Как помогают социальные сети в работе учителю сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Статья посвящена актуальной проблеме ведения педагогом как публичной личностью своих страниц в социальных сетях. В статье рассматривается возможность использования учителем социальных сетей как дополнительного образовательного инструмента. Автор приводит основные принципы и правила ведения и поведения педагога в социальных сетях.

В условиях самоизоляции мы, так или иначе, стали больше времени проводить в Интернете и, в том числе, в социальных сетях.

Чтобы наши виртуальные действия не превратились в неприятные для нас реальные последствия, давайте продумаем основные моменты, которые помогут нам не совершить ошибок и скрасить не только наш досуг, но и досуг наших учеников.

Все мы неоднократно сталкивались с новостями, когда опубликованный учителем контент вызывал широкий общественный резонанс и приводил к увольнению. Мы сейчас не будем вступать в дискуссию о том, кто прав, кто виноват. Наша задача — максимально обезопасить себя и научиться выстраивать грамотное поведение в интернет-пространстве.

Безусловно, социальные сети — это большой информационный и культурный прорыв, но в работе с любыми платформами следует соблюдать осторожность. При неумелом и неграмотном пользовании они могут разрушить профессиональную карьеру, и наоборот, в умелых руках и при креативном подходе могут стать отличным помощником и инструментом в ее развитии.

Находясь в просторах Интернета, в том числе на своих личных страницах в социальных сетях, необходимо помнить, что учитель, педагог — это публичная личность, которую оценивают не только коллеги, но и ученики, их родители. Поэтому необходимо быть ответственными за свой контент, тщательно разделять личное и публичное, особенно в нынешних условиях дистанционной работы, когда границы между ними стираются.

Чтобы исключить конфликтные ситуации, необходимо помнить о правилах поведения в социальных сетях. Они базируются на тех же принципах, что и в оффлайне: прежде всего, недопустимо делать то, что запрещено законом. Основные требования к ведению любого сайта, в том числе страницы в социальной сети, описаны в следующих федеральных законах:

Очевидно, что личные страницы педагога в социальных сетях исключают противоправного содержание, в том числе пропаганду наркотиков, экстремизма, преступлений, любых форм интернет-мошенничества, а также программно-технические угрозы и публикацию персональных данных, полученных незаконным путем. Остановимся на последнем пункте подробнее. Запрет на распространение информации о частной жизни человека, в том числе размещение фотографий без его согласия, закреплен в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Если у педагога есть желание или необходимость опубликовать фотографии своих учеников, то, прежде чем это сделать, нужно получить письменное согласие родителей. При этом согласие родителей не требуется в случаях:

  • если фотография используется в государственных или общественных интересах;
  • если фотосъемку проводили на публичных мероприятиях (например, школьный концерт) и ученик не является главным объектом на фото.

Эти же принципы работают и при видеосъемке.

При ведении страниц в социальных сетях и публикации контента, связанного с учениками, стоит руководствоваться не только юридическими нормами, но и не забывать об элементарной вежливости и уважении. Часто учителя любят выкладывать в сеть забавные ошибки своих учеников, допущенные в той или иной задаче, упражнении или диктанте. Однако прежде чем это сделать, стоит попросить у ребенка согласие на подобную публикацию, обговорить нюансы (например, что автор ошибки останется неизвестным для широкого круга пользователей социальных сетей), иначе своими действиями учитель может поставить ученика в неловкое положение. Принципов морали и уважения стоит придерживаться во всех публикациях и при оставлении комментариев.

В работе с социальными сетями, как и в реальной жизни, педагог должен руководствоваться общими для всех правовыми и этическими нормами. Настройки современных социальных сетей позволяют скрыть все то, что вы не хотите выставлять на всеобщее обозрение: личные фотографии, информацию и прочее. Стоит быть аккуратным при одобрении или отметке вашей страницы на фотографиях друзей, особенно если такие материалы могут содержать потенциальный компромат.

Нередко в социальных сетях разгораются споры, из-за которых могут возникнуть конфликты, перетекающие в реальную жизнь. Любому педагогу необходимо помнить одно очень важное правило: что бы ни происходило, ни в коем случае не старайтесь разрешить конфликты и проблемы через социальные сети. Вы рискуете тем, что вас могут неправильно понять, в итоге ситуация обернется против вас. При возникновении недопонимания или подобных ситуаций, правильнее будет позвонить человеку или лично с ним встретиться и все обсудить.

Как показывает практика, обучающиеся не возражают против онлайн-общения с педагогом. Им интересно узнать увлечения своего наставника, познакомиться с ним не только как с человеком у доски, но и как с многогранной личностью. В этой связи личные страницы в социальных сетях могут стать дополнительным инструментом педагога. Особенно это актуально в нынешних условиях.

Общение с учениками в социальных сетях тоже можно рассматривать как дополнительный инструмент воспитания в образовательном процессе.

Безусловно, страница педагога станет интересной для учеников и родителей, если будет содержать полезную информацию. Каждый учитель может использовать на своих страницах образовательный контент из других групп, или даже создавать свой собственный: размещать различные викторины по предметам, короткие видеоуроки, интересные тесты, полезные статьи, занимательные задания, различные правила, игры, опросы, виртуальные квесты, ссылки на всевозможные школьные группы, сообщества — словом, все то, что может помочь ученикам и их родителям. Вариантов множество — главное проявить свой интерес и немного креативности.

Как и в реальной жизни, в социальных сетях не стоит забывать и о позитивном настрое: публикации должны настраивать читателя на мажорный лад. Во-первых, это поднимет настроение подписчикам, а во-вторых, поможет привлечь новых читателей.

При этом одно неумело использованное словосочетание в качестве хэштега может обернуться плачевными последствиями.

Делая публикации в социальных сетях, педагог должен помнить, что он, прежде всего, публичная личность, и одно неверно сказанное слово или неудачная фотография могут сильно ударить по репутации и дальнейшей карьере. Кроме того, на учителях лежит двойная ответственность, так как они занимаются воспитанием детей и подают им личный пример.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В нынешнем столетии лучшие учителя будут именно дистанционные, умеющие взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.

Образование всегда было наиболее консервативной областью человеческой деятельности. Объем знаний рос, а технология передачи информации, то есть знаний, оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась: современная система образования вступила с появлением Интернета и, в целом, благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития: происходит образование, становление и развитие так называемого информационно-образовательной среды. Ведущее место в этом процессе занимает Интернет. Какую же роль в жизни современного человека играет Интернет?

Сегодня Интернет – это самый массовый и оперативный источник информации, самое прогрессивное средство общения. Огромную часть активно используемого пространства Интернет составляют социальные сети. В результате исследований, проведенных психологами МГУ в 2014 году, было выявлено, что средний возраст детей, которые уже стали активными пользователями сети, составляет 8,5 лет. Среди 13-летних школьников 75% выходят в сеть по несколько раз в день.

Такие принципы социальной сети, как:

- Идентификация — возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.

- Присутствие на сайте — возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками.

- Отношения — возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.

- Группы — возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам.

- Репутация — возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.

- Обмен — возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами, например, фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.

дают основание говорить о том, что социальные сети предоставляют огромные возможности в организации как урочной, так и внеурочной учебной деятельности, но, к сожалению, мало используются для этих целей.

Когда я познакомилась с работой в этом направлении коллег-предметников, с которыми общаюсь в социальных сетях, передо мной возникло несколько вопросов.

Первый вопрос: Социальная сеть или все же сайт? Сайт у меня есть, но не каждый учащийся будет его посещать, даже если у него есть конкретный адрес.

Мы все прекрасно понимаем, что обучение должно происходить там, где ученики проводят больше всего времени. А если учесть, что социальные сети пользуются большой популярностью среди учащихся, логично использовать их в качестве площадки для учебной работы.

А преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки следующие:

- привычная среда для учащихся;

- технология позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

- возможность совместной работы;

- наличие форума, "стены", чата;

- каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;

- активность участников прослеживается через ленту друзей;

- удобно использовать для проведения проекта.

Конечно же, существует и ряд проблем, связанных с использованием социальной сети при обучении. Например, зачастую, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и информационно-коммуникационных и телекоммуникационных компетенций.

Интерфейс ВКонтакте один из самых дружелюбных по отношению к пользователю (все его функции удобны и легко осваиваются, есть простые и понятные инструкции).

Возможности этой сети:

- создание профиля сообщества с учебной информацией;

- настройки доступа к частной учебной информации;

- мониторинг активности друзей и сообществ с помощью ленты;

- возможность комментирования опубликованной учебной информации.

Третий вопрос: Как я хочу использовать свою страничку? Для чего она мне нужна? Какую информацию я буду размещать?

Четвертый вопрос: Как проверить эффективность работы моей странички?

Отвечая на вопрос, какую информацию я планирую размещать на своей страничке, я выделила для себя следующие блоки-направления:

Планирование: расписание, дом. задания.

Тексты произведений (в том числе для заучивания наизусть).

Справочники, словари, пособия.

Подготовка к тематическому контролю.

Видео и аудиоматериалы.

Опорные конспекты, схемы, таблицы.

Подробней хочу остановиться на том, почему именно эта информация.

Планирование, расписание, дом. задания.

Для эффективной работы мне нужно, чтобы учащиеся знали:

- Очередность изучения материала в течение четверти.

- Общее домашнее задание к каждому уроку.

- График тематических проверочных работ.

- Владели информацией о переносе занятий, о проведении дополнительных занятий (с указанием фамилий тех, кто обязательно должен посетить такое занятие).

Это особенно важно для высокомотивированных учащихся, которые болели, но к уроку хотят быть готовы. Нужно тем учащимся, которые самостоятельно планируют свое время, посещая дополнительно спортивные секции, кружки (то есть их часто забирают с занятий для участия в соревнованиях и конкурсах).

Такой информационный блок позволяет развивать у учащихся общеучебные навыки: самоконтроль, дисциплину.

Тексты произведений (в том числе для заучивания наизусть).

Не всегда текст произведения доступен в библиотеке. Учащиеся предпочитают использовать электронную книгу. Ее можно поместить в телефон, на планшет и использовать в том числе и во время урока. (Хороший бонус: пользоваться телефоном на уроке нельзя! Но использовать текст, справочник в телефоне можно)

Учащиеся могут найти на страничке не только произведения из основного списка, но и тексты для дополнительного чтения.

Также учащиеся могут выразить свое мнение о произведении и предложить интересное произведение для чтения своим одноклассникам. Межличностная коммуникация в этом случае весьма важна: я узнаю мнение детей. А значит – могу скорректировать что-то в уроке, сделать так, чтобы моим ученикам было интересно. Интересно – значит нужно. Увы, в последнее время многие считают, что литература совсем не нужна ни в жизни, ни в школьной программе.

Справочники, словари, пособия. Опорные конспекты, схемы, таблицы.

Учебника не всегда достаточно. Учащиеся всегда могут воспользоваться опорным конспектом, словарем, таблицей для выполнения какого-либо задания по русскому языку или литературе.

Скачав со страницы или открыв ее прямо во время занятия учащиеся могут конкретизировать свои ответы, что-то уточнить. Многие из моих учеников схемы и таблицы переписывают в тетрадь, что позволяет дополнительно повторить еще раз тот или иной материал.

Подготовка к тематическому контролю.

Мы постоянно говорим о создании максимально комфортных условий для учащегося при выполнении им какого-либо контрольного задания – это ¼(так говорят психологи) его положительной отметки.

Зная круг вопросов, их примерную формулировку, давая ответы на вопросы подготовительного теста или викторины, учащийся осознанно готовится к выполнению контрольного задания. Ребенок чувствует себя уверенней, а это отличный шанс для выполнения контрольного, проверочного задания на высоком уровне.

К тому же, очерчивая таким образом круг вопросов, я могу и расширить знания по изучаемой теме за счет привлечения информации из истории и культуры (это может быть любая отрасль знания), могу актуализировать и углубить знания учащихся.

Примерно 10% вопросов из представленных в подготовительном тесте остаются неизменными в основном тесте; еще 40% перефразируются и видоизменяются. А это значит, что положительная отметка будет уже у каждого учащегося. Следовательно, каждый учащийся получает собственную ситуацию успеха.

Школьники с такими заданиями работают и самостоятельно, и на той же страничке ВК советуются, отыскивают ответы, подсказывают друг другу.

Видеоматериалы и аудиоматериалы.

Я предлагаю учащимся познакомиться с образцами выразительного чтения, самим попробовать создать видеоряд и предложить его на страничке для обсуждения и оценивания.

Индивидуальные задания. Консультации.

Мы постоянно говорим об индивидуальном подходе к учащимся. Мы знаем своих учеников, знаем их психотип, способности. И уже исходя их этого можем предложить каждому индивидуальное задание. Почему дистанционно?

Во-первых, потому что не всегда это возможно сделать на уроке (ограничение во времени, страх ребенка и так далее).

Во-вторых, учащийся в привычной домашней обстановке и самостоятельно выбрав задание! более ответственно подходит к его выполнению. Он может проконсультироваться у учителя, может использовать справочные материалы со странички ВК. Темп работы он тоже выбирает сам.

В-третьих, индивидуальная работа с учащимися, находящимися на домашнем обучении, посредствам ВК очень плодотворна.

Пример из практики:

Учащийся получил травму позвоночника, сидя не мог заниматься. Ноутбук и планшет мы активно использовали именно в это время. Это позволило не писать от руки, что лежа совершенно невозможно, а выполнять задания в текстовом редакторе. При посещении на дому мы изучали теорию. Ребенок уже знал тему заранее, прочитав ее на страничке ВК. Мы разбирали примеры, выясняли непонятные моменты.

В индивидуальной переписке мальчик консультировался по выполнению некоторых заданий, просил дополнительные задания.

Беларускія падарожжы. Искусство и развлечения.

Гарады Беларусі [Беларусь].

Образование в Беларуси.

Образование | Словарный запас. Расширяем словарный запас!

Министерство образования Республики Беларусь.

Образование и воспитание

РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭКРАНИЗАЦИИ

Классика на все времена

Русская классическая литература

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - вышивка словесами

Культура мысли | Культура речи | Русский язык

Давайте уважать ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Мы за правописание и русский язык.

Дети и сами предлагают интересные группы.

Уютная библиотека ● Книги, рецензии, новинки

Книги для подростков | Young adult books

Своими руками HandMade, дизайн, творчество

Академия Умных Людей

И последний вопрос, который я ставила перед собой: эффективно ли использование странички ВК в работе учителя и как это проверить?

Страничка только для моих учащихся. Они - мои друзья, а все остальные могут быть только подписчиками. Как только вы создадите такую страничку, вам начнут писать совершенно незнакомые люди с просьбами помочь сделать задание, написать реферат и так далее.

Каждый может предложить что-то свое.

С помощью школьного психолога я провела небольшое анкетирование с целью выявления восприятия учащимися такой формы взаимодействия.

Результаты анкетирования говорят о том, что вырос не только интерес к изучаемому предмету, но и сформировались элементы культуры поведения в социальных сетях.

Учащиеся сами отмечали, что они хотят получать знания по предмету не только на уроке, что им стало учиться интереснее.

Особенность измененной ситуации обучения позволяло внести творческий характер в сам процесс работы, вызывало неподдельный интерес и познавательную активность обучающихся.

Организация такой работы предполагала формирование у учащихся умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить конкретные цели, искать и анализировать пути их решения, интерпретировать информацию, представленную в различных видах, использовать дополнительные источники информации. Учащиеся отмечают, что им стало проще работать самостоятельно, что очень важно в современном мире скоростей.

Большинству учащихся стало интересней посещать обычные уроки.

1. Это модно. Почти каждый ученик будет рад, что может использовать этот сайт для учебы.

2. Это бесплатно.

3. Воспитанники вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-то другие веб-ресурсы. Учащиеся в социальных сетях появляются по несколько раз в день.

4. Социальные сети позволяют оперативно делиться с учениками важной информацией и делать напоминания.

5. Учась в социальных сетях, ученики осваивают коммуникативные навыки, то есть овладевают средствами и способами взаимодействия с другими людьми и поиском - анализом информации в эпоху информационного общества.

6. Социальные сети позволяют учащимся поделиться тем, чему они научились не только со своими сверстниками, но и со всем миром. Умение презентовать себя – одно из ведущих и необходимых человеку в современном мире.

7. Если по какой-то причине ученик пропустил занятия, он не выпадает из образовательного процесса, так как может наблюдать за учебной работой и принимать в ней участие в режиме онлайн.

8. Это отличная возможность постоянного взаимодействия учителей и учеников в сети.

9. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

10. Застенчивые воспитанники чувствуют себя более комфортно в социальных сетях и становятся более активными участниками учебного процесса.

11. В плане коммуникации, социальные сети делают учителей более доступными для учащихся.

Я уверена, что социальные сети могут и станут эффективным инструментом обучения и коммуникации как внутри учебных заведений, так и за их пределами.

Главное помнить, что:

Социальные сети — это не альтернатива дружбе, это ее продолжение.

Имейте в виду: Интернет — не новая форма жизни, а просто новое занятие.

(Эта приятная во всех отношениях дама входит в число пятидесяти наиболее влиятельных людей в мире в области информационных технологий.)

Сегодня хочу вам рассказать, как я использую в работе сельского учителя социальные сети, а именно, беседы ВКонтакте.

Тем более, что тема работы педагогов в соцсетях довольна актуальна в последнее время из-за участившихся увольнений по всей стране. Достаточно вспомнить коллегу из Барнаула Татьяну Кувшинникову.

Про работу в других социальных сетях я расскажу вам обязательно в следующий раз.

Почему ВКонтакте

ВКонтакте на сегодняшний день является самой популярной социальной сетью в нашей стране, а также местом, где можно найти любого ученика. По статистике, дети проводят в социальных сетях ежедневно по 3-4 часа.

И хотим этого мы или нет, но учителям придётся научиться эффективно использовать социальные сети в учебном процессе. Вспомните, как многие из нас сопротивлялись работе за компьютером в школе, или электронному дневнику.

Принцип работы

В каждом классе есть ответственные: за дежурство, спортивную работу, полив цветов и так далее. Но в последние годы приходиться назначать и ответственного за беседу в социальных сетях.

Возможности “беседки”

1. Если вы классный руководитель, то можно создать беседу для информирования детей и родителей о различных мероприятиях, домашнем задании, отправлять необходимый документы, делать опросы.

Но не забудьте перед этим на ближайшем родительском собрании обсудить это всё с родителями и детьми, чтобы ваша же инициатива не вышла боком.

2. Если вы учитель-предметник, то используя материалы, которых множество в сети, повышать интерес к своему предмету. Например, вы учитель математики и можете выслать в беседу видеоролик по решению неравенств или посоветовать им пройти олимпиаду.

3. Во время карантина, который всё чаще бывает последние годы в школе, вы можете дистанционно обучать любой класс.

Совет: если вы сами захотите вступить в "беседку" класса, имею в виду учителей-предметников, то не забудьте выключить уведомления на телефоне.

Прошу вас комментариях написать, какие возможности социальных сетей вы используете в своей работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации будут полезны педагогам дополнительного образования и школьным учителям, работающим с подростками.

Эти рекомендации пригодятся для дополнительной поддержки в подаче учебного материала, для организации вспомогательной внеучебной работы с учебным материалом, для стимуляции интереса к учёбе и познанию, для налаживания процесса коммуникации между учениками и учителями и родителями.



Окружной смотр-конкурс педагогических достижений

в системе дополнительного образования детей

Использование социальных сетей в работе педагога


(методические рекомендации)

Морозова Виктория Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Использование социальных сетей в работе педагога

Социальные сети занимают прочное место в жизни современного человека. Они стали одним из главных источников информации, которую мы получаем о своих друзьях и о мире вообще. Подростки проводят в социальных сетях такое невообразимое количество времени, что использовать возможность достучаться до их сердец прямо через их любимое место нельзя упустить. Современные реалии таковы, что вне школьных стен педагоги и ученики всё чаще общаются через социальные сети и разные мессенджеры — это быстрее, удобнее, проще.

Данные методические рекомендации будут полезны педагогам дополнительного образования и школьным учителям, работающим с подростками.

Эти рекомендации пригодятся для дополнительной поддержки в подаче учебного материала, для организации вспомогательной внеучебной работы с учебным материалом, для стимуляции интереса к учёбе и познанию, для налаживания процесса коммуникации между учениками и учителями и родителями.

Морозова Виктория Сергеевна,

Педагог дополнительного образования в

Пояснительная записка

Для каждой группы существует отдельная коллективная беседа, в которой можно обсуждать проекты, делиться идеями. Здесь же передавать оперативную информацию, например, изменение расписания или различного рода напоминания.

Инструкция: как создать беседу ВКонтакте?

Войдите в свой аккаунт ВК

Добавьте собеседников из ваших контактов.

Также у нас есть отдельное открытое сообщество, посвящённое жизнедеятельности детского объединения.

Инструкция: как создать сообщество ВКонтакте?

Войдите в свой аккаунт ВК

Подтверждаем создание сообщества.

В работе педагога с обучающимися в социальных сетях есть и подводные камни. Соцсети подразумевают ту степени открытости, которая может подорвать авторитет педагога. Если у него есть открытый профиль, общается он с учащимися или нет, он должен понимать, что на его образ там могут равняться дети.

Список рекомендуемой литературы

Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: сб. лаб. медиакультуры, конвергенции и цифровых технологий / отв. ред. И.И. Засурского. – М.: Издательство МГУ, 2007. – 263 с.

Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407.

Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: учеб. пособие / под ред. Л. А. Данченок. – СПб.: Изд-во Питер, 2013. – 66 с.

Читайте также: