Как мы пишем изложение сочинение

Обновлено: 18.05.2024


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.

4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — в друг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.


Приёмы для написания изложения


Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.

Тщательно проверяй текст изложения

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Урок в школе

Обучение письму

Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Какие существуют виды изложения?

  • Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
  • Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
  • Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
  • Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
  • Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.

Как правильно писать изложение?

Порядок написания изложения:

  1. Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  2. Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  3. Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  4. Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!

Небольшое сочинение - повествование(рассказ), в котором предложения будут связанны паралельной связью.

Тема "Как мы пишем изложение".

Начало должно быть таким.

На третьем уроке начинается самое трудное : нам предстоит нам предстоит написать изложение.

Звучит голос учителя.

Внимательно вслушивается класс в каждое предложение.

Изо всех сил старается понять и запомнить текст мой сосед по парте.

Дальге нужно придумать.


На третьем уроке начинается самое трудное : нам предстоит изложение.

Звучит голос учителя.

Нам читают текст изложения, которое мы будем писать.

Класс внимательно вслушивается в каждое предложение.

Изо всех сил старается понять и запомнить текст мой сосед по парте.

Но я - то знаю, что нужно уловить общий смысл текста, а потом уже своими словами писать услышанное.

Я быстренько пишу на черновике план, по которому потом будет легче все изложить.

А Вовка(сосед) пытается успеть все накалякать себе в черновик.

В итоге, я не спеша написала все правильно.

Проверила ошибки и сдала тетрадь на проверку учителю.

А Вовка все пытался переписать из черновика в чистовик то, что старался записывать за учителем.

Написал полную неразбериху, запутался сам.

Я получила хорошую оценку, а Вовке придется переписывать изложение на дополнительных занятиях на каникулах.

Вот что значит внимательно слушать учителя и выполнять все его рекомендации!


Написать сочинение - ПОВЕСТВОВАНИЕ на тему - как мы пишим изложение - ?

Написать сочинение - ПОВЕСТВОВАНИЕ на тему - как мы пишим изложение - !

Где предложения будут связанны параллельной связью СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА МОЖНО КОРОТКОЕ.


Помогите плиз * Нужно написать сочинение на тему "урок который мне запомнился"там можно написать про начальную школу?

Помогите плиз * Нужно написать сочинение на тему "урок который мне запомнился"там можно написать про начальную школу.

Только не с интернета, учитель современный.


Нужно написать сочинение на тему ПОДСНЕЖНИК?

Нужно написать сочинение на тему ПОДСНЕЖНИК.

Каждое предложение должно начинаться на букву из темы по порядку.

Должно получиться 10 предложений.


Написать изложение 3 класса на тему Урок труд делать игрушки?

Написать изложение 3 класса на тему Урок труд делать игрушки.


Дополнить предложение дополнением на уроке ботаники нам учитель показал ?

Дополнить предложение дополнением на уроке ботаники нам учитель показал .


Сформулируйте каждое правило в виде определенно - личного предложения (как писать подробно изложение на основе прослушанного текста , как писать сжатое изложение по прочитанному тексту , как писать со?

Сформулируйте каждое правило в виде определенно - личного предложения (как писать подробно изложение на основе прослушанного текста , как писать сжатое изложение по прочитанному тексту , как писать сочинение , как оценивать содержание и речевое оформление изложения и сочинения , как редоктировать текст изложения или сочинения ).


Как написать сжатое изложение на тему" Учитель"?

Как написать сжатое изложение на тему" Учитель"?


Напишите изложение или сочинение на тему "надо относиться к слову как к священному"чтоб учитель не понял , что с инета?

Напишите изложение или сочинение на тему "надо относиться к слову как к священному"чтоб учитель не понял , что с инета.


Нам было трудно самим делать уроки?

Нам было трудно самим делать уроки.


Не написав изложение помогите придумать предложение это деепричастие?

Не написав изложение помогите придумать предложение это деепричастие.


Повествовательное : В саду расцвели яблони и груши. Восклицательное : Какой милый котёнок! Предложение с однородными сказуемыми : Дети читают, считают и решают задачи на уроках математики.


Стук(подлежащее), копыт коня(дополнение), звук(подлежащее), отдавались(сказуемое), со всех четырех сторон(обстоятельство).


Его - [й' э в о] - 2 слога / [й'] согласный, сонорный, мягкий, непарный Е \ [э] гласный, безударный Г - [в] - согласный, звонкий, твёрдый, парный О - [о] - гласный, ударный 3 буквы, 4 звука Ягод - [й' а г а т] - 2 слога / [й'] согласный, сонорный, мя..


Большинство учеников испытывают значительные трудности при написании изложения. Действительно, многим гораздо легче придумать что-либо самому, чем пытаться запомнить и потом воспроизвести это в тетради. Конечно же, есть и такие ученики, которым больше нравится писать изложение и у них это хорошо получается. Автору же этого текста больше нравилось писать сочинения. Однако со временем я научился писать хорошо также и изложения, ведь приходится писать изложение не только при прохождении школьной программы, но и при сдаче государственных экзаменов, в частности ОГЭ.


В данном материале я расскажу как научиться писать изложение. Как я уже писал выше, достаточно частая проблема учеников начальных и старших классов – это написание изложений. Понятно, что изложение – это фактически пересказ текста, но есть определенные особенности.

С изложениями проблема в следующем. Во первых, ученику необходимо воспринимать вслух всю информацию. Во вторых, его время очень ограничено.

То есть изложение стандартно выглядит следующим образом. Учительница в классе пару раз с определенным выражением читает небольшой текст и ученику надо его запомнить и, соответственно, своими словами написать.

Проблема, которая в основном появляется у учеников, заключается в том, что они не запоминают большую часть текста, либо не могут составить структуру текста.

Итак, разберём на примере. Данный пример текста изложения предназначен для учеников 2-4-го классов.

Кто сажает лес? За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает? Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка. Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму. Вот откуда дубки! (46 слов)

Можно сказать, что это очень образный рассказ. Все, в принципе, понятно. У ученика даже появляются какие-то картинки в голове и более-менее запоминается текст.

Что сделать, чтобы получить за изложение оценку 5 и максимально подробно его переписать? Нужно сделать следующее. Научиться делать один образ на каждое предложение. Учительница обычно обособляет предложение паузой, то есть после каждого предложения делает небольшую паузу.

Соответственно, что необходимо сделать?

Итак, разбираем первое предложение: “За рекой был ельник”. Здесь, по сути, два образа, два слова. Но я бы оставил одно: “река”. То есть понятно, что разговор про ельник. Пишем слово “река”, либо делаем какую-либо небольшую зарисовку.

Следующее предложение: “Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки”. Определяем слово “дуб”. Далее: “Кто их здесь сажает?”. Здесь определяющее слово: “Кто?” с вопросом. “Однажды осенью шёл я с охоты.” Определяющее слово – “охота”. “Мимо пролетела сойка”. Определяющее слово “сойка”. Далее продолжите сами. В результате у вас должен получится примерно такой список:

У вас он может получиться немного другим, но суть от этого не меняется.

Это все делается при первом прочтении текста учителем. При втором прочтении уже можно дополнять этот список еще какими-то образами. При таком подходе ученику значительно легче написать изложение, потому что в голове откладывается общее представление о рассказе. Но этот список даёт четкую структуру по каждому предложению. То есть основной критерий при написании изложения, при выставлении оценок – это максимальная подробность изложения, то есть приближенность к тексту.

Фактически, она достигается тем, что количество предложений в тексте у ученика такое же или даже больше.

При написании статьи использованы материалы youtube канала Школа скорочтения и развития памяти по методике Шамиля Ахмадуллина

Читайте также: