Как научиться слушать других сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать. В нашей статье мы расскажем, что это за умение, как оно проявляется и каким образом ему можно научиться.

Признаки человека, обладающего умением слушать

В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника. Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик.

Вот – качества активного слушателя:

  • умение видеть ситуацию со стороны;
  • наличие терпения;
  • отстранение от суждений;
  • способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
  • умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.

Самореализация: как достичь жизненных целей

Когда человек рассказывает, он не всегда может точно передать то, что его волнует. Поэтому следует обращать внимание на его интонацию и эмоции во время рассказа. В такой ситуации слушателю необходимо проявить терпение и воздержаться от комментариев во время пауз.

Важность умения слушать

Навык умения слушать – один из важнейших и является основой человеческих взаимоотношений. В семье, на работе, при общении с друзьями – без него не обойтись. Не обращая внимания на слова собеседника, человек лишается возможности услышать то, что может быть полезно не только для рассказчика, но и для слушателя.

Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.

Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Пропасть между близкими людьми создаётся при отсутствии умения слушать и слышать то, что хочет донести тот или иной член семьи. Также без этого важного навыка трудно выстроить хорошие отношения в рабочем коллективе.

Умение слушать

Умение слушать

Для того чтобы наработать умение слушать, надо научиться сосредотачиваться на сути рассказа собеседника. Не мешать ему высказаться и стараться быть беспристрастным, не обращать внимание на манеру подачи информации. Следует забыть обо всех своих проблемах и полностью окунуться в те события, которые так для него важны.

Отличия между блестящими и средними слушателями

По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.

  • Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
  • Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
  • Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
  • Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.

Основа умения слушать

Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.

Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Находясь в социуме, мы часто принимаем мнение большинства, забывая про своё собственное. В настоящее время, к сожалению, это довольно распространённая проблема. А иногда человек стремится навязать всем свои идеи и убеждения, совершенно не заботясь о чувствах других людей. Как научиться слушать других, но при этом не зависеть от чужого мнения? Это довольно сложный вопрос, однозначного ответа на него нет, но я считаю, что человек должен иметь на всё своё мнение, однако слушать, что ему говорят окружающие, а затем решать, стоит ли так поступать или нет; также следует уважать мнение других, даже если не согласен с ними.

С самого начала её показывают, как загадочную, сосредоточенную на своем внутреннем мире девушку. Её образ мыслей, мечтания отличались от общества, в котором она проживала, но девушка не вступала в конфликт с окружением, а старалась слушать их. Когда Евгений Онегин обращается к ней с речью о том, что нужно уметь властвовать собой, Татьяна извлекает для себя важный урок. Проходит время, Онегин снова встречается с Татьяной, которую сначала не узнает. Из простой деревенской девушки, она превращается в настоящую холодную королеву, которой восхищаются окружающие. Но Татьяна не теряет себя, а лишь правильно преподносит свои достоинства, выбирает из советов окружающих те, которые действительно нужны ей для самосовершенствования. Урок, который когда-то преподнес ей Евгений, она возвращает сполна, что доказывает сцена их встречи у Татьяны дома. Онегин потерял голову от любви, его манит неприступность и солидность нынешней Лариной, но Татьяна ,хотя и любит Евгения, не спешит отвечать ему взаимностью, ведь она верна своим принципам и никогда не отступит от слова, которое она дала.

Учитесь быть самостоятельными и ответственными, чтобы уметь ответить за свои слова и действия, но не забывайте про мнение окружающих, ведь в каких-то вопросах опыта у них больше и их советы смогут быть вам действительно полезными.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Умение слушать имеет свои преимущества такие как:
Сокращение времени решения проблем.
У наших собеседников повышается самооценка и уверенность в себе.
Улучшаются отношения с коллегами, устанавливается тёплая атмосфера доверия и уважения.
Именно поэтому имеет смысл улучшить этот навык, рекомендациями к развитию умения слушать:
Слушать сознательно. Убедить себя, что умение слушать становится одной из ваших особенностей. Слушая, добиваться действительно активного состояния ума.
Слушать оптимистически. Если вы слушать с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное. Кроме того, весь процесс слушания станет более приятным.
Сохранять зрительный контакт, глаза должны находиться с глазами собеседника на одном уровне.
Использовать невербальные знаки такие как кивки головой, вспышки глазами, жестикуляция.
Не отвлекаться от разговора, не перебивать, не навязывать свои советы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эссе.docx

Умение слушать: практические рекомендации.

Умение слушать как и умение задавать правильные вопросы является основой коммуникативного общения. Мы проводим большую часть нашего времени в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Умение слушать помогает установить контакт и предрасположить к себе собеседника, т.е. понять его точку зрения и при необходимости повернуть ее в нужную сторону. Это умение является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания.

Умение слушать собеседника является одним из главных показателей культурного человека. Глядя на человека, который нас не слышит, вначале мы чувствуем разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.

Люди отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. Ведь если человека слушают, это заставляет его чувствовать себя важным, нужным и даже счастливым. Когда мы становимся активным слушателем, мы без слов делаем собеседнику комплимент. Ведь человек, обладающий умением слушать собеседника внимательно, не просто воспринимает то, что ему говорят, а и сам формирует процесс разговора. В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров. Неумение или же нежелание слушать своего партнера или клиента чаще всего приводит к потере денег.

Одной из главных причин научиться внимательно слушать собеседника является возможность узнать много нового и интересного.

Если мы начнем заботиться об этом умении, мы обязательно почувствуем прогресс. Вся информация останется у нас в уме. И больше не будет такого, что в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многое из того, что он говорит, пролетает мимо наших ушей.

И в основном это происходит потому, что наши мысли в этот момент очень далеко от собеседника.

Умение слушать имеет свои преимущества такие как:

Сокращение времени решения проблем.

У наших собеседников повышается самооценка и уверенность в себе.

Улучшаются отношения с коллегами, устанавливается тёплая атмосфера доверия и уважения.

Именно поэтому имеет смысл улучшить этот навык, рекомендациями к развитию умения слушать:

Слушать сознательно. Убедить себя, что умение слушать становится одной из ваших особенностей. Слушая, добиваться действительно активного состояния ума.

Слушать оптимистически. Если вы слушать с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное. Кроме того, весь процесс слушания станет более приятным.

Сохранять зрительный контакт, глаза должны находиться с глазами собеседника на одном уровне.

Использовать невербальные знаки такие как кивки головой, вспышки глазами, жестикуляция.

Не отвлекаться от разговора, не перебивать, не навязывать свои советы.

Говоря об умении людей общаться, об умении слушать и вести беседу, всё больше и больше приходишь к выводу, что это сложная наука и необходимо овладеть многими знаниями и умениями, чтобы хотя бы немного преуспеть в этом не простом искусстве, искусстве человеческого общения.

Многие люди убеждены в том, что они хорошие собеседники, уже потому, что много говорят. Но они ошибаются.

В действительности хороший собеседник столько слушает, сколько и говорит, может быть, даже больше слушает. Преимущество такого человека в том, что он способен вовлечь в беседу других. Все это и есть устное общение между людьми – одно из ваших великих профессиональных орудий труда.

  • Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии человека, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуковых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества: рассказывая об окружающем пространстве, комментируя совершаемые действия, читая сказки, стихи и т.д.
  • Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку и реагирован ие .

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств.

Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано понятийное мышление.

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного.

С вами, вероятно, не раз случалось, что вы не могли вспомнить имя человека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Если вы не сумеете критически выслушать сказанное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценностям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.
Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях.

Эмпатическое реагирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо. Ученые также обнаружили существенный разрыв между диктором (оратором, лектором) и аудиторией. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание.


Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.

Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, то лучше использовать пассивное слушание.

Для разделения эмоциональных переживаний собеседника используйте эмпатическое слушание, которое предполагает: настрой на слушание (освободить душу от собственных переживаний); создание доверительной атмосферы; отражение переживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника; выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях.

Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений.

Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

  • Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

Выделяют два типа бесед:


  • непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

  • деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Искусство деловой беседы предполагает знание того, как сказать и когда сказать. Оно также предполагает способность понять, когда надо слушать собеседника. Каждый может выработать у себя эти основные навыки делового общения.

Все мы знаем, что люди делятся на халериков и сангвеников, меланхоликов и флигматиков, но все ли знают, что и по восприятию мира , информации мы делимся на разные типы.

Научитесь различать людей по типам. Одни лучше всего воспринимают информацию на слух (аудиалы), другие с помощью зрения (визуалы), третьи – чувствами (кинэстетики). Общайтесь с ними на их “языке”. Представитель слухового типа, например, любит, когда играет музыка. Он будет постоянно пользоваться такими словами, как “звучать”, “говорить”, “рассказывать”, “слушать” и “гармонировать”. Человек зрительного типа обычно лучше всего реагирует на диаграммы, карты и другие наглядные пособия и использует такие слова, как “воспринимать”, “смотреть”, “вообразить”, “наблюдать”, “рассмотреть” и “видеть”. Человек чувства, который часто любит заниматься сразу несколькими делами, тянется к словам “подчеркивать”, “чувствовать”, “понимать”, “ощущать” и им подобным. Настройтесь на эти сигналы и научитесь, говорить на их “языке”.

Безусловно, очень важно задать тон беседы.

Как задавать тон в беседе?

Будьте открыты и дружелюбны.
Рискуйте.
Первым скажите “привет”.
По-настоящему проявите интерес к людям. Они будут польщены и с интересом будут относиться к вам.
Будьте открыты для новых идей.
Воспринимайте людей такими, какие они есть.

Все эти микродетали могут дать преимущество в беседах и в жизни. Необходимо работать над тем, чтобы развить у себя эти свойства. Здесь нам нечего терять, но приобрести мы можем самое ценное – ценность человеческого общения .

Умение слушать является достаточно редким. Оно помогает наладить контакт с собеседником, изучить его точку зрения или даже развернуть ее в нужном для себя направлении. Способность слышать собеседника, а не свои соображения по обсуждаемой теме должна сочетаться с внимательностью, которая вызывает доверие и расположение говорящего. Что представляет собой умение слушать? Как научиться слушать других людей? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Как распознать, имеете ли вы навык внимательного слушателя?


Что является главным в умении слушать?

Универсальной формулы слушания нет. Стиль слушания зависит от психотипа рассказчика и ситуации. Деловое слушание – это фиксация информации и дублирование смысловых акцентов. Личное слушание бывает разным: это и взаимопомощь с погружением в чувства, и развлечение.

Главным остается всегда внимание к собеседнику и излагаемой им информации. Можно говорить и о себе, но только для того, чтобы разговорить и правильно расположить собеседника.

Конфликтогены в культуре умения слушать

Техника внутреннего и внешнего переводчика

Владеют ею умелые собеседники: с помощью внутренней речи они повторяют основные смысловые блоки услышанного, проговаривают их своими словами. Все это помогает говорящему уточнять свои мысли, а в общем такая техника способствует лучшему налаживанию коммуникации и согласованию мнений собеседников.

Рефлексивное и эмпатическое слушание

Все навыки грамотного слушания, которые вы приобретете, очень полезны. Но для профессиональных задач важнее всего сначала научиться нерефлексивному слушанию – умению чувствовать речь другого человека при минимуме собственного участия. Затем можно осваивать активное слушание, которое превращается уже в диалог. Мужской тип активного слушания с опорой на логику и разум – это рефлексивное слушание. Женский тип с опорой на чувства и сердечность – эмпатическое слушание.

Читайте также: