Сочинение на тему сфера услуг

Обновлено: 16.05.2024

Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства.

Станислав Лем

Вторая половина ХХ - начало XXI в. характеризуются многими значимыми явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но, по мнению специалистов, одной из основных тенденций нашего времени стало феноменально бурное расширение сферы услуг. Действительно, современный уровень развития передовых стран демонстрирует динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 65% ВНП. Достаточно сказать, что в США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест, в том числе в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации, и 78% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных фондов. По данным бюро статистики занятости США, в ближайшее время увеличение числа свободных мест будет происходить только за счет сферы услуг. Аналогичная тенденция наблюдается и в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66% общего числа занятых. В странах ЕС на долю услуг приходится около 65-75% ВВП и 65% занятых; в Японии ¾ 62 и 60% соответственно. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства.

Экономика США: учебник для вузов / под ред. В. Б. Супяна. ¾
СПб.: Питер, 2003. С. 125.

Это свидетельствует о том, что наступил принципиально новый этап в общественном, в том числе в международном, разделении труда. Стремительное развитие сферы услуг является, по мнению ученых, непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики. Учитывая роль этого процесса и его влияние на современное общество, ООН, которая каждое десятилетие отмечает актуальным для человечества девизом, период с 1990 по 2000 г. назвала десятилетием развития сферы услуг.

В западной литературе осуществляемые структурные преобразования сравнивают по значению с индустриальной революцией прошлого. Страны же, не успевшие вписаться в этот процесс, отбрасываются на периферию мировой хозяйственной системы. В связи с этим становятся очевидными несостоятельность и пагубность отношения к структуре общественного производства, к услугам и к труду, их создающему, с позиции не только XIX в., но даже первых двух третей ХХ в.

Общественное производство ¾ явление развивающееся. И это неизбежно сказывается на изменении его структуры посредством внутриотраслевых, межотраслевых сдвигов и в конечном счете сдвигов, затрагивающих соотношение крупнейших секторов и сфер всей экономики. Думается, что в последнем случае можно говорить о композиционном сдвиге, поскольку меняется вся композиция, компоновка, т. е. составление из отдельных частей целого, хотя в публикациях композиционным сдвигом называют сдвиг внутри отраслей экономики. Как бы то ни было, структура хозяйственного организма меняется качественно, что позволяет говорить о ее новой парадигме.

При рассмотрении вопроса о структуризации экономики нужно иметь в виду следующее.

Отрасль ¾ совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства основных фондов и профессиональных навыков работающих:

■ хозяйственная отрасль ¾ предприятия, у которых производство отраслевого продукта составляет основную долю;

■ административная отрасль ¾ совокупность предприятий, находящихся в ведении одного из министерств (или другого административного органа).

■ область, предел распространения чего-нибудь;

■ совокупность отраслей и видов деятельности, характеризующихся общими сущностными признаками (чертами).

Сектор экономики ¾ область хозяйственной деятельности, часть экономики. Секторы в экономике могут быть определены различными способами: а) как совокупность институциональных единиц ¾ резидентов, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение (например, государственный (общественный) сектор; корпоративный сектор; частный сектор, не относящийся к корпоративному; некоммерческий сектор и т. д.); б) по типам продукции.

Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. ¾
М.: Ин-т нов. эк-ки, 2001. С. 516;

Курс экономики: учебник / под ред. Б. А. Райзберга. ¾
М.: ИНФРА-М, 1997. С. 26;

Блэк Дж. Экономика: толковый словарь: англо-русский. ¾
М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2000. С. 653.

Можно выделить несколько методологических подходов к структурированию общественного производства, которые, во-первых, отражают видение проблемы с позиции своего времени; во-вторых, адекватно и глубоко раскрывая новые тенденции в изменении структуры экономики, они полностью не отторгают, не зачеркивают ранее предложенные концепции (рис. 3.1).


Рис. 3.1.Подходы к структурированию общественного производства

Рассмотрим представленные подходы подробнее.

Следовательно, при указанном подходе разделение общественного производства (экономики) на две части базируется на ряде взаимосвязанных критериев:

1) участии отраслей и видов деятельности в создании материальных благ;

2) прямом (потребляющем) воздействии на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование вещества природы с целью его приспособления к человеческим потребностям, то она относится к материальному производству;

3) овеществлении результатов труда. Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к нематериальной сфере 1 .

На протяжении многих веков основную роль в обеспечении жизнедеятельности людей играло материальное производство, которое, постоянно усложняясь, выступало ведущей сферой всего общественного производства. Сейчас в индустриально развитых странах она включает более 55 отраслей, подотраслей и видов производства, тогда как в начале ХХ в. в промышленности насчитывалось только около 20 отраслей.

Вместе с тем эта, самая общая, двухсекторная структура общественного производства по мере развития и усложнения экономики уже неадекватно отражала происходящие изменения как внутри самого материального производства (соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности), так и с точки зрения места и роли нематериальной сферы, что объективно потребовало несколько иного взгляда на структуру хозяйства.

К первому (первичному) сектору экономики причислялись все отрасли добывающей промышленности и сельского хозяйства.

Вторичный сектор охватывал обрабатывающие отрасли (обрабатывающий сектор экономики ¾ отрасли обрабатывающей промышленности и строительство).

Такое структурирование общественного производства не только впервые подчеркнуло роль услуговых видов деятельности, их значение для экономического организма, но и дало более объективную картину структуры самого материального производства.

Приведенная трехсекторная модель вполне соответствовала действительности, т. е. реалиям хозяйственной жизни середины ХХ в. в развитых странах, следовательно, лучше отвечала потребностям экономического анализа. Оказалось, что все секторы (первичный, вторичный и третичный) были в тот период однопорядковыми как по количеству занятых, так и по роли в создании общественного богатства.

Однако с 60-70-х годов ХХ в. в развитых странах стала нарастать диспропорциональность между этими секторами, которая приняла устойчивый и очевидный характер. Однопорядковость нарушилась в силу ярко выраженного преобладания третичного сектора сферы услуг над вторичным и первичным секторами, суммарный вклад которых в создание ВНП стал составлять 30-32%. Такие сдвиги рассматриваются как сущностные признаки возникновения постиндустриального общества, его сервисной модели.

Посмотрим, как изменилось соотношение этих секторов в развитых странах.

1. Первичный сектор (добывающие отрасли и сельское хозяйство): его доля в ВНП упала, как подчеркивают специалисты, до минимально возможных значений. Так, в конце ХХ в. она составляла не более 3%. Если в сельском хозяйстве на исходе XIX в. создавалось до 40% американского ВНП, после Первой мировой войны ¾ 14%, то сейчас ¾ не более 1,4%. Все это отразилось и на структуре занятости в первичном секторе: в середине XIX в. до 60% рабочей силы было занято в аграрном секторе, а сейчас, например в США, занято менее 3%. В результате с 1994 г. статистические органы США перестали учитывать долю фермеров в составе населения из-за ее незначительности. Такие же тенденции характерны и для развитых европейских стран (Германии, Франции), хотя цифры занятых в добывающих отраслях там несколько выше. В целом в добывающих отраслях США и стран ЕС численность занятых снизилась абсолютно, а доля добывающих отраслей в ВНП стран ЕС не превышает 3%.

2. Вторичный сектор считался ведущим, доминирующим во всех развитых странах на протяжении почти двух третей ХХ в., но ситуация меняется и в нем, хотя не так однозначно, как это происходит в первичном секторе. Относительно вторичного сектора можно выделить две тенденции.

С другой стороны, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, вторичный сектор в современном обществе является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем производительности труда. Это обусловлено прежде всего тем, что именно в нем находит свое применение все возрастающая масса технологических достижений. Хотя следует отметить, что наряду с высокотехнологичными отраслями вторичный сектор включает в себя и достаточно примитивные виды производства.

3. Третичный сектор переживает бурное развитие. Если суммарная доля первых двух секторов в ВНП ведущих стран мира стабилизировалась, как уже отмечалось, на уровне 30-32%, а в занятости составляет не более 25-30%, то третичный сектор занимает в создании ВВП соответственно около 70% (свыше 75% в развитых странах). Динамика роста этого сектора столь велика, что многие специалисты считают процесс структурных изменений общественного производства развитых стран и превращение этого производства в экономику услуг завершенным в результате так называемой терциарной революции. Однако не все рассматривают это как благо, некоторые, например профессор С. Коэн из университета Беркли, высказывают опасение, что такой процесс приведет к деиндустриализации, к застою промышленного производства, что может вызвать катастрофу. Наличие противоположных мнений показывает, что эта проблема требует серьезного осмысления во всей ее многоаспектности и противоречивости.

В результате развития второго подхода Д. Белл в 70-х годах ХХ в. выделил наряду с тремя указанными секторами еще два: четверичный и пятеричный, одновременно пересмотрев структуру самого третичного сектора.

Согласно Беллу третичный сектор уменьшился до транспортных и коммунальных услуг, а торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью отходили к четверичному. К пятеричному сектору относились здравоохранение, образование, отдых, исследовательская деятельность и правительственные учреждения (табл. 3.1).

Сейчас, в современном обществе, сфера услуг стала занимать доминирующее положение относительно всех основных направлений современной экономики. Этот факт можно отметить не только у стран с развитой рыночной экономикой, но и у государств имеющих переходный тип экономики, которые совсем недавно встали на путь рыночных преобразований.

Так как значение сферы услуг с каждым годом все более возрастает, важно понимать какие виды деятельности к ней относятся. А вместе с этим, конкретизировать понятие услуга, и опираясь на него рассмотреть характерные черты данной сферы.

Услуга – это экономическая деятельность, которая направлена на удовлетворение личных потребностей членов общества или потребностей общества в целом, потребностей предприятий, домохозяйств, организаций и не воплощенная в материально-вещественной форме.

Понятие услуга имеет следующие признаки: неосязаемость услуги, одновременность производства и потребления услуги, несохраняемость услуги, непостоянство качества услуг и сложность стандартизации услуг.

Сфера услуг является сложным механизмом, однако это одна из наиболее перспективных сфер современной экономики, так как включает в себя огромный спектр видов деятельности: это торговля, отели и рестораны, туристические компании, салоны красоты, банки, учебные заведения, поликлиники, спортивные залы, санатории и многие другие.

Развитие сферы услуг помогает развивать и осваивать новые территории, повышает эффективность и качество производства, обеспечивает мобильность населения.

Еще одна отличительная черта сферы услуг – это трудоемкость отрасли. То есть данная отрасль даёт населению большее количество рабочих мест, по сравнению с другими отраслями. Как правило, работа в сфере услуг не требуют больших физических нагрузок, поэтому в данной сфере заняты в основном женщины.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сфера услуг. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Роль сферы обслуживания Сфера обслуживания (услуг), сопровождает человека всю его жизнь, от рождения, до самой смерти. Это перспективная отрасль хозяйства России. На сегодняшний день в ней занята большая часть трудоспособного населения страны.

Каков состав сферы услуг? Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Здравоохранение Бытовое обслуживание Общественное питание Розничная торговля Учреждения культуры Образование Рекреационное хозяйство Кредитно-финансовое обслуживание

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Эксплуатация жилья, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение

Как вы думаете, в чём особенности размещения предприятий сферы услуг? Размещение совпадает с географией размещения населения Размещение зависит от частоты спроса и объёма спроса

Приведите конкретные примеры функций сферы услуг Сфера услуг, сопровождает человека всю его жизнь, от рождения, до самой смерти. Это перспективная отрасль хозяйства России. На сегодняшний день в ней занята большая часть трудоспособного населения страны.

Внимание, вопрос! У кого из вас родители или другие близкие родственники работают в сфере услуг? В какой отрасли? Хотели бы вы в будущем работать в данной сфере экономики страны?

Читайте также: