Вам предстоит написать диктант и сочинение какие способности надо проявить в первом и втором случаях

Обновлено: 02.07.2024

Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживёт чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.

Грамматическое задание
1 ВАРИАНТ
1) Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. сложносуффиксальным способом.
2) Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.
3) Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. обособленное обстоятельство. Напишите его номер.
4) Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным; 2. с придаточным определительным. Напишите его номер.

Подготовка к экзамену по русскому языку: пишем сочинение, изложение, диктант, тест

Елена Ланцева старший преподаватель МГТУ им. Баумана

Мария Кригер педагог, обозреватель

В какой бы вуз вы ни поступали, везде вас ждет экзамен по русскому языку. По статистике, именно это испытание оказывается для абитуриентов неожиданно трудным. Не помешает еще раз проверить, насколько вы готовы к предстоящему конкурсному заданию.

Экзамен по русскому языку - как правильно подготовиться?

Шаг первый: внешняя разведка

Первым делом необходимо выяснить, в какой форме будет проходить экзамен. Узнать это лучше заранее: за год-два до начала вступительных испытаний. Каждая форма требует своей методики подготовки. Например, тренируясь упорно в написании диктантов, можно спокойно не заниматься фразеологией или анализом текста. Больше времени уделить трудным случаям, в которых часто допускаете ошибки.

Но если даже вы абсолютно уверены, что предстоит писать диктант, не помешает перепроверить эту информацию. За пару недель до намеченных экзаменов не поленитесь съездить в вуз и уточнить, не будет ли каких-то изменений, - вузы стали менять содержание и количество заданий чуть ли не каждый год.

Разобраться в требованиях института помогут пособия для подготовки, выпущенные вузовским издательством, учебники для подготовительных курсов и записи старательных первокурсников, которые успешно сдали экзамены в прошлом году. Часто справочный материал раздают или продают на днях открытых дверей. Соберите тексты заданий прошлых лет, проработайте их и постарайтесь вывести общие закономерности. Найдите наиболее часто повторяющиеся во всех текстах иноязычные и словарные слова, выпишите самые популярные синтаксические конструкции, отметьте, на каких грамматических правилах "ловят" абитуриентов - словом, составьте собственную программу подготовки.

Шаг второй: внутренний аудит

Если в девятом классе у вас на школьном экзамене по русскому языку была крепкая четверка, то это совершенно не значит, что ту же самую оценку получите в серьезном вузе. Каждый экзаменатор знает медалистов, которым вы поставили двойки при поступлении абсолютно заслуженно! Абитуриенты и их родители никак не привыкнут к мысли, что школа - это одно учебное заведение, а вуз - совсем другое. И школа совершенно не обязана готовить к поступлению в вузы, тем более что их требования сильно отличаются друг от друга. Представьте, в выпускном классе три человека поступают в МГЛУ (пишут диктант), четверо - в МГУ (сочинение) и семь-восемь - в МИФИ (тест). Как в такой ситуации должен поступить учитель? Он сделал главное - заложил базу грамотности в средних классах, а надстраивать ее нужно самим.

Готовы вы к экзамену или нет? Маленький тест по синтаксису можете пройти прямо сейчас. В двух приведенных предложениях должно быть 20 запятых, два двоеточия, два тире и одна точка с запятой.

Утомленный долгой дорогой отвел Григорий коня в конюшню и как во сне поплелся на сеновал спать хотелось безумно однако прошло наверное не менее получаса а сон как назло не шел и не шел потому что проклятые мысли не оставляли молодца и недавние события тревожа все проносились в голове. Измученный он постоянно менял позу и накрывался с головой и даже пытался считать овец ничего не помогало и все вокруг прошлогоднее сено старая одежда и дырявая крыша стало вызывать раздражение смешанное пожалуй с желанием поговорить с самим собой что мол брат не спится?

Надиктуйте текст на магнитофон, а потом попробуйте под свою же диктовку его написать - это поможет вам почувствовать себя в роли абитуриента.

Для подготовки к диктанту и изложению лучше выбирать учебник, где больше упражнений, а не теории.

Шаг третий: разведка боем

Понятно, что язык, даже родной, не освоишь за два-три месяца. Многие вузы проводят для подшефных школ контрольно-диагностические работы, приближенные по уровню и требованиям к экзаменационным. А если вы учитесь в другой школе, и понравившийся вуз не шефствует над вами? Серьезные институты (не однодневки!) пошли и здесь навстречу абитуриенту. Они проводят тренинги, обстановка на которых бывает суровее, чем на вступительных экзаменах. Ваша задача - всего лишь узнать телефон приемной комиссии, позвонить и сказать: "Я хочу проверить свои знания. Как это можно сделать в вашем вузе?" Обычно после тренинга проходит разбор работ. И это самое ценное: вы увидите не только пробелы в своих знаниях, но и поймете, как оцениваются работы, сможете прикинуть количество баллов, которые требуется набрать для того, чтобы пройти по конкурсу. Недостатки такого способа: все тренинги платные (от 400-600 руб. за один предмет) и нет индивидуального разбора ошибок.

Можно еще посоветовать взять разовую консультацию у хорошего репетитора - здесь-то с вами повозятся по полной программе! Вы узнаете о себе и своих знаниях много нового и интересного, а иногда вас ждут потрясающие открытия. Вспомните все темы, которые когда-то пропустили, и те, которые не поняли и оставили "на потом" - словом, получите за деньги родителей массу удовольствия. Недостатки такого способа: подобные "смотрины" недешевы (от 700 руб. до 1100 руб. за час), и к хорошим репетиторам трудно попасть.

  1. Как вы обычно изучаете или повторяете предмет? Берете хороший учебник и главу за главой прочитываете, затем наступает очередь упражнений. На самом деле русский язык лучше начать повторять с синтаксиса. Попутно все равно будете писать слова, а умение видеть предложение в целом сразу выведет вас на новый уровень владения языком.
  2. Используйте разные способы подготовки к экзамену по русскому: развешивайте бумажки с трудными словами по квартире, переписывайте отрывки из классических художественных произведений.
  3. Научитесь правильно оформлять свои работы. Проверять вас будет человек, слегка помешанный на чистописании. Четкий почерк, полное написание слов, постановка точек над "ё", правильные переносы. Есть масса вещей, которые покажут проверяющему, что вы уважаете предмет, любите русский язык, трепетно к нему относитесь. И это обернется в вашу пользу.

Как сдать экзамен по русскому?

Книги, без которых вам не обойтись

Нет ничего удивительного в том, что абитуриенты допускают много ошибок на экзамене по русскому языку. В школьном расписании 10-11 классов русского вы не найдете. Многое забывается, вылетает из головы. Чтобы успешно подготовиться, нужно заниматься по учебникам и дидактическим материалам, одобренным и рекомендованным Министерством образования и науки.

  • 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для исполнения. Под редакцией П.А. Леконта. - М., Дрофа, 1999. Обратите особое внимание на разделы: фонетика, графика, морфемы.
  • Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. - М., Просвещение, 1989. Хорошо проработаны морфология и синтаксис.
  • Греков В.С. Пособие по русскому языку для старших классов. - М., Просвещение, 2000. По этой книге лучше изучать и повторять орфографию, пунктуацию.
  • Козловская Н.В. Сивакова Ю.И. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к ЕГЭ. - СПб., Невский проспект, 2004
  • Сборники контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ. Они помогут ознакомиться с форматом экзамена и постановкой вопросов.

Кратко обо всем

  • Длится 1-2 часа.
  • Объем текста - 180-260 слов, включая служебные.
  • Текст художественный или публицистический. Практически без индивидуально-авторских знаков препинания.
  • Читается три раза: первый - полностью, второй - по предложениям и третий - целиком повторно. В престижных вузах текст диктуют через наушники, в вузах попроще - вживую, стоя перед абитуриентами.
  • Длится 3 часа.
  • Объем текста - 400-450 слов.
  • Текст читается два раза. Первый - в замедленном темпе, при этом можно записывать на черновике опорную информацию. Второй - в обычном темпе речи.
  • Если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, преподаватели их пишут на доске.
  • Чтобы получить хорошую оценку, нужно изложить не менее 80% информации.
  • Иногда проводится изложение с элементами сочинения. Требуется ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему или написать свой вариант возможного развития событий. В некоторых вузах вместо творческого задания дается грамматическое.

Галина Жаронкина, председатель предметной комиссии по русскому языку Московского технического университета связи и информатики:

- Зачастую абитуриенты недостаточно серьезно относятся к изложению, считая его самой простой проверкой знаний, а напрасно. Как показывает практика, многие поступающие неверно передают прослушанный текст. В изложении не надо ничего додумывать, стараться уместить не вошедшие в заданный отрывок моменты произведения. Задача состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести текст. Желательно сохранить при этом авторский слог.

Типичные ошибки, которые учитываются при оценке работ, можно разделить на три группы.

К стилистическим относится, в первую очередь, неумение верно построить фразу. На мой взгляд, причина кроется в том, что школьники стали гораздо меньше читать. Отсюда возникает вторая проблема: в изложении допускается масса фактических ошибок, хотя мы стараемся подбирать для заданий отрывки из произведений школьной программы по литературе. Не зная хрестоматийного варианта произведений, ребята путают даже имена героев, упоминаемых в тексте.

Самый сложный для поступающих раздел - синтаксис. Больше всего трудностей вызывает обособление причастных и деепричастных оборотов, вводных слов, постановка знаков препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях. Хорошо бы повторить раздел "Прямая речь".

  • Количество заданий и длительность тестирования каждый вуз определяет самостоятельно.

Иван Пугачев, профессор, председатель предметной комиссии по русскому языку Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий кафедрой русского языка инженерного факультета РУДН:

- С какими трудностями сталкиваются абитуриенты?

Многие теряются при необходимости применить теорию на практике. Например, в тексте требуется найти средства художественной выразительности и определить их роль. Абитуриенты, даже знающие определение метафоры или эпитета, часто не могут обнаружить их в тексте. Это говорит о том, что навыки работы с текстом, умение анализировать и структурировать материал отсутствуют.

Абитуриенты плохо знают языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические. В тупик может поставить вопрос о правильном произношении слова: позвонИшь или позвОнишь, твОрог или творОг.

Еще один пробел в базовых знаниях школьников - определение лексического значения слов. Так, на вопрос "Что такое "кашпо"?" иногда они отвечают: "головной убор".

Важную роль во время экзамена играют психологические аспекты, настрой и собранность абитуриентов. Подчас они не могут правильно рассчитать время работы и в результате не успевают переписать уже готовое задание на чистовик. Мы советуем распределять время (180 мин.) следующим образом: на первую часть теста отвести около 60 мин., на вторую - 30 и на третью - 90 мин. Опыт показывает, что на последний раздел - краткое сочинение - чаще всего не хватает времени. Поэтому желательно ускорить выполнение первой части задания, сэкономив тем самым драгоценные минуты для последней.

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Грамотность письма

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка правильно писать диктанты. В этой статье мы разберем, что может повлиять на плохой результат, и как необходимо готовиться к предстоящей работе.

Диктант – что это

Дети пишут диктант

Дети пишут диктанты для того, чтоб учитель проверил усвоение полученных знаний по языку, в частности по русскому. Существуют общепринятые требования:

  • воспроизведение учеником в тетради прочитанного учителем текста;
  • каждое предложение ребенок услышит три раза: первый раз оно произносится для ознакомления и для того, чтоб в памяти возникло то или иное правило, второй — для написания, а третий — для проверки;
  • чтобы качественно написать работу ученик должен уметь применять изученные правила на письме, а также распознавать знаки препинания с учетом интонации учителя;
  • после того, как педагог закончил читать весь текст, детям предоставляется возможность самостоятельно перечитать написанное и внести исправления, если они имеются.

Факторы, влияющие на плохой результат

Расстроенный мальчик с закрытым лицом, рядом лежит открытая тетрадь

Родители должны понимать, что для ребенка диктант может стать стрессом, потому как детки способны волноваться за допущение малейших ошибок, а тут предстоит большая работа. Однако, нужно помнить о том, что диктанты в школьной программе подбираются с учетом пройденного материала. Не всегда, даже отличники полностью справляются с написанием проверочных работ. Вполне возможно, что и ваше чадо получит плохую отметку. Что же может на это повлиять?

  1. Особенности детской психологии. Когда возникает вопрос, как научить ребенка писать диктант, необходимо учитывать предрасположенность своего чада к стрессовым ситуациям и возможность их преодолеть. Встречаются случаи, когда ребенок, который знает все правила, настолько волнуется, что не способен сосредоточиться, допускает самые глупые ошибки. Для того, чтобы подготовить своего малыша к предстоящему заданию, необходимо, как можно чаще моделировать проведение школьного диктанта в домашних условиях. Если есть возможность привезти друзей своего отпрыска, посадите их рядом и дайте задание, аналогичное школьному. Так, оказавшись уже на уроке, ребенку будет значительно проще пережить диктант. Кроме того, некоторые дети волнуются за то, что не справятся, и им поставят плохую оценку. Объясните своему малышу, что не будете его ругать или наказывать за плохие отметки.
  2. Плохая орфографическая зоркость. Для того, чтобы у детей лучше получалось писать диктанты, необходимо развивать этот навык. С этой целью выполняются различные упражнения, например задания, в которых необходимо проставить пропущенные буквы или разбор ошибок, допущенных другим ребенком или мамой, которая заранее написала неправильный диктант.
  3. Не стоит забывать и о том, что не все дети пишут с одинаковой скоростью. Известны случаи плохих отметок за диктант из-за того, что ребенок не успевал написать и половины прочитанного учителем. Если вы знаете, что ваше чадо не имеет хорошего моторного навыка, необходимо его тренировать. Почаще задавайте ему домашние диктанты. Кроме того, таким деткам необходимо уметь моментально применять правило к словам, чтобы не терять времени на раздумье, как правильно пишется то или иное слово.
  4. Практикуете знакомство ребенка с разными словами, это позволит быстрее и качественнее писать проверочные работы. С этой целью можно давать переписывать тексты, особенно, если малыш имеет дело с толковым или орфографическим словарем.

Основные методы

Мама смотрит за тем, как дочка пишет

Для того, чтобы ребенок писал грамотно, необходимо особое внимание уделять изучению правил и приобретению данного навыка с детьми, начиная со второго по четвертый класс. Этот период считается самым благоприятным для наращивания знаний. Если возникает вопрос, как научить ребенка писать диктанты 2 класс, то можно пойти несколькими путями.

  1. Практиковать в домашних условиях написание данного типа работа.
  2. Давать ребенку дополнительные упражнения с учетом изучаемых правил.
  3. Позволять переписывать текст из книги, желательно такой, в которой имеются словарные слова или изучаемые орфограммы.
  4. Ребенок должен, как можно чаще читать, желательно вслух. Таким образом, будет работать и зрительное восприятия и его слух.
  5. Учиться играя. Можно правила или словарные слова выписывать на отдельных карточках и развешивать их по комнате ребенка. Теперь задавайте ему задание объяснить то, что написано на той или иной карточке.
  6. Поочередно продиктуйте друг другу несколько предложений, теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте. Ребенку обязательно понравится почувствовать себя в роли учителя.
  7. Мотивация. Важно объяснять своему малышу, почему так необходимо иметь грамотную речь и правильное правописание.

Подготовка к предстоящей работе

Мама с дочкой разбирают слова в учебнике

Чтобы понять, как научить ребенка писать диктанты без ошибок, необходимо учитывать возможность домашней подготовки.

Когда все вопросы решены, необходимо приступить к следующему:

  • повторите с ребенком правила;
  • разберите примеры по теме;
  • пусть ваше чадо самостоятельно подберет несколько вариантов с изучаемым правилом;
  • продиктуйте ребенку четыре — пять предложений, чтобы он вспомнил, с каким типом работы будет иметь дело;
  • повторите изученные словарные слова;
  • дайте сыну или дочери задание, аналогичное тем, которые им задают в классе после написания самого диктанта;
  • теперь пришло время провести исследование допущенных ребенком ошибок и их разбор;
  • задача родителей уделять особое внимание моментам, которые тяжело даются ребенку, не нужно их пропускать;
  • также можно предложить списать текст, буквально из нескольких предложений, только подбирайте такой, в котором будут известные ему орфограммы;
  • при списывании ребенок должен комментировать, почему он пишет именно так, а не иначе, то есть воспроизводить вслух правила;
  • напомнить своему чаду, что оценка может быть снижена также за неаккуратное написание и грязные исправления. Покажите, как можно аккуратно карандашиком зачеркивать ошибку в слове и надписать правильный вариант.

День диктанта

Ученики сидят за партами с открытыми тетрадками и слушают.

  1. Во время написания нельзя отвлекаться на посторонние звуки или действия.
  2. Ребенок должен быть сконцентрирован только на учителе.
  3. Если внимательно слушать произношение педагога, то можно с легкостью выявить, в каких местах необходимо расставлять знаки препинания.
  4. Нужно помнить, что первый раз учитель читает для того, чтоб дети могли послушать, задуматься над написанием того или иного слова и расставлением знаков, а второй раз диктуют для того, чтобы ученики могли воспроизвести услышанное на страничке своих тетрадок.
  5. Если сомневаешься, не стоит заглядывать в соседнюю тетрадь. Вполне возможно, что у соседа написано с ошибкой, тогда как у тебя все было правильно.
  6. Не забывай перечитывать написанное. Не всегда с первого раза можно увидеть допущенную ошибку. Если такая замечена, исправляй аккуратно.

Зачем нужна работа над ошибками

Мальчик нехотя пишет в тетради

Скажу из личного опыта. Моему сыну ужасно не нравилось выполнять написание допущенных ошибок с указанием орфограмм. Он всегда противился этому, а иногда даже не хотел признаваться, что ему нужно провести такой вид работы.

  1. Родители должны понимать, что работа над допущенными ошибками позволяет повысить качество мышления и улучшить знания ребенка.
  2. Если малыш повторно пишет слова, в которых была допущена ошибка, вырабатывается двигательная память и повышается шанс, что впредь он не сделает ее в том же слове.
  3. Важно, чтобы дети спрашивали, как пишется то или иное слово, если они в нем сомневаются. Таким образом, оно обязательно отложится в их голове.
  4. Комментировать допущенные ошибки является практичным действием. Ребенок осознает, почему учитель исправил написанное слово, потому как понимает, в чем была допущена ошибка.
  5. Вспоминая правила, используемые в написании того или иного слова, у вашего чада совершенствуются орфографические навыки.

Советы

Не нужно бояться написания диктантов или других проверочных работ. При своевременном изучении правил и небольшой практики в домашних условиях, ваш ребенок добьется хороших результатов. Даже если ваше чадо пока не справляется, не стоит отчаиваться и уж тем более наказывать его за это. Всему свое время. При правильном подходе и соблюдении всех рекомендаций у вас все наладится.



Проверочные работы являются ключевым способом определения качества усвоения школьниками учебного материала. Они дают возможность выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить. Существуют разные виды проверочных работ, и каждая из них имеет свою методику проведения. Разберем подробнее на примерах уроков русского языка.

При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы проверки и оценки знаний. К ним относятся:

    ;
  • списывание;
  • тесты;
  • изложение; .

В методической литературе четко указано предназначение, способ проведения и порядок оценивания каждого вида проверочных работ.

Как проводить диктанты на уроках?

Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.

Виды диктантов

  • объяснительный;
  • словарный;
  • выборочный;
  • контрольный;
  • творческий.

Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.

Объяснительный диктант

Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.

  1. Прочитать весь текст для ознакомления.
  2. Прочитать первое предложение.
  3. Продиктовать это предложение по частям для записи.
  4. Повторное чтение предложения для проверки выполняет ученик. Он должен назвать и кратко объяснить имеющиеся в словах орфограммы.
  5. Следующие предложения диктуются в аналогичном порядке.

При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.

Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.

Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.

Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.

При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.

Словарный диктант

Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.

Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.

Проверке подлежат все записанные слова.

Выборочный диктант

Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.

  1. Ознакомительное чтение текста.
  2. Повторение изученного правила, знание которого нужно проверить. Приводя примеры, можно назвать некоторые слова из текста диктанта.
  3. Поочередное чтение предложений. Дети самостоятельно выбирают нужные слова и записывают их в тетрадь.

При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.

Контрольный диктант

Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.

Методика проведения следующая.

  1. Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия. Объяснение непонятных или незнакомых слов. Ознакомление со словами на неизученное правило.
  2. Чтение первого предложения. Диктовка его по частям. Учитель должен соблюдать равномерный темп, позволяющий всем детям успеть записать озвученные словосочетания.
  3. После того, как дети запишут под диктовку предложение в тетради, учитель читает его с начала, а дети проверяют и расставляют разделительные знаки.
  4. Аналогичная работа проводится поочередно с каждым предложением.
  5. Когда весь текст будет записан, учитель начинает читать его с начала, дети проверяют.
  6. Ученикам дается время для самостоятельной проверки текста.
  7. После написания контрольного диктанта предлагается выполнить несколько грамматических заданий.

При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.

Способы исправления ошибок в диктантах

Проверяя диктанты можно использовать разные способы исправления ошибок.

  • Учитель зачеркивает неправильно написанную букву и сверху пишет правильную.
  • Учитель только зачеркивает ошибку, а ученик сам ее исправляет.
  • Учитель подчеркивает слово, в котором допущена ошибка, а ученик ее находит и исправляет.
  • Учитель делает пометку на полях, указывая, что в этой строчке есть ошибка, ученик ищет и исправляет.

На следующий урок после проведения контрольного диктанта проводится анализ ошибок.

Как проводить контрольное списывание?

Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу.Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.

Необходимо соблюдать такую последовательность.

  1. Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия.
  2. Самостоятельное чтение текста детьми.
  3. Повторение правил списывания. Следует напомнить ученикам, что необходимо запоминать все слово и диктовать его себе по слогам, а не списывать побуквенно.
  4. Списывание.
  5. Самостоятельная проверка написанного текста.

Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.

Виды контрольного списывания

Можно использовать разные виды такой проверочной работы:

  • выборочное списывание (выписывают только слова с нужными орфограммами);
  • списывание с группированием (выбирая из текста отдельные слова, дети должны их разделять и записывать по указанным группам);
  • творческое списывание (в процессе списывания ученикам необходимо выполнить грамматические изменения слов, например, поставить в нужном падеже, или восстановить деформированное предложение и т.д.).

После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.


Как проводить изложение?

Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.

Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.

Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.

Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.

Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности. Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения.

С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.

После этого учитель читает текст третий раз.Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.

При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте. Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки. Он оценивается отдельным баллом.

Как проводить сочинение?

Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.

  1. Беседа по теме сочинения для накопления и упорядочивания материала.
  2. Составление и записывание (на доске и в тетради) плана.
  3. Речевая подготовка, составление списка опорных слов.
  4. Устное составление сочинения, обсуждение различных вариантов текста, усовершенствование формулировок.
  5. Орфографическая подготовка. Можно проанализировать слова с орфограммами, которые прозвучали в устном сочинении.
  6. Самостоятельная работа над сочинением. Учитель может оказывать индивидуальную помощь ученикам.
  7. Самопроверка.

Как оценивать сочинение?

Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:

  • соответствие теме, полнота ее раскрытия;
  • целостность композиции текста, соблюдение последовательности;
  • наличие логических взаимосвязей между частями текста;
  • правильность построения предложений и словосочетаний, употребления слов и выражений;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.

Как проводить тесты на уроке?

Тесты могут содержать различные типы вопросов:


Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.

Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.

В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.


Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: