Методика сочинение психодиагностика психолога в школе

Обновлено: 25.06.2024

I. Диагностика психического развития.

1. Доска Сегена (автор Э. Сеген, 1866 г.)

7. Тест Равена (Дж. Рейвен)

10. Тест «Исключение четвертого

II. Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей.

2. Таблицы Шульте (Шульте Вартер)

7. Рыбка (В. В. Холмовская). Изучение наглядно образного мышления у детей 5-7 лет

III. Диагностика межличностных отношений детей и подростков.

3. Рисунок семьи (Вульф В.).

4. Методика Р. Жиля.

5. Социометрия. (Дж. Морено)

6. Опросник Т. Лири

7. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.

8. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В. В. Бойко в подростковом возрасте.

IV. Диагностика готовности к школе.

6. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников (разработана М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. – И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой).

7. Графический диктант (разработан Д. Б. Элькониным).

8. Опросник для диагностики наличия страхов (А. И. Захаров).

V. Диагностика школьной дезадаптации.

1. Карта наблюдения Стотта (Стотт Д.)

2. Тест-опросник личностной адаптированности (Фурман А. В.)

VI. Психодиагностика интеллекта.

1. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова)

2. Тест Векслера ( другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC

3. Школьный тест освоенности мышления

4. Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда).

6. Равена прогрессивные матрицы (Raven Progressive Matrices)

VII. Психодиагностика одаренности и креативности.

2. Опросник креативности Дж. Джонсона (Дж. Джонсон, адаптированный Е. Туник)

3. Карта одаренности (А. И. Савенков)

4. Тест креативности Ф. Вильямса

VIII. Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии.

1. Методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания

2. Обобщение понятий

IX. Диагностика темперамента и свойств нервной системы.

1. Опросник структуры темперамента В. М. Русалова.

2. Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу

3. Опросник Шмишека. Акцентуации характера.

4. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка).

5. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы

по психомоторным показателям Е. П. Ильин (теппинг-тест).

X. Психодиагностика личности.

1. MMPI (С. Хатуэй и Дж. Маккинли)

2. Тест Кеттела 16 F, был разработан американским психологом Р. Б. Кеттеллом (Raymond B. Cattell) в 1949 году.

3. Личностные опросники Г. Айзенка для диагностики экстраверсии, интроверсии, нейротизма и психотизма (EPI, EPQ, PEN). Взрослый, подростковый и детский варианты.

4. Калифорнийский психологический опросник (CPI) Дж. Гоуха.

5. Фрайбургский личностный опросник (FBI) Й. Фаренберга, Х. Зелга, Р. Гампела.

XI. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений.

1. Рисунок семьи Хьюлс В. И Резников М. (Вульф В., Аппель К.)

2. Рисунок несуществующего человека м. Дукаревич

4. Рисуночный тест Вартегга

XII. Диагностика поведения.

1. Тест руки Вагнера.

2. Опросник Басса-Дарки.

3. Фрустрационный вербальный тест (Л. Н. Собчик)

XIII. Психодиагностика самосознания, самоотношения и самооценки личности.

1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)

3. Методика Дембо – Рубинштейн.

4. Теннеси Я концепции шкала.

XIV. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности.

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

3. Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина.

4. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей.

5. Самоактуализационный тест (САТ) (Э. Шостром)

XV. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

2. Опросник диагностики мотивационно-потребностной сферы (МПС).

3. Метод ориентационной анкеты Б. Басса Дарки

XVI. Диагностика эмоциональной сферы личности.

3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)

XVII. Психодиагностика профессиональной деятельности.

1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда

3. Методика Иовайши

XVIII. Психологическая оценка работников в организации и кадровый психологический отбор.

1. Опросник стиля руководства коллективом В. А. Журавлева

2. Опросник Блейка-Мутона.

3. Опросник SSS М. Цукермана для оценки стремления человека к стимуляции

XIX. Диагностика семейных отношений.

1. Диагностика эмоциональных отношений в семье

XX. Диагностика супружеских отношений.

5. Тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).

XXI. Диагностика родительско-детских отношений.

2. Методика Рене Жиля.

3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.

5. Опросник родительских отношений Варги — Столина.

7. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера.

Применение современных образовательных технологий и методик в ДОУ МОУ СОШ №3 г. Маркса им. Л. Г. Венедиктовой СП МДОУ ДС №1 ДОКЛАД Применение современных образовательных технологий и методик в.

Каталог дидактических игр по ФЭМП для старшей группы (окончание) 50. Почему дети грустят и улыбаются? Цель. Развитие логического мышления. Опосредованное сравнение: три возможных варианта. Ход. Каждый.

Каталог дидактических игр по ФЭМП для старшей группы (продолжение) 31. Помоги муравьишкам. Цель. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Применение игровых методик в детском саду Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не.

Семья и развитие детей

Возраст: 3-4 класс ( переход в среднее звено).

Время проведения: 45 минут.

Материалы: рачки, листочки.

Интерпретация:

  • Оценка интеллектуального развития (способность вербального мышления).

Высокий уровень – раскрытие главной мысли, отражение существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей закономерности реальности.

Средний уровень – наличие главной мысли и ее минимальное раскрытие.

Низкий уровень – имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.

Очень низкий уровень – нет главной мысли в предложениях.

Примечание: уровень грамотности на оценку не влияет, но может являться показателем для консультации логопеда или отражением низкого усвоения специальных школьных навыков (грамотности).

  • Выраженность качеств субьекта учебной деятельности.

Это освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Формируется опосредованность мыслительных операций принятыми в обществе стандартами, инструментарием мыслительного процесса.

Очень высокий уровень – наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности. И на его основе – своеобразие выражения.

Высокий уровень – наличие композиции (вступление, основная часть, заключение)

Средний уровень – удовлетворительное владение речью, как инструментом мышления.

Низкий уровень – не освоен стандарт выражения мыслей.

Это наличие готовности к самостоятельной организации деятельности, объем необходимой помощи. Определяется с учетом 3 показателей:

  • объем сочинения (среднее количество слов – 70);
  • аккуратность оформления;
  • аккуратность речи ( как отражение интеллектуального волевого усилия – проявляется в грамотности и правильном построении фраз)

Высокий уровень – есть все три показателя.

Средний уровень – 2 показателя.

Низкий уровень – 1 или ни одного показателя.

Определяется по содержанию сочинения. Эмоциональное отношение к школе проявляется в виде доверия, открытости, либо недоверия.

Положительный фон – есть личностно значимое содержание, отражает личностный смысл.

Нет доверия к школе – сочинение формально или нейтрально, проявляются негативные эмоции.

5.Личностно – социальное развитие.

Это освоение социальных сфер жизни, отношений, переживаний, освоение социального пространства (ОСП). Определяется по наличию социальных интересов, их направленности:

  • игровой;
  • на освоение социального пространства, различных областей деятельности людей, на ролевые отношения, связанные с деятельностью, на взаимоотношения со сверстниками, на социально-значимые качества личности и свои тоже;
  • на микросоциальные отношения (фиксация на семейных отношениях в отличие от интереса к более широкому социальному окружению)

Выявляется наличие эмоциональных проблем, препятствующих освоению социума.

Есть ОСП – выражен интерес к освоению социального пространства.

Нет ОСП – либо игровой уровень, либо явная фиксация на какой – то проблеме.

Примечание: ОСП может проявляться в освоении различных сфер деятельности, познании различных сторон общественной жизни.

Дети в возрасте от 4 до 11 лет.

Методика Выготского – Сахарова

Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.

Деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет.

1-я серия: для детей 3 – 5 лет;

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)

Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым.

Методика В.М. Когана

Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.

С детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

Исключение предметов (4-й лишний)

Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.

Для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

Кубики Коса

Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.

3,5 - 9-10-летний возраст.

Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей.

Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.

4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста.

Контурный C.A.T.–Н.

3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

с 3-х до 11-12-летнего возраста.

является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов.

От 4 до 10–11-летнего возраста.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.

С 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена.

В состав Диагностического Альбома данного комплекса входят методики, объединенные в блоки:

Блок 1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности;

Блок 2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис);
Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления;
Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений;
Блок 5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

для проведения психолого-педагогического обследования детей.

Пособие состоит из двух частей и приложения.

В первой части даются общие указания к проведению психолого-педагогического обследования.

Во второй части и приложении представлен практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования.

Приложение включает 115 таблиц, которые помогут выявить особенности основных психических процессов и личности в целом. Кроме того, они дают возможность определить и состояние знаний, полученных в школе, детском саду.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА.

Составление пирамиды из колец

Составление и выкладывание матрешек

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Исследование восприятия. Восприятие цвета, формы. Восприятие пространственных отношений.

Исследование мышления: Понимание картин со скрытым смыслом, Понимание картин с изображением нелепых ситуаций, Понимание серии картин, связанных единым сюжетом; Понимание содержания литературных текстов, Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей. Классификация предметов (изображений).

Обучаемость детей при выполнении, Исследование школьных знаний и навыков.

I. Диагностика психического развития.

1. Доска Сегена (автор Э. Сеген, 1866 г.)

7. Тест Равена (Дж. Рейвен)

10. Тест «Исключение четвертого

II. Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей.

2. Таблицы Шульте (Шульте Вартер)

7. Рыбка (В. В. Холмовская). Изучение наглядно образного мышления у детей 5-7 лет

III. Диагностика межличностных отношений детей и подростков.

3. Рисунок семьи (Вульф В.).

4. Методика Р. Жиля.

5. Социометрия. (Дж. Морено)

6. Опросник Т. Лири

7. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.

8. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В. В. Бойко в подростковом возрасте.

IV. Диагностика готовности к школе.

6. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников (разработана М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. – И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой).

7. Графический диктант (разработан Д. Б. Элькониным).

8. Опросник для диагностики наличия страхов (А. И. Захаров).

V. Диагностика школьной дезадаптации.

1. Карта наблюдения Стотта (Стотт Д.)

2. Тест-опросник личностной адаптированности (Фурман А. В.)

VI. Психодиагностика интеллекта.

1. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова)

2. Тест Векслера ( другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC

3. Школьный тест освоенности мышления

4. Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда).

6. Равена прогрессивные матрицы (Raven Progressive Matrices)

VII. Психодиагностика одаренности и креативности.

2. Опросник креативности Дж. Джонсона (Дж. Джонсон, адаптированный Е. Туник)

3. Карта одаренности (А. И. Савенков)

4. Тест креативности Ф. Вильямса

VIII. Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии.

1. Методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания

2. Обобщение понятий

IX. Диагностика темперамента и свойств нервной системы.

1. Опросник структуры темперамента В. М. Русалова.

2. Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу

3. Опросник Шмишека. Акцентуации характера.

4. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка).

5. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы

по психомоторным показателям Е. П. Ильин (теппинг-тест).

X. Психодиагностика личности.

1. MMPI (С. Хатуэй и Дж. Маккинли)

2. Тест Кеттела 16 F, был разработан американским психологом Р. Б. Кеттеллом (Raymond B. Cattell) в 1949 году.

3. Личностные опросники Г. Айзенка для диагностики экстраверсии, интроверсии, нейротизма и психотизма (EPI, EPQ, PEN). Взрослый, подростковый и детский варианты.

4. Калифорнийский психологический опросник (CPI) Дж. Гоуха.

5. Фрайбургский личностный опросник (FBI) Й. Фаренберга, Х. Зелга, Р. Гампела.

XI. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений.

1. Рисунок семьи Хьюлс В. И Резников М. (Вульф В., Аппель К.)

2. Рисунок несуществующего человека м. Дукаревич

4. Рисуночный тест Вартегга

XII. Диагностика поведения.

1. Тест руки Вагнера.

2. Опросник Басса-Дарки.

3. Фрустрационный вербальный тест (Л. Н. Собчик)

XIII. Психодиагностика самосознания, самоотношения и самооценки личности.

1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)

3. Методика Дембо – Рубинштейн.

4. Теннеси Я концепции шкала.

XIV. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности.

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

3. Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина.

4. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей.

5. Самоактуализационный тест (САТ) (Э. Шостром)

XV. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

2. Опросник диагностики мотивационно-потребностной сферы (МПС).

3. Метод ориентационной анкеты Б. Басса Дарки

XVI. Диагностика эмоциональной сферы личности.

3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)

XVII. Психодиагностика профессиональной деятельности.

1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда

3. Методика Иовайши

XVIII. Психологическая оценка работников в организации и кадровый психологический отбор.

1. Опросник стиля руководства коллективом В. А. Журавлева

2. Опросник Блейка-Мутона.

3. Опросник SSS М. Цукермана для оценки стремления человека к стимуляции

XIX. Диагностика семейных отношений.

1. Диагностика эмоциональных отношений в семье

XX. Диагностика супружеских отношений.

5. Тест на удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).

XXI. Диагностика родительско-детских отношений.

2. Методика Рене Жиля.

3. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.

5. Опросник родительских отношений Варги — Столина.

7. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера.

Применение современных образовательных технологий и методик в ДОУ МОУ СОШ №3 г. Маркса им. Л. Г. Венедиктовой СП МДОУ ДС №1 ДОКЛАД Применение современных образовательных технологий и методик в.

Каталог дидактических игр по ФЭМП для старшей группы (окончание) 50. Почему дети грустят и улыбаются? Цель. Развитие логического мышления. Опосредованное сравнение: три возможных варианта. Ход. Каждый.

Каталог дидактических игр по ФЭМП для старшей группы (продолжение) 31. Помоги муравьишкам. Цель. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Применение игровых методик в детском саду Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не.

Читайте также: