Сочинение костюнин земное притяжение сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Перфильева Нина Семёновна

Населенный пункт: Иркутская область, пгт.Радищев

Все эти годы на уроках литературы и на консультациях мы анализировали произведения А.Костюнина.

Цель.

1.Продолжить знакомство с произведениями А.Костюнина.

Задачи.

Образовательные.

2.Развивать и обогащать речь обучающихся.

Развивающие.

1.Развивать навыки исследовательской работы с текстом, способствовать воспитанию внимательного, вдумчивого читателя.

2. Формировать метапредметные и личностные результаты.

3.Расширять словарный запас.

Воспитательные.

1.Воспитывать чувство уважения и любви к родным и близким людям, проявлять заботу о людях преклонного возраста.

2. В ходе анализа эссе подвести обучающихся к выводу о том, что забота о других людях, сочувствие, сострадание людям – это лучшая из черт в характере современного человека.

Оборудование:

-мультимедийный проектор, компьютер,

Используемые технологии:

Тип урока: урок – анализ художественного произведения.

Сценарий урока.

І. Организационный этап.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

-Определение темы урока. (Слайд №1)

--Чтобы определить тему урока, необходимо ответить на несколько вопросов. При правильном ответе мы будем брать первую букву от слова-отгадки, чтобы у нас получилось слово, которое и будет главным в определении темы урока.

Метапредметное задание.

1.Назовите фамилию учёного, кто открыл теорию относительности, описал ускоряющиеся объекты и объяснил происхождение такого явления как гравитация и существование частиц гравитонов? (Эйнштейн) (Слайд №2)

2. О каком явлении идёт речь?
..физическая величина, одна из основных световых фотометрических величин. Характеризует величину световой энергии, переносимой в некотором направлении в единицу времени. Количественно равна отношению светового потока. (Сила света) (Слайды №3,4)

4. Как зовут этого зверька?

-Представители рода — обитатели Америки. На территории Евразии и, в частности, в Россию переселён единственный вид. по своей природе очень озорные и одновременно общительные, миролюбивые и дружелюбные, легко идут на контакт с человеком. А еще они безгранично любопытные и наряду с дельфинами, обезьянами, слонами, кошками и собаками являются умнейшими среди животных. Обладая высоким интеллектом, они часто проявляют находчивость, легко поддаются дрессировке, поэтому не удивительно, что некоторые люди даже имеют этих зверьков.

-А что, может наша статья также вдохновит Вас вместо кошки или собаки завести этого зверька? (Слайды №5,6)

-Какое слово сложили? (ЭССЕ) (Слайд №7)

-Данное понятие станет предметом нашего разговора.

Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую),не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Слайд №8)

-Знакомы ли вы с этим жанром литературы?

(Эссеистика, эссеист, эссеизация).

-Как вы понимаете эти слова?

(-Эссеистика- область литературного творчества, посвящённая разработке жанра эссе; совокупность произведений этого жанра.

-Эссеизм –совокупность философско-художественных произведений в области мысли).

ІІІ.Мотивация учебной деятельности.

Так сложилось, что мы с вами в этом учебном году открыли для себя писателя-современника, имя которого – Александр Викторович Костюнин.

-Как вы думаете, с каким произведением мы будем знакомиться сегодня?

-Да. Мы сегодня убедимся в том, что карельского писателя можно назвать эссеистом.

1.Работа над темой урока.

-Работа в парах с карточками. Особенности жанра эссе.

Задание для группы №1.

. Ответьте на вопросы.

1.Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека?

2.О чём свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?

Задание для группы №2.

- Прочитайте определение жанра.

Эссе ( с французского assai - попытка, проба; от латинского exagium взвешивание, exagio взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

. Попытайтесь выделить его основные признаки.

Задание для группы №3.

-Презентация результатов работы.

(Познание действительности через самопознание – формула подобных произведений). (Слайд №10)

Что характерно для произведений А.Костюнина? (Небольшого объёма).

-А когда вы начали писать? – спросили однажды писателя. Вот как ответил А.Костюнин: «Хотя желание писать возникло у меня в студенческую пору (и что-то писал), ничего путного из-под пера не выходило.

-Чтение произведения учителем. (Тексты у всех учащихся).

- Какие цели вы поставили перед собой? (Слайд 15)

2.Развивать и обогащать свою речь.

3.Воспитывать в себе такие качества личности, как: сострадание, забота о родных и близких, уважение к старшим.

--Первая часть эссе – обращение к сыну – напоминает письмо.

--Вторая часть – размышление автора об ответственности человека за происходящее на его глазах.

*Чем короче произведение, тем больше мастерства требуется от автора.

-Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету?

- На какие качества героев обращает внимание читателя автор?

•Мы сейчас заполним таблицу. Она лежит перед вами. Читая текст, вы должны выписать слова, эпитеты, метафоры, характеризующие героев, сделать вывод о героях.

-«Дура, - в бешенстве прокричал внук

-зло схватил тяжёлый сковородник

-изо всех сил, бросил им в бабушку.

-сама доброта и труженица

-бралась за любую работу

-старалась как могла

-для неё тихая светлая радость

-открытая улыбка осветила её лицо

-излучающие доброту глаза

-тяжело поднялась с устойчивой деревянной табуретки

-нечаянно задела внука

-с плачем опустилась на табуретку

Не помня себя, ты схватил шапку, пальто и выбежал из дома.

-На душе было гадко.

-Но Тело успокаивало:

-Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются….

-Спустя много лет ты воспринял её боль как свою собственную. С тех пор эти воспоминания для твоей Души – открытая рана.

-Проверка. (Слайд 16)

-Аналитическая беседа.

- Сумел ли автор эссе познакомить нас с главными героями?

-Сделайте вывод о каждом.

- Что удивило вас в произведении – эссе А.Костюнина?

-Почему именно так сложились отношения между бабушкой и внуком?

-Что в них допустимо, а что — нет?

-У кого из вас есть бабушка или дедушка?

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил —

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-

Все чаще вспоминал меня и ждал:

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Спешите делать добрые дела!

-В каких строчках содержится главная мысль произведения А.Костюнина?

-Зачитайте. (Слайд №17)

Как поступать в подобных ситуациях впредь?

И вот детство подходит к концу.

Рефлексия. Оцените свой вклад в достижение поставленных целей урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гарифуллина И.Р.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Державинская основная

муниципального района РТ

Тип урока : изучение нового материала

Вид : урок - интерпретация

1.Способствовать развитию интереса к чтению

2.Развивать умения и навыки анализа художественного текста, работать с художественным словом в тексте, развивать образное мышление, воображение; раскрыть авторское отношение к героям и событиям

3.Способствовать воспитанию внимательного, вдумчивого читателя

1.Открыть для учащихся имя Александра Викторовича Костюнина

2.В ходе работы над рассказом донести глубокие философские мысли писателя о смысле человеческого существования; показать, что забота о других, сострадание-это непременное условие человеческой жизни

Используемые технологии : элементы технологии Е.Н.Ильина, элементы технологии творческого мышления, информационно-компьютерные технологии

Методы обучения - Методы и приемы истолкования художественного произведения (выразительное чтение, анализ эпизода, эвристическая беседа, составление кластера)

I . Вступительное слово учителя

Ребята! Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли или сняты фильмы.

Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.

II . Целеполагание

III . Слово о писателе

-Тема нашего урока: Свет души. Прочитайте эпиграф к уроку. Объясните, как вы понимаете слова эпиграфа и насколько он связан с темой урока.

-Давайте запишем тему урока и эпиграф.

IV . Восприятие текста

-Здравствуй! – сказало мое отражение.

-Здравствуй…- невольно вырвалось у меня…- Ты кто?

-Я твоя Душа. Ты сделал так, что теперь можно с тобой разговаривать. Спасибо тебе. Но я не одна.

-Не одна? А кто же еще?

-Еще твой Разум и Тело. Ты состоишь из нас. Человек имеет триединую сущность…Если хочешь, мы можем рассказать о себе.

-Конечно, хочу…

-Ну слушай. Первым появляется Тело. Его уже с первых минут принято называть человеком…Тело любит спать, просыпаться, пить, кушать. Ему нравится, чтобы его берегли, беспрерывно лелеяли и заботились о нем. К хорошему оно быстро привыкает… Вторым у тебя появился Разум, который «чужих, полезных советов не воспринимает. (Опыт не привьешь). Место, предназначенное для Души, заполняется, последним. Душа смалу способна сострадать, испытывать стыд, любить и ненавидеть… Она – совесть человеческая.

Учитель: Решили кому доверите свою дальнейшую судьбу? Почему?

Уч-ся: (ответы: Душе.)

Учитель: Посмотрим на ваши рисунки, какими вы видите Тело, Разум, Душу. Прокомментируйте ваше истолкование.

Словарная работа

Ваше толкование : Трактовка словаря Ожегова:

Тело – сосуд, оболочка Тело - организм человека; предмет

Разум – ум Разум - ум, интеллект

Душа – чувства стыда, совесть, Душа - внутренний, психический мир спокойствие, чистота человека

V . Интерпретация текста

1. Работа с текстом

Учитель: У вас у многих есть бабушки. А какие они у вас, ваши милые, добрые бабушки (ответы уч-ся)

Я с бабушкой своею

Она во всех затеях

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

2. Давайте вспомним сюжет рассказа

- Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Какова была ваша реакция? Поделитесь своими впечатлениями. (ответы уч-ся)

3. Анализ эпизода

- Опираясь на текст, дайте характеристику бабушке.

- Как автор дает нам почувствовать ее Душу? Приведите примеры.

- Объясните, почему внук стыдился своей бабушки. Только ли расплескавшееся молоко стало причиной его жестокости?

Она молилась на непонятном наречии (на языке малочисленного исчезающего карельского народа) и пела на русском языке непристойные частушки. Дети смеялись над ней, и поэтому досада внука накапливалась. А расплескавшееся молоко лишь усугубило эту ситуацию.

- Как отреагировал герой на жестокость сверстника по отношению к своей бабушке? Каково было состояние Души и Тела героя? Обратимся к тексту.

«…Не помня себя, ты схватил шапку, пальто и выбежал из дома.

На Душе было гадко. Но Тело успокаивало :

Учитель: M ы видим, что между Телом и Душой нет взаимопонимания. Совесть молчит и лишь спустя какое-то время она начинает мучить героя.

Учитель: А не заставил ли этот рассказ вспомнить то мелкое и пакостное, мимо которого вы проходили, считая, что это вас не касается?

Учитель: А если жжет огонь души, значит, совесть не дает покоя, если Душа оголяется, значит, Сострадание, Совесть излучают тепло, и вы чувствуете их жгуче-трепетное тело.

«И вот детство подходит к концу.

Объясните смысл последнего предложения.

Уч-ся: (Если между Душой и Телом нет пока взаимопонимания, то и Разум в полной мере не проявляет себя. Это мы видим на примере поступка героя.)

-Умение сострадать. В современном мире все так быстротечно, что мы забываем о простых истинах. Или сами должны пережить что-то, чтобы понять, как необходимо сострадание. Мы все люди и, конечно, совершаем ошибки. Главное признать их, повиниться. Об этом и напоминает нам Александр Костюнин.

4. Составление кластера

Вы изобразили на рисунках такие понятия как Тело, Разум, Душа, а теперь попробуем составить кластер. Какие ассоциации возникли у вас относительно понятий Души и Разума?

libking

Александр Костюнин - Земное притяжение краткое содержание

Земное притяжение - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Александр Викторович Костюнин

Свои отзывы и предложения направляйте по адресу: [email protected]

Посвящается жене и другу Галине Петровне Костюниной

«…Вот вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Не с рождения восприимчив к благодати человек. Но страдания, физические и душевные, постепенно готовят почву.

Незримый Садовник орошает её.

То сладкой патокой, то нашими слезами и кровью.

В повседневной суете, когда, как дворняга, занят погоней за собственным хвостом, некогда остановиться и задуматься. И вот однажды время будто бы замирает. Всё лишнее, второстепенное отходит на задний план. Главное выступает вперёд.

Глаза не разбегаются.

По-настоящему главного – мало.

Сами собой приходят мысли о Добре и Зле, о Любви и Ненависти, об Истине и Правде, о Жизни и Смерти. Эта способность к осмыслению формируется исподволь, а проявляется вдруг.

Словно после летаргического сна, отстранённо, с высоты, взираешь на пройденный путь. Замечаешь то, чего раньше и не видел. Впервые открывается возможность себя понять. И для этого, оказывается, не нужно ничего выдумывать.

Требуется лишь всё точно вспомнить.

Холодный сентябрьский дождь лил, не переставая, вторые сутки. Смеркалось. На улице сыро. Зябко. Одинокие прохожие бесформенными тенями проплывают за окном.

В печурке задумчиво потрескивают дрова.

Я придвинулся ближе к огню.

Хотелось побыть одному и многое осмыслить.

Мистические видения, которые возникли сегодня в тот момент, когда я печатал очередной снимок, взволновали меня.

Я помню, как появилось невольное желание оглянуться…

Нерешительным взглядом окинул комнату.

Но сильное, явное своей осязаемостью новое чувство не давало успокоиться.

Да, правильно, я как раз собирался печатать автопортрет.

Яркий луч света прошёл сквозь прозрачный негатив плёнки. И прямо под ним, на белом листе бумаги, появилось моё изображение. Поначалу оно было неясным, мало узнаваемым.

Для того, чтобы снимок реально, без искажений передал все оттенки, используют светофильтры. Всего этих стёклышек три: красное, жёлтое и синее. Мастер, пропуская через них обычный белый свет, оживляет изображение.

На первый взгляд, всё очень просто, если не задумываться…

А в действительности стоит хоть немного нарушить пропорции этих цветов – и человек на снимке выйдет совсем другим. Он будет напоминать того, настоящего, но это будет уже не он.

Осталось только навести резкость.

Границы реального стали размываться и плавно отступили куда-то в темноту. Только его глаза. (Вернее, глаза моего второго Я.) Между нами установился прямой контакт.

– Здравствуй! – сказало моё отражение.

– Здравствуй… – невольно вырвалось у меня. (Наверное, нужно было произнести что-то совсем другое… но я не нашёлся.) – Ты кто?

– Я твоя Душа. Ты сделал так, что теперь можно с тобой разговаривать. Спасибо тебе. Но я не одна.

– Не одна? А кто же ещё?!

– Ещё твой Разум и Тело. Ты состоишь из нас. Человек имеет триединую сущность. Мы для тебя, как стёклышки для твоего изображения. Красное, жёлтое и синее. На протяжении всей жизни Господь, по своему усмотрению, изменяет влияние каждого из нас на тебя. И только поэтому меняешься ты. Никак не наоборот. Однако по мере развития человек с каждым шагом приближается к Моменту Истины, когда вынужден сделать свой выбор: кому из троих отдать веру? Если хочешь, мы можем рассказать, как для принятия этого решения постепенно созревал ты.

– Ну, слушай. Только пусть расскажет лучше Разум.

– Начну с твоего детства, – произнёс Разум и повёл свой неторопливый рассказ.

Первым появляется Тело.

Его уже с первых минут принято называть человеком.

Тело чувствует себя некомфортно. Оно хочет преодолеть это неприятное состояние, но свои возможности у него не то что ограничены, – они отсутствуют. Тело поэтому, как пуповиной, связано и напрямую зависимо от внешнего мира.

На первых порах распорядок дня незатейливый. Сигнал подаст – наготово покормят и напоят. Потом Тело спит, просыпается – и всё сначала. При рождении оно сильно не умничает. Нечем.

Телу нравится, чтобы его берегли, беспрерывно лелеяли и заботились о нём. К хорошему оно быстро привыкает и подталкивает Разум, как только тот появится, добиваться очередных благ.

Таким образом, вторым у тебя появился я.

Место, предназначенное для Души, заполняется последним.

Душа смалу способна сострадать, испытывать стыд, любить и ненавидеть, овладевать искусством, воспринимать юмор и упиваться литературой.

Она – совесть человеческая.

А жизнь кипит. Ритм задают авторитет взрослых, обычаи, сложившиеся в обществе на тот момент, и неуёмные потребности Тела.

Это животная стадия развития человека.

Греховное ненасытное Тело при этом главенствует. Его поводырь, Разум, – ещё незрячий. Душа, маленькая и ранимая, страдает, но на неё никто не обращает внимания.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Земное притяжение"

Описание и краткое содержание "Земное притяжение" читать бесплатно онлайн.

В Советской России в то время атеизм уже не был государственной религией. Но, как это обычно бывает, на местах оставалось ещё много верных последователей этой веры. Директор школы была одной из них.

Думаю, лишним будет говорить, что никакие протесты родителей, никакие детские слёзы не помогли. Из школы учительницу выгнали, и она долго не могла найти работу по специальности.

Ты искренне верил в справедливость подобного подхода к жизни. Верил, в аккурат до тех пор, пока лично на себе не испытал его ущербность.

Но, думаю, Дьявол в данном случае просчитался.

В приоткрытую дверь класса было видно, как, ласково приобняв немого вихрастого мальчишку, она занималась с ним дополнительно после уроков, обучая азбуке.

Азбуке глубокой, необъятной и вечной, как мир.

Христианский подвиг…

Человек, посвятивший себя Богу, должен быть к такому подвигу всегда готов.

Сначала трогательно защемило сердце, а потом сделалось легко и свободно…

Для тебя путь к Истине
проходит через Православную веру.
Белые ночи – купель твоя.
Церковь – Родительский дом.
Там давно ждут тебя…

– Теперь решай сам – Телу, Разуму или Душе ты доверишь свою дальнейшую судьбу…

– Душа моя, веди меня…

Проповедь, воспринятая сердцем

Человек с рождения не умеет ходить. Всё больше ползком. На коленках. С чужой помощью встаёт. Смешно ковыляет, несмело передвигая ножками. Пытается при ходьбе, потеряв равновесие, найти опору: схватиться за подол, за руки, да за что придётся у самого близкого человека – мамы. Подрастая, расширяется круг общения: родственники, друзья, коллеги. И теперь в них ищешь опору.

Ещё энергичнее цепляешься руками за выступы. Пальцы в кровь. Страх в Душе. (Всегда кто-то в такую минуту подбадривал, поднимал и, поддерживая, шёл рядом.) Но слишком раздвинулись горизонты избранных целей. И даже если бы кто и хотел поддержать, да как поддержать? Как?

Начала обсыпаться под ногами земля…

Падаешь в бездну. (Сейчас, наверное, ВСЁ!) Нет…

– Попробуй, преодолей земное притяжение. Расправь крылья. Приоткрой до боли стиснутые глаза. Упасть всегда успеешь.

– Молодец! Ну а теперь – хочешь назад, к животному состоянию? Нет?! Значит, ты стал Человеком.

Никто из людей не поможет тебе лететь к избранной цели.

Теперь они только помеха.

Сила, способная поддержать твой полёт, – от Бога. Источник этой силы – Ты сам. Внутри тебя – Царство небесное.

А возлюбив – защищай!

Карелия, г. Петрозаводск, 2007 год

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Земное притяжение"

Книги похожие на "Земное притяжение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Читайте также: