Частушки народов прикамья сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Фольклор – английское слово (folklor, и означает оно народное искусство, знание. Различают фольклор словесный – устное народное творчество, музыкальный, танцевальный и другие. Устное народное творчество – это сказки, легенды, былины, сказы, песни, поговорки, пословицы, загадки – которые передавались из уст в уста, из поколений в поколения. Бабушки рассказывали и пели их своим внукам, а те своим. Миновали столетия. Ученые собрали произведения устного народного творчества, писатели их обработали. Фольклор народов, населяющих Пермский край, - бесценная литература Прикамья.

В России первые записи фольклорных произведений появились в XVIII веке. На Урале их делали по указанию основателя городов Екатеринбурга и Перми В. Н Татищева в 20-х годах XVIII века.

В XX веке активно собирал фольклор сельский учитель В. Н. Серебрянников, преподаватель ПГПИ И. В. Зырянов, его коллеги и студенты, а также преподаватели и студенты ПГУ.

Есть сказки о животных, волшебные и бытовые. Самыми древними являются сказки о животных. В них человек передал свой опыт общения с животными, рассказал о повадках и нравах и завещал доброе отношение к ним, а порой и присваивал животным черты человека.

Волшебные сказки появились позднее, когда человек уже обогатился некоторыми знаниями об окружающем его мире. Он мечтал о таких помощниках, предметах, о таком умении, которые помогли бы сделать его во много раз сильнее, могущественнее. Главными и непременными моментами в волшебных сказках является борьба, подвиги, добывание. Поэтому все действующие лица в них делятся на два лагеря – герои и их враги.

Самыми молодыми являются бытовые сказки, иначе их называют реалистическими. Они ближе к реальной жизни и отражают повседневные заботы человека, его стремление к счастью.

Во всех сказках осуждаются черты человека, которые мешают людям в общении друг с другом: высокомерие, бахвальство, самодеятельность, глупость, трусость, лживость, жадность, скупость, коварство и другие отрицательные качества.

После революции постепенно угасла вера в сказочную фантастику. Творцы нового фольклора так же, как и советские писатели, отказались от мифологизма старой сказки и при изображении человека и общественных отношений все более опирались на принципы метода социалистического реализма провозглашенного в 1932 году.

Чтение сказок Урала погружают в стихию подлинной сказочной речи. Поражает своим разнообразием лексика, свобода, в употребление приставок (удумали, понапились-понаялиь, просмешник, отдарки, суффиксов (топучее болото, настрелял дичятины, крикнул лакейкам, завели пировкуц, умственные зятевья). Какое чувство родного слова в этой лексической изобретательности: милыш, гулеван, богатирица, бабица!

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно, благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом, всегда активизирует чувства ребенка. Потребность справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью детского мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость

2. Сказки народов мира. Сборник 12 томов. Москва - Минск, 1992.

Народные праздники в детском саду

Народные праздники в детском саду Художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура. Каждый народ.

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского.

Я гуляю по ночам, вот,
Притворяюсь милою,
Я так никому не дам, но,
Может, изнасилуют.
***
Проходила мимо стога,
А там громко охают,
И торчат босые ноги,
Кто-то бабу пёхает.
***
Я смотрела телевизор,
Да с милёночком моим,
Он был сверху, я же снизу –
Мы смотрели порнофильм.
***
Если видишь ты девчонку,
Что гуляет вдалеке,
Помни правило, мальчонка,
Лучше член в твоей руке.
***
Жизнь – игра – то каждый знает,
То канава, то забор,
Счастье редко навещает –
То понос, а то запор.
***
Кабы я да матерился,
Я б не то ещё сказал:
Гном в . вот провалился
Когда бабу он .
***
Полюбила я сирийца,
Что по имени Захер,
Полюбила не за деньги,
А за имя и за хер.
***
Пареньки из нашей группы,
Когда сессия пришла,
Преподам давали в лапу,
Я ж у преподов брала.
***
Мой муж чудо как прекрасен –
Смахивает на быка,
Чтобы пуще походило
Я наставила рога.
***
В мире нету лучше света,
Что несут стихи поэта,
При условии что этот
Тип является поэтом.

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Пермский край был и остается сокровищницей устного народного творчества. Русские фольклорные обычаи края выделяются многообразием прозаических, поэтических и музыкальных жанров.

Что касаемо музыкальных традиций края, то из песенных жанров известны исторические баллады и песни . Особой популярностью наших предков пользовались семейные, лирические, солдатские, любовные, разбойничьи и ямщицкие песни.

У старообрядцев края активно бытовали стихи, основной сюжет которых был тесно связан с сюжетами Ветхого и Нового Завета, апокрифических легенд и сказаний.

К более позднему жанру народного фольклора можно отнести частушку. Основная часть сюжетов этих веселых песен имеет общественно-историческое, социально-бытовое, любовное содержание.


Исполнительцы села Буб Сивинского района

Наши прародители использовали частушки в качестве дополнений к различным ритуалам: проводам в солдаты, к пасхальным забавам на качелях – качульные, семейные обряды – свадьбы, крестины и прочее.

Хороводные песни – луговые, круговые, весенние, кружальные, – исполнялись по традиции в период с Вознесения до Троицкого заговенья. Игровые и хороводные зимние песни представляли наступление святок.

Особую популярность в народе снискали причитания , что характерно для прикамского свадебного и похоронно-поминального ритуалов.


Самым распространенным музыкальным инструментом в Прикамье в начале ХХ века была гармонь, особенно у заводских и городских жителей. Были известны различные виды гармоней, главным образом минорки, тальянки, хромки.

Появление гармоний отразилось на изменении песенного репертуара этих территорий, важное место в нем стали занимать тексты частушек, объединенных в циклы, часто приобретая ведущую роль среди местных песен.

В Суксунском районе, к примеру, каждая деревня имела свой мотив для исполнения уличных частушек.

В других районах Прикамья, в частности, в Чайковском, Куединском, Юрлинском, гармонь появилась позднее, и оказала меньшее влияние на народный репертуар.

Балалайка, без которой иностранцы не представляют русских, считалась женским инструментом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2. Фольклор. Собиратели фольклора Прикамья.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

- Что такое фольклор? (Народное искусство, знание)

- Когда и как он появился?

- В чем сходство и различие фольклора разных народов?

(В фольклоре любого народа отражены его история, его жизнь, мудрость.

Идеи фольклора общие, но каждый народ выражает их своим языком).

2. Из истории собирания фольклора народов Прикамья.

Впервые записывать произведения устного народного творчества начали в Европе сотни лет тому назад, но изучать его стали только в 18 веке.

В России первые записи появились в 18 веке.

20 годы 18 века. На Урале их делали по указанию Василия Никитича Татищева (основателя Перми и Екатеринбурга).

В начале 19 века Владимир Иванович Даль собирал на Урале русский и татаро-башкирский фольклор.

В 1833 году А.С. Пушкин записал в Оренбургской губернии предания и песни о Емельяне Пугачеве.

Большое значение в истории собирания народного творчества Прикамья имела деятельность писателя Ф.М.Решетникова.

Высоко ценил устное поэтическое творчество Д.Н.Мамин-Сибиряк.

В 20 веке собирал фольклор сельский учитель В.Н.Серебренников, преподаватель ПГПУ И.В.Зырянов, его коллеги и студенты.

3. Самостоятельное чтение статьи про В.Н.Серебренникова(1881-193).

Родился в семье священника. Андреевское двухклассное училище.

Пермское духовное училище. Похвальный лист.

Пермская духовная семинария.

После окончания семинарии поехал учить грамоте детей. Общительный, веселый, шутник и затейник, молодой сельский учитель был душой деревенских посиделок.

В детстве маленький Валентин знал много сказок, пословиц, поговорок, постоянно запоминал новые. Позже появилась потребность не только запоминать, но и записывать произведения. Так он и стал собирателем местного фольклора. Это стало целью его жизни.

В возрасте 35 лет Валентин Николаевич стал студентом Пермского университета. Он публикует четыре небольшие книжицы.

После окончания университета Серебренников едет в Кунгур. Свое свободное время собирает и публикует фольклорные произведения. По его инициативе в Кунгуре было создано общество краеведения.

Мечта фольклориста сбылась, пусть даже после его смерти.

Иван Васильевич Зырянов известен как ученый, писатель и собиратель народного творчества. После окончания Пермского педагогического университета вернулся в Красновишерск и работал учителем литературы.

Во время каникул отправлялся в экспедиции за песнями, сказками один или со школьниками. Ему удалось записать обряд чердынской свадьбы.

Глубокие знания Прикамского фольклора помогли И.В.Зырянову написать научный труд, а за сборники народной поэзии он был принят в Союз писателей. В последнее время он жил в Перми и работал преподавателем педагогического института.

5. Жанры фольклора.

Эпические фольклорные жанры:

· сказка (волшебные сказки, сказки о животных; бытовые сказки)

Лирические фольклорные жанры:

· частушки («Ой, маменька, тошно, // Хвораю нарочно)

Драматические фольклорные жанры:

6. Пословицы и поговорки о Пермском крае (проверка домашнего задания)

К большому терпенью придёт и уменье.

За глупой головой и ногам плохо.

Догадка не хуже разума.

Ум как нож — остёр, когда есть хороший брусок.

7. Сказка - эпический жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический вымысел.

Характерные черты сказки:

· конфликт добра и зла;

· мифологический, вымышленный мир;

· сказочные приемы и образы.

Сказки традиционно подразделяются на сказки о животных, бытовые и волшебные.

Действие волшебной сказки происходит в мифологическом вымышленном мире. Волшебная сказка предполагает использование ряда устойчивых приёмов:

-приём троекратного повторения (три сына, три испытания героя, тридесятое царство),

-наличие героя-помощника (звери, помогающие герою в прохождении испытаний,

-волшебного предмета: волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка).

В бытовой сказке действие происходит в реальности.

Бытовые сказки строятся на сюжете, где главный герой, чаще всего простой, небогатый человек, благодаря своей смекалке и находчивости выходит победителем из сложной ситуации.

В сказках о животных героями являются животные, которые наделяются, как правило, устойчивыми характерами: заяц трусливый, лиса хитрая, волк глупый. Эти сказки носят воспитательно-развлекательный характер.

Читайте также: