Тренинг на тему сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Тренинг по темам сочинения ГИА Учимся комментировать цитату." — Транскрипт:

1 Тренинг по темам сочинения ГИА Учимся комментировать цитату

2 Структура сочинения Работа должна состоять из 4 абзацев : 1 абзац – введение 2 абзац – характеристика лексического явления 3 абзац - характеристика грамматического явления 4 абзац – заключение

4 Составляем комментарий : 1. Вычленяем ключевые слова в цитате ( слова, грамматика ) 2. Определяем, к какому разделу науки о языке относятся данные явления 3. Даем определения ключевых понятий 4. Объясняем их роль в языке

18 – (32) Ну, кто же мне скажет, что такое лирика ? – спросил однажды учитель, когда перестали хлопать крышки парт. (33) Класс замер. (34) Виктор Юльевич наслаждался этой минутой – он научился создавать эту думающую тишину. – (35) Это про любовь, – сказал кто - то смелый. – (36) Правильно, но это будет неполный ответ. (37) Лирика – это про всякие человеческие переживания, про внутреннюю жизнь человека, про его душу. (38) Ну и, конечно, про любовь. (39) А также про печаль, про одиночество, про расставание с любимым человеком …

20 Ответим на несколько вопросов : 1. Что мы можем сказать об учениках ? До знакомства с новым учителем они могли позволить себе " заржать ", а после непродолжительного общения в классе создавалась " думающая тишина " 2. Давайте посмотрим на грамматический строй. В тексте много глаголов, в каком времени большинство из них ? Как вы думаете, с чем это связано ?

22 Так, например, лексические единицы _____________________, а грамматические - служат ______________( для чего ?). Эти явления можно рассмотреть в предложенном тексте.

23 Неслучайно в начале фрагмента встречается разговорное слово ________________ ( Какое разговорное слово встречается в 9 предложении ?), этот глагол характеризует ребят до знакомства с новым учителем. А спустя какое - то время в классе создавалась ___________________________( какая тишина ?). Эпитет _________________ является ярким доказательством степени влияния Виктора Юльевича на учеников.

24 Большое количество глагольных сказуемых, например, ___________________________ ( достаточно привести 3 слова ) стоят в форме прошедше ­ го времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в ____________ ( В каком времени ? когда ?), но об учителе литературы он помнит до сих пор.

25 Таким образом, лексика и грамматика ________________________________( в каком взаимодействии ?) помогают понять ____________________________________ ___( что ? смысл чего ?).

26 Должно получиться такое сочинение : Безусловно, в лексике отражается картина мира, а отношения между реальными событиями в нем передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в предложенном тексте. Обратимся к ученикам. Неслучайно в начале фрагмента встречается разговорное слово " заржать ", этот глагол характеризует ребят до знакомства с новым учителем. А спустя какое - то время в классе создавалась " думающая тишина ". Эпитет " думающая " является ярким доказательством степени влияния Виктора Юльевича на учеников. Большое количество глагольных сказуемых, например, " пришел ", " заметила ", " дымились " стоят в форме прошедше ­ го времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в прошлом, когда - то давно, но об учителе литературы он помнит до сих пор. Таким образом, лексика и грамматика в тесном взаимодействии помогают понять смысл написанного.

27 Приемы анализа лексики Лексика текста Л. Улицкой разнообразна и интересна, поэтому хочется обратить Ваше внимание на некоторые слова, которые Вы также можете проанализировать в своем сочинении, но не забывайте о том, что достаточно 2 аргумента, поэтому не перегружайте свои работы.

28 1. Слово " вихляетесь " в 4 предложении имеет просторечную окраску и означает " шататься при движении ", и действительно, если вы внимательно читали текст, то в 3 предложении написано : " Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой ".

29 Как об этом можно написать в сочинении ? В тексте Л. Улицкой встречаются слова просторечной окраски, например, " вихляетесь " в предложении 4, которое свидетельствует о внимательности учителя и желании " поставить на место " Илью.

30 Почему аргумент правильный ? Вы можете спросить : " И где же тут лексика, не будет ли ошибки ?" Ошибки не будет, потому что Вы проявили знания теории и указали, что слово просторечной окраски. Этого достаточно для сочинения С 2.1 в 9 классе.

31 2. Эпитет " почтенная " из предложения 12. Данное слово имеет 2 значения, нам важно первое : " внушающий глубокое уважение, заслуживающий его." Согласитесь, что сегодня Вы редко слышите это слово, так почему же именно его использует Виктор Юльевич ? Прежде всего для того, чтобы объяснить ребятам несостоятельность смеха при упоминании фамилии Свиньин. Доказательства мы можем прочитать в предложениях

32 Как об этом можно написать в сочинении ? Уже при первом встрече новый учитель Виктор Юльевич Шенгели удивил ребят тем, что назвал фамилию Свиньин " почтенной ". Этот эпитет свидетельствует не только о глубоком уважении рода Свиньиных, но и начитанности учителя, его желании развить и обогатить ребят.

33 Почему это аргумент правильный ? Вы не просто проявили знание теории, упомянув термин " эпитет ", но и проанализировали свой пример.

34 3. В предложении 23 сочетаются разговорное слово " мерзость " и архаизм " уста ", это является еще одним доказательством особенности стиля Л. Е. Улицкой.

35 Как об этом можно написать в сочинении ? Действительно, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире. Так, разговорное слово " мерзость " ( предложение 23) является ярким доказательством крайне негативного отношения учителя В. Ю. Шенгели к войне.

36 4. В предложении 24 ребята называют учителя " странным человеком ". Обратимся к лексическому значению этого слова в словаре С. Ожегова сказано : странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. Предполагаем, что скорее всего ученики подразумевали именно первое прилагательное, то есть " необычный ", потому что ребята не привыкли к тому, чтобы им читали наизусть стихи, а Виктор Юльевич каждый урок начинал с какой - нибудь стихотворной строки.

37 Как об этом можно написать в сочинении ? Так, в тексте Л. Улицкой ученики называют нового учителя " странным человеком " ( предложение 23). Этот эпитет доказывает необычность Виктора Юльевича Шенгели, его отличие от предыдущих " литераторов ".

38 5. В предложении 46 встречается слово разговорной окраски " с воплями ", которое иллюстрирует традиционную реакцию учеников на окончание уроков. Однако Виктор Юльевич настолько заинтересовал ребят, что им не хотелось уходить домой.

39 Как об этом можно написать в сочинении ? Так, в тексте Л. Улицкой упоминается слово разговорной окраски " с воплями " ( предложение 46), которое иллюстрирует традиционную реакцию учеников на окончание уроков. Однако Виктор Юльевич настолько заинтересовал ребят, что им не хотелось уходить домой.

40 Приведите по 3 примера грамматических явлений из текста, объясните их роль

ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницу

— Методы преподавания русского языка

книги.jpg

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе .

Подготовка к итоговому сочинению. Работа по группам

Зачем нужен деятельностный подход при подготовке к итоговому сочинению

Именно поэтому тренинг как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении был признан наилучшим для решения целого ряда задач. В режиме реального времени экзамена (3 часа 55 минут) участники, находясь в постоянном общении друг с другом, получают опыт совместного эмоционального проживания проблемной ситуации сочинения, что способствует снятию тревожности и приводит к расширению представлений о собственных возможностях, а ведущий (учитель), эффективно сочетая различные образовательные технологии, формирует и закрепляет у участников необходимые для написания итогового сочинения умения и навыки, помогает выработать оптимальную личную стратегию написания текста.

Подготовка к итоговому сочинению. Тренинг

Структура тренинга

Вводная часть

Структура тренинга включает несколько этапов, каждый из которых имеет собственные цели и методы реализации. Вводная часть призвана настроить участников на совместную деятельность, мотивировать на дальнейшую работу и актуализировать имеющийся жизненный опыт.

Моделируемая в начале тренинга игровая ситуация призвана решить еще целый ряд задач, а именно:

создать пространство, отделенное от текущих повседневных событий;

сформировать у участника потребность в проявлении собственной активности;

задать двойственность отношений участников не только как личностей, но и как игровых персонажей, облегчив тем самым процесс коммуникации.

Для закрепления установок участникам не только предлагается визуализировать читателя-собеседника в рабочих тетрадях, разработанных специально для тренинга, но и переосмыслить, а точнее наделить смыслом выдвигаемые к сочинению требования, как то: пять тематических направлений как пять возможных траекторий беседы, использование в качестве аргументации не менее одного литературного произведения как создание общей с читателем культурной базы для того, чтобы быть услышанным, необходимость всестороннего рассмотрения выбранной темы как прогнозирование и осмысление иных точек зрения на проблему и т.д.

Второй этап

В начале этапа участники разбиваются на группы (не больше пяти), каждая из которых выбирает интересное ей тематическое направление и символически обозначает его в центре листа формата А3.

Затем ведущий просит зафиксировать на заранее выданных листочках как можно больше ассоциаций, которые возникают у каждого участника со словом, называющим выбранное направление. На работу дается 3-5 минут, по истечению которых группа получает задание систематизировать полученные записи, объединив их в категории и оформить кластер (10 минут). Результатом такой совместной деятельности является презентация направления другим группам (2-3 минуты на выступление).

Подготовка к итоговому сочинению. Работа с понятиями

Завершающей формой групповой работы на втором этапе тренинга становится придумывание конкретных тем в рамках выбранного направления (10 минут). Этому предшествует знакомство участников с требованиями к формулировкам, основные из которых посильность, ясность и четкость постановки проблемы, а также возможность выбора литературного материала.

Именно последнему уделяется особое внимание при выполнении этого задания.

Итогом работы становится набор из четырех тем у каждой из пяти групп: так к финальному этапу тренинга участники получают возможность выбора тем сочинения по четырем направлениям, исключая то, с которым велась работа на групповом этапе.

Заключительная часть

Заключительная часть тренинга посвящается осмыслению полученного опыта и выработке личной стратегии написания итогового сочинения. Именно поэтому подавляющее большинство заданий выполняется индивидуально в рабочих тетрадях.

Первая стадия связана с выбором и осмыслением одной из предложенных тем сочинения. Участников просят подчеркнуть в ней ключевое слово / словосочетание и подобрать к нему ряд ассоциаций, заполнив в тетради кластер. Эта работа уже знакома по предыдущему этапу и выполняется за считанные минуты.

Подготовка к итоговому сочинению. Работа с понятиями

Следующее задание в основе своей также направлено на отработку полученных ранее умений и представляет собой объединение разрозненных ассоциаций в категории и/или ассоциативные ряды и продумывание последовательности предъявления их в сочинении, а также подбор литературного материала, который можно было бы использовать для иллюстрации выдвигаемых положений. Важным оказывается заострить внимание участников на том, что художественные произведения, точнее эпизоды из них, подбираются не к теме сочинения и уж тем более не к направлению, а к конкретным смысловым комплексам, которые будут раскрыты в сочинении.

Итоговое сочинение. Как провести урок

Вторая стадия заключительного этапа тренинга посвящена работе над композиционными частями сочинения, выявлению и устранению типичных ошибок в чужих сочинениях. Спектр заданий здесь максимально широк и рассчитан на решение самых разных практических задач: от набора нужного количества слов до выстраивания диалога с читателем. Система упражнений продумывается заранее и варьируется в зависимости от уровня подготовленности группы.

Особое внимание участников уделяется аргументации собственного мнения. Предложенная в рабочих тетрадях формула аргумента с использованием в качестве доказательства художественного текста (см. схему) позволяет за сравнительно небольшое количество времени сформировать навык аргументированного высказывания и отработать различные механизмы убеждения в письменном тексте.

Сочинение-творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Обдумывая работу над будущим сочинением, я имею ввиду три понятия, важные для успешной работы: жанр речи, стиль речи, типы речи.

Самым актуальным для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета.

Чему же надо учить детей при создании любых повествований и описаний?

Во–первых, я учу вычленять детали: в повествовании детализировать действия, а в описании предмета выделять те его части, которые и будут характеризоваться.

Во–вторых, учу пользоваться разнообразием речевых средств. Для повествования особенно важны видовременные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета – слова, называющие признаки, характеризующие предмет.

В–третьих, учу тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета, и других элементах повествования и описания.

Большую часть должна оказать детям работа на этапе предварительной подготовки, когда они еще не знают, что готовятся к сочинению. На этом этапе помогаю школьникам накопить определенный речевой опыт: собственные наблюдения, впечатления, нужные слова, конструкции, вчитаться в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение, послужить толчком к поиску своих деталей, а для их изображения и своих языковых средств. Полезны задания для индивидуальных наблюдений, например, постараться не пропустить, когда пойдет первый снег, посмотреть, как будет меняться все вокруг, попробовать поймать снежинку и успеть рассмотреть ее, решить, на что она похожа, какими словами ее можно нарисовать.

Выполнение различных грамматико-орфографических упражнений полезно сочетать с наблюдениями над настроением подлинных художественных зарисовок, над отбором деталей, над использованием языковых средств.

Работая с текстами, не нацеливаю детей на запоминание авторских слов, а просто вместе с ними вслушиваюсь в рисуемые картинки, убеждаясь: можно рисовать и словом, нужно находить языковые средства, особенно важные для картинки, проводить лингвистические картины, проводить лингвистические эксперименты, то есть заменять, убирать слова, перестраивать предложения, давая тем самым возможность самим убедиться в точности авторского выбора. При этом обращаю внимание детей не только на лексику, на образные слова и выражения, но и на формы слов.

Такой работой на уроках готовлю базу для проведения новых наблюдений, уже коллективных на экскурсии.

- Вам нравится? А как об этом сказать?

- Постоим тихо-тихо… послушаем…

- Всмотритесь… потрогайте… попробуйте найти точные слова.

- А на что похоже, с чем можно сравнить?

- Разойдитесь, найдите каждый свое, то, что хотели бы словами нарисовать.

- Поедете с горки, понаблюдайте: постарайтесь отметить каждое свое движение.

- А как мы делаем снеговика? Давайте словами попробуем нарисовать наши действия. [Вот мы слепили маленький снежный комок,…(Стали катать…- Катали, катали… - Вот он уже… - Выбрали место… - Расчистили…- Подкатили ком и установили его… - Потом скатали еще два… - И вот,… А теперь делаем лицо)].

Проведение подобных наблюдений с одновременной работой над отбором содержания и поиском языковых средств – это компонент непосредственной подготовки к сочинению.

Следующий шаг подготовки – это работа на уроке непосредственно перед написанием сочинения. Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, то есть рисуемых деталей, передаваемого настроения, последовательности картинок, общего заголовка, а также языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел – вот программа подготовки работы на уроке.

Если у учеников еще нет достаточного опыта, то предлагаю готовое начало, или обсудить возможные варианты. Важно, чтобы дети поняли, что они пишут не отчет, а рисуют как бы с натуры. Такая картина требует особого начала.

- Тихий зимний день.

- Вот и оделось все вокруг в зимний наряд!

- Вот и дождались зимы! Вы любите, когда идет снег?

- Наконец – то зима! Коньки, лыжи, санки! Сегодня я первый раз съехал с горы!

- Вчера был такой липкий снег! Ну, как не слепить снеговика!

- Ну и снеговика мы вчера сделали!

Непосредственно перед написанием стоит попросить учеников еще раз представить себе ту картину, которую они захотят рисовать, и все время стараться держать ее перед глазами – это поможет им быть художниками слова.

При подготовке к сочинению создаю вспомогательные опорные таблицы:

“Подбери красочные определения”

день – пасмурный, ненастный;

воздух – свежий, морозный, обжигающий;

снег – пушистый;

небо – хмурое, серое;

туча – пухлая, серая, тяжелая;

зима – белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения.

Снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.

Снег – пушистый, белый, как сахар.

Воздух – прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем.

Использую и такую подготовку, как написание сочинений – миниатюр после прослушивания музыкальных произведений. Такой вид работы очень труден, но его нужно использовать, чтобы развивать воображение, речь детей. (Чайковский “Времена года”).

Использую и такой вид работы, как составление предложений по открыткам с зимним пейзажам. Потом эти предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому учу избегать неоправданности повторов (тавтологии).

“Подбери синонимы” (сочинение по картине)

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;

создает – пишет, но не рисует;

картина – полотно, репродукция;

блестит – искрится, сверкает, сияет;

поражает – удивляет, изумляет.

Найди неточное употребленное слово и замени его

- Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (тона)

- Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

Определите в чем ошибка и исправьте ее.

- Солнечный свет отражается на снег (на чем? - На снегу)

- Картина полна светом (чего? - Света)

- Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть)

Можно вспомнить пословицы, поговорки, загадки, стихи.

На уроках русского языка предлагаю детям выполнить устные и письменные упражнения.

- Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные буквы и слова (даны в словах для справок)

- Запишите предложения – ответы на вопросы.

Каждый учитель знает, как трудно уберечь младших школьников от обилия орфографических ошибок, не сковывая при этом их творческой инициативы, самостоятельности. Обычно предлагают трудные слова выносить на доску, проводить их через списывание по следам орфографического проговаривания и так далее. Эти приемы, безусловно, полезны. Но они не решают проблемы. Думается, что более действенным способом оказания орфографической помощи должно быть такое обучение орфографии, при котором у детей формируется орфографическая зоркость и они оказываются в состоянии писать с пропуском тех букв, в написании которых еще сомневаются (или писать карандашом буквенной дробью – тогда ученик сможет свободно излагать мысли, не боясь допустить ошибки. К оставленной “дырке” или “дроби” он вернется на этапе самоконтроля и тогда, может быть, подумав, сам решит свою орфографическую задачу, или попросит помощи у учителя, попробует найти ответ в словаре.

Обучая детей созданию текстов, помогаю накапливать реальный речевой опыт, учу их речевому общению.

Урок русского языка. Развитие речи. 4 класс.

Тема: Сочинение-описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.

“Мой ласковый и нежный зверь”

  • учить описывать животных, раскрыть особенности сочинения – описания с элементами повествования;
  • развивать способность наблюдать живое, постоянно изменяющееся существо;
  • воспитывать любовь к животным, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”;
  • работать над формированием умения понимать детьми, что такое художественность, различать прилагательные – определения, учить использовать сравнения в речи.

На протяжении нескольких дней дети собирали материал о кошках, приносили фото своих питомцев, вырезки из журналов, наблюдали за их поведением и повадками, делали записи. Поэтому дети знали о предстоящей работе.

На уроке используется мультимедиа.

Ход урока

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИНТРИГА.

- Ребята! Прочтите слово, записанное на доске (зверь).

Подберите определение к этому существительному.

Зверь какой?. (ответы детей: страшный, хищный, злой, свирепый).

А о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о кошке)

Такая ли она – кошка? (нет)

А какая? (ласковая,…)


Конечно, люди так и называют кошку: слайд № 1

Мой ласковый и нежный зверь


Итак, речь пойдёт о кошках.

Кошка…Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. слайд № 2.


Предки её появились на земле довольно давно, более 20 млн. лет назад и постепенно распространились по свету.

Кошка гораздо позже других домашних животных (слайд № 3) подружилась с человеком.

Отдельные учёные считают, что не человек одомашнил кошку,

а она самостоятельно, “сама по себе”, пришла к человеку, чтобы

найти у него пищу и защиту от врагов, в основном сохранив при этом свою независимость, характер и внешность.


А первыми людьми, приручившими кошку, были египтяне.

Они считали кошку священной и были ей очень благодарны.

- Как вы думаете, за что?

(Кошка избавляла зернохранилища от мышей). слайд № 4

В Египте обнаружено много кошачьих кладбищ с мумиями кошек.

Кошку считали добрым духом дома, жестокое обращение с ней было чревато суровым наказанием.

А вот в Европе в средние века кошку преследовали. Считали ведьмой, что в ней поселился дьявол. Особенно пострадали чёрные кошки. Отголоски тех лет просочились и в нашу жизнь.

- Какие приметы связаны с чёрной кошкой? (Ответы детей).

Всё это, конечно, выдумки. Кошка – не богиня и не ведьма, а обыкновенный зверь, правда, с необыкновенными качествами. Например, кошка может упасть с большой высоты и как ни в чём не бывало продолжить свой путь. Или вернуться домой, преодолев сотни километров.

Таким своим поведением кошка притягивает к себе внимание людей и поддерживает интерес к своей верной, преданной и в то же время независимой персоне.

2. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

- За что ещё человек любит кошку и делит с ней свой дом? Только ли за её умение избавить нас от мышей и проявить свои незаурядные способности?

- Что ещё привлекает в кошках? (Их внешний вид).

На сегодняшнем уроке мы заканчиваем подготовку и напишем сочинение - описание кошки на основе личных впечатлений (Тема урока на слайде № 5).

- Какое словосочетание является очень важным? (на основе личных впечатлений)

- Что это значит? (Каждый напишет о своей кошке, о своих впечатлениях)

- На предыдущих уроках вы рассказывали о своих питомцах, в течение некоторого времени более внимательно наблюдали за их жизнью, изучали повадки, подбирали словосочетания, помогающие передать внешний вид животного и его характер.

- Какой тип текста должен получиться? (описание с элементами повествования)

- Без какой части речи не обойтись при описании? (имя прилагательное)

- Кроме того, не надо забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле. Какова задача художественного стиля? (Изобразить словами предмет и передать своё отношение)

- Текст живой, яркий, эмоциональный, его интересно читать.

- Какие приёмы помогут оживить текст? (слайд № 6)

б) слова-синонимы (избегать повторов);

в) образные и точные имена прилагательные;

г) разные по цели высказывания и по интонации предложения.

3. РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Работа в группах

Класс поделен на 4 группы. Каждой группе одновременно даётся задание. При проверке на экране появляется слайд с заданием, и весь класс принимает участие в обсуждении выполненной работы.

1 группа (слайд № 7)

- Какую ошибку допустил ученик в построении текста. Исправьте её.

У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыжая мордочка, розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик.

2 группа (слайд № 8)

- Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть кот Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его не потому что пожалел, а для того, чтобы он ловил мышей, которые развелись уже до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот.

3 группа (слайд № 9)

Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть котёнок Васька. У него красивые глазки, носик, ушки. У него длинная шерсть. Я люблю своего Ваську.

4 группа (слайд № 10)

Оживи текст, используя сравнения.

У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как… Шерсть мягкая, мягкая, словно… Носик розовый и похож на … На лапках будто надеты… Сам он напоминает …, поэтому его так назвали.

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Какова цель сегодняшней работы? (Посредством слова передать красоту, индивидуальность кошки, свою любовь к животному.)

Важной особенностью тренинга для меня является то, что он проводится в группе. Ведь группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что в разы эффективнее, чем при индивидуальном подходе. На тренинге происходит активное взаимодействие в группе. Участники выполняют различные упражнения, а после – обязательно их обсуждают. Именно в процессе обсуждения участники осмысливают то, что происходит в группе, имеют возможность посмотреть на себя со стороны, и, в конечном итоге, обучаются на собственном опыте.
Для того, чтобы получить представление о том, что это такое, получить личный опыт — нужно хотя бы раз побывать на тренинге в качестве участника. Мне повезло. Я была на таком. Не помню название, но направлен он был на сплочение коллектива. И то ли ведущий был таким профессионалом, то ли группа собралась такая….. но по окончании мы действительно сблизились и многие проблемы в коллективе, а их было много, стали разрешаться на глазах. Это было очень своевременное вложение руководства, ведь впоследствии мы, как уже дружная и сплоченная команда, принесли компании удвоенные доходы совместным трудом.

Так же можно рассмотреть тренинг как учёбу шаг вперёд. Любой человек, который хочет развиваться начинает с учёбы. Учиться ведь можно по-разному: читать книги, ходить на лекции, но здесь нет живой обратной связи. Нет проверки того, насколько успешно проходит ваше обучение и нет подсказок со стороны специалистов. Самое лучшее обучение, когда ты что-то делаешь, а рядом с тобой есть профессионал, который может дать оценку твоей деятельности, показать результаты, указать на ошибки. На тренинге именно это и происходит. Люди могут иметь самые разные представления о том, хорошо или плохо они общаются, выстраивают отношения, как они выглядят со стороны. А на тренинге все это можно увидеть по реакции людей. Они мгновенно покажут, как они относятся к твоим действиям, реагируют на твои высказывания и поступки. Причем в отличие от обычной жизни, где люди имеют свои личные интересы, на тренинге все пришли учиться, поэтому именно здесь тебе доброжелательно, но прямо и честно скажут то, что ты в жизни не услышишь от других людей. На тренинге каждый знает, что если сейчас он подскажет другому, как действовать эффективней, то и ему в ответ тоже подскажут. Такую атмосферу задает ведущий, и поэтому тренинги оказываются максимально эффективной формой работы. После хорошего тренинга в развитии человека происходит достаточно большой и качественный скачок. Некоторым людям достаточно посетить несколько тренингов, а кто-то так втягивается, что посвящает этому жизнь (порой и профессиональную).

Я бы поделила тренинги на два вида:
корпоративные (связанные с бизнесом и тп)
психологические, направленные на рост личности

В корпоративных основная цель - повышение эффективности работы компаний , персонала и руководителей. Там учат конкретным навыкам: продажам, составлению бизнес-планов, управлению, организации времени и прочим вещам, необходимым для зарабатывания денег.
Тренинг роста личности - это своего рода обучение, где вы пытаетесь изменить что-то в вашей личности. И благодаря этому начинаете менять свою жизнь, выходя за рамки привычек. На тренинге вы перешагиваете эту границу привычного. И делаете то, чего никогда не делали раньше. То есть меняетесь, смотрите а как было бы если бы я поступил по-другому. Получаете уникальный опыт. А если есть опыт, то его можно повторить уже самостоятельно. Поэтому в реальной жизни вы сможете действовать, мыслить и чувствовать так, как научились на тренинге Задача такого тренинга - перевести человека к точке большей свободы в мыслях и действиях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи в 9 классе

Тема урока: Тренинг ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Цель : продолжать работу по развитию языковой компетенции, формировать навыки написания сочинения-рассуждения.

- обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения, формировать навыки анализа текста;

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

- обучить основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, обобщение и систематизация, доказательство);

- способствовать формированию лингвистического мировоззрения, повышать нравственную культуру;

- воспитывать внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Введение в тему, формирование мотивации (слово учителя)

Актуализация имеющихся знаний (беседа)

Проверка д/з (фронтальная беседа: тема текста, основная мысль),

индивидуальные задания (дифференцированно) – тезисы

Работа над сочинением, заполнение таблицы

Самостоятельная работа – аргумент из текста; заполнение таблицы;

Аргумент из жизненного опыта; заполнение таблицы (дома);

Коллективная работа - вывод; заполнение таблицы;

Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок (за устную работу);

Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

(Распечатка с фрагментом текста Ю. Бондарева, распечатка с таблицей, ручка, рабочая тетрадь с выполненным домашним заданием.)

Введение в тему, формирование мотивации.

- Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку: изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение.

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения?

(Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки – определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение в формате задания 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Тема урока: Тренинг ОГЭ. Сочинение - рассуждение.

Актуализация имеющихся знаний.

- Вспомните, что вам известно о сочинении-рассуждении. Чем характеризуется данный тип текста?

(Определенная структура: тезис, аргументы, вывод.)

Проверка домашнего задания

-Дома вы познакомились с фрагментом текста Ю. Бондарева. Именно на основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение. По ходу урока вы будете заполнять таблицу, распечатка которой есть у каждого из вас на парте.

Беседа с учащимися

- Какова тема текста?

(Что такое счастье?)

- Прочитайте предложение, (25) в котором заключается главная мысль.

(Как много и мало нужно человеку для счастья!)

-Зачитайте предложение (18), в котором отец поясняет дочери: почему он счастлив.

(Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!)

- В чем видит герой своё счастье?

(Мирная жизнь, семья – вот счастье. Уберечь семью от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье.)

5. Работа над сочинением

- Как вы понимаете значение слова счастье?

- Были ли вы счастливы? Вспомните счастливые моменты своей жизни и расскажите нам о них.

- Дадим определение этому слову.

Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия, это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных. Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

Внутренний монолог. Наедине с собою…

Чувствуете ли Вы себя счастливыми?

Были ли у Вас минуты счастливого удовлетворения жизнью, собою?

С чем связано Ваше ощущение счастья: с особыми обстоятельствами Вашей жизни, с людьми, которые Вас окружают, с каким-то конкретным местом?

Какие чувства испытываете в счастливые моменты Вашей жизни? Что наполняет Вашу душу: благодарность судьбе, людям, жизни, умиротворение, желание творить добро, разделить это состояние с кем-то?

Высказывания учащихся

(Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И др.)

Наши помощники – словари!

- Некоторые ребята дома выполняли индивидуальные задания и работали со словарями. Им нужно было найти значение слова счастье в словарной статье.

СЧАСТЬЕ — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

СЧАСТЬЕ - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. ( Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова.)

СЧАСТЬЕ - благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет. ( Словарь русских синонимов Н. Абрамова.)

- Какое из определений в большей степени отражает Ваше понимание счастья?

- Какое из определений в большей степени отражает основную мысль текста, из которого Вам предстоит привести 1 пример-аргумент?

ФИЗМИНУТКА (Проводит учащийся)

Сочинение пиши, лучше думай – не спеши!

Точно тезис изложи, свои мысли докажи:

Аргументы приведи, плавно к выводу иди,

Все проверить не забудь! Что ж, счастливо,

В добрый путь!

- Выбранное вами определение и будет являться тезисом . Запишите его в таблицу.

Дав определение, необходимо его прокомментировать , т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Комментируем определение

Вопросы – подсказки к комментарию

Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

Чем существенным я могу дополнить это определение?

Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

- Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Переходим к основной части сочинения-рассуждения. Связать вступление с основной частью можно с помощью речевых клише (смотрите в таблицу).

Далее приводим аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

В сочинении - рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:

1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.

- Как оформить аргументы в сочинении ?

- Приведите аргумент из текста , запишите его в таблицу, со ссылкой на номера предложений или цитируя их.

- Второй аргумент нужно привести из жизненного опыта. Эту часть сочинения вы продумаете дома.

Жизненный опыт бывает:

опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;

опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;

опытом близких, родных, знакомых людей;

собственным жизненным опытом.

- Последняя часть сочинения-рассуждения – это вывод . Помните:

вывод должен быть коротким , но ёмким по содержанию;

логически связан с предыдущим изложением;

не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

- Начать заключительную часть можно вводными словами или речевыми клише (смотрите в таблицу).

Сформулируйте вывод, запишите в таблицу.

-Итак, наша рабочая таблица почти заполнена. Дома вам останется только закончить эту работу: привести собственный аргумент и написать сочинение-рассуждение.

- Прежде чем подводить итоги нашего сегодняшнего занятия, мне бы хотелось провести небольшой блиц-опрос.

- С какими трудностями вы столкнулись в написании сочинения - рассуждения?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к получению максимального балла на экзамене.

6. Итоги урока, выставление и комментирование оценок

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Хорошо работали на уроке… (оценки).

7. Домашнее задание

Читайте также: