Историческое сочинение егэ 2020

Обновлено: 02.07.2024

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Хочу сразу отметить, что это могут быть не окончательные изменения в экзамене. На самой демоверсии написано "ПРОЕКТ".

1 вид сочинения – процессы

Смотрим формулировку задания:

Что изменилось:

  • Если раньше был временной период (указаны годы), то теперь есть процессы. Это более точные явления.
  • Если раньше можно было быть "специалистом" по культуре России и написать всё сочинение про культуру, то теперь, если ты не знаешь внешнюю политику России в 1689-1725, ты не напишешь сочинение.
  • Если раньше можно было прописать сочинения заранее, предугадать процессы, то теперь это стало намного сложнее. Да, мы на занятиях пропишем все возможные процессы, сделаем по ним подборки, но 100% попадания добиться будет сложнее
  • Позитивный момент – сочинение нужно написать об одном процессе. Есть выбор. Можно выбрать то, что ты знаешь.

Сами критерии практически не изменились: 2 события, 2 роли, 2 причинно-следственных связи, значение.

НО теперь за К6 и К7 можно получить баллы, только если по К1-К4 набрано не менее 6 баллов в сумме ! То есть нужно указать 2 события, 2 причины, 2 причины и влияние на дальнейшую историю. И можно допустить лишь 1 ошибку!

Есть предположение, что это связано с высокими баллами по гуманитарным предметам на ЕГЭ. Если 80 баллов по физике – это отличный результат и с ним можно поступать в топовые вузы, то 80 баллов по истории – результат хороший, но многие ребята сдают сильно лучше.

Из-за изменения критериев появится большая разница в баллах. Если допустишь 2 ошибки в К1-К4 , то у тебя может быть максимум 5 баллов за сочинение из 12, а если сделаешь на одну ошибку меньше – баллов будет значительно больше.

Это была плохая новость.

Хорошая новость в том, что вы сдаете экзамен все вместе. И у твоих конкурентов есть точно такая же вероятность получить обидные 5 баллов за сочинение. Большинство напишут примерно на одинаковый балл – 70. Чтобы не быть в их числе, тебе придется постараться.

Есть второй вид сочинения – по личности

Важно: нельзя будет выбрать, какой вид писать, он будет один в КИМе!

Раньше сочинение на ЕГЭ по истории было именно таким, писали про личности.

Хорошая новость: 99% вероятность, что хотя бы 1 человек из списка будет правителем. Незначительных личностей обычно не дают, здесь будут люди, которые участвовали хотя бы в двух важных событиях!

Есть список из примерно 150 человек , которые могут попасться. За год мы всех с вами проработаем.

Критерии оценивания: 2 события, ещё 1 личность, 2 причинно-следственных связи и влияние.

Ещё одна хорошая новость

Деление на периоды в сочинениях сохраняется: будет доимперский, имперский и СССР. Можно будет очень хорошо подготовиться к 1-2 периодам и просто иметь представление о третьем, чтобы в крайнем случае выбрать его.

Стал ли экзамен сложнее?

Давай подумаем: что главное в ЕГЭ по истории? В каком формате написать сочинение, каким почерком заполнить бланк, расписать 24 задание на пару предложений или на пару страниц?

Главное в ЕГЭ по истории – знать историю. Если ты будешь знать материал, ты напишешь любое сочинение и решишь любой вариант на экзамене.

Чтобы получать бесплатные уроки по истории и авторские материалы для подготовки от Али Виноградовой, подпишись на еженедельную рассылку ВКонтакте .

Готовься к ЕГЭ, пока все отдыхают.

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель истории и обществознания . Ветохина Д . А . dariavet @ hotmail . com

Статья рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к Единому Государственному Экзамену по истории. В данной работе подробно рассмотрено как работать с заданием 25 по истории, подробно разобраны критерии оценивания.

Статья написана действующим экспертом по проверке ЕГЭ и ОГЭ истории и обществознания, Ветохиной Д.А.

СОЧИНЕНИЕ ПО ИСТОРИИ-2020

В этом учебном году за сочинение по истории можно получить 12 баллов, в прошлом году - 11. Работа оценивается экспертом по 7 критериям. Сегодня я подробно разберу критерии, а в конце дам короткий алгоритм написания сочинения по истории

Критерий 1 в историческом сочинении

Указание событий (явлений, процессов).

По этому критерию выпускник должен указать не менее 2 событий, которые относятся к периоду. Тут можно набрать 2 балла. Прежде чем выбирать события, подумайте, каких личностей вы сможете указать, которые сыграли роль в данных явлениях, процессах. Так как критерий 1 тесно связан с критерием 2.

Например, берем период правления Ивана Грозного 1547-1584 гг.

Какие события мы можем взять? Конечно, же берем такой процесс, как опричнина. Думаем, а каких личностей мы можем назвать, показать их роль. Второе событие, можно указать Ливонскую войну или присоединение Сибирского ханства. Очень важно правильно назвать события, соотнести их с периодом, указать верно даты, если будут ошибки в датах, то можно потерять балл по К6. События, явления и процессы, которые эксперт засчитал по К1 по другим критериям не засчитываются.

К2 в историческом сочинении

Назвать исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода. Также можно получить 2 балла, если правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, повлиявших на ход и (или) результат названных событий.

Смотрим, какую роль сыграл Иван Грозный в опричнине? Он ее установил, то есть роль мы показали, а еще расписали, цели царя и дописываем результаты опричнины.

Следующая личность – Ермак Тимофеевич.

К3 в историческом сочинении

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личностей, засчитанные по критерию К2

Тут тоже выпускник может получить 2 балла.

Что такое причинно-следственные связи? Это когда одно событие вытекает из другого, самое простое назвать причины какого-либо события, или его результаты.

Давайте напишем про причины Ливонской войны 1558 - 1583 или про ее результаты.

К4 в историческом сочинении

Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю России.

Мы все понимаем, что историков много, каждый из них написал ни один труд по тому или иному вопросу, и как все это запомнить? Своих учеников я всегда учу мыслить логично и находить выход из любой ситуации. Авторы учебников, они тоже историки, они тоже написали свое мнение как тот или иной период повлиял на дальнейший ход истории. Данилов, Косулина, Сахаров, Пчелов и другие. В данном критерии очень важно связать описываемый период с последующим периодом в истории.

НО МНЕНИЕ ИСТОРИКА НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО УКАЗЫВАТЬ

К 5. Использование исторической терминологии, 1 балл.

К6-К7 – это бонусные баллы. Почему? Ну, во-первых, если выпускник по К1- К4 набрал 5 балла и более, то К6-К7 проверяет эксперт.

К6 – наличие фактических ошибок

Не допустил ошибок - 3 балла. Допустил 1, то 2б, 2 - 1б. Более 2, то 0 б.

Читайте также: