Как делать работу над ошибками по русскому 6 класс сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Памятка по работе над орфографическими ошибками

Пишу правильно

(напиши слово верно)

(3-4 примера на правило)

Под ъ езд

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

Подъем, съемка, объявление

Пропущена буква. Пишу слово З раза, подчёркиваю пропущенную букву.

Замена буквы. Пишу слово З раза, подчёркиваю правильно написанную букву.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Гласные после шипящих: жи–ши, ча–ща, чу–щу.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Безударная гласная, непроверяемая ударением. Напиши слово правильно три раза.

Непроверяемые согласные в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные . Проверь согласную.

Разделительный мягкий знак (ь).

Разделительный твердый знак (ъ).

Заглавная буква в именах собственных.

Удвоенный согласный в корне.

Удвоенный согласный на стыке морфем.

Правописание непроизносимых согласных.

Правописание неизменяемых приставок.

Правописание приставок на –з, -с.

Слитное правописание приставки со словом.

Раздельное правописание предлога со словом.

Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.

НЕ с глаголами.

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.

Неправильный перенос слова . Пишу слово, делю вертикальными чёрточками на слоги, показываю все возможные способы переноса.

Правописание корней с чередованиями –раст-/-ращ-/-рос

Правописание корней с чередованиями –лаг-/-лож-

Правописание корней с чередованиями –кас-/-кос-

Правописание корней с чередованиями –зар-/-зор-

Правописание корней с чередованиями –гар-/-гор-

Правописание корней с чередованиями –дер-/-дир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-. –блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -бер-/-бир.

Буквы о/ё после шипящих в корне слова.

Буквы и/ы после ц.

Буквы е/и в падежных окончаниях существительных.

Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Неупотребление Ь на конце кратких прилагательных.

– ТСЯ- и –ТЬСЯ- в глаголах.

Буквы е/и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Работа над пунктуационными ошибками

Точка, вопросительный знак, восклицательный знак в конце

предложения. Выпиши предложение. Поставь нужный знак. Составь схему.

Знаки препинания при однородных членах . Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения, поставь знаки препинания. Составь схему. Подбери пример на это правило.

Знаки препинания при обращении . Выпиши предложение. Выдели обращение (О), поставь знаки препинания. Составь схему. Подбери пример.

Знаки препинания при обобщающем слове. Выпиши предложение. Найди обобщающее слово (О.с.), подчеркни однородные члены предложения, поставь знаки препинания. Составь схему. Подбери пример на это правило.

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Раздели смысловые части, пронумеруй их, поставь знаки препинания. Составь схему. Подбери пример.

Знаки препинания в сложном союзном предложении. Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Раздели смысловые части, пронумеруй их. Найди союз (союзы) между частями предложения, обведи их в кружок. Поставь знаки препинания. Составь схему. Подбери пример.

Знаки препинания при прямой речи. Выпиши предложение. Выдели смысловые части (прямая речи П и слова автора А), поставь знаки препинания, составь схему. Подбери пример.

Знаки препинания при оформлении диалога. Выпиши диалог, поставь тире перед каждой репликой. Приведи свой пример.

Фонетический разбор . Выпиши слово, выполни его фонетический разбор правильно.

Морфемный разбор . Выпиши слово, разбери его по составу.

Морфологический разбор. Выпиши слово, разбери его как часть речи.

Синтаксический разбор. Выпиши предложение, разбери его по членам предложения с указанием вопросов, укажи части речи, составь схему и характеристику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Работа над ошибками

Тип урока: урок-игра.

1. Образовательные:

мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного сочинения;

убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма;

повторить орфографические правила: а) правописание безударных гласных в корне слова; б) правописание приставок при-, пре-; в) правописание проверяемых согласных в корне слова; г) правописание имен собственных с большой буквы;

формировать навыки работы над речевыми ошибками;

формировать пунктуационный навык: обосновывать постановку знака или его отсутствие.

2. Развивающие:

- развивать способности самоконтроля;

- продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

- развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства дружбы;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации.

- развивать орфографическую грамотность;

- закрепить умение применять при письме правила постановки запятой между однородными членами предложения, в сложном предложении.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать умение самооценки степени самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: высказывать свои предположения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении учебной проблемы, учиться работать в парах.

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

Предметные результаты УУД: уметь анализировать и исправлять ошибки (речевые, орфографические, пунктуационные).

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок русского языка.

- Опять ты делаешь ошибки?

Когда ты их исправишь, Рыбкин?

- А как без них я обойдусь?

Ведь на ошибках я учусь.

- О чем идет речь в этом диалоге? (Какое слово повторялось в диалоге?)

Подумайте, что они означают.

- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

- Для чего нужна работа над ошибками? Каковы цели сегодняшнего урока?

- Эта работа необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает закрепить изученный ранее материал. Мы повторим орфографические и пунктуационные правила.

На прошлом уроке русского языка мы писали сочинение-рассуждение. В целом класс хорошо справился с этой работой. Мне понравились работы следующих учащихся…………………. ……………….. Посмотрите на экран, вот результаты вашей работы.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Делаем работу над ошибками

Морозные узоры на окнах

Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) - у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая - горка, теоретический - теория.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный - честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу - к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) - е; смотрит - смотреть (2 спр) - и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).

26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).

28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.

29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: "П,"- а. А: "П!"

33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

Светлана Крапивина

Напоминаю: ошибки прорабатываются ТАМ, ГДЕ ИХ СДЕЛАЛИ, если это не маленький листочек. (Тогда - в ТЕТРАДИ ОТРАБОТКИ!)Т.е. ошибки в КОНТРОЛЬНЫХ работах прорабатываются В ТЕТРАДИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ошибки в классной или домашней работе прорабатываются В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.)) Заголовок "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ" пишется зелёной пастой или ею подчёркивается, чтобы было хорошо заметно. Если 10 или 11 класс писал контрольную работу на листке, то работа над ошибками выполняется в тетради отработки или на другом двойном листе, в который вкладывается листок с контрольной.

I. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.) Выписать слово, обозначить орфограмму, букву, в которой ошиблись, ПОДЧЕРКНУТЬ, чтобы было понятно, над чем вы работаете.
2.) Если это орфограмма №1 (проверяемая безударная гласная в корне) или орфограмма №3 и №4 (проверяемые и непроизносимые согласные в корне) - ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО + 5 ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Если 5 слов не набирается - составить словосочетания со своим словом.
3.) Если это НЕПРОВЕРЯЕМОЕ написание (орф.№2), привести 5 однокоренных слов или составить (до 5-ти) словосочетания.
.
ПРИМЕР:
птЕнцы - птЕнчик; вырастить птЕнцов, смешные птЕнцы, надбюдал за птЕнцами, птЕнец воробья, за взъерошенным птЕнцом.
бАгряный - непроверяемое написание. БАгровый, бАгрянец.
бАгряные листья, бАгровый закат, окрасился бАгрянцем

4.) Если это ДРУГАЯ ОРФОГРАММА, написать ПРАВИЛО СЛОВАМИ и привести 5 примеров слов с этой орфограммой. Орфограмму обозначить!

ПРИМЕР:
медвежОнок - суффикс существительного под ударением. В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения - Е. ВерблюжОнок, грачОнок, девчОнка, РечОнка, дружОк.

ПРИМЕР:
В течениЕ нескольких дней шёл дождь. В ТЕЧЕНИЕ - предлог, на конце пишется Е: болел в течениЕ недели, говорили в продолжениЕ часа, отсутствовал в течениЕ месяца, кипятить в течение пяти минут.

II. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
1.) Выписать предложение, обвести знак, который не поставили, или подчеркнуть отсутствие знака там, где поставили лишний.
2.) Произвести пунктуационные разбор (графически объяснить расстановку знаков препинания!)
3.) НАПИСАТЬ ПРАВИЛО СЛОВАМИ.
4.) Составить своё предложение и таким же строением, произвести его пунктуационный разбор (графически объяснить расстановку знаков препинания).

ПРИМЕР:
"Это ёжик,"- сказал Иван Иванович. [запятая после прямой речи обведена в кружок зелёной пастой] - После прямой речи, которая не является вопросительным или восклицательным предложением, перед словами автора ставится ЗАПЯТАЯ.
"Завтра у нас шесть уроков,"- сказал Вася.
"Мне не хочется идти в школу,"- призналась Оля.

Читайте также: