Как написать сочинение егэ по литературе если ничего не знаешь

Обновлено: 04.07.2024

Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!

Алгоритм написания сочинения

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1. Эта тема давно волнует человечество;

2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

2. (Название проблемы) актуальна и по сей день;

2. Автор хочет донести до нас…;

2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

2. Позиция автора близка и мне;

3. Нельзя не согласиться с (имя автора);

2. Данная тема отображена в (название произведения);

3. Эта проблема/тема волновала многих писателей;

2. Сложно не согласиться с авторским мнением;

3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4. Подводя итог, можно сказать, что….;

Примерные темы

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Пример сочинения

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки

Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.

Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.

Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.

Как готовиться к тестовым заданиям


Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.

В них проверяют:

  • знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
  • знание литературных направлений;
  • знание текста произведения (задание 4);
  • знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
  • умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).

Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гипербола
  2. инверсия
  3. ирония
  4. повтор
  5. сравнение

Почему важно знать критерии оценки


Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • привлечения текста произведения для аргументации;
  • владение литературоведческими терминами;
  • композиция и логика текста;
  • речевые нормы.

Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить


В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.


Литература в школе: 10 вещей, которые бесят

Как написать хорошее сочинение


Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:

1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.

2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.

Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?


Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.

Полезные ссылки

Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления. Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы. Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.

Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.

Ну вот и пришёл черёд этой статьи)) Очень давно не писала, т.к. буквально с января затянула школьная жизнь, подготовка к экзаменам, вступительным, репетиции, встречи с друзьями и лечение, которым и сейчас занимаюсь. На данный момент очень жду результатов творческого конкурса и в принципе конкурсных списков. Держите за меня кулачки!)) Так вот, сегодня речь пойдёт о том, как я сдавала ЕГЭ по литературе, как я вообще к нему готовилась, что мне попалось, что бы порекомендовала будущим выпукникам и как я сдала его на . 💯!!

Честно, до сих пор не знаю с чего начать, потому что материала реально очень много! Хватило бы целого сюжета для YouTube)) Начну я, пожалуй, с общих рекомендаций, а потом уже перейду к материалам. Погнали!

Совет 1: Начинайте подготовку как можно раньше!

Думаю, это вам точно понадобиться)) Источник - Умскул, советую подписаться хотя бы на их телеграмм, много полезной, а главное, бесплатной информации

Думаю, это вам точно понадобиться)) Источник - Умскул, советую подписаться хотя бы на их телеграмм, много полезной, а главное, бесплатной информации

Да, да, казалось бы, самое банальное, что говорят выпускники из года в год😁 Но это в действительности так! Сразу укажу на очень важную деталь: если вы всю школьную жизнь читали произведения, хоть немного знаете биографии авторов, учили стихотворения, всегда хорошо писали сочинения, а может даже ВАМ НРАВИТСЯ литература, то можно спокойно подготовиться на сотку за год! Со мной так и было. Однако, если вам вдруг захотелось сдавать литературу, но вы ничего не читали, никогда не учили стихотворения и всегда списывали сочинения, то, в принципе, за год и вы можете подготовиться на высокий балл, НО! при условии, что ВЕСЬ ГОД будете работать как лошадь! Серьёзно. Литература - это огромный объём материала! Даже я, которая казалось бы всё знала, на какой-то момент хотела зарыдать от такого кол-ва информации, которую надо ещё усвоить и не забыть! Но опять же, если вы всю школьную жизнь не просто так сидели на уроках литературы, то за год неторопливой, но эффективной подготовки, добьётесь наивысшего результата!

Совет 2: Читайте!

Как бы это прискорбно не звучало, если хотите сдать литературу на 100 баллов, надо читать! Только так вы действительно начнёте думать, поймёте произведение (хотя не факт, что сразу и с первого раза) и, главное, научитесь анализировать! Оказывается, это умеют далеко не все. Я всю жизнь читала, пыталась сама дойти до сути. Пусть это не всегда получалось и я делала явные ошибки (но что вы ещё хотите от ребёнка, который читает взрослую литературу? Привет, школьная программа), но я заставляла свой мозг думать и анализировать. А это самое главное в ЕГЭ, пусть и говорят, что на этом экзамене не надо думать😅 Чтобы вы поняли, насколько краткого содержания и сухого общего понимания произведения не хватает, чтобы заработать максимум, приведу в пример реальное 8 сочинение из моего варианта .

Итак, был дан отрывок из драмы А.Н. Островского "Гроза". Сейчас я вам его добавлю, чтобы вы при желании попробовали сами ответить на вопрос и заодно проверить, насколько вы готовы к ЕГЭ по литературе уже сейчас)) В конце приложу ответ, оценённый на максимум.

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Шаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.

Шапкин. А то что бы?

Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.

Шапкин (Кудряшу). Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй.

Вот такой отрывок. Честно, на экзамене я немного испугалась, что попался именно Кудряш, т.к. этого героя я толком не разбирала, а этот отрывок (с самого начала произведения взят) выветрился из памяти)) Единственное, что я помнила, так это песни Кудряша, которые являлись частью фольклорных мотивов в произведении😅 Поэтому пришлось прям на экзамене вчитываться и пытаться самой понять, какие там у него качества)) Ответ на вопрос на картинке.

Как видите, читать стоит не только, чтобы понимать произведение, но и научиться анализировать и действовать даже в критических ситуациях.

Совет 3: честно пишите сочинения, найдите того, кто их будет проверять.

  • Сколько бы в вашей голове не было теории, практика не менее важна. Помните, всё то, что вы пытаетесь удержать в сознании, все прочитанные произведения, это ради сочинений. И понимайте, даже если в школе ваши сочинения всегда оценивали на максимум, то на ЕГЭ за них могут поставить ноль баллов! Серьёзно. Только в декабре я это осознала. Сейчас вкраце расскажу самые главные правила, по которым надо играть на ЕГЭ:
  • Вашего мнения никто не спрашивает! Пожалуй, самая главная ошибка в моих сочинениях в начале подготовки, это излишний субъективизм. К сожалению, вас не просят вносить свою лепту в историю, поэтому прошу оставить свои мысли при себе😅 Только факты, то, как считает автор, большинство и литературное сообщество. Максимум, вы можете косвенно, как бы ни при чём, упомянуть, что существует и другое мнение, но вы его не придерживайтесь.
  • Никакой воды! Ни одно слово не должно быть лишним!

Спешу развеить миф, что в ЕГЭ по литературе всё так просто, что можно всего лишь налить водички и получить максимальный балл. Это чистая неправда! Во-первых, у вас на экзамене даже времени не будет "налить водички". Во-вторых, так делают только те, кто хочет получить ноль баллов или ему нечего сказать. Вы должны отвечать чётко на поставленный вопрос, никаких общих сведений о произведении, только то, что спрашивают! Единственное место, где вы можете немного блеснуть своими общими знаниями о произведении, поговорить о системе образов, критике и тд, так это вступление в 17 сочинении. И то, оно не должно быть излишне большим, ведь вам ещё 3 тезиса и вывод прописывать! Так что, пожалуйста, забудьте на время ЕГЭ про огромные сочинения в 8 листов!

На время ЕГЭ вам также придётся забыть про оценочную лексику, фразеологизмы, намеренный повтор слов, громкие слова по типу "ужасный", "прекрасный", "самый", "великолепный" и прочее. Такое эксперты не любят. С чего это вы взяли, что для Маши Мироновой смерть родителей являлась самым ужасным моментом в её жизни? И за такое могут снять.

  • Очень внимательно следите за словами, а в частности за тавтологией, канцеляризмом и плеоназмом!

Да, да, какие страшные слова)) Я и сама не замечала, как часто повторяю слова или употребляю известные обороты речи, которые в действительности являются неправильными! (Может даже сейчас, вы уж извините😁). Поэтому обращайте внимание на такую мелочь! Это самая опасная, коварная и надоедливая ошибка! Избавиться от неё можно только с опытом и многократной интервальной проверкой сочинений. Как совет, читайте сочинение с конца, так быстрее можно найти ошибки))

Это не менее важное правило, которое больше уже относиться к содержанию ваших сочинений. Помните, на время ЕГЭ, автор - ваш фаворит, человек, который во всём и всегда прав! Если Л.Н. Толстой сказал, что Наташа Ростова - идеал женственности, жизнелюбия и материанства, нравственная героиня, то так оно и есть. Не дай Бог, вам в сочинении написать, что Наташа - безнравственная, гулящая девушка, потому что она изменила Андрею Болконскому! Вы должны писать так : Наташа Ростова совершает ошибку в своей жизни, потому что она человек сердца, как и вся её семья. Лев Толстой даёт всем своим положительным персонажам право на ошибку, чтобы показать их неидеальность и естественность.

Вот самые главные правила, по которым вы должны писать сочинения! Следуйте им, и всё будет отлично!

Что касается проверки, тут вопрос сложнее. У нас в 11 классе уроков литературы просто не было😅 Если есть учитель, репетитор, обязательно давайте им на проверку! У меня не было такой возможности, поэтому воспользовалась онлайн-услугами. Внимание! Это не реклама! Советую записаться на "Рулетку" от онлайн- школы Умскул. В 2021 году их было всего две, в декабре и апреле. Это такой курс по написанию сочинений. Горячо рекомендую! Так сочинения вам никто не проверит)) И стоит всего 1000 рублей)) Фариша💖

Советы, собранные в этой статье, помогут написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии

сочинение по егэ

сочинение по егэ

Текст: Ольга Лапенкова

Литература — не химия и физика: единственно верного способа выполнить задание здесь не существует. Поэтому, чтобы успешно сдать госэкзамен, стоит ненадолго поставить себя на место проверяющего. Советы, собранные в этой статье, помогут вам написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии.

1. Изучите критерии и кодификатор

ЕГЭ по литературе содержит задания двух типов: с кратким (одно-два слова либо последовательность букв или цифр) и развернутым ответом. Ответы на эти задания записываются на соответствующие листки — это бланк № 1 и № 2 соответственно.

Вряд ли стоит лишний раз говорить, что инструкцию по заполнению этих листков и сами задания следует читать внимательно. Но если вы вдруг забыли, можно ли на бланке № 1 исправлять ошибочные ответы (можно — для этого есть специальное поле) и нужно ли ставить пробел, если краткий ответ содержит два слова (не нужно), вам напомнят об этом непосредственно перед экзаменом. А вот в процессе подготовки стоит обратить внимание на две другие вещи: список критериев и кодификатор.

Список критериев и кодификатор можно найти на сайте ФИПИ.

2. Будьте осторожны с терминами

Хотя основной процент ошибок и, соответственно, снятых баллов приходится на сочинения, в заданиях с кратким ответом тоже есть подводные камни. Дело в том, что иногда на ЕГЭ от ученика требуется дать не самый логичный ответ — но именно он будет засчитан как правильный.

Такое положение вещей тем обиднее, что апелляция тестовой части не предусмотрена. Поэтому нужно прорабатывать побольше материалов из пособий и решать задания на тематических сайтах. Но помните, что даже в книге вы можете встретить ошибку. Если вы абсолютно уверены в своей правоте, а в ответе оказалось что-то другое, поделитесь сомнениями со своим школьным преподавателем литературы, репетитором — или, на худой конец, со знающими людьми из тематических групп в соцсетях.

3. Воздерживайтесь от спорных трактовок

Это замечание касается в первую очередь отличников-энтузиастов, которые давно вызубрили школьную программу и захотели большего.

4. Выбирайте аргументы с умом

И еще один совет для юных знатоков литературы. Если вы ищете аргументы для заданий на сопоставление (где, как мы разобрались, нужно привести два примера похожих произведений), не гонитесь за оригинальностью. Ни сочинения протопопа Аввакума, ни последние романы Пелевина упоминать не стоит. И, само собой, никаких священных текстов, публицистики и фольклора: мы все-таки сдаем экзамен по русской художественной литературе.

5. Не пишите фанфики

6. Запаситесь конкретикой

Чтобы запомнить побольше деталей, перечитывать произведения к ЕГЭ лучше с карандашом, делая пометки на полях. А любителям читать с гаджетов стоит скачать приложение, позволяющее делать виртуальные закладки.

7. Сдерживайте творческие порывы

То, что вы сдаете ЕГЭ по литературе, еще не значит, что и вам придется создавать художественные произведения. Наоборот: задания с развернутым ответом подразумевают, что вы будете использовать научный стиль.

8. Не бойтесь спорить

Кстати, парадокс: чем больше у вас баллов, тем выше вероятность, что вам их добавят. Ведь отличникам обычно снижают оценки не за грубые ошибки, а за неточные формулировки и незначительные промахи в композиции. Так что попробуйте доказать комиссии, что вы действительно знаете, о чем пишете. И не бойтесь, что балл могут не повысить, а, наоборот, снизить: практика показывает, что это происходит крайне редко.

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Итоговый экзамен по литературе в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть подразумевает работу с текстом, а во второй части нужно написать сочинение объёмом не менее 200 слов.

В первой части 3 задания.

В заданиях 1 и 2 нужно прочитать приведённый фрагмент текста и ответить на вопросы. Ответ должен состоять из 3–5 связных предложений. Это примерный объём: можно написать и 6–7 предложений, а можно уложиться в 2. Главное не количество, а качество.

В задании 3 необходимо сравнить фрагменты двух произведений и сформулировать ответ из 5–8 предложений.

Во второй части от вас требуется написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем. Здесь количество слов — условие обязательное.

Баллы

Задания 1–2 → 6 баллов,

задание 3 → 8 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 33.

Экзамен по литературе в 11 классе состоит из двух частей и 17 заданий.

В первой части 16 заданий.

Задания 1–9 относятся к приведённому в бланке фрагменту эпического, лиро-эпического или драматического произведения. В заданиях 1–7 нужно дать краткий ответ, задания 8–9 требуют развёрнутого ответа объёмом 5–10 предложений. Здесь также указан примерный объём, считать предложения эксперты не будут.

Задания 10–16 относятся к приведённому лирическому произведению.

Во второй части задание одно — написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем.

Баллы

Задания 1–7 и 10–14 → 1 балл,

задания 8 и 15 → 6 баллов,

задания 9 и 16 → 10 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 58.

Как готовиться

Читайте книги

Перечитайте произведения, которые вы проходили в предыдущих классах. С тех пор как вы изучали программу средней школы, прошло несколько лет: вы изменились, повзрослели, стали больше знать и лучше понимать классику. Перечитывая книги, вы посмотрите на них под новым углом, освежите в памяти содержание и будете готовы к самым неожиданным вопросам на экзамене.

Запоминайте главное

Проза

1. По каждому произведению составьте таблицу и выучите наизусть информацию, которая в ней содержится.

2. Разберитесь в системе образов.

Составьте схему или интеллектуальную карту с обозначением всех героев, начиная с главного. Из схемы должно быть сразу понятно, какое отношение персонажи имеют друг к другу, откуда они появились в сюжете, как взаимодействуют с главным героем.

3. Обращайте внимание на характер и личные качества главных персонажей.

Составьте список ярких цитат из монологов, в которых герой демонстрирует личные качества, и значимых эпизодов, раскрывающих характер героя. Разберитесь, в чём суть монолога и фрагмента, каково его значение в изображении персонажа.

Поэзия

Для каждого стихотворения из кодификатора составьте таблицу:

Чтобы быстрее запомнить цитаты, используйте карточки. На небольшом листе бумаги или картона напишите с одной стороны автора и название стихотворения, с другой стороны — цитату из него. Берите карточки с собой в транспорт, повторяйте материал в любое свободное время, пока не выучите все нужные цитаты.

Ознакомьтесь с требованиями к экзамену

Они содержатся в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе, выложенных на сайте ФИПИ. В требованиях подробно изложено, чего именно ждут от вас на экзамене и что хотят видеть в ваших работах.

Зная требования, вы сможете выучить нужный материал во время подготовки и самостоятельно проверить свою работу на экзамене. Выполняя типовые экзаменационные задания, обязательно делайте такую проверку на соответствие критериям. Основные требования — это полнота раскрытия темы, использование цитат и ссылок на произведение, применение теоретико-литературных терминов.

Изучите литературную критику и биографии авторов

Чтобы успешно проанализировать приведённый текстовый отрывок или раскрыть тему сочинения, вам понадобится знать не только тексты, но и критику. Она позволит посмотреть на текст с другой точки зрения, как будто его читали не вы, а третий человек. Все основные критические статьи упоминаются в школьной программе.

Ознакомьтесь с первоисточниками, а не с кратким пересказом.

Используйте теоретико-литературные понятия

Недостаточно знать, что такое метафора, эпитет или лирический герой. Необходимо к месту употреблять эти понятия при анализе произведения. Составьте список необходимых понятий, опираясь на школьную программу и кодификатор. Помните о том, что знать нужно не только сам термин, но и все понятия, которые с ним связаны: например, сюжет и фабула. Используйте теоретические понятия, когда пишете тренировочные сочинения и выполняете типовые экзаменационные задания.

Как действовать на экзамене

Как отвечать на вопросы к тексту

✔️ Внимательно читайте текст задания.

Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.

✔️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.

При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.

✔️ Не искажайте авторскую позицию.

✔️ Не стремитесь выразить своё мнение.

Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста. Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.

✔️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.

ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16

Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.

Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.

Как писать сочинение

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.

Основная часть

  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

  • Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

  • Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.
  • Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Вступление и заключение

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

Читайте также: