу врача. Он начинает жить по его законам. Также свою роль играет и бытовая атмосфера, засасывающая героя в неподвижной ритм провинциального города.

И какие черты появляются в его портрете через четыре года? Это полнота и одышка. Но Старцев еще не полностью погрузился в этот провинциальный мир и быт. “Старимся, полнеем, опускаемся, – говорит он Екатерине Ивановне. – Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Так автор показывает нам, что без того движения и стремления жизнь становится бессмысленной.

Она застывает на месте и не дает пищу ни самому человеку, ни его мыслям. Человек является словно статуей, на которой время пишет свои законы. Таковым и становится Ионыч еще через несколько лет.

От его имени сохраняется только отчество, хотя он имеет солидный вес в обществе и несколько домов. Но самое страшное в этом изменении то, что Ионыч совершенно не сопротивляется такому губительному влиянию среды.

В Старцеве не осталось душевных сил для того, чтобы сделать свою жизнь интересной. Он целиком поддается влиянию общества.
Однако не только общество, но и сами идеи человека смогут быть для него губительными. Такое нравственное оскудение личности показывает А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”. Главного виновника он ставит в заглавие произведения, чтобы мы сразу же могли понять, кто становится своеобразным идолом брата Алехина. В отличие от Ионыча он показан весьма деятельным человеком, так как многое сделал для того, чтобы заполучить усадьбу с крыжовником.

Для этого он даже женился “на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки”. Но купить то, что он хотел не получилось. В новой усадьбе не было “ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом, как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую – костопальный”.

Но и такой промах не остановил брата Алехина, он решил сам посадить крыжовник. И когда человек наконец добился своей цели, он резко изменился. Автор дает весьма иронический потрет нового помещика: “…сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Брат Алехина настолько обрюзг и опустился, что писатель сравнивает его со свиньей.

Жизнь его опустошена, но наполнить ее нравственным содержанием он не может, так как все его душевное пространство занято крыжовником. Места для книг, знаний или моральных принципов не осталось.
Определенные черты, как и в образ Старцева, вносит в жизнь нового барина быт. “Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно”. Также его нравственную пустоту заполняет и тщеславие, поэтому ему и собственная фамилия – Чимша-Гималайский – начинает нравится. Но в этом рассказе Чехов не просто представляет картину нравственного оскудения личности.

Он осуждает ее устами Алехина, который был потрясен тем, что увидел: “К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию”.
Так мы видим, что оба героя стремились к счастью. Для его создания они многим пожертвовали. Но писатель такой жертвы не принимает. Нельзя построить счастье только на деньгах, крыжовнике или быте.

Это духовная пустота, а не основание для того, чтобы личность получила свое развитие или хотя бы не падала в бездну или болото. И если в об этом догадывается хотя бы один из героев А. П. Чехова, то это значит, что не все потеряно. Общество с его бытом и нравами поглотило и обезличило не всех своих членов.
Алехин пытается наполнить свое существование идеей. И он не считает, что со временем может что-то кардинально измениться для того, чтобы наступило царство этой идеи. Поэтому он находит весьма живописные краски для того, чтобы описать свое опустошенное состояние после увиденного у брата: “…но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост.

Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!” И он единственный из рассмотренных нами героев всем своим существом сопротивляется пошлому миру, чтобы он его ни в коем случае не засосал в свои топи.

Так, Чехов показывает нам две крайности (Старцев и Чимша-Гималайский), два совершенно противоположных человека, которые по-разному подошли к построению и целям в своей жизни. Но их объединяет одно: в этом пути они потеряли самое главное – кусочек своей души. И ее невозможно вернуть ни за деньги Ионыча, ни с помощью кустов крыжовника Чимша-Гималайского.

Неизменно, на протяжении долгого времени приходится наблюдать за тем, как непросто даются человеку его первые (да и не только первые) шаги в православном храме. Сколь многое вызывает непонимание, недоумение, как трудно дается движение вперед, как часто человек замирает на полпути, не зная, как ему это движение продолжить. Записки, которые я планирую разбить на несколько частей и опубликовать здесь, родились именно как попытка помочь людям, только-только входящим в церковную жизнь. И мне кажется, что знакомство с ними будет не лишним как для тех, кто переживает период неофитства, так и для тех, кто ходит в храм не первый год.

Когда мы говорим о цели христианской жизни, то ответ на вопрос о том, в чем она заключается, подразумевается сам собой. Он дан однажды и на все времена Самим Спасителем в Его Божественном Евангелии. Эта цель — стяжание Царствия Небесного, то есть бытия и теснейшего единения с Богом как здесь, на земле, так и в блаженной вечности. Но каково конкретное наполнение этих очень простых и кратких слов, каковы пути к достижению Небесного Царствия, как может узнать для себя христианин, насколько далек или близок от этого Царствия лично он — вот, что обязательно нужно уяснить для себя каждому из нас.

Жизнь человеческой души в ее отношении к Богу, тот внутренний путь, который проходит человек от незнания своего Творца до ощутимого единения с Ним, всегда относится к области сокровенного, скрытого от взора внешнего наблюдателя. Но подлинная сущность жизни христианской носит характер именно внутренний, это жизнь сердца, той таинственной обители, которую избирает Своим храмом и в которой вселяется невместимый всей вселенной Господь.

Говоря так, мы имеем в виду не только умножение соблазнов или жестокость и холодность окружающего мира. Учение о спасении — учение не книжное, сухое, а живое, предполагающее непосредственное восприятие опыта, его передачу от наставника к наставляемому, от учителя к ученику. Живой опыт христианского подвижничества — как раз то, чего сегодня очень остро недостает. Нельзя, наверное, утверждать, что нет людей, достигших определенной меры преуспеяния, нет людей подвизающихся. Однако в то же время факт остается фактом: весьма часто вопрос о пути спасения, заданный пришедшим в Церковь человеком, остается без ответа или же ответ дается, но формальный, не подтвержденный личным опытом отвечающего. И самое главное — люди находят вокруг себя слишком мало примеров для подражания, для научения. А дела назидают гораздо больше слов, назидают даже без каких бы то ни было слов. В то время как слова, делами не подтвержденные, неминуемо приводят к оскудению веры в тех, кто их слышит, видя при том, насколько они зачастую расходятся с делами.

И можно, полагаем, сказать даже больше того. Вопросы о духовной жизни, о внутренней, сокровенной жизни человеческого сердца, будучи по существу первостепенными для христианства, сегодня все больше и больше оттесняются на второй план. Мы все чаще уходим во внешние дела, пусть нужные и полезные сами по себе, но без внутреннего делания нередко обращающиеся в форму, в которой остается слишком мало необходимого содержания.

Тем более уместно говорить об этой беде нам, людям, живущим не в пустыне монашеского безмолвия, но в духовной пустыне современного мира.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пье.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Тема оскудения, духовного угасания личности одна из основных в творчестве А.П.Чехова, он с хирургическорй точностьй обличает в нём мир пошлости и мещанства.

Типичную картиеу обывателеской жизни города Чехов рисует в рассказе "Ионыч".

Всё повествование развёртывается так, чтобы показать, как постепенно опустошается душа Старцева, превращающегося из интилигента в обывателя и стяжателя..Дмитрий, как и все ночлежники оказывается "на дне", где царят алчность, бесчеловечность, жадность. И он не в силах противоборствовать обывательскому окружению, жадность опустошает его душу.

Не способность противостоять среде, своему бедственному положению так же наблюдается и в пьесе Горького "На дне".

Данная тема встречается и в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Глава семейства Мармеладовых - отставной чиновник Семён Захарович, спившийся и дошедший до предела человеческого унижения, существующий за счёт обворовывания собственной се мьи . Даже когда судьба улыбнулась ему, и он получил место, то не смог на нём удержживаться долго, как и у обитателей ночлежки, в частности Актёра, у него небыло сил противиться своему недугу.

Сочинение-рассуждение В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пье Стр. 1

Сочинение-рассуждение В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пье
ЕГЭ
Стр. 1


Но мы следуем не учению Христа, как делали святые, а внушениям своего собственного разума, мы поступаем не по примеру Иисуса, как поступали праведники, но по примеру мира, который весь во зле лежит. Вот почему оскуде преподобный, вот почему и истина умалилась между людьми.

Этою верою святые одержали победу над ложными учениями, над прелестью и соблазнами мира. Этою верою победили они беспорядочные, нечистые влечения своего сердца и искушения злого врага. Этою верою достигли они силы и мужества к перенесению скорбей и страданий. Вера даровала им то величие добродетелей и ту христианскую твердость, которые приводят нас в изумление. А так как нашему времени не достает такой веры, так как гордость настоящего мира враждебно относится к учению Распятого и не считает достойным образованного человека веровать во что-либо другое кроме того, что внушает ему его разум, и признавать другие законы, кроме законов своих естественных влечений и страстей, то вот почему наши мысли и желания, наши цели и стремления так далеки от добродетельной жизни святых, как вечер от утра, как земля от неба, и мы с глубочайшим стыдом должны сказать, что оскуде между нами преподобный. Если некогда св. апостол Павел жаловался, что не все слушают слово Божие и следуют Евангелию, то мы, к сожалению, должны пожаловаться, что очень немногие следуют Евангелию и ведут истинно-христианскую жизнь. В самом деле, не говоря уже о живущих в мире, многие и из удалившихся от мира в святые убежища иноческих обителей приносят с собою туда мир с его суетою, с его страстями и пороками.

Если так отзывался св. отец IV века о своем времени, которое, в сравнении с нашим, еще не скудно было благочестием, то что сказал бы он теперь, когда море неверия и нечестия затопило весь христианский мир.

Далее: подите на торжище жизни, побывайте в том или другом обществе и прислушайтесь к тем разговорам, которые ведутся там. Что слышите вы? Не говорят ли здесь и там совершенно открыто, что наука ныне победила веру, что вера в истины божественного откровения не идет уже к нашему просвещенному веку? Не ставят ли Христа, Сына Божия, в ряд обыкновенных человеческих учителей, отводя ему здесь только первое место. Не смеются ли над Его чудесами и евангельскими событиями, называя их сказками, не выдают ли святые таинства и церковные учреждения за учреждения человеческие и законы евангельские за такие правила, до которых образованному человеку нет никакого дела? Не поражают ли вас иногда даже малосведущие юноши своею дерзостью, до кощунства доходящею, такими суждениями о предметах веры и Церкви, которые могут проистекать только из глубоко испорченного, не христианского сердца?

Еще: возьмите в руки ту или другую книгу, тот или другой журнал нашей светской литературы. Не ясно ли выступает и здесь та же проповедь неверия, та же ненависть ко Христу, Его Евангелию и Церкви?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели и задачи 1) Сформировать у учащихся новое представление о личности и тво.

Цели и задачи 1) Сформировать у учащихся новое представление о личности и творчестве А.П.Чехова, отличающееся от сложившегося стереотипного, где Чехов – автор юмористических рассказов, сформировать понимание, как происходит перерождение интеллигентного человека в человека пошлого; попытаться научить внутреннему противостоянию такому перерождению. 2) Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл, проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы, высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. 3) Воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.

Словарь основных понятий В.И. Даль М.С. Ожегов.

Словарь основных понятий В.И. Даль М.С. Ожегов.

Душа то или иное состояние характера, а также человек с теми или иными свойст.

Душа то или иное состояние характера, а также человек с теми или иными свойствами; вдохновитель чего-нибудь; в царской России: крепостной крестьянин, а также человек, относящийся к податному сословию. Словарь С.И.Ожегова.

Оскудение (скудеть) Становиться скудным, бедным, скуднее, беднее. (Запасы не.

Оскудение (скудеть) Становиться скудным, бедным, скуднее, беднее. (Запасы не скудеют. Оскудеть разумом). Словарь С.И.Ожегова.

Любовь чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения;.

Любовь чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, привязанность к чему-нибудь, М.С.Ожегов состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение, охота, расположение к чему. В.И.Даль.

Сравните Интеллигентный принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладаю.

Сравните Интеллигентный принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой; свойственный интеллигенту. М.С.Ожегов Пошлый Низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый. М.С.Ожегов

Мечта нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; предмет желани.

Мечта нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; предмет желаний, стремлений. М.С.Ожегов

Провинция губерния, область, округ; уезд.(Жить в провинции- не в столице, в г.

Провинция губерния, область, округ; уезд.(Жить в провинции- не в столице, в губернии, уезде). В.И.Даль. Какова же она жизнь в провинции?

А.П.Чехов Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей ж.

А.П.Чехов Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности. М. Горький

Какова основная тема творчества А.П.Чехова? Трагедия жизни - не в исключитель.

Какова основная тема творчества А.П.Чехова? Трагедия жизни - не в исключительных событиях, а в медленном, бессобытийном движении жизни. Она засасывает, как огромное болото. Тема сопротивления этому засасыванию стала основной у Чехова.

Нашёл ли Беликов идеальный футляр? « Теперь, когда он лежал в гробу, выражени.

«Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, скол.

Мнение о Беликове « Беликов - фигура не официальная, не административное лицо.

Опорный конспект

Николай Иванович Кто же этот человек? Каким он был в молодости внешне, внутре.

Николай Иванович Кто же этот человек? Каким он был в молодости внешне, внутренне? (Зачитайте его описание). Как он изменяется, достигая своей цели? Как он относится к своему прошлому? Через что он перешагнул, чтобы получить свой крыжовник?

Есть ли у Чимши-Гималайского теперь мечта? «.. при виде счастливого человек.

Опорный конспект

1)Как вы думаете, для чего в начале рассказа Чехов вставляет рассуждение о лю.

1)Как вы думаете, для чего в начале рассказа Чехов вставляет рассуждение о любви красавицы Пелагее и повара Никанора? 2)Как зарождается любовь? 3)Почему Алехин и Анна Алексеевна не смогли быть счастливыми? 4)Что понял Алехин в своей жизни? 5)Оскудела ли его душа?

Опорный конспект

Какой общий вывод можно сделать по всем этим рассказам? Нет, так жить нельзя.

Какой общий вывод можно сделать по всем этим рассказам? Нет, так жить нельзя. Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению человека жизнь.

А.П.Чехов о человеке «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда.

Моральный кодекс А.П.Чехова Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовле.

Читайте также: