Как противостоять сквернословию сочинение

Обновлено: 17.07.2024

Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.

Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.

Откуда же сквернословие свалилось на наши головы? Говорят, что это чистая славянская традиция. Ничего подобного. На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

С какой целью человек сквернословит? Люди оправдывают сквернословие раздражением, страхом - якобы происходит разрядка. Ничего подобного! Скверное слово - это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят. Влиянием сквернословия на жизнь человека занялись ученые. Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что хромосомы белка содержат всю информацию по строительству живого организма. Через многочисленные эксперименты он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Как это происходит? Известно, что человек состоит более чем из 75% воды. Слова, произносимые человеком, изменяют структуру воды, выстраивая молекулы ее в сложные цепочки, меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности. При упорном, плохом воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует различным заболеваниям и сокращает тем самым срок жизни. И, наоборот, при воздействии хороших слов, улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Другой ученый - доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.

Таким образом еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

Как же бороться со сквернословием?

К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Ведь любая хозяйка не выльет ведро помоев посреди комнаты, но разве сквернословие не является теми же помоями? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.

Прежде всего, не говорить плохих слов самому. Вклю­чить внутренний счетчик своего поведения, контроль из­нутри (кстати, самый действенный вид контроля).

Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не ис­пугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Моло­дой человек должен знать, что в жизни бывают периоды и в год, и в два, и в пять лет, когда нет рядом друзей, но есть семья (сначала родительская, потом собственная), есть учеба, работа. Отсутствие друзей можно и нужно выдержи­вать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая, не оскорбляя его.

Нравственная ценность физиологического целомудрия огромна. Точно так же можно беречь и целомудрие собст­венной речи. Если кто-нибудь один раз услышит от нас не­хорошее, постыдное слово — незримую планку нашего ав­торитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.

Если человек за свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова — значит, этот человек уже сделал великое дело, через свою речь по­влиял на состояние национального языка — хранителя и конденсатора национальной совести.

Сочинение 1 по тексту В.Харченко

Известный поэт В.Шефнер так говорит о роли слова:

Словом можно убить

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Поэтому так важно следить за своей речью!

Сочинение 2 по тексту В.Харченко

Сквернословие…Кто в наши дни не сталкивался с этим явлением в области языка? Поэтому не случайно В.Харченко в данном тексте предлагает нам подумать над проблемой культуры нашей речи.

Действительно, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь речь – это визитная карточка человека. Порой можно восхищаться внешней красотой человека, но стоит ему произнести несколько слов, и интерес к нему теряется. Речь засоряется бранными словами.

Неужели из всего запаса слов, хранящихся в Толковых словарях, трудно выбрать яркие, образные, передающие красоту нашего языка? А ведь язык- это наша национальная совесть.

За последние два десятилетия многое изменилось в нашем государстве, и эти изменения не могли не затронуть и нашу речь. Она стала более примитивной, потому что многие люди перестали читать книги, более агрессивной, потому что общество стало таким.

С. Виноградов рассматривает проблему сквернословия, которое заполонило нашу речь, вошло в кинофильмы и спектакли. От него не спрячешься ни в метро, ни в автобусе, ни на улице.

Размышляя об этой негативной стороне нашей жизни, автор старается проанализировать причины, по которым мат так активно используется в речи современных людей. Первую причину он видит в кризисе, который проник во все грани нашей жизни. Это и кризис в экономике, культуре, вере. Это низкий уровень образования. Это те слова, которые ребёнок, едва начиная понимать речь, слышит в своей семье. Это и намеренный эпатаж, вызов обществу. Журналист видит в этом явлении разрушающее действие и на человека, который использует сквернословие в своей речи, и на тех, кто это слушает, иногда не по своей воле. В чём же негативное воздействие этого явления на людей? Человек начинает смотреть на мир как на нечто примитивное и грязное, как и те слова, которые его описывают.

Я полностью согласна с позицией автора, который затронул очень важную, злободневную проблему. Человек, который использует нецензурную речь, на мой взгляд, презирает себя самого, презирает людей, с которыми общается, у него нет ничего святого.

Некоторые защитники мата приводят в пример А.С. Пушкина. Но они не знают, что Пушкин использовал эти слова в своих ранних произведениях, которые потом пытался уничтожить, и в письмах к своим самым близким друзьям. Трудно представить поэта, использующего сквернословие в разговоре с Натальей Николаевной или со своими детьми.

Чтобы сделать наше общество чище, порядочней, человечней, надо последовать призыву автора текста — бороться со сквернословием всеми силами.

Текст С. Виноградова:

(7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

(16)Ещё одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрёзной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

(20)Мат —это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.

(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Теперь назовем работающие мифы о сквернословии и неработающие направления наших усилий, объясняя, почему они не работают.

Миф № 3, как и в ситуации с алкоголем, о том, что в малых дозах (или в определённых ситуациях!) сквернословие допустимо. Например, в узком кругу, среди мужчин.

Миф № 4 о том, что ругаются все, а значит, бороться бесполезно. В поддержку своему убеждению приглашают классиков, того же Пушкина. Здесь я подчеркну такую вещь: мы говорим, что сквернословить плохо, обращаясь не к группе, а к отдельной личности. Результата в обозримом времени, мы, скорее всего, не дождемся. Но они будут.

Миф № 6 о том, что сквернословие – такой же недостаток современной речи, как использование иностранных слов или слов-паразитов.

Теперь сформулируем ряд положений по сохранению чистоты языка в форме кредо.

2.Не всё, что есть в жизни, должно быть в книге. Книга должна работать как фильтр коллективного бессознательного.

6.Имя человека может служить защитой от использования им бранных слов (называйте чаще по имени!), защитой может стать похвала, комплимент, интерес к личности. Недавно читала книгу Томаса Гордона, педагога, трижды выдвигавшегося на Нобелевскую премию мира. Томас Гордон пишет об активном выслушивании. Оказывается, если человека выслушать, он почти всегда сам и находит решение даже сверхтрудной психологической проблемы.

7. Способом сопротивления злу может стать более откровенный разговор о трудностях работы и быта, трудностях, требующих высокого напряжения души. Как сделать это напряжение осмысленным и плодоносным, как сделать терпение весёлым, как работать с собственной жизнью – всё это вопросы не только к психологу, социологу, экономисту, но и к филологу-прикладнику, владеющему фондом малоизвестных афоризмов, пословиц, крылатых слов, способных успокоить и поддержать.

Управление коллективным бессознательным – процесс трудный, но здесь, как и в других областях деятельности, даже небольшие, но искренние усилия могут дать неожиданно большой результат.

Кого ставить в пример? Я рассказываю студентам о хирурге Фёдоре Углове. Это единственный человек, который в одиночку боролся с пьянством в стране, единственный, кто утверждал, что даже малая доза спиртного – это кладбище клеток мозга. И ведь сам Фёдор Углов дожил почти до 104 лет и попал в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в столетнем возрасте ещё оперировал. Вот что значит сохранить мозг.
Итак, мы вряд ли дождемся результатов, но это ничего не значит. По жизни весомая часть наших усилий иррациональна, но парадоксально то, что через десятилетия именно такие усилия дают результат. Почему и говорят, что рукописи не горят, что хорошее дело два века живёт.

Все не перестанут ругаться, но интеллигент, может быть, единолично выполняющий функцию идеалоносителя нации, вполне может говорить достойно. А филологу приходится популярно разъяснять, что свобода слова – это свобода содержания, но отнюдь не свобода выражения.

Читайте также: