Как судьба человека связана с историей народа сочинение реквием

Обновлено: 30.06.2024

Поэма Ахматовой действительно стала реквиемом по всем погибшим во время террора Сталина. Анна Ахматова задумала написать это произведение стоя в бесконечных очередях у ворот тюрьмы. Одна из женщин спросила тогда Ахматову сможет ли она все это описать, и та утвердительно кивнула. И она выполнила обещание. В поэме она описала горе всех жен и матерей, подруг и целых семей, горе всего народа. Только человек переживший подобное мог так реалистично и правдоподобно описать происходящее. Ахматова чувствовала родственные души тех, кто пережил эти страшные события. А таких были сотни, тысячи, миллионы.

Повествует об этом отчаявшаяся женщина, которая не в силах чем – либо помочь своему ребенку, не в силах его спасти. Ей остается только мучительно ждать смерти, ведь только она способна избавить от боли. Для тех, чья жизнь превратилась в ад смерть становится единственным спасением, ее призывают на помощь.

Совершенно справедливо то, что Ахматова считала свою поэму народной, говорящей голосом всего народа. Она считала своим долгом описать это страшное время таким каким оно было на самом деле, без прикрас.

Вариант 2

Анна Ахматова – известнейшая русская поэтесса, чьим творчеством можно упиваться и по сей день. Она творила в начале 20-го века, потому ее можно отнести к поэтам Серебряного века русской литературы и поэзии. Стихи этой поэтессы поражают своей глубиной и формой.

Саму Анну Ахматову не репрессировали, но многократно под арест брались ее сын и муж – самые близкие люди. Кстати, муж Анны там и погиб.

Много русских людей пострадали от репрессий. Ахматова пытается донести эту мысль, помещая вначале своего стихотворения небольшое прозаическое вступление. Анна стоит в очереди в Ленинградскую тюрьму. Тут она замечает обыкновенную женщину, с которой они пересекаются взглядами. Женщина знала Ахматову как поэтессу и спросила, может ли она это описать? Ахматова сказала, что сможет. И описала.

Поэтесса сама считала свою поэму голосом народа. Этот бедный народ был искалечен деспотом в лице Сталина. Поэтесса выразила своим реквиемом боль всего народа, который стал страдальцем в эти времена. Ахматова считала свои долгом донести до будущего поколения эту трагедию и показать, как жестокий контроль ломает жизни миллионов люде. Как же это ужасно – бивать свой же народ!

Репрессируют одного человека – и это задевает его судьбу и калечит всю оставшуюся жизнь! Как это страшно! Ужас репрессий, трагизм всего народа отражается и на семью репрессированных, каковой и являлась Анна Ахматова.

Ни в коем разе нельзя повторить эту трагедию народа. Всего русского народа. Творчество поэтов того времени, людей, которые столкнулись с этим, помогает донести до людей мысль, что это не может повториться и не имеет права ни человеческого, ни морального.

Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой

Несколько интересных сочинений

На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

Произведение по жанровой направленности относится к социально-философской сказке, близкой к стилю в виде антиутопии.

Для них я соткала широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов…

Автор говорит о людской трагедии на протяжении всего повествования. Начальные строки подчеркивают: личное горе поэтессы воедино связано с горем общенациональным. Как многие в стране, сын Анны Андреевны Лев Гумилев по ложному доносу был арестован, приговорен судом к смертной казни, впоследствии замененной лагерным заключением. Она не покинула страну, не эмигрировала. Она разделила горе и боль со своими согражданами:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Автор описывает произошедший с ней случай, когда она, находясь в томительной очереди в тюрьму, чтобы увидеть своего сына, разговорилась с одной женщиной. Незнакомка узнала знаменитость и задала ей вопрос:

- А это вы можете описать?

Ахматова односложно ответила:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад…

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной…

2 вариант

Анна Ахматова – женщина тяжелой судьбы, величина таланта которой, сходна с величиной ее разностороннего таланта. Все ее произведения пропитаны болью и страданиями по судьбе русской и судьбе ее близких и родных, многие из которых попали в горнило государственных репрессий.

Государственные чистки прошли мимо поэтессы, но прямо затронули ее сына и мужа.

По сути, невольно творческую задачу Ахматовой поставила одна из женщин, которая стояла в очереди для посещения заключенного родственника. Мол, она спросила, может ли она описать весь этот ужас, и писатель ответила утвердительно.

Произведение в каждой строчке пропитано горем, страданиями, страхом. Это, действительно, черная эпитафия развернувшемуся в стране террору против собственного населения.

Современному поколению это неизвестно, но было известно нашим предкам. Когда к дому подъезжает черная машина, из нее выходят люди в кожаных плащах и с оружием. Они ломятся в дверь, выламывают ее и забирают в застенки невиновного человека.

Их родные и близкие не знали, куда обращаться, чтобы объясниться, как получить весточку о заключенном. Многим не предоставлялась даже такая возможность и их самих забирали в тюрьму.

Это геноцид, это истребление. Не столько физически, сколько морально. Человек терял душевные силы и превращался в некого зомби.

Это произведение актуально и сейчас, когда многие люди получают наказание незаслуженно.

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия народа в Реквиеме Ахматовой

Популярные сегодня темы

Антон Павлович Чехов родился в конце января 1890 года. Родился писатель в многодетной семье, где все дети воспитывались в строгости и дисциплине. Проявлять свои творческие способности

Известная всем комедия дает изображение уездного города, отображающий, по сути, в обобщенном значении всю Российскую империю.

(390 слов) Судьба человека тесно связана с историей народа, ведь глобальные исторические события определяют ход развития общества и те условия, в которых приходится жить. Люди всегда находятся в коллективе, в объединении с согражданами, поэтому все, что происходит с этносом, относится и к отдельной личности. Это доказывают примеры из литературы.

Таким образом, история народа становится стихийным явлением, которое играет судьбами людей, как ветер — осенними листьями. Масштабные события, происходящие в стране и мире, всегда отражаются на жизни их участников и свидетелей. Каждый из нас даже сейчас испытывает на себе влияние значимых и глобальных перемен.

Автор: Самый Зелёный · Published 26.10.2019

Сочинение: Как человек может воспитать в себе доброту?

Автор: Самый Зелёный · Published 24.11.2018

524. Возможно ли равенство мужчины и женщины?

Автор: Самый Зелёный · Published 05.02.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

У каждого поэта – своя трагедия. Именно она и интересна современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что, когда в ее стихах зазвучали подлинно гражданские мотивы, она была вынуждена молчать.

Поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихотворений, прелестных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Очень немногие знали о том, какая огромная работа

Поколение Ахматовой было надломлено Октябрьской революцией, выбито из колеи, лишено опоры – прежде всего духовной, нравственной. Генрих Гейне говорил, что все трещины мира проходят через сердце поэта. Трагедию своих современников Ахматова почувствовала и предсказала еще в 20-е годы:

“Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло?”

Последняя строка еще сохраняет какую-то надежду на изменение, жизни – надежду, к сожалению, так и не оправдавшуюся.

В отличие от Марины Цветаевой, которая всегда была “за всех, противу всех” (и местоимение “мы” в ее стихах непредставимо), Ахматова всегда ощущала себя частью поколения, эпохи, поэтому по праву могла сказать:

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица…”

Именно страдающий голос многих тысяч людей прозвучал в “Реквиеме”, написанном в 30-е годы. В то время сына Ахматовой, Льва Николаевича Гумилева, молодого талантливого ученого, несколько раз арестовывали. И вместе с другими женщинами поэт Анна Ахматова стояла в долгих тюремных очередях, с ужасом и надеждой вглядываясь в окошко, где равнодушный надзиратель скучным казенным голосом сообщал ей скудные сведения о сыне.

На первый взгляд, “Реквием” кажется состоящим из разрозненных стихотворений. Эта разрозненность словно бы впитала в себя ритуал посвящения в поэму. Л. К. Чуковская, потерявшая в это время мужа, вспоминала, как Ахматова молча писала на клочках бумаги строки стихов, давала прочитать, а затем так же молча сжигала листок.

Она, как и все, боялась слежки, доносов. Ее вынужденная немота была порождена не только непризнанием, но и страхом, который роднил Ахматову, интеллигентную женщину, поэта, с любой малограмотной раскулаченной крестьянкой. И лишь несколько посвященных долгие десятилетия хранили в памяти ее “Реквием”, ее боль и гнев.

Вся поэма пронизана мучительной логикой ожидания – ожидание ареста, ожидание приговора, ожидание сына из тюрьмы. И ощущение смерти – когда, кажется, уже больше нельзя терпеть эту муку. Что делает обычный человек, когда жизнь невыносима, но и умереть невозможно?

Пытается забыться – в молитве, в труде, в мелких бытовых заботах. Что делает поэт? Пытается облечь свое страдание в стихи.

И не только свое. Ахматова пишет в предисловии о женщине, случайно “опознавшей” ее в тюремной очереди. Она “очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

Подобно моцартовскому “Реквиему”, написанному на заказ, Ахматова тоже получила заказ – описать всех тех, кто уже погиб в тюрьмах и лагерях, и тех, кто еще должен погибнуть. Поэтому, горюя о судьбе своего ребенка, она вспоминает о Богородице и ее сыне, распятом за всех людей. Ведь сюжет поэмы – это, по сути, путь Матери вместе с Сыном (Ахматовой хотелось бы – вместо сына!) по его крестному пути. Ахматова пишет о безмерности материнского страдания:

“Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел”.

“Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болталсяВозле тюрем своих Ленинград…Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь”.

Становясь частицей обездоленного народа, Ахматова выражает свое и его горе так, как это делали безымянные авторы народных песен:

И монотонность отчаяния звучит, как мотив колыбельной:

Страдающая женщина хочет, наверное, забыть о своей боли. Но великий поэт, невольный летописец эпохи, понимает, что забыть – нельзя. Забыть – предать.

Ибо сотни тысяч невинно убиенных будут жить только в памяти жен и матерей.

Тема забвения и памяти перекликается в “Эпилоге” поэмы с темой памятнике самому поэту (об этом когда-то писали Державин и Пушкин).

Давая согласие на памятник в “этой стране”, Ахматова просит не ставить его ни около моря, где прошло ее детство, ни в Царском Селе, городе муз и поэзии. Нет, памятник должен стоять у тюремной стены:

“…здесь, где стояла я триста часовИ где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсьЗабыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлюпала дверьИ выла старуха, как раненый зверь”.

Это должен быть памятник не только Поэту, но и Матери, оплакивающей своих и чужих детей:

“И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли”.

Здесь голубь – как символ посмертного бытия, успокоения. И величавая картина Невы напоминает о самом красивом в мире городе, построенном на человеческих костях. И этот город вечен, как вечны слезы матерей, теряющих своих детей.

А значит, всегда будет звучать по ним реквием – “Реквием” Анны Ахматовой, как протест всех матерей против мировой несправедливости.

Читайте также: