Я положил к твоей постели сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

1.История создания

3 августа 1923 года Есенин вернулся из путешествия в Соединённые Штаты Америки, где он побывал со своей супругой танцовщицей Айседорой Дункан.

Западная культура и богемный образ жизни жены оказались чужеродны его мироощущению, и на душе у поэта было пасмурно. Ему хотелось большого и чистого чувства, которое могло бы полностью изменить его жизнь.

Поэт признался в этом другу Анатолию Мариенгофу, и буквально в тот же вечер 10 августа встретил женщину, вдохновившую его на создание целого цикла лирических шедевров: актрису Камерного театра Августу Миклашевскую.

Темы, проблемы

Вторая тема – это тема красоты. Сергей Есенин не поскупился на описание небывалой красотки, в которую имел неосторожность влюбиться. Это была именно та красота, которая сводит с ума и не отпускает. Данная красота показана губительной для лирического героя.

Лирический герой вспоминает то, как жил раньше. Он был доволен своей жизнью и его все устраивало. Но теперь он относится к этому с презрением. Более того, он хочет отречься от своего прошлого, вычеркнуть его, и начать жить заново.

Стихотворение носит весьма грустный характер. Это и не удивительно, потому что лирический герой жалеет о своей прошлой жизни, и тех ошибках, которые ему довелось совершить. И в самый неподходящий момент его настиг час расплаты. Все дело в том, что благодаря его дурной славе, девушка относится к нему как к обычному хулигану.

Она относится к нему холодно, потому что считает его не достойным, взбалмошным человеком.

Он готов меняться, отречься от своего прошлого и начать жить заново. Но девушке не нужны такие жертвы, потому что она не видит с ним никакого будущего.

Система образов

Образы стихотворения построены на системе противопоставлений: грубое, дурное прошлое очищается светлым и чутким ко всему доброму настоящим.

Поэт рассказывает любимой, как он был раньше, и что ценит теперь.

Сергей Есенин удивительно описывал в своих стихотворениях природу и чувства. В его строках будто слышен шум ветра на полях, звон колосков пшеницы, вой вьюги. И вместе с тем смех вольной души и плач разбитого сердца.

Сергей Есенин был ярчайшим представителем того периода русской поэзии, когда в своем даре соревновалось много талантливейших мастеров. Его направление называлось сложным словом имажинизм, но в стихах удивительная простота слов сплеталась в кружево пейзажей и чувств, быта и возвышенных мечтаний.

В 1916 году Есенин был призван на войну, но благодаря друзьям был направлен в Царскосельский санитарный полк. Поэт много путешествовал, был в Азии и на Урале, в Ташкенте и в Самарканде. Вместе с женой Айседорой Дункан поэт объездил много стран Европы.

Незадолго до гибели поэт был женат на внучке Льва Николаевича Толстого — Софье Толстой. Но и с ней он не обрел счастья. После смерти мужа женщина посвятила свою жизнь сохранению и изданию стихотворений великого поэта.

Сергей Есенин погиб в 1925 году, официальная версия его смерти — самоубийство через повешение. Но выдвигалось много причин его преждевременной гибели, есть среди них и убийство.

О первой любви говорит поэт, разбивший множество женских сердец и побывавший в браке. И то, что он считает эту любовь первой, говорит о силе чувства, его свежести и чистоте.

Он рассказывает о пустой трате своей жизни до встречи с Августой и о том, что готов измениться ради любимой, лишь бы она захотела этого.

Идея стихотворения

В заключение

Сергей Есенин умел создавать удивительно тонкую лирику, на строки которой отзывались струны души читателя. Простой, парящий слог поэта вмещал гамму чувств, не отягощая восприятия.

Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Основные действующие лица

  1. Несомненно, первым можно выделить главного лирического героя. Он признается и раскаивается в том, как жил ранее. Он осознает, что полон пороков, но он готов с ними бороться, во имя самого светлого в мире чувства – любви. Он искренен, и ничего не таит за душой. Видно, что данная исповедь дается ему нелегко, поэтому читается с долей нервов и отчаяния. Он понимает, что далек от идеала, поэтому с мольбой просит. Во всей его речи отчетливо видно то, что он сражен наповал и понимает это. Он просит с отчаянием любви. Ради любви он готов пойти на все, оставив в прошлом свою былую жизнь и увлечения.
  2. Героиня, которой посвящены данные строки, показана холодной и неприступной. В её образе прослеживается прошлая жизнь поэта, а точнее её конец. Благодаря ей, он понимает, что жил неправильно. Лирический герой прекрасно понимает, что эта женщина станет его последней любовью. Он осознает, что прошлую жизнь уже не вернуть, да и ему это не нужно. Теперь в этой женщине сосредоточена вся его жизнь и любовь. Он опьянен своими чувствами, они стоят выше него и он не в силах что-то изменить. Так же женщина не дает ему никакой надежды, что еще больше цепляет лирического героя. Она словно околдовала его своими злато-карими очами.
  3. Есть ещё в данном стихотворении и образ пожара. Не зря автор окрашивает его в голубой цвет, тем самым показывая его необычность. Он любил ранее, но это была не такая любовь. Да, огонь присутствовал у него в душе, но это было некое пламя свечи, которое согревало его изнутри. В этой же ситуации ему пришлось столкнуться с настоящим пожаром, после которого не останется ничего.

Художественные особенности

Язык стихотворения образен и мелодичен, каждая строка не прочитывается, а словно поётся.

В стихотворении преобладают прилагательные. Учёные считают, что эта часть речи соответствует женскому началу языка, в большей степени соотносится с женской картиной мира, для которой характерно стремление к описательности, нюансировке.

Есенин неслучайно выбирает самые изысканные эпитеты: он хочет понравиться адресату стихотворения, угадать её мысли, верно назвать каждую черту поразившего его образа.

Мотивы стихотворения

Есенин после знакомства с Миклашевской так и не смог добиться полного расположения девушки. Актриса не поверила поэту, что он способен измениться. Есенин в каждой строчке цикла, посвященного возлюбленной, делал акцент на отказе от прошлой жизни. Он обещал начать сначала. Герой проводит самоанализ, признавая совершенные ошибки:

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Поэт утверждает, что родимые дали его больше не тревожат. Есть только устойчивое желание перевернуть страницу и начать с чистого листа.


Есенин в своих работах подчёркивает тягу к самопожертвованию. В душе его разгорелся пожар. Ради возлюбленной герой готов отказаться даже от своего жизненного призвания — бросить писать. Для поэта столь высокого уровня подобное заявление гораздо серьёзнее, чем желание отказаться от посещения кабаков и увеселительных заведений.

Любовная лирика встречалась в работах Есенина и ранее, но важен контекст, показывающий, насколько душа его смогла разыграться от пережитых эмоций. До Миклашевской интимные отношения с женщинами поэт преподносил как нечто опьяняющее и омерзительное. Поэт использовал яркие негативные эпитеты, чтобы описать свои чувства: зараза, чума, болезнь. Он показывал, что разочаровался в женщинах, не испытывал к ним уважения, допускал откровенную грубость.

Всё иначе представляется в стихах, посвящённых Миклашевской. Литературные критики отмечают доселе нехарактерные моменты для Есенина:

  • чуткое отношение к женщине;
  • уважение к возлюбленной;
  • готовность к самопожертвованию;
  • желание изменить жизнь в лучшую сторону;
  • понимание прошлых ошибок.

Герой демонстрирует, что до этого момента не знавал настоящей любви. Всё прошлое должно позабыться. В Миклашевской поэт видит спасение для своей жизни.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь когда он испытал это волшебное чувство, ему стал не нужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть в начале его и в конце третья и четвёртая строки похожи:

«…В первый раз я запел о любви,

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Актуальность

Произведение Есенина очень актуально. Может быть, поэт допустил преувеличение, назвав себя хулиганом. В его сердце всегда жила любовь и нежность ко всему живому.

Осознание своего несовершенства даётся не всем людям. Автор помогает каждому из нас посмотреть в свою душу и подумать, нет ли в ней пустых мыслей и глупых страстей.

Отрезвляющее и большое чувство помогает увидеть всё в истинном свете. И пока люди на земле будут влюбляться друг в друга, они не разучатся стремиться к добру и чистоте.

Другая лирика

Стихи Есенина о любви короткие и красивые

Ты ушла и ко мне не вернешься

Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.

Я положил к твоей постели…

Я положил к твоей постели Полузавядшие цветы, И с лепестками помертвели Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям Об угасающей любви, И ты к оплаканным покоям Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем. Для нас мгновенье красота, Но не зажжешь ты поцелуем Мои холодные уста.

Ты сказала, что Саади

Ты сказала, что Саади Целовал лишь только в грудь. Подожди ты, бога ради, Обучусь когда-нибудь!

Я б порезал розы эти, Ведь одна отрада мне — Чтобы не было на свете Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом, У меня заветов нет. Коль родился я поэтом, То целуюсь, как поэт.

Не криви улыбку, руки теребя

Не криви улыбку, руки теребя,- Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо — Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно — Просто захотелось заглянуть в окно.

Что хотел сказать Есенин

Насколько искренней была попытка изменить жизнь или это просто шаг на пути к сердцу Миклашевской? Это вопрос, скорее всего, 50 на 50, но в душе Сергей не мог измениться, он сам при жизни не раз признавался, что другим просто не сможет быть.

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Песня про любовь далеко не первая, да и отречение от прежнего образа жизни уже были, значит ли это, что автор врёт? Конечно, нет – это банальный самообман, когда желаемое в глубине души выдаётся за действительное.

В момент написания строк поэт может быть искренним на 100%:

Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки.

Это бывало и раньше, не может вся жизнь пройти в плясках и питии, хотя они и не были для Есенина самоцелью, о чём блог Stihirus24 уже писал. На какое-то время Миклашевская действительно настолько покорила Сергея, что он сделал робкую попытку сказать Стоп, но увидев пустоту вокруг себя и не зная, чем её заполнить, всё началось заново.

Небольшое отступление. Вскоре Есенин и Миклашевская расстались, но без скандала и полного разрыва. Поэт в 1925 году выпустил новый сборник, часть стихов которого была посвящена Августе. Естественно, Миклашевская была приглашена и пришла на творческий вечер, где Сергей напился до потери возможности идти, и возлюбленная помогла ему добраться до дома. По пути между ними состоялся последний важный разговор, по слухам, Есенин сделал предложение, поклявшись завязать насмерть и Августа согласилась. Правда это или нет мы не узнаем, смерть пришла за поэтом раньше свадьбы.

Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин уезжает в Санкт-Петербург, и эта поездка переворачивает всю его жизнь. По возвращении поэт считает себя свободным от каких-либо обязательств перед Анной Изрядновой, которая остается с ребенком на руках в арендуемой квартире.

В дальнейшем судьбы этих двух людей уже никогда не пересекутся.

Тем не менее, Есенин Ни на миг не забывает о том, что

у него подрастает сын, и испытывает глубокое чувство вины перед женщиной, которую так внезапно, окончательно и бесповоротно, разлюбил. Практически сразу же после расставания он посвящает ей стихотворение “Я положил к твоей постели…” , созданное в период между 1913 и 1915 годами. В нем автор просит прощения у Анны Изрядновой и пытается ей объяснить свое внезапное решение о разрыве отношений.

Начинается это произведение со слов покаяния: Есенин преподносит своей бывшей возлюбленной букет цветов. Однако поэт отмечает, что они уже успели завянуть так же, как и его “усталые мечты”. Эта фраза указывает

на то, что Есенин разочаровался в семейной жизни, которая стала его угнетать. Причина весьма банальна, и автор открыто в ней признается, отмечая: “Я нашептал моим левкоям об угасающей любви”.

При этом он дает понять своей избраннице, что никогда к ней не вернется, и просит ее не предпринимать попыток воссоздать разрушенную семью.

Чувства для Есенина гораздо важнее всяких условностей, и он понимает, что нет смысла строить отношения с человеком, к которому он не испытывает больше любви. “Мы не живем, а мы тоскуем”, – подчеркивает поэт, отмечая при этом, что нет такой силы, которая бы заставила его вновь почувствовать к Анне Изрядновой былое влечение. “Не зажжешь ты поцелуем мои холодные уста”, – отмечает он. Возможно, все это звучит жестоко по отношению к этой женщине. Однако Есенин готов принять ее упреки и даже согласен смириться с тем, что он никогда ее не любил. Но при этом поэт отмечает: “Зато я лучше понимаю твою любовную печаль”.

По-видимому, речь идет о его подростковом увлечении односельчанкой Анной Сардановской, которая отвергла юного поэта и вскоре вышла замуж за другого. Но ее образ поэт бережно хранил в своем сердце до самой смерти, считая, что лишь к этой девушке испытывал подлинную любовь.

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина – это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Любовная лирика С. Есенина

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно что не жил. В. Шекспир

Художественная сила лирики С. Есенина в том, что за ней стоит его человеческая судьба, полная драматизма и противоречий. В каждой лирической строке поэта бьется его сердце, полное любви к родному краю, ко всему живому на земле. Собственно любовная лирика занимает в поэзии С. Есенина особое место.

В ранних стихах лирический девичий образ рисуется поэтом нежными и чистыми красками:

С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.

Читателя зачаровывают поэтические образы родной природы, в которых воплощается юношеское желание любви и восхищения женской красотой:

Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою легкий мороз! Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берез.

Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив.

Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь. В первый раз отрекаюсь скандалить.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • любовная лирика есенина стихи
  • безответная любовь лирика
  • любовная лирика есенина эссе
  • есенин крылатые фраза о женской красоте
  • любовная лирика с есенина

Тема любви в лирике С.А.Есенина

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Стихи Есенина о любви короткие

Главная / Стихи Есенина о любви короткие

Я помню, любимая, помню

Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос. Не радостно и не легко мне Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи, Березовый шорох теней, Пусть дни тогда были короче, Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила: “Пройдут голубые года, И ты позабудешь, мой милый, С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа Напомнила чувствам опять, Как нежно тогда я сыпал Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь, И грустно другую любя. Как будто любимую повесть, С другой вспоминает тебя.

Я положил к твоей постели

Я положил к твоей постели Полузавядшие цветы, И с лепестками помертвели Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям Об угасающей любви, И ты к оплаканным покоям Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем. Для нас мгновенье красота, Но не зажжешь ты поцелуем Мои холодные уста.

Плачет метель, как цыганская скрипка.

Плачет метель, как цыганская скрипка. Милая девушка, злая улыбка, Я ль не робею от синего взгляда? Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи – Ты молодая, а я все прожил. Юношам счастье, а мне лишь память Снежною ночью в лихую замять.

Я не заласкан – буря мне скрипка. Сердце метелит твоя улыбка.

До свиданья, друг мой, до свиданья

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

“Клён ты мой опавший…”

Клён ты мой опавший, клён заледенелый! Что стоишь склонившись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал не стойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни про метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, а вовсю зелёным. И утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку.

Голубая кофта. Синие глаза

Голубая кофта. Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: “Крутит ли метель? Затопить бы печку, постелить постель”.

Я ответил милой: “Нынче с высоты Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель, У меня на сердце без тебя метель”.

Не криви улыбку, руки теребя

Не криви улыбку, руки теребя,- Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо – Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно – Просто захотелось заглянуть в окно.

Под венком лесной ромашки

Под венком лесной ромашки Я строгал, чинил челны, Уронил кольцо милашки В струи пенистой волны.

Лиходейная разлука, Как коварная свекровь. Унесла колечко щука, С ним – милашкину любовь.

Не нашлось мое колечко, Я пошел с тоски на луг, Мне вдогон смеялась речка: “У милашки новый друг”.

Не пойду я к хороводу: Там смеются надо мной, Повенчаюсь в непогоду С перезвонною волной.

Выткался на озере алый свет зари

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты, Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска веселая в алостях зари.

Упоенье — яд отравы

Упоенье — яд отравы, Не живи среди людей, Не меняй своей забавы На красу бесцветных дней.

Всe пройдeт, и жизни холод Сердце чуткое сожмeт, Всё, чем жил, когда был молод, Глупой шуткой назовёт.

Берегись дыханья розы, Не тревожь еe кусты. Что любовь? Пустые грeзы, Бред несбыточной мечты.

Смотрите также:

Стихи Есенина о любви| Стихи Есенина о любви к женщине| Стихи Есенина о любви до слез|

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

1.История создания

3 августа 1923 года Есенин вернулся из путешествия в Соединённые Штаты Америки, где он побывал со своей супругой танцовщицей Айседорой Дункан.

Западная культура и богемный образ жизни жены оказались чужеродны его мироощущению, и на душе у поэта было пасмурно. Ему хотелось большого и чистого чувства, которое могло бы полностью изменить его жизнь.

Поэт признался в этом другу Анатолию Мариенгофу, и буквально в тот же вечер 10 августа встретил женщину, вдохновившую его на создание целого цикла лирических шедевров: актрису Камерного театра Августу Миклашевскую.

Темы, проблемы

Вторая тема – это тема красоты. Сергей Есенин не поскупился на описание небывалой красотки, в которую имел неосторожность влюбиться. Это была именно та красота, которая сводит с ума и не отпускает. Данная красота показана губительной для лирического героя.

Лирический герой вспоминает то, как жил раньше. Он был доволен своей жизнью и его все устраивало. Но теперь он относится к этому с презрением. Более того, он хочет отречься от своего прошлого, вычеркнуть его, и начать жить заново.

Стихотворение носит весьма грустный характер. Это и не удивительно, потому что лирический герой жалеет о своей прошлой жизни, и тех ошибках, которые ему довелось совершить. И в самый неподходящий момент его настиг час расплаты. Все дело в том, что благодаря его дурной славе, девушка относится к нему как к обычному хулигану.

Она относится к нему холодно, потому что считает его не достойным, взбалмошным человеком.

Он готов меняться, отречься от своего прошлого и начать жить заново. Но девушке не нужны такие жертвы, потому что она не видит с ним никакого будущего.

Система образов

Образы стихотворения построены на системе противопоставлений: грубое, дурное прошлое очищается светлым и чутким ко всему доброму настоящим.

Поэт рассказывает любимой, как он был раньше, и что ценит теперь.

Сергей Есенин удивительно описывал в своих стихотворениях природу и чувства. В его строках будто слышен шум ветра на полях, звон колосков пшеницы, вой вьюги. И вместе с тем смех вольной души и плач разбитого сердца.

Сергей Есенин был ярчайшим представителем того периода русской поэзии, когда в своем даре соревновалось много талантливейших мастеров. Его направление называлось сложным словом имажинизм, но в стихах удивительная простота слов сплеталась в кружево пейзажей и чувств, быта и возвышенных мечтаний.

В 1916 году Есенин был призван на войну, но благодаря друзьям был направлен в Царскосельский санитарный полк. Поэт много путешествовал, был в Азии и на Урале, в Ташкенте и в Самарканде. Вместе с женой Айседорой Дункан поэт объездил много стран Европы.

Незадолго до гибели поэт был женат на внучке Льва Николаевича Толстого — Софье Толстой. Но и с ней он не обрел счастья. После смерти мужа женщина посвятила свою жизнь сохранению и изданию стихотворений великого поэта.

Сергей Есенин погиб в 1925 году, официальная версия его смерти — самоубийство через повешение. Но выдвигалось много причин его преждевременной гибели, есть среди них и убийство.

О первой любви говорит поэт, разбивший множество женских сердец и побывавший в браке. И то, что он считает эту любовь первой, говорит о силе чувства, его свежести и чистоте.

Он рассказывает о пустой трате своей жизни до встречи с Августой и о том, что готов измениться ради любимой, лишь бы она захотела этого.

Идея стихотворения

В заключение

Сергей Есенин умел создавать удивительно тонкую лирику, на строки которой отзывались струны души читателя. Простой, парящий слог поэта вмещал гамму чувств, не отягощая восприятия.

Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Основные действующие лица

  1. Несомненно, первым можно выделить главного лирического героя. Он признается и раскаивается в том, как жил ранее. Он осознает, что полон пороков, но он готов с ними бороться, во имя самого светлого в мире чувства – любви. Он искренен, и ничего не таит за душой. Видно, что данная исповедь дается ему нелегко, поэтому читается с долей нервов и отчаяния. Он понимает, что далек от идеала, поэтому с мольбой просит. Во всей его речи отчетливо видно то, что он сражен наповал и понимает это. Он просит с отчаянием любви. Ради любви он готов пойти на все, оставив в прошлом свою былую жизнь и увлечения.
  2. Героиня, которой посвящены данные строки, показана холодной и неприступной. В её образе прослеживается прошлая жизнь поэта, а точнее её конец. Благодаря ей, он понимает, что жил неправильно. Лирический герой прекрасно понимает, что эта женщина станет его последней любовью. Он осознает, что прошлую жизнь уже не вернуть, да и ему это не нужно. Теперь в этой женщине сосредоточена вся его жизнь и любовь. Он опьянен своими чувствами, они стоят выше него и он не в силах что-то изменить. Так же женщина не дает ему никакой надежды, что еще больше цепляет лирического героя. Она словно околдовала его своими злато-карими очами.
  3. Есть ещё в данном стихотворении и образ пожара. Не зря автор окрашивает его в голубой цвет, тем самым показывая его необычность. Он любил ранее, но это была не такая любовь. Да, огонь присутствовал у него в душе, но это было некое пламя свечи, которое согревало его изнутри. В этой же ситуации ему пришлось столкнуться с настоящим пожаром, после которого не останется ничего.

Художественные особенности

Язык стихотворения образен и мелодичен, каждая строка не прочитывается, а словно поётся.

В стихотворении преобладают прилагательные. Учёные считают, что эта часть речи соответствует женскому началу языка, в большей степени соотносится с женской картиной мира, для которой характерно стремление к описательности, нюансировке.

Есенин неслучайно выбирает самые изысканные эпитеты: он хочет понравиться адресату стихотворения, угадать её мысли, верно назвать каждую черту поразившего его образа.

Мотивы стихотворения

Есенин после знакомства с Миклашевской так и не смог добиться полного расположения девушки. Актриса не поверила поэту, что он способен измениться. Есенин в каждой строчке цикла, посвященного возлюбленной, делал акцент на отказе от прошлой жизни. Он обещал начать сначала. Герой проводит самоанализ, признавая совершенные ошибки:

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Поэт утверждает, что родимые дали его больше не тревожат. Есть только устойчивое желание перевернуть страницу и начать с чистого листа.


Есенин в своих работах подчёркивает тягу к самопожертвованию. В душе его разгорелся пожар. Ради возлюбленной герой готов отказаться даже от своего жизненного призвания — бросить писать. Для поэта столь высокого уровня подобное заявление гораздо серьёзнее, чем желание отказаться от посещения кабаков и увеселительных заведений.

Любовная лирика встречалась в работах Есенина и ранее, но важен контекст, показывающий, насколько душа его смогла разыграться от пережитых эмоций. До Миклашевской интимные отношения с женщинами поэт преподносил как нечто опьяняющее и омерзительное. Поэт использовал яркие негативные эпитеты, чтобы описать свои чувства: зараза, чума, болезнь. Он показывал, что разочаровался в женщинах, не испытывал к ним уважения, допускал откровенную грубость.

Всё иначе представляется в стихах, посвящённых Миклашевской. Литературные критики отмечают доселе нехарактерные моменты для Есенина:

  • чуткое отношение к женщине;
  • уважение к возлюбленной;
  • готовность к самопожертвованию;
  • желание изменить жизнь в лучшую сторону;
  • понимание прошлых ошибок.

Герой демонстрирует, что до этого момента не знавал настоящей любви. Всё прошлое должно позабыться. В Миклашевской поэт видит спасение для своей жизни.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь когда он испытал это волшебное чувство, ему стал не нужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть в начале его и в конце третья и четвёртая строки похожи:

«…В первый раз я запел о любви,

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Актуальность

Произведение Есенина очень актуально. Может быть, поэт допустил преувеличение, назвав себя хулиганом. В его сердце всегда жила любовь и нежность ко всему живому.

Осознание своего несовершенства даётся не всем людям. Автор помогает каждому из нас посмотреть в свою душу и подумать, нет ли в ней пустых мыслей и глупых страстей.

Отрезвляющее и большое чувство помогает увидеть всё в истинном свете. И пока люди на земле будут влюбляться друг в друга, они не разучатся стремиться к добру и чистоте.

Другая лирика

Стихи Есенина о любви короткие и красивые

Ты ушла и ко мне не вернешься

Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.

Я положил к твоей постели…

Я положил к твоей постели Полузавядшие цветы, И с лепестками помертвели Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям Об угасающей любви, И ты к оплаканным покоям Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем. Для нас мгновенье красота, Но не зажжешь ты поцелуем Мои холодные уста.

Ты сказала, что Саади

Ты сказала, что Саади Целовал лишь только в грудь. Подожди ты, бога ради, Обучусь когда-нибудь!

Я б порезал розы эти, Ведь одна отрада мне — Чтобы не было на свете Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом, У меня заветов нет. Коль родился я поэтом, То целуюсь, как поэт.

Не криви улыбку, руки теребя

Не криви улыбку, руки теребя,- Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо — Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно — Просто захотелось заглянуть в окно.

Что хотел сказать Есенин

Насколько искренней была попытка изменить жизнь или это просто шаг на пути к сердцу Миклашевской? Это вопрос, скорее всего, 50 на 50, но в душе Сергей не мог измениться, он сам при жизни не раз признавался, что другим просто не сможет быть.

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Песня про любовь далеко не первая, да и отречение от прежнего образа жизни уже были, значит ли это, что автор врёт? Конечно, нет – это банальный самообман, когда желаемое в глубине души выдаётся за действительное.

В момент написания строк поэт может быть искренним на 100%:

Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки.

Это бывало и раньше, не может вся жизнь пройти в плясках и питии, хотя они и не были для Есенина самоцелью, о чём блог Stihirus24 уже писал. На какое-то время Миклашевская действительно настолько покорила Сергея, что он сделал робкую попытку сказать Стоп, но увидев пустоту вокруг себя и не зная, чем её заполнить, всё началось заново.

Небольшое отступление. Вскоре Есенин и Миклашевская расстались, но без скандала и полного разрыва. Поэт в 1925 году выпустил новый сборник, часть стихов которого была посвящена Августе. Естественно, Миклашевская была приглашена и пришла на творческий вечер, где Сергей напился до потери возможности идти, и возлюбленная помогла ему добраться до дома. По пути между ними состоялся последний важный разговор, по слухам, Есенин сделал предложение, поклявшись завязать насмерть и Августа согласилась. Правда это или нет мы не узнаем, смерть пришла за поэтом раньше свадьбы.

Читайте также: