Почему всегда нужно говорить правду сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сочинения к варианту №20 ОГЭ по русскому языку "36 вариантов. И.П. Цыбулько".

(1)Я учился в гимназии очень давно. (2)И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение. (3)А я этого стихотворения не выучил, и учитель поставил мне единицу в дневник. (4)И я заплакал потому, что это была моя первая единица.
(5) После уроков по дороге домой я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и показал своей сестре Лёле.
(6) Она поглядела и засмеялась:
— Минька, это плохо. (7)Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. (8)Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотоаппарат к твоим именинам.
(9)Лёля пошла домой. (10)А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел на скамейку и, развернув дневник, с ужасом стал глядеть на единицу. (11)Я долго сидел в саду. (12)Потом пошёл домой. (13)Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. (14)Я побежал назад. (15)Но в саду на скамейке уже не было моего дневника.
(16) Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.
(17) Дома я сказал отцу, что потерял свой дневник. (18)И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.
(19) На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.
(20) Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нет, но там напротив русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.
(21) И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
(22) Через два дня учитель, узнав, что у меня нет и этого дневника, заполнил новый. (23)И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению.
(24)Когда я встретился с Лёлей после урока, она мне сказала:
— Это не будет враньём, если мы временно заклеим страницу. (25)А через неделю, когда ты получишь фотоаппарат, мы отклеим её и покажем папе.
(26) Мне очень хотелось получить фотоаппарат, и я с Лёлей заклеил уголки злополучной страницы дневника.
(27) Вечером, когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице кто-то позвонил. (28)Пришла женщина и сказала:
— На днях я гуляла в городском саду и на скамейке нашла дневник.
(29) По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам.
(30) Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.
(31) Он не стал на меня кричать. (32)Он только тихо сказал:
— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится.
(33)Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.
— (34)Вот что, ещё один, мой третий дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.
(35)Вместо того чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. (36)Он схватил меня на руки и стал целовать.
— (37)То, что ты в этом сознался, меня обрадовало. (38)Ты сознался в том, что могло долгое время оставаться неизвестным. (39)И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. (40)И вот за это я тебе подарю фотоаппарат.
(41)Вечером неожиданно раздался звонок. (42)Это к папе пришёл мой учитель.
— (43)Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. (44)Как вам нравится этот маленький врун и обманщик?
— (45)06 этом дневнике я уже слышал лично от моего сына. (46)Он сам признался в этом поступке. (47)Так что нет причин думать, что мой сын — неисправимый врун и обманщик.
— (48)Ах вот что! (49)Вы уже знаете об этом. (50)В таком случае это недоразумение. (51)Извините.
(52)И я, лёжа в своей постели, горько заплакал. (53)И дал себе слово говорить всегда правду. (54)И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

(По М. М. Зощенко*)
* Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) — русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик.

Прав был Лихачёв, говоря о близости читателя с главным героем, когда повествование идёт от первого лица.

В финале текста Михаила Зощенко отражена мысль о необходимости говорить правду вопреки всему, так как от этого зависит чувство внутренней гармонии. Весь рассказ до этого финала служит иллюстрацией того, как трудно противостоять лжи и как легко человеку, когда он говорит правду.

Зато потом, когда правда открылась и слова отца заставили его раскаяться во лжи, он рассказал о своём, ещё не раскрытом преступлении. И всё наладилось, стало легко и радостно жить.

Вот и получается, что главный герой может вполне обоснованно высказать своё нравоучение в финале текста, ведь оно было результатом собственного опыта.

Нравственный выбор – это такой поступок, в основе которого лежит представление о том, что является истинной ценностью. Бывает трудно принять правильное решение: поступить по правде или по какой-то причине скрыть её. Именно такая затруднительная ситуация возникла в жизни героя рассказа Михаила Зощенко, и она научила его всегда говорить правду.

Что может сравниться со спокойной совестью и хорошими отношениями с ближними? Ради этого стоит всегда говорить правду и не ронять себя в глазах окружающих и в своих собственных.

Выбор между правдой и ложью не всегда легко дается даже взрослым, уверенным в своих поступках людям. А когда задача сделать подобный выбор и оформить его в виде сочинения становится перед школьниками, все усложняется еще больше.

Аргументы для сочинения:

Структура сочинения


Структура сочинения
В сочинении также можно использовать одно или несколько высказываний и афоризмов о правде и лжи:

Сочинение “машина моей мечты”

В наши дни автомобили являются неотъемлемой частью жизни многих людей. С их появлением многое изменилось. Путешествовать из одного пункта в другой стало проще и быстрее. Кроме того, когда мы едем на машине, комфорт во время поездки гарантирован. Есть много разновидностей машин: маленькие, большие, грузовые машины, минивэны (маршрутки), джипы. Все они многофункциональны. Первая и самая важная роль автомобиля – это езда на работу и обратно. Многие люди в больших городах живут на окраинах, но работают в центре города.
Подробнее…

Сочинение №1. Правда или ложь?

Каждому знакома ситуация, в которой приходится выбирать: сказать правду и обидеть, разочаровать близкого человека либо соврать и уберечь его от лишних переживаний. Особенно тяжело принять решение, если предстоит разговор с близким другом. Ложь лицемерна, а это недопустимо для дружбы. Правда расстроит друга, причинит ему боль. Многие в таком случае принимают решение просто молчать.

Говорить правду сложнее, чем врать. Но честный человек всегда заслуживает уважения, ведь ему можно доверять, он никогда не предаст, не обманет и не соврет.

Сочинение №2. Говорить правду – смело или глупо?

Можно ли сказать, что правду говорят только смелые люди? Ведь иногда эта правда может оказаться разрушительной силой, способной глубоко ранить и даже убить человека. В то же время ложь скроет все плохое, позволит дальше спокойно жить в неведении.

Выходит, что сказать правду, какой бы она ни была, может только очень смелый человек. Даже горькая правда рано или поздно всплывет, выставив вруна не в лучшем свете. Но всегда ли уместна эта правда, каждый должен решить сам для себя.

Сочинение №3. Почему нужно говорить правду?

Почему нужно говорить правду? В самом деле, в наше время позволяют себе врать даже журналисты, политики и публичные люди. Кажется, что ложь в том или ином облике пробралась в жизнь каждого из нас и навсегда осела в наших сердцах. Мы уже спокойно реагируем на очередную ложь с телеэкранов, со страниц популярных газет и из уст близких людей. Кому станет легче, если мы все будем говорить только правду, и что плохого случится, если все продолжат врать?

Лука утешает всех окружающих его несчастных обитателей ночлежки. Женщине, которая умирает от неизлечимой болезни, он рассказывает о чудесном успокоении в ином мире, которое она вскоре обретет, вору – о прекрасной жизни в Сибири, пропойце актеру обещает быстрое исцеление в специальной клинике. Лука лжет, но лжет он, как будто, во благо и утешение.

Тяжелым камнем легла эта ложь на плечи Луки. А Сатин остался честен перед окружавшими его людьми и, в первую очередь, самим собой. Жить с правдой всегда легче, чем с ложью. Честного правдивого человека невозможно сбить с пути, он горд, прямолинеен и уверен в себе, поэтому заслуживает уважения.

Критерии оценивания сочинений


Критерии оценивания сочинений

Популярные сочинения

Что сложнее власть над собой или власть над людьми

Для того, чтобы ответить на вопрос “что важнее: власть над собой или власть над людьми?” необходимо, прежде всего, определить и понять, что такое “власть”. Как известно, власть – это в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – права, насилия, авторитета, воли. Власть – это право и возможность распоряжаться, кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле. Такое право какой-то человек может получить в результате политического господства, добытого с помощью, например, насилия или денег.

Над пропастью во ржи — сочинение

Творчество американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира.

Роман “Над пропастью во ржи” полностью посвящен анализу жизни и поступков главного героя, юноши Холдена Колфилда, пытающегося найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость.

Нравственный выбор – это жизненная ситуация, в которой оказывается человек, когда перед ним стоят несколько путей, среди которых он должен выбрать один. Выбор является нравственным, когда из возможных путей один – путь нравственности, а другой – путь безнравственности. Как правило, путь безнравственности самому человеку приносит выгоду, однако всем остальным людям он приносит негативные последствия. Человеку приходится выбирать: поступить неправильно, но достичь собственных целей или поступить правильно, не получив при этом желаемого. Когда человек обманывает кого-то, он, желая сделать лучше для самого себя, совершает безнравственный поступок, еще не осознавая, что ложь может принести человеку только негативные эмоции. Поэтому важно, чтобы человек осознавал, что, когда он находится перед нравственным выбором, он должен понимать последствия всех возможных вариантов.

Проблема нравственного выбора поднимается в тексте М.М. Зощенко. Получив единицу за невыученное стихотворение и услышав от своей сестры Лели, что за единицу он вряд ли получит от отца фотоаппарат (предложения 3, 8), рассказчик сначала и не думал врать: он оставил свой дневник в парке совершенно случайно. И этот факт сначала огорчил рассказчика, а затем обрадовал (предложение 16). Автор показывает, что рассказчик, который оказался перед нравственным выбором – рассказать отцу о плохой отметке и не получить фотоаппарат или не рассказывать отцу о плохой отметке и получить фотоаппарат – выбирает второй вариант. И если первый дневник мальчик теряет не специально, то второй дневник рассказчик прячет на школьный шкаф также осознанно, как и залепляет единицу в третьем дневнике, чтобы о ней не узнал папа. Автор показывает, что мальчик выбирает безнравственный путь, чтобы получить желанный фотоаппарат. Неизвестно, рассказал бы мальчик правду своему отцу, если бы тот сам не узнал правду. Однако чувства стыда за совершенный поступок помогли рассказчику встать на истинный путь: он пообещал себе никогда больше не обманывать.

Таким образом, человек, оказавшийся перед нравственным выбором, должен думать о последствиях возможных путей, должен выбирать правильный путь, даже если он намного тяжелее пути безнравственности.

Философские проблемы, которые нельзя разрешить однозначно, существуют с древних времён. Насколько реален мир, что такое добро и зло, всегда ли нужно говорить правду… Сочинение-рассуждение на последнюю тему могут задать ученику в школьном классе. Но чтобы написать хорошее эссе, нужно серьёзно поразмышлять над вопросом и определиться со своей точкой зрения.

Что лучше правда или ложь сочинение

Выбор точки зрения

Сначала надо взвесить все аргументы за и против. В размышлениях помогут лично пережитые события, ситуации, случившиеся с другими людьми, а также сюжеты известных произведений.

Аргументы за правду

Родители рано начинают учить детей тому, как плохо врать. И доводов, подтверждающих эти слова, может быть достаточно много, например:

Всегда ли нужно говорить правду сочинение рассуждение

  • человек, за которым сохранилась репутация, что он никогда не лжёт, даже если правда даётся дорогой ценой, пользуется доверием и уважением окружающих;
  • начав врать, сложно остановиться, приходится придумывать подробности, чтобы подкрепить свои слова и конец лжи положить всё сложнее;
  • окружающие заслуживают знать истинное положение вещей, а не пребывать в заблуждении;
  • лживость свойственна людям, которые имеют много страхов;
  • умение говорить правду помогает человеку стать смелее;
  • говорить истину, значит быть свободным;
  • всегда есть опасность, что человека уличат во лжи;
  • честность всегда ценилась как хорошее качество.

Что такое правда сочинение

Казалось бы, доводов о том, почему нужно говорить правду, получилось так много, что ситуацию можно интерпретировать вполне однозначно. Однако это не совсем так. Конечно, злонамеренная ложь — это всегда плохо, но ведь иногда она бывает произнесена из добрых побуждений.

Доводы за ложь во благо

Нужно не забыть и об аргументах, которые подтверждают, что иногда лучше произнести ложь во благо или умолчать какой-то факт. Примеры таких ситуаций могут быть следующими:

  • человеку доверили чужой секрет;
  • врачи и близкие не говорят пациенту, что он смертельно болен, так как он не готов это принять;
  • человек готовит приятный сюрприз близкому и вынужден в течение какого-то времени скрывать его;
  • родители поддерживают в детях веру в чудо, например, говорят о существовании Деда Мороза;
  • взрослые не говорят своим пожилым родителям о небольших проблемах, чтобы не расстраивать их.

Почему нужно говорить правду

Финал у произведения печален. В один день праведный старец уходит, а ободрённые было люди ещё глубже тонут в своих страданиях. Ни Лука, ни Сатин им не помогли, так что, возможно, правильный выбор где-то посередине.

Написание сочинения

После того как ученик определится для себя, что лучше: правда или ложь, сочинение будет написать легко. Делать это лучше по следующему плану:

  • Выдвинуть тезис. Также хорошо будет расшифровать понятия правды и лжи своими словами.
  • Привести аргументы.
  • Сделать заключение.

Каждой части текста нужно уделить особенное внимание.

Выдвижение тезиса

Пункт не должен быть очень объёмным, достаточно 1−3 абзацев, но в них нужно вместить вступление и изложение актуальности представленной проблемы. Иногда эта часть становится самой сложной для учеников, потому что на первых строках текста лежит серьёзная ответственность по привлечению внимания читателя. Именно они порой влияют на общее впечатление от работы.

Всегда ли нужно говорить правду аргументы

Вступление должно быть лаконичным и чётким, не содержать смысловых и стилистических ошибок. Для этого как нельзя лучше подходят простые предложения, не перегруженные знаками препинания и речевыми оборотами.

Тезис должен выдвигаться чётко, но при этом вызывать желание прочитать, что же будет дальше. Об актуальности можно высказаться достаточно коротко, просто пояснив своё мнение о том, насколько полезной кажется поднятая автором тема.

Приведение доказательств

С этим пунктом сложностей быть не должно, ведь аргументы обдумывались на стадии принятия конкретной точки зрения. Тем не менее их нужно грамотно изложить так, чтобы они стали очевидными не только для автора работы, но и для её читателей.

Для хорошего сочинения требуется не менее двух доказательств. Подвести к ним можно через логический переход от тезиса. Например, если приводится сюжет книги, можно написать в общем об авторах, которые поднимали рассматриваемую тему в своих произведениях. После приведения конкретных аргументов можно переходить к заключительной части.

Формулирование вывода

Вывод в сочинении

Прежде чем переходить к выводам, нужно перечитать написанное и убедиться, что точка зрения доказана в полной мере. Затем можно обобщить свои мысли, при этом стараясь не дублировать уже написанное и не уходить в сторону от темы.

Монологическое высказывание

В школе может понадобиться и речевое умение ученика, если задание подразумевает выступление с докладом на уроке. Подготовиться к нему и успешно выполнить можно по следующей схеме:

  • сформулировать основную мысль (что же всё-таки лучше: всегда говорить истину или иногда прибегать к умалчиванию);
  • убедиться, что тема в тексте раскрыта полностью;
  • подтверждать свои высказывания;
  • приводить уместные цитаты;
  • соблюдать логическую последовательность в изложении мыслей;
  • помнить о грамотности.

Слушатели могут задавать вопросы и выражать несогласие с аргументами оратора. И при отстаивании своего мнения нужно помнить, что каждый имеет право сам выбирать, нести в мир только правду или иногда разбавлять её утаиванием и даже искажением фактов. Однако нужно переставать осуждать тех, кто имеет отличные точки зрения и учиться уважать их.

Главное, помнить, что при выборе правды нужно уметь не перепутать её с бестактностью. Ведь иногда окружающие не нуждаются в том, чтобы узнать чужое мнение, и оно может быть не только неприятным, но и неуместным.

Читайте также: