Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально этическую тему 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Развить умение анализировать текст: определять тему, основную мысль, тип речи, стиль и строение текста.
2. Развить умение строить свое высказывание на данную тему, данного стиля и типа речи.
3. Развить умение применять изученные правила при орфографическом и пунктуационном анализе текста.

Задачи общего развития учащихся:

1. Развить умение работать в группе, навыки общения в группе.
2. Развить навыки мыслительной активности.
3. Развить навыки, направленные на выработку правильного понимания и решения ситуации выбора.
4. Развить навыки овладения способами познавательной и практической деятельности.
5. Развить умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность группы, класса по реализации задач урока.

Урок № 1. Мотивационное вступление.

1. Звучит музыка.

Это яркая, искрящаяся добротой и нежностью музыка.

-- Какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку?

-- Как бы вы определили тему этой музыки, о чем она?

2. Объявление учителем темы и целей урока.

-- А вот что такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Это те вопросы, над которыми я хочу, чтобы вы задумались сегодня.

А итогом ваших размышлений должно стать изложение с элементами сочинения.

Первая учебная ситуация.

Работа в группах по осмыслению своего понимания счастья.

А когда человек испытывает эти чувства?

Вот карточки, на них 10 существительных. Выберете и запишите на лучах солнышка те слова, которые, по вашему мнению, объясняют то, когда человек может быть счастливым.

Слова на карточке. Любовь, дружба, семья, труд, учеба, увлечение, богатство, слава, подвиг.

Отвечающий (один из группы):

-- Мы считаем, что человек может быть счастливым в… (записывает слова на лучах или ставит плюс, если эти слова уже записаны другой группой).

Затрудняетесь, может ответите в конце урока?

Вторая учебная ситуация.

Работа с текстом изложения.

Чтение учителем текста изложения. (См. приложение 1).

Работа в группах по осмыслению теста Л. Кассиля, определению темы, основной мысли, стиля, типа речи и строения текста изложения. (См. приложение 1).

Выступления представителей групп. Результаты вывешиваются на доску.

Учитель. Итак, позиция автора нам ясна. Её можно выразить формулой:

Счастье = отдавать + помогать + делиться радостью. (Л. Кассиль).

Но вы должны будете выразить свою позицию и прокомментировать её. Так как жизненный опыт ваш еще небольшой, я предлагаю вам поработать и с другими текстами.

Релаксация. Чтобы помочь себе переключиться, встряхнуться, поменяйте положение тела, поменяйтесь местами, пересядьте.

Третья учебная ситуация.

Работа в группах с другими текстами, отражающими проблему счастья, с целью знакомства с позициями других авторов.

Учитель. Вам нужно прочитать тексты, осмыслить их, обсудить в группах и вывести формулу счастья, которая отражена в данном отрывке.

Л. Толстой (цитата).

Ф. Дзержинский (цитата).

Выступления представителей групп.

Один читает выразительно тексты, другой – записывает формулу на доске.

Результаты работы групп:

Первая. Счастье = труд, работа.

Вторая. Счастье = богатство общения.

Третья. Счастье = благодать сочувствия.

Четвертая. Счастье = соучастье (любовь, труд).

Учитель. Выведем общую формулу.

Счастье = соучастье + сочувствие + благодать общения.

-- Совпадает ли эта формула с формулой Л. Кассиля?

Конечно, ведь трудиться – это отдавать другим, помогать. Любить – это тоже сочувствовать, жалеть, отдавать себя, помогать в беде, доставлять радость другому, испытывать благодать общения. Вспомните себя, ведь по-настоящему счастливым, когда душа крылата и готова к полету, как птица, и наполнена радостью, чувствуешь себя тогда, когда делаешь хорошее другому человеку, когда видишь сияние его счастливых, благодарных глаз. Согласны? Приведите примеры из своей жизни.

-- А теперь найдите в нашей формуле однокоренные слова и выделите корень. Какой?

Вот статья из этимологического словаря.

Счастье. Происхождение: общеслав., пятый век до нашей эры.

Хорошая доля, хорошая часть (участь).

-- Значит, человек может быть счастлив только тогда, когда ощущает себя частью какого-то сообщества людей, когда может делиться своим трудом и своим богатством души с другими.

-- Поднимите руки те, кого сегодня наша работа заставила серьезно задуматься над проблемой счастья, определить свою позицию, выразите её.

-- Может быть, кто-нибудь захочет что-то изменить в нашем солнышке или дописать?

Если богатство, то… общения.

Если слава, то… помощника людей.

Если подвиг, то… во имя людей.

-- Я очень рада, что вы достигли нашей цели – поразмышляли над таким сложным вопросом, определили свою позицию.

Теперь вернемся к тексту Л. Кассиля.

Четвертая учебная ситуация.

Работа в группах с орфографией и пунктуацией текста.

Работа на карточках. (См. приложение 3). После выполнения карточки вывешиваются на доску. Спорные случаи обсуждаются.

Учитель. Кто удовлетворен своей работой на уроке? Работой в группе?

(Возможно использование сигнальных карточек).

Урок № 2. Пятая учебная ситуация.

Самостоятельная работа над изложением с элементами сочинения.

Оформление записей в тетрадях.

Учитель предлагает план, комментирует его.

Вступление и заключение – это элементы сочинения в работе. Центральная часть – изложение.

План.

1. Счастье как состояние души человека.
2. Лев Кассиль рассуждает о счастье.
а) Счастье – это богатство?
б) Счастье – отдавать, а не брать.
3. Мое мнение о том, в чем счастье человека.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока русского языка в 11 классе

Урок рассчитан на 2 ч.

- формировать навыки культуры речи;

- проверить орфографическую и пунктуационную грамотность;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил большую часть своей жизни и окончил свои дни в Санкт-Петербурге. Родился он 15 ноября 1906 года. (В 1918 г. в России был введен новый календарный стиль и теперь день его рождения по новому стилю обозначается как 28 ноября).

Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915), затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917), заканчивал среднее образование Советской трудовой школе им. Л.Лентовской (1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук, на этнолого-лингвистическом отделении. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать древнерусскую литературу.

В 1935 г. Дмитрий Сергеевич Лихачев женился на Зинаиде Александровне Макаровой. В 1937 г. у них родились дочери-близнецы – Вера и Людмила.

В 1946 г. Он становится доцентом, а с 1951 года – профессором Ленинградского государственного университета: читает курсы по истории русского лето-писания, палеографии и истории культуры Древней Руси.

В 1953 г. ученый был избран членом-корреспондентом, а 1970 — действительным членом Академии наук СССР. Такое позднее избрание было обусловлено тем, что научные труды этого великого ученого не отражали материалистической и антирелигиозной парадигмы официальной науки. Между тем Д.С. Лихачев был избран иностранным членом и членом-корреспондентом целого ряда стран, а также почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.

В 1981 году в автомобильной катастрофе погибла его дочь Вера. Ученый много раз говорил, что ее смерть была для него самым скорбным событием в жизни.

В 1988 году в год празднования 1000-летия Крещения Руси академик Д.С. Лихачев принимал самое активное участие в торжествах, проходивших в Великом Новгороде.

В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался народным депутатом Верховного Совета СССР от Советского Фонда культуры.

В 1992 г. ученый стал председателем общественного юбилейного Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления Преподобного Сергия Радонежского.

Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева последовала 30 сентября 1999 года.

28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого ученого. 2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным объявлялся Годом Лихачева.

III . Чтение учителем текста.

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

1. Беседа по содержанию.

2. Работа над композицией и планом изложения.

3. Повторное чтение текста.

IV . Написание изложения публицистического стиля с элементами сочинения.

Задание: Озаглавить текст, при написании изложения использовать любой жанр. В заключение работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором.

Цели: формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.

III. Чтение учителем текста

1. Беседа по содержанию (если есть необходимость).

2. Работа над композицией и планом изложения.

3. Повторное чтение текста.

IV. Написание изложения публицистического стиля с элементами сочинения

Задание. Озаглавить текст, при написании изложения использовать любой жанр. В заключение работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому и хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока совершенствовать умение писать сжатое изложение; углублять творческое начало в работе над изложением с творческим заданием; проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков.

Развитие речи. Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого задания.

Цели: совершенствовать умение писать сжатое изложение; углублять творческое начало в работе над изложением с творческим заданием; проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков.

Оборудование: текст изложения, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

С помощью стрелок установите: что помогает и что мешает расцвету таланта, развитию способностей (карточки с таблицей разложены перед каждым учащимся).

отсутствие навыков работы

развитие умственных способностей

Согласитесь или опровергните это мнение.

III. Мотивация учебной деятельности

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Чтение текста изложения учителем

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучением — это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец, откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и эдак, прикидывать — может, и получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.

(С. Соловейчик)

2. Комментарий учителя

По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике. По типу речи — это рассуждение-объяснение, в котором раскрываются и оцениваются два понятия: учение с мучением и учение с увлечением. Понятия раскрываются через описание состояние человека и его оценку этого состояния, поэтому в средней, объясняющей части рассуждения можно выделить фрагменты текста, имеющие значение оценки и описания состояния человека. Состояние даётся в динамике, описывается как процесс — отсюда в нём элементы повествования (Бродишь, бродишь. Наконец откроешь. ).

Рассуждение строится по схеме: тезис — сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий. ), которое затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1. Учение с мучением — дело известное и 2. Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье. ). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов (вопросов-утверждений). В конце даётся вывод (Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.).

Схема строения текста

• Описание состояния человека (с элементами повествования)

• Описание состояния человека (с элементами повествования)

Вывод — оценка действительности

3. Повторное чтение текста учителем

4. Написание учащимися изложения с выполнением творческого задания (черновые варианты)

Творческое задание. Дайте свободный пересказ этого текста, но при этом сохраните его строение и стиль речи. Опираясь на собственный опыт учения, расскажите, какой из школьных предметов вы любите, легко усваиваете, и что вам не даётся и доставляет массу хлопот и неприятностей (можно воспользоваться и примерами, выходящими за рамки обязательных школьных занятий). Главное — опишите своё состояние, покажите, как вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое это счастье — заниматься любимым делом.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Мы живём в век научно-технической революции, в век, когда темп развития общества, его прогресс зависят от знаний. Знания нужны сейчас всем. Не имея их человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой. Сейчас все учатся. Учатся не только в школе, в лицеях, университетах, но и на курсах повышения квалификации. Наше время такое, что во всех областях деятельности надо непрерывно повышать свои знания, чтобы идти в ногу со временем.


формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников.

Задачи:

  • формировать навыки комплексного анализа текста;
  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
  • формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ЕНТ по русскому языку.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Содержимое разработки

Урок развития речи в 11 классе

формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников.

формировать навыки комплексного анализа текста;

обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ЕНТ по русскому языку.

урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Организационный момент

Мотивация и актуализация

Образование …

О чем заставляет задуматься это слово?

Какие мысли вам приходят в голову?

Поделитесь со всеми.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

М.В.Ломоносов

Откройте рабочие карты, впишите фамилию, имя, дату, напишите тему урока:

Задания к тексту в рабочей карте ученика (ответы записывают в карту).

Работа в группе и индивидуально в своих картах

1. Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одна из самых ценных вещей, которую человек может получить в своей жизни. Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны.

2. Человеческий прогресс в основном зависит от хорошо образованных людей. Мы получаем наши знания о мире и жизни посредством образования. Многие известные открытия были бы невозможны, если бы люди не были заинтересованы научиться чему-то.

Образование развивает все стороны человеческой личности, раскрывает его способности. Кроме того, оно помогает человеку понять самого себя, чтобы выбрать правильный путь в этом мире.

5. Сегодня наблюдается тенденция к стремлению овладеть различными языками. Если в 18 веке уроки французского брали для того, чтобы использовать в разговорной речи в салонах и чтобы посредством этого считать себя интеллигентом и знакомиться с литературой, то теперь современному человеку без знания чужого языка практически невозможно обойтись. В данный момент оптимальным вариантом считается понимание трёх языков: родного, английского и китайского.

Образованный человек, для того чтобы его понимали и чтобы он без труда смог донести свои суждения до окружающих людей, должен, в первую очередь, овладеть родным языком, а затем уже и другими.

6. Знание языков необходимо не только для того, чтобы уметь налаживать контакт, как с гражданами своей страны, так и с иностранцами, но и для сохранения престижа своей страны в числе ведущих стран мира. Только развитие познаний в различных сферах жизни будет способствовать полноценному продвижению и модернизации. Тот, кто владеет информацией, владеет миром, но, чтобы суметь правильно воспринять и переработать поступающие сведения, человеку необходимо образование.

7. С образованным человеком интересно разговаривать и общаться. Образованный человек коммуникабелен, у него широкий круг общения, большое количество друзей, деловых партнёров, обладает гибкостью ума, умением анализировать, стремиться к самосовершенствованию, целеустремленный. Да и по статистике выходит, что образованный человек живёт дольше.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

А) Стилистический анализ

1. Определите стиль и тип речи:

Публицистический стиль, рассуждение

2. Перечислите основные черты и языковые средства публицистического стиля

конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность

языковые средства:

книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.

3. Опираясь на текст, ответить, почему образование актуально в наш век?

_______________________________________________________________________________________

4. Пользуясь информацией из текста, заполнить таблицу (таблица у детей и на доске)

Читайте также: