Сочинение про скифов 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Одну из них, по свидетельству Геродота, ему рассказали сами причерноморские скифы.
Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай.
У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю тр золотых предмета: плуг секира и чаша. Старший из братьев, первый увидев эти предметы, подошёл ближе, желая их взять, но при его приближение золото воспламенялось. Затем подошёл второй, но с золотом повторялось то же самое. Но с приблежением третьего брата самого младшего горение прекратилось и он взял золото в руки.
Существуют и другие легенды о происхождении скифов. Во всех легендах обосновывается божественное происхождение власти.

Сеньориальный строй. Средневековое общество было обществом аграрным. Деревня являлась центром экономической и социальной жизни. Главной ценностью почиталась земля. Аграрный строй средневековой Европы в своих основных чертах сложился в XI—XIII вв. : крестьянская колонизация представляла собой уникальное по массовости и результативности явление. Вырубались леса, осушались болота, строились дамбы, земля отвоевывалась у моря. Сеньориальная реакция (попытки восстановить личную зависимость крестьян) , предпринятая в XIV в, успехом не увенчалась. Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий (в Англии их называли манорами, в России — вотчинами) . Различавшиеся по объемам и формам повинностей, компактные или разбросанные по разным деревням и областям, сеньории представляли собой важнейший социальный институт Средневековья. Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI—XII вв. землевладелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен) , земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория.

Тувинский народ один из древнейших тюркоязычных народов. Скифский период в истории Тувы начинается вслед за окончанием бронзового века и охватывает период от VII до III века до нашей эры. Племена, жившие тогда на тувинской земле, были будущими предками современных тувинцев.

Чем же занимались тувинцы скифского периода? Как проходил у них один день?

Я постараюсь мысленно перенестись в скифское время и увидеть, чем занимались предки моего народа в VII – III веках до нашей эры.

Рано утром, когда первые лучи озарял землю, они начинали заниматься скотоводством и земледелием.

Около юрт, сделанных из войлока, находились стойбища, в которых были козы, овцы, крупный рогатый скот и лощади.

Тяжелую работу у скифов выполняли мужчины. Пастухи отправлялись на обширные пастбища, где пасли скот. Основным кормом для домашней живности был подножный корм, который рос на высокогорье. На огромных пастбищах росла сочная трава. Здесь в основном паслись овцы и коровы, которые давали молоко, молочные продукты шерсть. Женщины готовили из бараньего мяса различные блюда, курдюк являлся одной из самых ценных и излюбленных частей баранины. Молоко позволяло им готовить разные молочные продукты. Благодаря этому мужья и дети всегда были сыты.

Женской обязанностью было создание семейного уюта. Поэтому они из овечьей шерсти изготавливали одежду и ткани; из войлока выделывали шерстяные ткани; выделанными шкурами крупного рогатого скота покрывали чумы.

Так как мужчина был основным добытчиком в семье, большая роль отводилась лощади. Она использовалось в хозяйственной деятельности. Мужчина занимаясь весь день земледелием, использовал её как тягловую силу. На обширных плодоносящих полях он сеял просо, ячмень пшеницу. Их обработка происходило бронзовыми и железными мотыгами.

После сбора урожая женщина молола небольшое количество зерна в примитивных зернотерках.

Так как вся природа моих предков была богата фауной и флорой, любимым занятием мужчин скифского периода также была охота. В лесах водилось много медведей, маралов, кабанов, встречались и горные козлы. Мужчины, чтобы прокормить семью, отправлялись за добычей леса. В охоте принимали участие конные всадники – загонщики и пешие лучники. Чтобы охота состоялось, лучники использовали луки и стрелы с наконечниками из бронзы и кости, а также кинжал и чекан (клевец).

Надежным и проверенным другом в охоте и на пастбищах была собака – лучший друг людей скифского периода.

Таким образом, скифы, населявшие территорию моей республики, были умелыми и трудолюбивыми скотоводами, земледельцами и охотниками. Они вели кочевой образ жизни.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

  • Где жили скифы?
  • Происхождение народа
  • Расцвет и упадок скифской цивилизации
  • Культура и искусство
  • Религия скифов
  • Военное дело

Костюмы, особый декор и особенности генотипа доказали гипотезу.

Где жили скифы?

Царские скифы (кочевники первой волны, ранее прочих уже впитавшие обычаи эллинов);

Алазоны (вероятно, дети от браков скифов с протославянами);

Агафирсы (потомки от смешения скифов и фракийцев);

Гелоны (потомки будинов и греческих колонистов, изучает таких скифов история 6 класса);

Фиссагеты (многие историки считают, что это потомки от браков скифов и ранней мордвы);

Тавры (потомки скифских кланов и намного более древнего населения полуострова);

Исседоны (народ степей Южной Сибири, возможно результат смешения с монголоидами).

ВАЖНО: Видимо, к этническому объединению, которое греки окрестили Σκύθης, относились еще саки, массагеты, йирки, распространенные в заволжской степи, в пустошах Средней и Цент. Азии.

культура древних скифов

Происхождение народа

Археологические и генетические следы очень широкого этнического объединения ведут к кочевникам Бронзового Века, проживавшим в Южной Сибири. Звериный стиль точно отсюда. В рамках этого предположения язык протоскифов остается загадкой. Возможно, он был частью алтайской лингвистической семьи. Люди, говорящие на ее языках, проживают вокруг курганов.

Расцвет и упадок скифской цивилизации

Придя в Причерноморские степи в VII в. до нашей эры, первые представители обсуждаемой исчезнувшей народности стали теми Σκύθης, от которых греки узнавали про всех кочевников.

Заняв киммерийские степи, холмистые пустоши и лесостепную полосу Причерноморья, ираноязычные племенные лиги стали соседями древнегреческих полисов, самые первые из которых возникали одновременно с появлением как скифов, так и родственных им тавров. В это столетие никто из них еще не становится земледельцем. Они постоянно воюют, вставая на сторону то одной, то другой древней империи. Чаще от них доставалось как раз Персидской державе. А в определенный момент еще и поздней Ассирийской (раздел о военном деле ниже).

племена скифов

Наибольшего расцвета скифские объединения достигли в V в до н.э. Тогда многие из племен ведут исключительно оседлый образ жизни. На смену политическим союзам, основанным на военной демократии, возникают степные оседлые квазигосударства с потомственной аристократией у власти. Цари часто выбираются из членов одной и той же династии. Скифы активно начинают участвовать в торгово-экономической жизни черноморской ойкумены, становятся потребителями эллинских вин и иных продуктов сельского хозяйства. В частности, города Боспорского царства в начале 5 в – тавроскифские и эллинские. Тут пользовались причудливыми украшениями, прогрессивной амуницией, золотыми монетами (статерами).

В 4 столетии до н.э. чистых скифов уже не найти. Только их потомков от брачных связей с представителями соседних наций. Значительная часть скифского населения оседает в городах, становится грамотной. Лишь север и восток обозначенного в 1 главе ареала сохраняет родоплеменные отношения. В плане хозяйства люди становятся аграриями, скотоводами. Те, кто проникли глубоко в лес, практикуют собирательство, рыбную ловлю и охоту. Смешиваются с варварами-северянами. Часть завоевателей растворяется в народах Анатолийского полуострова.

Наконец, в 3 веке до нашей эры последние скифы исчезают как этнос. Их постепенно ассимилируют или загоняют в глухие горные территории сарматы – народ с похожей речью.

Культура и искусство

скифы история 6 класс

В чем особенности указанного стиля в получившем высокое развитие ремесленном искусстве? Все сюжеты – вплетенные в растительный узор копытные (особенно олени с ветвистыми рогами – основной тотем сибирских племен скифов) и хищные животные (изображенные даже в момент атаки). Скифо-сибирские каноны металлообработки были удивительно качественными. Изделия 5-го века до новой эры имели и изображения самих скифов. Так мы узнали об их одеянии и лицах.

Что касается костюма, конники носили короткие рубахи, а сверху распашные куртки косого раскроя, отороченные меховым кантом. Зимой на ногах у них были высокие войлочные сапоги. На головах колпаки фригийского типа (чаще тоже из войлока – он защищал от жары и холода, а иногда и от удара бронзового меча). В южных степях куртку одевали сразу на голое тело и мехом не оторачивали. На ногах, разумеется, был уже не войлок, а короткие кожаные сапожки. К слову, именно конные азиаты занесли в Европу моду на штаны (за Доном они были из толстой ткани).

Религия скифов

история древних скифов

Военное дело

Племена скифов, в первую очередь, плодили воинов – чтобы любое из них могло забрать у соседей все, что ему могло понадобиться. Ведь это позже (в эпоху появления аристократии) люди расслабились.

Но высококачественная амуниция народа – дело доказанное (находками из раскопов). Начиная с 6-5 вв. до н.э. скифы старались носить металлические шлемы (часто продолжающиеся на лице полумаской – как у коринфян), наручи, поножи, панцири с металлической чешуей, нашитой на плотную кожаную основу. В военных кампаниях они вооружались копьем, колчаном со стрелами, а позже еще и ножом. Бытовал у любых ираноязычных всадников легкий серповидный щит, не мешающий управлять конем. В момент обстрела сзади, им закрывали от стрел спину. Кстати, о лучниках. Луков было 2 типа – для стрельбы в пешем строю и для обстрела с лошади. Позже у скифов появилось и длинное копье. Обязательная часть снаряжения – богато отделанный металлом кожаный пояс, запахивающий куртку.

У женщин имелись высокие головные уборы (чем выше статус, тем больше колпак и богаче отделка дорогими украшениями). Самые обычные девицы обходились налобными повязками.

Вместо эпилога приведем еще одно немаловажное сведение, касающееся затронутой темы. В скифских могильниках обнаруживаются останки людей, намекающие не только о европеоидном типе степного населения Железного Века, но уже о всех его возможных миксах с монголоидами. Последние из указанных разновидностей найдены к востоку от Урала. Нордические типы преобладали западнее и юго-западнее (в Европе, на границе с Кавказом и Ближним Востоком).

Читайте также: